I. Япония во второй половине XIX в. Продолжение модернизации страны
В современном отечественном востоковедении историю Японии с 1868 г. по 1914 г. принято называть «периодом Мэйдзи». Его условно делят на следующие политические этапы:
–от «реставрации» до окончания гражданской войны (1868-1869);
–от завершения гражданской войны до ликвидации княжеств и создания префектур (1869-1871);
–от начала движения за народные права до принятия конституции (1871-1889);
–от первых выборов до перехода к партийным кабинетам (1889-1901);
–от первого партийного кабинета до эпохи компромисса между бюрократией и Сэйюкай (1905-1914).
Во внешнеполитическом плане страна пережила период реставрации монархии и отмены неравноправных договоров (1868-1894); и период колониальной экспансии в Корее, Китае, войны с Китаем и Российской империей.
В экономическом плане страна пережила период первоначального приспособления к новым экономическим условиям (1868-1884); и период экономического роста (1885-1914)[41].
Буржуазные реформы 1871-1873 гг. открыли новую страницу в жизни японского государства. Ликвидация политической раздробленности, уничтожение крупного княжеского землевладения, упразднение сословий, легализация сделок по купле-продаже земли, поощрение предпринимательства – все это создавало условия для развития капитализма. Однако сразу же возникли противоречия. Проводимые преобразования привели к ухудшению положения самурайства, особенно средних и мелких слоев. Куда пошли обедневшие самураи? Часть их закрепилась в чиновничьем аппарате, часть осталась в армии, некоторые самураи стали «новыми помещиками». Но большинство самураев не смогли приспособиться к условиям рынка. Это была беспокойная, тщеславная «вольница», не желавшая мириться с утратой своих прав и привилегий.
В 70–е годы XIX в. на территории страны произошло несколько реакционных мятежей: самураи добивались восстановления прежних порядков, возрождения специальных привилегий, таких, как право ношения оружия и др. Всеобщая воинская повинность окончательно подорвала монополию служилого сословия на военную службу. Самураи требовали сильной (т.е. агрессивной) внешней политики. Недовольных самураев возглавил военный министр Сайго Такамори. Он постоянно напоминал правительству о том, что Япония уже может «показать себя» в Азии: на Тайване, в Корее. Чтобы избежать самурайского взрыва, правительство предприняло экспедицию на Тайвань (1874). Успех военной операции не ослабил напряженности в стране.
В 1876 г. были отменены пенсии самураям. Их заменили единовременной компенсацией в размере от 5 до 14-летней суммы прежних пожалований. В следующем году вспыхнул крупный реакционный мятеж на юге Японии в провинции Сацума. Возглавил мятежником военный министр. С большим трудом правительству удалось подавить восстание и спасти реформы. Сайго как истинный самурай покончил жизнь самоубийством. Впрочем, отношение правящих кругов к этому мятежу и самому Сайго было двойственным. Предводитель мятежников не только получил посмертное «прощение», но и был канонизирован как «идеальный» самурай. В Токио есть памятник Сайго Такамори.
Подавление самурайского мятежа укрепило позиции поборников реформ. В 80-е годы происходят серьезные сдвиги в экономике. В работах отечественных историков советского периода подчеркивалось, что Япония, как и западные страны последовательно прошла три стадии развития капитализма: мануфактурную, фабрично-заводскую и монополистическую. Причем последние две стадии – достаточно быстро. В частности, переход к фабрично-заводской стадии был осуществлен в 70-80-е годы. В этот период на смену мануфактуре приходит машинное производство. Промышленному перевороту активно способствует государство, проводя последовательную протекционистскую политику. Как же шел переход к новым формам экономики?
1. Государство на собственные средства строит образцовые фабрики и заводы. С 1863 по 1880 гг. было построено несколько десятков таких предприятий, преимущественно в легкой промышленности, в транспортной сфере (железные дороги, морские порты и т.д.). Почему именно в легкой промышленности? Для развития тяжелой индустрии Япония не обладала достаточными природными ресурсами, страна испытывала недостаток сырья. Известный канадский историк Герберт Норман в книге «Возникновение современного государства в Японии»[42] называет этот период «ранним периодом индустриализации». Таким образом, индустриализация началась с легкой промышленности и проходила по классической рыночной схеме. Индустриализация требовала значительных денежных средств. Откуда страна брала деньги на проведение реформ?
2. Новые предприятия строятся за счет налогоплательщиков, таковыми были в первую очередь крестьяне. Г. Норман приводит интересные данные по бюджету Японии. Бюджетные поступления, в основном, пополнялись за счет земельного налога. Источники доходов японского правительства выглядят следующим образом:
1875-1879 –80,5% земельный налог, 3,1% налог с предприятий;
1880-1884 –65,6% земельный налог, 4,4% налог с предприятий;
1885-1889 –69,4% земельный налог, 3,8% налог с предприятий[43].
Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что земельный налог был основной составляющей государственного бюджета. Очевидно, аграрная реформа 1871-1873 гг. осталась незавершенной, крестьянство освободилось от «феодальных» платежей, но было задавлено государственными налогами. Могло такое крестьянство быстро встать на путь капиталистического предпринимательства? Маловероятно. В таком случае не мог быстро сформироваться и внутренний рынок. Таким образом, сельское хозяйство оставалось традиционным. Налоговая политика государства привела к разорению крестьянства и дала молодой промышленности дешевую рабочую силу.
3. Дешевизна рабочей силы связана была и с тем, что на фабриках и заводах широко применялся детский и женский труд. В 80-90-е гг. в японской деревне появились вербовщики. Они заключали соглашения с родителями об «уступке» их детей фабрикантам. Дешевый труд, особенно женский и детский принимал гигантские размеры. В 1882 г. 69% японских рабочих составляли женщины и дети. В 1895 г. из 425 тысяч рабочих 250 тысяч, т.е. 60% всех занятых в промышленности составляли женщины и дети. Условия труда на первых фабриках были типичными для периода накопления капитала: никаких прав, никакого социального страхования и других западных нововведений японское общество не знало. Да и на Западе социальные гарантии для людей наемного труда появились в самом конце XIX в.
4. В 90-е годы предприятия, принадлежащие государству, были проданы за небольшую компенсацию в руки частных владельцев. Ими стали торгово-финансовые дома Мицуи, Мицубиси и др.
Так с благословения государства возникли первые монополистические объединения. Произошло слияние банковского капитала с промышленным капиталом. Можно приводить многочисленные примеры передачи госпредприятий в руки финансовых магнатов. Остановимся на одном из них. Хорошо известна в современном мире фирма Мицубиси. Она производит широчайший спектр товаров: от морских судов до швейных игл. В «смутное время» 1863-1869 гг. купеческий дом Мицубиси поддержал императора, затем нажил капитал на посреднических торговых операциях и предоставлении многочисленных ссуд правительству. В 1874 г. государство продает за бесценок компании Мицубиси 13 океанических судов, купленных за 1,5 млн долларов. В следующем году правительство продает еще 18 кораблей за 320 тысяч иен. Далее фирма действовала уже без помощи правительства. В 1885 г. Мицубиси поглотила своего основного конкурента компанию «Кёдо уню Кайся». Маркс был прав: «Система протекционизма была искусственным средством фабриковать фабрикантов…, насильственно сокращать переход от старого способа производства к современному»[44].
Процесс концентрации производства в Японии был ускорен тем, что новые крупные промышленные компании и банки развивались на базе нескольких старых торгово-купеческих домов, с их связями и положением. Особенно прочные позиции были у таких близких к правительству фирм, как Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда и др. В 1893 г. капитал японских акционерных компаний составил 108,2 млн иен, в 1896 г. он вырос почти в 2 раза и достиг 190 млн иен. Число банков выросло с 135 до 1197, а их капитал увеличился с 62,9 млн иен до 211 млн иен.
К началу XX в. Япония стала великой державой Азии. И хотя она отставала от таких стран, как Германия и США, однако в Дальневосточном регионе ей не было равных.
Таким образом, превращение Японии в централизованное современное государство происходило достаточно быстро. Об этом свидетельствует и рост политической активности в стране. Новые социальные группы в лице крупной и средней буржуазии и так называемых «новых помещиков» были недовольны засильем в правительстве представителей двух княжеских домов Сацума и Тёсю. Не случайно, период с 1868 г. стали называть «сёгунатом Сацума». Даже государственный флаг Японии – красный круг на белом фоне – это родовой знак дома Сацума. Рост оппозиционного движения привел к созданию первых в Японии политических партий.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1485;