СТРАТИФИКАЦИЯ И КУЛЬТУРА

Ученые давно обнаружили тесную взаимосвязь, существующую между социальным положением человека и его культурой, будь то манера говорить, одеваться или проводить досуг. Высшие классы больше увлекаются элитар­ной культурой, а низшие — массовой. Женщины и мужчины предпочитают разные виды досуга. Хотя различие между двумя полами относится не к стра­тификации, а к социальной дифференциации, само понятие стратификации в связи с культурой следует понимать много шире — как различие форм культуры в зависимости от занимаемого статуса. Именно социальный ста­тус задает направленность культурных интересов личности, стиль ее досу­га, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов пре­стижности, представлений о собственном достоинстве, общемировоззрен­ческих установок и т.д.

Социальная стратификация и классовая позиция индивида определяются по совокупности таких показателей, как доход, престиж, профессия и об­разование. Досуговая активность может коррелировать с одним-тремя по­казателями, но редко — со всеми четырьмя. К примеру, приобщенность к высокой культуре сильнее коррелирует с образованием, нежели с доходом. Университетский профессор ведет возвышенный образ жизни и приобщен к высокой культуре. Хотя по уровню образования и престижу профессии его можно отнести к высшему классу, но по размерам дохода он попадает в сред­ний. Куда его относить в конечном итоге — к высшему или среднему клас­су, — зависит от того, по каким параметрам мы определяем социальный класс прежде всего. Замечено, что люди, приобщенные к классической му­зыке и театру, редко попадаются в среде богатого класса, если не брать са-

мых интеллектуальных его представителей, невозможность учас1ьиьа1ь и высокой культуре люди часто объясняют нехваткой денег, хотя на самом деле их выбор основывается не только на доходе, но также на вкусах и предпоч­тениях: билет на престижный футбольный матч стоит дороже, чем билет в музей или театр.

Патрик Вест28 в 1976 г. выделил следующие типы культурной стратифи­кациии статусных предпочтений:

Статусная диффузия— формы досуга и потребления из одной страты, как правило высшей, перенимаются другими как средство повысить свой соб­ственный статус.

Статусное отдаление— отказ выс­ших страт от тех символов, которые прежде принадлежали исключительно им, потому что теперь ими пользуют­ся все.

Статусное разъединение— разрыв тес­ной связи, некогда существовавшей между социальным положением инди­вида (статусом) и формой проведения досуга (примером служитрыбная ловля). Межстатусные групповые барьеры— давление группы на своих членов с це­лью не допустить проникновения сво­их символов и ценностей в чужие груп­ пы и чужих ценностей в свою группу. Примером барьера служит запрет священнослужителям заниматься многими видами светского досуга как гре­ховным делом, существование закрытых групп, особенно тайных и религи­озных сект, подпольных и террористических организаций, масонских лож, которые запрещают разглашать тайные ритуалы, обеты, формулы клятвы, знаки отличий и пр. непосвященным.

Исследования показывают, что высшие страты ведут более богатую и разнообразную жизнь во время досуга, чем низшие страты, виды досуговой активности среди богатых получают популярность не обязательно потому, что требуют дорогой экипировки, например, у них популярны гольф и тен­нис, хотя увлечение мотоциклетными гонками, распространенное в низших стратах, являются более дорогим увлечением29.

В современном обществе, как отмечают социологи, то, что на досуге де­лает человек, меньше зависит от его статуса и социального положения, не­жели от его личных пристрастий, склонностей и увлечений. Тем не менее связь между социальным статусом и способом проведения досуга все еще дает себя знать. К примеру, низший класс проводит больше времени за кар­тами и распитием спиртного, чем высший, черные американцы меньше за­нимаются водным спортом и лыжами, чем белые, молодежь, в сравнении с пожилыми, предпочитает подвижные формы отдыха.

2S West P. С. Status group processes, leisure behavior and regional recreation demand projections: a sociological

approach N.Y., 1976. 29 Kando Th. M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis, 1980. C. 69.

стратификация затронула отношения между полами. К примеру, в му­сульманских странах мужчинам разрешается ходить по улице с открытым лицом, а замужней женщине нет (хотя девочки могут не носить чадру) — ее статус изменился. В традиционном обществе мужчины и женщины от­дыхали порознь, совместный досуг — достижение современного обще­ства. До сих пор в итальянских или греческих деревушках мужчины про­водят вечер в кафе или на углу улицы, а женщины — дома или в гостях у соседки.

Раньше богач ехал на лошади, а бедняк — на осле. Сегодня оба имеют ав­томобили: богач разъезжает на «Мерседесе», а бедняк — на «Шевроле». Оба они играют в гольф, хотя богач занимается им в престижном частном клу­бе, а бедняк — на дешевой общественной площадке. Таким образом, обще­ство становится все более однородным по формам проведения досуга, дос­тупного всем классам, чем раньше. Но это лишь в тенденции. Тем не менее, полагает Томас Кэндо, наше общество все еще сильно стратифицировано. Богач занимается другим по качеству гольфом, нежели бедняк. Хотя одни и те же развлечения и формы досуга доступны всем слоям общества, огром­ное значение имеет то, на каком месте — в партере или на галерке — вы си­дите в оперном театре30.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 788;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.