КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Между культурами существует много схожего, но в то же время наблю­дается большое количество различий в том, как люди одеваются, трудятся, разговаривают, отдыхают, шутят, воспринимают и оценивают окружающих людей, природу и общество. Культурные различия нашли свое отражение в разных стилях одежды, прически, росписи, ковки металла, вышивания;

в этикете, кухне, присказках, поговорках и пословицах. В том числе и в при­ветствиях, которыми обмениваются люди. В западной культуре мы привык­ли пожимать другому человеку руку при встрече, и рукопожатие стало для многих из нас ритуальным и автоматическим действием. Однако предста­вители других культур приветствуют людей по-разному. Например, в неко­торых культурах люди приветствуют друг друга легким наклоном головы. В других культурах этот наклон сопровождается сложением перед собой рук наподобие молитвы. В каких-то культурах практикуется поклон в пояс с опусканием лица так, что его становится не видно. В некоторых культурах

ограничиваются быстрым взглядом и подъемом бровей.

Национальные особенности прояв­ляются и в правилах вежливости. Евро­пейцы, здороваясь, протягивают для пожатия руку, чего не делают китайцы, японцы и индийцы. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит «целую руку», а поляк на самом деле целует ей руку. Англичанин начинают письмо словами «дорогой сэр», даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костел или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покры­вает голову. В Европе цвет траура — черный, а в Китае — белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты). Индийца, наверное, удивляет, если жена европейца назовет своего мужа по имени в присутствии его матери, а у народности ашанти в Гане зять не имеет права разговаривать с тещей. Если европеец попадет на обед к вож­дю папуасов и его угостят косточкой дичи, то он должен, наполовину обгло­дав ее, передать вождю. Таков знак высокого уважения к хозяину. Гость как бы показывает, что он — его друг, с которым надо делиться едой. Разумеется, для европейцев такой обычай показался бы унизительным.

Культура проявляет себя в повседневном поведении, но таком, которое считается естественным, привычным, совершается как бы автоматически. Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом, когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Все это естественное поведение. Правда, японец за едой приседает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладываясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южноамериканский индеец вообще спит в гамаке. И такое поведение для всех них вполне естественно. Потребности в пище и сне — биологические потребности. По своему содер­жанию они универсальны, едины у всех народов. Однако формы их прояв­ления многообразны. Удовлетворение биологических потребностей за по­следние тысячи лет обрело социокультурные формы. Правда, несколько миллионов лет до этого, когда шла биологическая эволюция человеческого рода, когда человек еще мало чем отличался от обезьяны, формы удовлет­ворения потребностей были скорее всего одинаковыми.

Европейцу трудно без привычки сидеть, скрестив ноги по-индийски, или на корточках по-японски. В Японии же с трудом привился европейский обычай сидеть на стуле. Англичане и французы дивятся привычке южно-

африканских зулу отдыхать, стоя на одной ноге. Долгое привыкание к оп­ределенному образу жизни затрудняет такой переход. Привычный образ жизни становится традицией, а из традиций и обычаев складывается куль­тура народа, ее своеобразие.

Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биоло­гических потребностей и естественных привычках поведения. Труд и хозяй­ство — вне биологии. Они — часть культуры. Однако в том, как люди рабо­тают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, тоже сказы­ваются традиции и культурное своеобразие. Ирландский и французский кузнецы придавали в старину разную форму самому обыкновенному топо­ру. Даже лопата у разных народов имеет несхожие формы. Они несут на себе этнические характеристики народа. Русские крестьяне в прошлом строили срубные дома из дерева даже в тех районах, где нет леса, например, пересе­ляясь в Узбекистан или Казахстан. На юге Украины русские переселенцы под влиянием украинцев с огромным трудом и далеко не сразу перешли на новый строительный материал — глину.

Этнографы давно подметили любопытный факт: народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к другу. Если первые строят каменные од­ноэтажные дома, вторые —двухэтажные, а третьи —деревянные дома. Рань­ше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно опреде­лить, из какой местности происходит человек. По одежде русской кресть­янки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.

Культурные различия нашли свое отражение в этикете

Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы.

русский студень — специально охлаждаемое блюдо — становится на Кавказе горячим блюдом хаши. Во Франции чай пьют редко, англичане же употреб­ляют его с молоком. В Европе кофе пьют больше, чем в России.

В разных культурах различаются даже представления о расстоянии, на котором следует вести беседу. Североамериканец не любит, чтобы до него дотрагивались, и отступает назад как раз тогда, когда латиноамериканцы сочтут, будто подошли достаточно близко, чтобы заговорить. Для канадца удобное расстояние при разговоре — 75 см, а для аргентинца это слишком далеко. Поэтому последний считает, что американец, с которым он разго­варивает, держится холодно и отчуж­денно. Таковы этические критерии общения. Не в меньшей степени раз­личаются эстетические нормы, пред­ставления о прекрасном. Древним сар­матам не нравилась естественная фор­ма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не оста­валось вертикального лба: профиль оказывается чуть ли не горизонталь­ным. У инков же голова делилась как бы на две части, связанные перемыч­кой: они перетягивали череп младенца специальной повязкой. В Африке со­хранился еще обычай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали при­плюснутым, а во Франции XVI в. было популярным вытягивание носов.

Длинные ногти на пальцах сегод­ня — признак молодежной моды, а в древности они свидетельствовали, что их обладатель не занимается физичес­ким трудом. Раньше в Китае занимались искусственным отращиванием ногтей, которые служили признаком благородного происхождения. У мно­гих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, уклады­вая ребенка спать, старались — для роста шеи — расположить голову ниже плеч, а негры добивались того же эффекта с помощью специальных колец. Прямые ноги почитаются за образец не только у европейцев, а вот кочевники любят кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. Напротив, древ­ние греки специально выпрямляли ноги. У китайцев этнографы обнаружи­ли обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не росли длиннее 8—10 см. У древних майя новорожденной дочери на несколько дней ко лбу и затылку привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плос­ким, отступающим назад, а к ее волосом на уровне глаз подвешивался ша­рик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы здесь стандарты пре­красного.

Итак, культура — это фабрика, на которой биологические потребности и инстинкты — своеобразные полуфабрикаты — перерабатываются в соци-

ЗБ

ально обусловленные традиции и обычаи. Власть бессознательных стихий кончается там, где начинается культура. Любой человек обладает потребно­стями есть, спать и быть здоровым, продолжать свой род. Но они существу­ют и у животных, составляя суть Первой Природы, и считаются универсаль­ными для всех живых существ. Потому их называют витальными. Только у человека они радикально изменяются, и не только по форме. Так возника­ет Вторая Природа — культура. Как-то Маркс написал следующие строки: «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поеда­емым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором про­глатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».

Природа начинается с приспособления, а культура — с преобразования мира. Она удовлетворяет и те потребности, каких нет ни у одного животного, например, в познании мира или эстетическом восприятии действительности. Еще одно отличие — социальные нормы. Культура обеспечивает присущие только человеку средства коммуникации. Общество возможно только при соблюдении людьми определенных правил поведения и быта. Культура отве­чает за регулирование человеческих взаимоотношений. Чуть ли не самым ярким доказательством способностей культуры трансформировать все, что по­падается на ее пути, является любовь. У животных нет любви.

К сожалению, культурные различия очень часто приводят людей, а то и целые страны к непониманию друг друга, враждебности, предвзятости, на­силию и войнам, а в межличностном общении и в школьной среде — к дра­кам, наклеиванию оскорбительных ярлыков, превращению «инаковых» людей в козлов отпущения или социальных изгоев.

Многокультурное образование — это способ противостояния культурно­му расизму, предубеждениям, ксенофобии, ненависти, предвзятости, дис­криминации, сегрегации, этноцентризму, классизму (дискриминации, ос­нованной на экономических различиях), лингвисизму (дискриминации, ос­нованной на языковых и речевых особенностях), сексизму (дискриминации, основанной на родополовых различиях)27.

КУЛЬТУРА И ЭТНОС

Цивилизацию составляют различные культуры, а человечество состоит из народов. Носителем культуры выступает народ (этнографы называют его этносом), а не личность. Поэтому часто говорят: один народ — одна куль­тура. Хотя при ближайшем рассмотрении единая культура распадается на множество субкультур, в общем и целом подобная формула верна.

Итак, человечество состоит из народов, или этносов: русские и японцы, кубинцы и египтяне, цыгане и индийцы и т.д. В этническом отношении человечество так богато, что никто не знает точного числа составляющих его наций, народностей и племен. Известно только, что их многие тысячи. Но что объединяет людей в единый этнос? Иначе говоря, какие черты должны быть общими у людей, составляющих один народ? Среди главных черт уче­ные называют общий язык и общую территорию, единство хозяйственной жизни, единую культуру и особый национальный характер.

27 Дмитриев Г. Что такое многокультурное образование? (www.ug.ru).

ЭТНОС (от греч. ethnos — племя, народ) — собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, обра­зующих племя, народность или нацию.

С первым признаком дело обстоит не совсем ясно. Жители Британии, США, Австралии, Канады и некоторых других регионов общаются между собой на английском языке. Можно ли их считать одной нацией или одним народом? В то же самое время группы мордовского населения, говорящие на разных языках (мошканском, эрзя и русском), составляют единый народ.

Тем не менее язык — ведущий отличительный признак нации и народа. Но известно и другое: народ формируется на определенной территории. Правда, земли, занимаемые тем или иным народом, с течением времени то расширяются, то сужаются. Русский народ ныне населяет территорию го­раздо большую, чем 400—500 лет назад. На протяжении своей истории не­которые народы даже меняют территорию. Венгры за последние 1,5 тыс. лет сменили от 3 до 5 мест проживания.

Не менее зыбким критерием является общность культуры и быта. Каре­лы и русские строят одинаковые дома, носят одинаковую одежду и обраба­тывают землю одними и геми же орудиями. Но это разные народы. Для оп­ределения народа, или этноса, надо учитывать совокупность признаков.

Народ — главная форма этнических общностей. Внутри него выделяют­ся этнические группы, различающиеся особенностями в языке, одежде, жи­лище, семейном укладе. Например, поморы, живущие на берегах Белого моря, и донские казаки, населяющие район Дона, а также уральские каза­ки, являются русскими. Тем не менее они осознают себя и ведут как особая этническая группа. Ученые называют подобные группы субэтносами: их члены сами видят свои отличия, помнят о них, имеют собственное имя. Но бывает, что этнографы отчетливо видят особенности группы, а сама она их не осознает. Подобные группы принято называть этнографическими.

Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Из двух важнейших признаков этноса — быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью — первый целиком биологический, а второй биосоциальный. У этноса двойственная природа — биологическая и соци­альная.

Людей объединяет в единый этнический организм, скажем нацию, древ­нее происхождение от общего предка, но также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора — общность территории и общность языка.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Напри­мер, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д.

Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут пе­реселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы форми­руют общий язык и культуру.Со временем язык обогащается новыми сло­вами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. За что бо­рются малые народы? За свою территорию, т.е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили.

Большинство этносов проживают компактно на определенной террито­рии, название которой, кстати, нередко совпадает с названием этноса. Дей­ствительно, французы проживают во Франции, испанцы — в Испании, ан­гличане — в Англии.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый на­род имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от дру­гого народа.

У некоторых этносов долгое проживание на одной территории отклады­вает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйствен­ный уклад, манеру общения. Кстати сказать, таких народов большинство. А некоторые чуть ли не всю жизнь бро­дили по земному шару, например цыга­не. Общаясь с самыми разными народа­ми, цыгане тем не менее сохранили са­мобытность, и их легко отличить от других этносов.

Видимо, не меньшую роль играет еще один признак общего — не терри­тория или язык, а этническое самосозна­ние. Надо чувствовать свою принадлеж­ность к своему народу и его историчес­кой судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыга­не, где бы они ни скитались, носили с собой свои традиции. А русские часто легко усваивали чужое: в Америке ста­новясь американцами, а в Германии — немцами. К счастью, не все. Но десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли тра­диции, или с трудом удерживают их, передавая детям, которые и по-русски не могут сказать ни слова. Этническое сознание иначе можно назвать духов­ным отождествлением человека со своим народом.

Духовное отождествление сильнее территориального или языкового при­знака. Те же русские, осевшие 30-50 лет назад во Франции или в Америке, почти забывшие свой язык, часто с гордостью именуют себя русскими. Они остались русскими по крови и по духу. Они чувствуют духовное родство с великой нацией, хотя прошли целые десятилетия. Но они и сами являлись духовными лидерами нации, чувствуя за нее историческую и культурную ответственность. Речь идет, конечно же, о русском дворянстве и интелли­генции.

А другие русские, эмигрировавшие только что или в последнее десяти­летие, когда на их этнической родине стало чуть похуже, чем всегда, первым делом отмежевались от России духовно. Если человек пренебрежительно или высокомерно относится к своему народу, знайте, духовно он не с ним. В ду­ховном смысле он уже потерял родину, хотя территориально проживает в России и говорит на родном языке.

Таким образом, для того чтобы мы называли ту или иную группу людей этносом, необходимо выполнение следующих условий:

♦ кровное родство — единство происхождения от общего предка;

♦ устойчивая межпоколенная преемственность;

♦ единство территории;

♦ единство языка;

♦ общность исторической судьбы;

♦ общая культура и традиции;

♦ общее самосознание (этническая идентификация).

Эти признаки правильно будет именовать этнообразующими факторам!

Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков.

Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т.е. там, где он сформировался как единый этнос {страна происхо­ждения), либо в другой стране, куда он целиком и полностью мигрирова! впоследствии, уже сформировавшись в единую общность, которая стала его второй родиной, т.е. исторической родиной, или куда мигрировала только его часть. Нас будут интересовать два последних случая.

Историческая трансформация бунтарского этноса


Миграция, или откочевывание со своей исторической родины послужи ло основой формирования, например, современного болгарского этноса Сегодня в Болгарии проживает почти 8 млн человек, называющих себя бол­гарами. Но много веков назад они назывались булгарами и составляли тюр коязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., откуда их вытесни* другое тюркоязычное племя — хазары.

Кочевая булгарская орда распалась на несколько потоков, один из кото­рых достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в VI в. Тюрко-язычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славяно­тюркское государство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате вза­имодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славян­ский язык, стал формироваться теперь уже славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный эт­нос стал славянским этносом.

Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еше одна Болгария (Булгария) — Волжско-Кам-ская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники сли­лись с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формировании совре­менных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов. В X—XIV вв. они создали мощное государство — самое сильное в Среднем и Нижнем По­волжье. Оно торговало с Арабским халифатом, Византией, восточными сла­вянами. Булгария даже соперничала с Киевской Русью, но, как и последняя, была покорена монголо-татарами. Еще в X в. молодое государство попало в зависимость от могущественного Хазарского каганата. Для укрепления сво­его положения булгарский царь Альмас обратился за поддержкой к Араб­скому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве госу­дарственной религии.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре му­сульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы и медресе. Археологические находки предме­тов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамот­ности среди булгарского населения. В Булгарии появляются собственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В XIV—XV вв., по мере ослабления Золотой Орды, усиливается военное давление Руси. Русские занимают булгарский престол, а подчиняются Москве. Самостоятельность сохранили только северные территории, на основе которых сформировалось новое государство — Казанское ханство и новый этнос — казанские татары.

Такова историческая судьба некогда единого этноса, одна половина ко­торого превратилась в проводника и защитника православия (именно в ев­ропейской Болгарии была создана славянская письменность Кириллом и Мефодием), а другая — в проводника ислама на территории славянского государства Руси.

На примере болгарского этноса можно проследить важную особенность расселения этносов — их рассеяние по территориям других государств. Из общей численности болгар 8,45 млн человек — 7,8 млн проживает в совре­менной Болгарии, 234 тыс. — на Украине, 88 тыс. — в Молдавии, 32,8тыс. — в России. Они образуют диаспоры.

Диаспора (от греч. diaspora — рассеяние) — пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угро­зы геноцида и иных социальных факторов.

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает рус­ский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исто-

рической родины — России. Зато русские добровольно и большими парти­ями покидали ее начиная с XVII в. Сегодня в дальнем зарубежье насчиты­вается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше или существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии. Диаспора — это часто начало формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этно­са, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части эт­носа или за пределами одноименного государства. Национальные меньшин­ства также именуют этническими меньшинствами.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть стра­на, именуемая Грецией), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т.д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане их доля не так уж и мала, в самом начале она составляла 37% и пре­вышала долю казахов. Поэтому для такого случая был специально изобретен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступав­шие русским, были признаны титульным этносом,т.е. такой этнической груп­пой, название которой совпадает с названием государства, а русские — нет.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1979;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.025 сек.