КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
Родоначальник европейской этнографии Э. Тэйлор подходил к культуре как заправский хирург — он препарировал ее органы, разлагая их на составные элементы и комплексы элементов. Культура — это совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т.д. Элементы культуры для него — это одновременно отдельные категории материаль-
13 Clarke J.J. On the unity and diversity of cultures // American Anthropologist. 1970. Vol. 72. P. 545-554.
ной культуры (орудия труда, копья, лук и стрелы, ткани), или явления духовной культуры (мифы, жертвоприношения, ритуалы). Все явления культуры Тайлор уподоблял «видам растений и животных, изучаемых натуралистами». По его мнению, «история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных». Его приемы естественно-научного изучения явление культуры, поиска их общих черт впоследствии получили название типологического сравнения и стали составное частью сравнительно-историческогс метода.
Элементом культуры может быт! плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во второе случае говорят о культурном комплексе Культурный комплекс — совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных Примером служит спортивная игра, е частности, футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идеи введения званий и титулов, наследования имущества или обряда инициации. Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.
Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т.д.
В отношении приемлемости понятия «культурной комплекс» в науке продолжаются дискуссии. У него есть как сторонники, так и противники. Одна часть исследователей, как, например, Роберт Тайлор14, не возражают против того, чтобы представлять культуру как совокупность комплексов (sets), которые называются культурными чертами (traits). Культурные черты, или элементы, подобно статусным ячейкам в социальной структуре об-
14 Taylor R.B. Cultural Ways: A Concise Introduction to Cultural Anthropology. Waveland Press, Inc., 1988.
щества (если проводить аналогию с предложенной в «Фундаментальной социологии» моделью), функционально связаны между собой и потому составляют единое целое. При этом связи между элементами могут осознаваться людьми, а могут и не осознаваться — от этого они не перестанут существовать. Правда, культурные черты имеют особую природу, весьма отличающую их от природы статусов в социальной структуре.
Дело в том, что культурные черты суть не что иное как культурные обычаи, в основе которых лежат человеческие привычки. Все, что мы совершаем в повседневной жизни, происходит только привычным образом, автоматически, помимо нашего сознания. Даже изобретая новую теорию или придумывая оригинальное произведение, мы по ходу дела постоянно опираемся на привычные ходы мысли или привычные чувства, появившиеся в нас когда-то раньше, отложившиеся в нашей памяти и бессознательном. Иначе и быть не может, иначе невозможно построить культуру.
Внутри любой культуры элементы-обычаи связываются друг с другом в целые комплексы, которые, в свою очередь, находятся друг с другом во взаимосвязи, формируют целостную культуру. Культурные элементы функционально связаны в том смысле, что множественность членов общества учитывается в умах как связь, независимо от того, сознают они это или нет. Функциональную взаимосвязь обеспечивает им принадлежность к одной и той же культурной теме, например, стадиону, одежде великосветской дамы, рыцарским доспехам или современному музею.
Культурная тема объединяет под своим крылом ряд родственных элементов-обычаев (при этом обычай понимается в широком смысле, поскольку любой материальный артефакт, скажем стол, может также считаться обычаем, ибо он создан на основе общепринятых требований и норм), образующих в совокупности некий культурный комплекс — тот же стадион или музей. В традиционной культуре таких тематических образований меньше, в современной — больше, но и профессий в доиндустриальном обществе было немного, а в постиндустриальном их насчитывается десятки тысяч.
С точки зрения статики, общество и культура имеют определенную структуру, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных позиций. Только в обществе и культуре позиции обозначены по-разному.
Общество, описанное через его социальную структуру, предстает взаимосвязанной совокупностью статусов (рис. 1), а культура, описанная через ее структуру, предстает как взаимосвязанная совокупность артефактов (рис. 2).
Рис. 1. Социальная структура общества Рис. 2. Структура культуры
Некоторые культурологи предлагают отказаться от понятия культурного комплекса, в частности, классик современной культурной антропологии американец Лесли Уайт(1900-1975), и считают возможным выделять следующие структурные элементы культуры. Культура — это внутренне орга-
низованная система явлений, которые целиком зависят от символов. При этом явления подразделяются на:
♦ действия (поведенческие схемы);
♦ объекты (орудия и предметы, созданные ими);
♦ идеи (верования, знания);
♦ чувства (установки, ценностные ориентации).
Такой схемой вполне можно руководствоваться в социологическом исследовании. Она не противоречит общепринятой точке зрения, а скорее ее дополняет. Поэтому в дальнейших рассуждениях мы будем оперировать той
и другой.
В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Поскольку культурный комплекс есть функционально взаимосвязанная со вокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным культурным комплексом — культурное наследие.
КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ
Культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры, или национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными или с рамками данного общества.
Культурный ареал — это географический регион, включающий ряд обществ (соседних стран или племен), наделенных одними и теми же либо сходными чертами, или разделяющих доминирующую культурную ориентацию (например, скотоводство — отличительный признак обществ восточно-африканского культурного ареала). Таким образом, по своим размерам культурный ареал превышает любую страну, даже самую крупную, существующую на планете.
Так, СССР состоял из более чем 120 национальностей и десятков локальных культур. Его можно было считать своего рода культурным мегаареалом. Но советские социологи, разрабатывавшие в 1970—1980-е гг. концепцию единого советского народа, считали, что представители очень разных этносов, скажем, украинцы, литовцы, киргизы и эвенки, в течение нескольких десятилетий проживая на одной территории, при одном и том же общественном строе, общем политическом режиме, связанные многочисленными хозяйственными и культурными связями, неизбежно приобретают общие черты, которые перевешивают их различия.
Точно так же США, являясь крупной державой (площадь 9,36 млн кв. км), тем не менее входят в более крупное образование — культурный ареал англо-саксонской культуры, а та, в свою очередь, принадлежит к европейской цивилизации.
Культурный ареал (.culture area) — регион мира, который населяют люди с общими чертами культуры. Для его определения ученые выделяют одну
культурную черту, например рисоводство, или несколько, которые функционально связаны между собой, образуя так называемый культурный комплекс. Антропологи выявляют места, где эти черты и элементы существуют в наиболее концентрированном виде, наносят эти районы на географическую карту и называют такое место культурным ареалом.
Поступая таким образом, исследователям удается ответить на ряд важных вопросов: когда и как появилась данная культурная черта, каким образом нововведение распространялось в другие ареалы; почему людей объединяет именно эта черта и какую функцию в адаптации к внешним условиям она выполняет; какова роль внешних условий, в том числе географического расположения и климата, в появлении такой особенности; как она исторически эволюционировала и какие формы принимала; почему именно этот набор культурных черт образует культурный комплекс и где он может существовать еще.
Истоки концепции культурных ареалов восходят к воззрениям европейских и американских культурологов (культурных антропологов), в частности к диффузионной теории культурных кругов Ф. Ратцеля (1844—1904). В дальнейшем его идеи получили развитие у других немецких этнографов, а именно Лео Фро-бениуса (1873-1938) и Фрица Гребнера (1877—1934). Сходные идеи развивал французский географ Поль Видал де ла Блаш (1845-1918), сводивший культуру к образу жизни (genre de vie), который он понимал как структурированную совокупность жизненных характеристик, отражающих одну культуру.
В 1917 г. американский антрополог Кларк Уисслер(1870— 1947) эмпирически применил понятие культурного ареала для изучения индейцев Америки. Ученик и последователь знаменитого антрополога Ф. Боаса и сотрудник Антропологического отдела Музея естественной истории в Нью-Йорке, стал известен своими ранними работами о декоративном искусстве племен сиу (1904), о материальной культуре племени черноногих (1910), об их социальном строе (1911), по социальной антропологии и др.15 Работы К. Уисслера признаны фундаментальными также и в области культурной экологии. Он показал разнообразие традиций и материальной культуры американских индейцев в зависимости от региона. Полевые исследования Уисслер проводил среди племен североамериканских Великих равнин, где ему удалось собрать бесценный материал о культурных ценностях, мифах и сказках, материальной культуре и социальной организации индейцев. Ему удалось найти документальные свидетельства распространения верховой езды, заметить и описать трансформацию некоторых культурных элементов региона как результат знакомства с лошадью.
Изучая культуру в рамках отдельного региона или племени, Уисслер пытался фиксировать распространение культурных черт и взаимодействие культур с природной средой. С этой целью он прибегал к понятиям культурной диффузии и адаптации. Он сделал вывод об одинаковом возрасте культурных элементов, происходящих из одной территории, и обнаружил распростране-
15 Wissler С. American Indian: an Introduction to the Anthropology of the New World. N.Y., 1917; Idem. An Introduction to Social Anthropology. N.Y., 1929; Idem. Indian Costumes in the United States. N.Y., 1946; Idem. Indians of the United States: Four Centuries of their History and Culture. N.Y., 1949.
nni, jjMtniuo i^^jiDi^jjbi расходящимися кругами, эмпирические факты доказывали, что чем дальше от центра найден элемент (чем шире круг), тем больше возраст его существования. Эта концепция стимулировала составление систематических описаний распространения культурных черт.
В своем главном сочинении «Американский индеец»16 он дает сжатое изложение важнейших данных этнографии коренного населения Америки, характеризуя его хозяйственный и социальный уклад, религию, мифологию и искусство. У обследованных им индейских племен он тщательно регистрирует географическое распределение каждой культурной черты и культурного артефакта: способ производства, транспортные средства, изготовление одежды, виды ремесла и культовые практики. Он сопоставляет получающиеся «культурные ареалы» с географическим распространением археологических культур (они частично совпадают, частично нет), их расширение и сужение, колебания численности населения. Сравнив данные за разные годы, Уисслер обнаружил, что в 1910 г. насчитывалось 62,9% чистокровных коман-чей, а к 1931 г. их осталось не более 10%. Культурные ареалы, в свою очередь, были сведены в крупные «пищевые области»: северного оленя-карибу, лосося, бизона, маиса, маниоки, интенсивного земледелия и пр. У индейцев были «города мертвых», подобно скифским, где хранились останки особенно знаменитых воинов17.
Фрагмент карты культурных ареалов индейцев Северной Америки К. Уисслера. Источник: Three Maps of Indian Country. United States Bureau of Indian Affairs. Lawrence, Kansas, 1948
16 WsslerC. The American Indian. N.Y., 1917.
17 См.: Woods С A Criticism of Wissler's North American Culture Areas//American Anthropologist. New Ser
1934, Vol. 36. № 4; Murdock G. Clark Wissler. 1870-1947// Ibid. 1948. Vol. 50. № 2; KmeberA.L. The Cultural
Area and Age Area Concepts of Clark Wissler // Methods in Social Science. A. Rice Stuart (ed.) Chicago, 1931.
R 248-265; MocmoeaJl.A. Уисслер Кларк// Культурология. XX век. Словарь. СПб, 1997.
Интересна попытка Уисслера картографировать распространение целого ряда культурных явлений: гончарство, ткачество, типы обуви, пластика, ареалы маиса и маниоки, материнский и отцовский род18. К. Уисслер высоко оценивал роль женщины в становлении аборигенной культуры. Ученый писал: «Мы знаем, что индейская женщина сделала для процветания своего народа не меньше, чем мужчина. Она была выносливым работником, хорошим мастером, квалифицированным ремесленником, незаурядным художником, до некоторой степени архитектором, земледельцем, путешественником, рыболовом, охотником, врачом, проповедником, а при нужде и вождем»19. Одна из заслуг женщин заключается в том, что индейцы были очень чистоплотны, регулярно мылись в банях. Они считали, что бледнолицые заражают воздух и распространяют болезни.
В середине XX в. географ Карл Сауер (1889-1975) реанимировал забытое на некоторое время понятие культурного ареала. Новый этап в развитии идей принадлежит ему и его коллегам по университету в Беркли Альфреду Креберу и Роберту Лоуи. Теорию культурного ареала особенно подробно разработал американский антрополог Альфред Луис Кребер(1876-1960). Основные взгляды на культуру изложены в его «Антропологии» (1923). Вслед за Ф. Боасом он отказался от идей эволюционизма, т.е. признания универсального для всех стран культурного прогресса, и от принципов функционализма. За единицу отсчета взят «культурный ареал» — четко определенный географический район, который выделялся сходством значительного числа культурных черт. Внутри него выделялся «культурный центр» — область наибольшей концентрации культурных черт, а также «культурные границы» — места пересечения данной культуры с другими, где постепенно ослабевают признаки собственной культуры и нарастают заимствования из соседних ареалов. Развитие культуры складывается из внутренних инноваций и внешних заимствований. Те и другие могут действовать двояко: либо тормозить, либо ускорять развитие. Неудачное нововведение, как и неудачное заимствование, замедляет культурный рост. И наоборот. К неудачным относится то, что противоречит сложившимся традициям. Народы, накопившие наибольшее число удачных инноваций и заимствований, оказываются сильнее конкурентов. Сильные культуры легко переживают глубокие кризисы и имеют несколько пиков развития (у Китая и Индии их было 2, у Англии — 3, у Германии и Японии — 4).
Длительность локального подъема культуры продолжается от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Кроме локальных, существуют общемировые пики. Два мощных всплеска в человеческой культуре наблюдались в VI—V вв. до н.э. и XI—XIIвв. н.э., связанные с появлением крупных философских систем. Развитие духовной сферы (философии и искусства) не зависит от экономики, а развитие науки напрямую определяется характером политической системы и уровнем экономики. Зависимость от религии имеет иную закономерность: философия, искусство и наука достигают зрелости, освободившись от религии, но не порвав с ней: все великие деятели фило-
IS Подробнее см.: Wissler С. Man and culture. N.Y., 1923.
19 Фостер У.З. Очерк политической истории Америки. М., 1955. С. 33.
софии, искусства и науки были людьми глубоко верующими. Вслед за падением религии снижается творческая активность нации, а затем наступает паралич культуры в целом. Ее подъем начинается только вслед за религиозным возрождением. Кризис культуры и нации в целом приводит к серьезному обновлению системы высших ценностей.
Все культуры незаметно переходят друг в друга, составляя один неразрывный континуум. Границы между ними размыты благодаря взаимообмену и постоянному взаимопрониковению культур. Вместе с тем они могут существенно различаться, поскольку каждая специализируется на одном или
нескольких видах деятельности, достигая здесь наивысших результатов. В других областях ее может ожидать полное отставание. Ни одна культура не разви вает всех видов творчества. Египет, Япония, Рим не имели выдающейся философии, хотя преуспели в культовой архитектуре, государственном устройстве и регулярной армии. У арабов не было скульптуры, хотя они подарили миру математику20.
Кребер внес значительный вклад практически во все области антропологии: этнографию, археологию, лингвистику, теоретическую антропологию; оказал влияние на становление академической антропологии и развитие антропологического образования в США. Он основал один из первых факультетов антропологии в Калифорнийском университете, а также один из крупнейших ныне антропологических музеев (в Беркли). Его перу принадлежат свыше 500 работ — монографий, статей и т.д.
Особый интерес исследователей во второй половине XX в. привлек очевидный параллелизм развития цивилизаций Старого и Нового Света. Был обнаружен внушительный список одинаковых базовых характеристик: культурные растения и одомашненный скот, ирригация, крупные города и селения, обработка металла, общества, классы, государства и империи, священство, письменность, календари и математика.
Концепции, базирующиеся на теории культурных ареалов, тяготеют к статистическим методам обобщения, в соответствии с которыми все культурные черты или признаки имеют для ученого одинаковое значение. Вопрос в том, что первично, а что вторично, какие культурные элементы выступают причиной, а какие следствием, при таком подходе, как правило, не ставится. Он не только не нужен, но и вреден, поскольку на первый план выдвигается задача подробного беспристрастного, т.е. незамутненного какой-либо теорией или субъективным предпочтением, описания данного региона, выявление всех его особенностей, отслеживание повторяющихся черт и составление своеобразной таксономии.
Поскольку все ученые, трудившиеся в этой сфере, не руководствовались единой теорией, да и не могли этого сделать, поскольку таковой попросту не существует, у них получались самые разные классификационные схемы для одних и тех же этнографических данных. Так, К. Уисслер подразделил всю территорию Южной Америки на пять культурных ареалов, Стоут — на
т Подробнее см.: Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2000.
одиннадцать, Купер, У. Беннет и Дж. Берд — на три21, Дж. Стюард22 — на четыре, Дж. Мердок — на двадцать четыре.
Со временем стремление понять причины сходства и различия культур привели антропологов к созданию концепции культурных универсалий. Так, Дж. Мердок развил положение, согласно которому все культуры строятся по одному основному плану и пришел к выводу, что всеобщие черты культуры — это сходство классификаций, которые представляют собой категории культурного поведения. Так, поведение человека при сватовстве, получении образования, заботе о больных по многим аспектам отличаются в разных обществах. Однако везде они группируются в три категории: брак, образование, медицина. То общее, что имеют культуры, что дает возможность проводить сравнительный анализ, — это и есть постоянная система классификаций.
Сегодня понятие культурного ареала приобрело еще большее значение в связи с изучением глобализации культуры, в ходе которого ученые выявляют регионы мира, приобретающие вторичные черты сходства, т.е. изобретенные не самим народом, а приобретенные им в ходе многочисленных контактов с другими народами23.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 2660;