Нательные украшения
Украшения — одна из культурных универсалий. Они выполняют символическую и эстетическую функции и относятся к атрибутам личной культуры. Напротив, мебель и убранство комнаты относятся к части коллективной или семейной культуры.
У некоторых племен существовал обычай украшать себя, подпиливая или обламывая зубы или окрашивая их в черный цвет. Древние аланы, населявшие в эпоху раннего железного века приуральские степи, перебинтовывали череп ребенка так, чтобы он вырос вытянутым. На подобном черепе даже редкие волосы создавали иллюзию высокой прически. Такая форма головы служила признаком вождя.
Больше всего поражала воображение европейцев страсть отсталых народов к украшениям. Когда легендарный капитан Кук встретился с туземцами, он больше всего удивился тому, что совершенно голые дикари прельстились не одеждой или оружием, а дешевыми стеклянными бусами. Когда одному из них капитан дал кусок старой рубашки, тот вовсе не стал прикрывать ею какую-нибудь часть своего тела, а обмотал вокруг головы наподобие чалмы. Остатки неолитической одежды нам известны мало, зато часто встречаются украшения, особенно в погребениях — это бусы, подвески, кольца и браслеты. А в загробный мир раньше отправ-
ляли людей с самым ценным и дорогим. При жизни украшения размещали на тех частях тела, которые создавали для нихестественную опору: виски, шея, поясница, бедра, руки, ноги, плечи. Одежда тоже возникла, по всей видимости, из стремления украшать свое тело. Известно, что в
обычное время дикари в тропиках обходятся без одежды, а по праздникам надевают передники. Стремление иметь наряд прежде, чем любую другую вещь, отмечали многие исследователи. Украшения не выполняли никакой защитной функции. С их помощью первобытный человек стремился как-то выделиться, показать свою индивидуальность, быть замеченным. Украшение — своеобразный знак социального отличия. Кроме того, украшения имели еще и магическое значение. Этнографы доказали, что украшения появились раньше, чем одежда. Многие народы и сейчас обходятся без одежды, но нет ни одного из них, у которого не было бы украшений.
сооои в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое. Если бы не было общества, то в мире царил хаос и нестабильность, тогда неоткуда было бы взяться таким устойчивым, повторяющимся из поколения в поколение образованиям, как культурные универсалии. В отличие от общества, культура — это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры — то, что они уже сделали. Это называется социальным наследием, прошлой культурой. Вторая часть — то, что люди делают сейчас. Это их повседневный образ жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, которым они руководствуются в данный момент.
Известный американский культу ролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных универсалий нужно дополнить ценностями и образом мышления. Они тоже универсальны. К примеру, в каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Однако Дж. Кларк решительно противился теории культурных универсалий. Если единые для всех культур черты базируются на универсальности человеческой природы, то подобное воззрение следует отвергнуть. Не существует базисных потребностей. Разумеется, всем необходимы пища, секс и тепло. Но люди удовлетворяют эти потребности неодинаково, а в соответствии с культурными стандартами. В одном обществе предпочитают есть руками, в другом требуется соблюдение сложного этикета с особым расположением столовых приборов, в одной культуре пищу употребляют с помощью ножа и вилки, а в другом — палочек. Стало быть, согласно мнению Дж. Кларка, базисные потребности не могут выступать обусловливать специфические аспекты культуры13.
Более короткий список культурных универсалий дал Кларк Уисслер. Он выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам, и назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры: речь (язык); материальные черты; искусство; мифология и научное; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; знание; война.
Паттерны иначе называют культурными темами. Одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, вторые — индивидуальной ответственности и денежного успеха, третьи — военной доблести и охоты и т.п.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1872;