Прически и головные украшения 2 страница


558. Все более усложняются прически во второй половине XVIII века. Они делаются все более высокими и все больше используются накладки из искусственных волос. Дамские прически-башни в эпоху рококо были излюбленной мишенью карикатуристов того времени, упражнявшихся по этому поводу в остроумии и злословии.


559. Гравюра по мотивам Моро времени Консульства {1799-1804 гг.):«Боже мой..! Эти прекрасные, великолепные волосы».


560. «Кабине де мод у ле мод нувель»{Cabinet des modes ou les modes nouvelles] Париж, 1785 г. Уже перед Французской революцией эпоха париков близилась к концу. Мужчины волосы уже не стригли, а завивали и связывали на затылке наподобие косы.


561. Уильям Хогарт, Судьи. Гравюра Парики судей в стиле «алонж», которые Хогарт здесь остро пародирует, сохранились до наших дней как сословное отличие.


562. Морис Кантен Латур, Автопортрет. Музей в Амьене. Мужская прическа последней трети XVIII века, так наз. крыло голубя: белый напудренный парик с рядами тщательно закрученных локонов. Сзади волосы стянуты лентой.


563. Уильям Хогарт. Вкус большего света. Карикатурное изображение фигуры в жюсокоре — камзоле с приподнятыми полами, в панталонах до колен и с чрезмерно длинной косой.


564. Л. И. Крамп, Каптернамус, Йозеф барон Альвинц фон Берберек. Мужская прическа XVIII века под названием кэтогэн: длинные волосы сзади стягивались лентой и укладывались в сетку.


565. Гравюра Колдуолла по мотивам Брандуа, Лондон. «Ныне, господа, Вы настоящие макарони». Макарони было одним из многочисленных прозвищ дэнди.

Бороды и усы

В прошлом веке борода и усы были знаком силы, мужественности и свободы. Их пострижение часто в истории означало позорное наказание. Форма бороды и усов является не только отражением моды и времени, но иногда и выражением мировоззрения и политической принадлежности. Бритвы находят в раскопках уже доисторического времени, что свидетельствует о том, что мужчины брились уже в древнейшие эпохи. В Древнем Египте борода была привилегией царей, которые носили фальшивые бороды особой формы. Обычай сбривать бороду и усы, но при этом носить фальшивые бороды и усы снова появляется позднее; говорят, что в 1351 году в Испании король категорически запретил носить фальшивые бороды. В Ассирии и Вавилонии обривание известно уже со времен Навуходоносора (605-562 гг. до н. э.).

У евреев борода и усы являлись признаком свободы и крепкой веры. У греков бритье распространилось только во время Александра Великого. От греков эту моду переняли римляне, и очень быстро бритье стало общепринятым. Только при императоре Адриане (117-138 гг. н. э.) снова начали носить усы и бороду. Просто невероятно, с какой последовательностью мода чередуется, выдвигая на передний план то прическу, то усы и бороду. В эпохи, когда носятся длинные волосы, борода укорачивается и, наоборот, в период моды на короткие волосы появляется более сложная форма бороды и усов. Так, например, в бургундский период (XIV—XVвв.), также как и в эпоху барокко к длинным завитым волосам носят только маленькую бородку и усики, в то время как в последующие столетия уделяется большое внимание бороде и усам.


566. Христоф Амбергер. Мужской портрет. Государственная коллекция произведений искусства в Вавеле, Краков.

Интересна история русской бороды. Несмотря на то, что славянам было известно обривание бороды от греков, длинные бороды оставались неприкосновенными вплоть до правления Петра I, который ввел в России западную моду. Восточная церковь объявляла бритье бород языческим обычаем. В 1551 году на заседании церковного совета русское духовенство заявило, что «без бороды нельзя попасть в царство небесное».

Французский же король Генрих II, наоборот, вынужден был издать особый личный указ, потому что одна епархия согласно существовавшему в ней статуту отказывалась признать вновь назначенного епископа, который носил длинную бороду. В 1551 году король написал епархиальному совету: «Нам стало известно, что Вы чините препятствия нашему милому и верному господину Антониоди Каррасио-ли. Вашему епископу, в приеме его в Вашу церковь, по причине его длинной бороды. В связи с этим позволим выразить Вам просьбу не лишать его должности и не требовать от него подчинения этим статутам, тем более что мы намерены в скором времени послать его на службу в одно место за пределами нашего королевства, где он не может появиться без своей бороды...» Полностью стали исчезать бороды и усы при дворе Людовика XIV, во Франции, где знать, стремясь подражать молодому королю, начала брить все лицо. Усы остались привилегией только отборных королевских отрядов. После реставрации, когда возобладала тенденция к оживлению аристократической традиции французской армии, усы разрешалось носить только офицерам. Этот обычай, постепенно угасая, сохранялся в Центральной Европе вплоть до начала нашего столетия. Знать часто задавала тон в моде на бороды, как об этом свидетельствуют многочисленные названия: напр., бородка а ля Генрих IV, бакенбарды а ля Франц Иосиф, усы а ля Вильгельм II и под. Борода и усы стали символом политического воззрения для демократов в 1848 году, как и борода-для последователей Гарибальди в Италии в прошлом веке. В XX столетии особая форма бороды и усов типична для различных художественных направлений (напр, экзистенционалистов). Моду на усы и бороды уже не определяет знать, а чаще всего киноактеры (усы а ля Адольф Манжу, а ля Кларк Гейбл и т. д.).

Английские усы - небольшие короткие усы над верхней губой, популярные в XX веке. Мода распространилась в тридцатые годы, благодаря некоторым киноактерам (напр. Кларк Гейбл, Адольф Манжу, Чарли Чаплин). Усы стригли в подражание им в различных вариантах.

Бакенбарды (Backenbart) - входят в моду в Англии в конце XVIII века. Покрывают узкой полоской щеки от волос ко рту. В XIX веке возникли два типа бакенбард: римско-ампирный, когда они естественно сливались с мужской прической первой половины XIX века - в этом виде они были особенно популярны среди французских бонапартистов, и английский вариант, при котором волосы в бакенбардах были длиннее и на концах отставали от щек.

Бакенбарды а ля Франц Иосиф- широкие бакенбарды с усами и выбритым подбородком. Если подбородок не выбрит, то оба конца бакенбард внизу завершаются типичной для второй половины XIX века бородкой в виде буквы W. Борода-парик (Bartperucke) — длинная узкая борода, сплетенная частично или полностью из искусственных волос и привязанная нитками кушам. Ее носили древние египтяне, вавилонцы и ассирийцы. В Египте она считалась привилегией царей и цариц. Бородка а ля Генрих IV (козлиная бородка) - стрижется клинышком, как носили ее в XVII веке в подражание Генриху IV. Она всегда дополняется усиками над верхней губой.

Борода с усами - свободно растущая борода, типичная для древних эпох. Часто является символом мужской силы и свободы. Поэтому побежденных и рабов брили. В XIX и XX веках ее носят как выражение свободного и революционного мышления.

Козлиная бородка (Spitzbart) - сначала усы вместе с бородой, которая постригалась в форме клина, позднее только борода клинышком. Муш (франц. mouche, нем. Fliege) - пушок на подбородке или на верхней губе. В XVI и XVII веках был модно носить муш на подбородке к усам.

Сенаторские бакенбарды - не соединяются друг с другом, носятся без бороды и усов.

Усы (Schnurrbartt - над верхней губой, большие или маленькие в соответствии с модой. Стали популярными при Людовике XIV. В армии усы считались привилегией офицеров.

Усы Es ist erreicht — ввел их император Вильгельм II. Усы на концах загибались перпендикулярно вверх и поэтому на ночь их выпрямляли.

Усы с мушем (Knebelbart) — усы дополнялись небольшой бородкой. Типичны особенно для испанской моды. Вновь их ввел в моду император Наполеон III. фавори (Favoris) — узкие бакенбарды, обрамляющие щеки, были в моде в особенности в первой половине XIX века.

Фрезе (Frase) — самая древняя форма бороды вообще, ее носили семиты в Вавилонии; это, собственно говоря, бакенбарды вместе с бородой, но без усов. Иногда ее называют Kranzbart (бородка в виде венца).

Фрнёусы - чешское название усов в XV веке.

Шевалье (Chevalier} — особая форма усов в XVII веке две узкие завитые ниточки усов на верхней губе, расстояние между ней и носом чисто выбрито. Носились всегда с мушем.


567. Ассирийская фреска. По Перро-Клипьез (фрагмент).


568. Дань сирийского вождя. Настенная живопись из египетской гробницы.


569. Фрагмент с этрусского саркофага в Черветри. Национальный музей виллы Юлия, Рим.


570. Римско-египетский мастер II в. н.э.. Портрет с мумии из файюма. Метрополитэн музей, Нью-Йорк.


571. Альбрехт Дюрер, Юртрет Иоганна Клебергера, Музей истории искусств, Вена.


572. Ганс Гольбейн Младший, Автопортрет. Дворец Питти, Флоренция. Короткие волосы с челкой до половины лба и коротко постриженная борода, типичные для внешности мужчины эпохи Ренессанса.


573. Ганс Бальдунг, прозе. Грин, Портрет мужчины. Национальная галерея, Лондон. Прическа поздней готики из длинных волос, на голове берет, борода не подстрижена и не имеет определенной формы.


574. Эль Греко, Юлиан Ромеро де ласАзанас (фрагмент). Национальный музей Прадо, Мадрид. Испанский дворянин носит коротко подстриженные волосы, усы под носом и бородку а ля Генрих IV.


575. Диего Веласкес, Портрет Филиппа IV Испанского. Музей истории искусства, Вена. У испанского короля (1621-1665) ровные волосы и усы


576. Арт де Гельдер, Эсфирь и Мардохей (фрагмент). Венгерский национальный музей изобразительного искусства, Будапешт. Волосы закрыты капюшоном, борода мужчины не пострижена для придания ей определенной формы.


577. Теодор Жерико, Офицер-карабиньер. Руан. Коротко постриженные волосы, бакенбарды и усики идут к лицу молодого офицера.


578. Карикатура на различные виды бакенбард и козлиные бородки, которые вместе с цилиндром, фраком и кринолином создали типичную картину моды, господствовавшей а XIX веке.


579. И. В. Цинке, Литография (фрагмент). Здесь можно видеть усы и бакенбарды, которые носили в то время.

Головные уборы


580. Бюст царицы Нефертити. Новая империя, 1370 г. до н. э. Отдел Египта, государственный музей, Берлин.

В античной моде головные уборы имели преимущественно практическое значение. Исключение составляли военные шлемы, которые наряду с защитой от врагов символизировали мужественность. Только в средние века головные уборы приобретают различные формы: иногда полукруглую или цилиндрическую, иногда конусообразную или пирамидо-видную. В это время головные уборы становятся, прежде всего, украшением или даже предметом роскоши. Люди украшали их перьями, мехом, лентами, а самые богатые и жемчугом и алмазами. Сколько стоили в некоторые эпохи головные уборы, можно узнать, в первую очередь, из высказываний духовных лиц. В XV веке головное украшение женщины, одетой согласно моде, выглядело (по словам августинца Готшалка Холлена) приблизительно так:

«То тщеславная горожанка надевает мужской капюшон, то присборенную дорогую вуаль, то шелковую сетку в три-четыре слоя, то украшает голову золотыми и серебряными шпильками, то использует украшение на лоб (или грудь) или носит вокруг шеи коралловые четки и, наконец, купленные блестящие волосы умершей женщины. Все это необходимо женщине для украшения головы, сто злотых едва ли здесь хватит».

На голове носят символы государственной и церковной власти или академических и официальных должностей.

Короны должны были выражать прочность, устойчивость и возвышенность. Тиара папы римского заканчивалась одной точкой подобно тому, как короны ассирийских царей. Головные уборы современной моды имеют тенденцию быть одновременно и украшением и защитным средством. Это относится как к мужской, так и дамской моде.

Аксамитка - детская шапочка с бархатной подкладкой.

Балич - большой платок для покрытия головы поверх чепца.

Бальцо (balzo) - тюрбановидная итальянская шапка XV-XVI веков. Ее каркас делался из металла или кожи, она обтягивалась пестрой материей, чаще всего шелковой.

Баскская шапочка — небольшой мягкий круглый головной убор пиренейского народа - басков, который вошел в мировую моду в 1928 году через Францию. До сих пор его носят дети и мужчины в качестве спортивного головного убора.

Батват - небольшая шапочка на подкладке, которую в средние века рыцари надевали под шлем для уменьшения его давления. Бела - высокая крестьянская шапка.

Берет - мягкий плоский головной убор различной величины, круглой или квадратной формы, деталь женской и мужской моды, в особенности распространенная в XV и XVI веках. Часто делался из бархата, украшался вышивкой и перьями. В новое время, в особенности, в эпоху романтизма берет становится популярным среди представителей искусства, в первую очередь художников назарейского направления.

Биссус-тонкая прозрачная вуаль, которой египтяне в эпоху фараонов покрывали мумии. В нее закутывались также и египетские женщины, моральный кодекс запрещал носить ее без нижней одежды.

Вуаль - в Чехии в средние века имела целый ряд названий. Это редкотканная прозрачная шелковая, хлопчатобумажная или шерстяная ткань, которую носят женщины, чтобы закрыть лицо, а также в качестве украшения. Первоначально, однако, она была частью костюма и служила для закутывания всего тела. По всей вероятности, вуали возникли на Востоке, где удержались до нового времени. В странах Ближнего Востока женщины закрывали лицо довольно густой вуалью (паранджой) не только на улице, но и дома в присутствии чужих. В Египте женщины закутывались в тонкую вуаль, так наз. биссус. Из Передней Азии или из Египта вуаль проникла в Грецию; искусно присборенные греческие вуали не закрывали лицо, а были, собственно говоря, деталью костюма. В эпоху римских императоров вуали (наз. flammeum и recinium) были популярным украшением. С IV столетия белая вуаль - символ чистоты - является обязательным украшением христианской невесты и, наоборот, черная вуаль у христиан означает траур. В X и XI веках во Франции и Германии носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи. Из них позднее возникли средневековые чепцы. Как украшение на шляпу появляется вуаль в Европе в эпоху позднего средневековья, опять с Востока. При бургундском дворе в XIV и XV веках господствовал настоящий культ вуалей; женщины носили их прикрепленными на геннин, мужчины на шляпах. Средневековые вуали душили духами. В XVI веке вуали исчезают вместе с чепцами, только испанки носят черную кружевную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена Французской революции их носили на высоких шляпах. В эпоху Директории в моду входят женские платья, которые шили из вуалевой материи. В эпоху бидермейер вуали вновь украшают дамские шляпы, главное, цилиндровые, которые были частью костюма для верховой езды. С начала XIX века появляются вуали тюлевые, которые в современной моде остаются дополнением праздничного убора, прежде всего, свадебного. Особенно модны были вуали в конце XIX и начале XX веков вплоть до первой мировой войны; они прикреплялись к краям шляпы и закрывали лицо полностью или поллица.

Несмотря на убеждения, что эти вуали нового времени портят цвет лица, вызывают покраснение кончика носа, ослабляют зрение - ничто не могло их устранить, пока не прошла мода на них. В одном сообщении из области моды, относящемся к периоду перед первой мировой войной, говорится: «Вуаль для большой элегантности выходной одежды также важна, как шляпа. В той же мере она подвержена моде, может также носиться хорошо и плохо, украшать или наоборот. Каждый год приносит, естественно, свои особые «вуалевые капризы».

С весны 1911 года господствует кружевная мода, иногда из кружев делается только кайма, иногда же хитроумная мода оставляет открытыми глаза под tulle craquele, в то время как некоторые недостатки на носу и губах искусно скрываются...»

Галерус - римский кожаный головной убор, который носили преимущественно крестьяне и охотники, подобный тутулусу.

Геннин — высокий конусообразный дамский головной убор. Каркас для него делается высотой в два-три фута из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, а затем обтягивается шелком или другими более дорогими материями. С тыльной стороны по геннину спускалась прозрачная вуаль, иногда до пола. Часто вуаль закрывала и лицо. Волосы, которые выбивались из-под геннина, выбривались, оставлялся только маленький треугольник посреди лба. Геннин был введен в 1395 году Изабеллой Баварской при бургундском дворе и носился целое столетие. Позднее геннин приобрел форму полумесяца или двухугольную (Hornerhaube).

Гугель (Guget, Gogel) - средневековый капюшон, переходящий в воротник, который покрывает плечи; был элементом мужской моды во второй половине XIV века и типичен для готического модного силуэта. Вытесняет из моды шляпу и становится предшественником монашеского куколя.

Калабрезер - фетровая шляпа с широкими полями и остроконечной тульей, которую первоначально носили калабрийские республиканцы в эпоху около 1848 года. Затем стала элементом преимущвествен-но дамской моды уже как летняя соломенная шляпа.

Калот (франц. callotte - шапочка) - вязаный в виде сетки чепец, покрывающий волосы, а позднее часто закрывающий только затылок. Входит в моду в предпоследнее и последнее десятилетие XV века.

Канотье (франц. canotier- гребец) - жесткая округлая шляпа с плоской тульей и ровными полями которая вошла в моду около 1900 года. Очень быстро ее стали носить и женщины. Для некоторых киноактеров она стала неотъемлемым реквизитом (Гарольд Ллойд, Бестер Китон).

Капот (нем. Kapotte, франц. capote) - небольшая высоко надетая дамская шляпа, распространенная около 1850 года, в эпоху около 1890 года ее носили преимущественно пожилые женщины.

Касторовая шляпа (лат. castor - бобер) - фетровая шляпа, не всегда изготовленная из бобрового волоса, популярная преимущественно в XVIII веке.

Ковбойская шляпа — первоначально широкополая шляпа пастухов коровьих стад на западе Соединенных штатов. Время от времени различные варианты этой шляпы появляются в мужской и дамской моде. Довольно долго ковбойскую шляпу пропагандировал личным примером известный парижский модельер Пьер Бэльмэн.

Корона — у римлян первоначально лавровый или оливовый венок, который носили на голове заслуженные личности и особенно военноначальники. Во времена императоров округлая корона постепенно, возникнув из диадемы, превратилась в символ высшей власти. Обруч делается из золота, украшается драгоценными камнями и жемчугом. Ее верхняя часть у королей и представителей высшей знати украшается дугами. В некоторых монархиях форма и величина короны устанавливалась специально для различных групп высшего сословия. Котелок (die Gtocke, Halbzylinder, Bowler, Eiersieder] - вошел в моду после 1850 года, в то время, когда цилиндр перестает быть обязательной принадлежностью одежды для выхода. Он являет собой как бы компромисс между цилиндром и фетровой шляпой. Котелок имеет узкие ровные поля и жесткую куполообразную тулью, он почти всегда черного цвета, только изредка серого. В лондонском Сити котелок вместе с зонтом является типичным элементом официальной одежды.

Крузелер — типичный женский головной убор 1340-1430 гг. Встречается в различных видах: как платок и как чепец. Характерным для него является украшение из многочисленных складок.

Крылатый чепец (Fiugefhaube) - женский чепец второй половины XVI века с наставками по бокам в виде крыльев.

Куколь - носится в XIV и XV веках в Чехии, плотно закрывает всю голову, а иногда и шею и часть плечей.

Купальный чепец (baigneuse, Badehaube), ночной чепчик (dormeuse, Schfafhaube). Первоначально чепцы имели чисто практическое значение — для купания и сна. В 1780-1785-х годах стали дополнением выходного туалета, часто украшались лентами и кружевами.

Локтуше - большая шаль, которая повязывалась на голову или накидывалась на плечи.


581. Изида провожает царицу в загробный мир. Гробница царицы Нефертари, Фивы. У богини на голове символ солнечного диска, у царицы - высокая корона-символ государственной власти, посаженная на металлический шлем.


582. Статуя Рамзеса II (XIX династия). Синяя воинская корона с королевским символом.

Павлинья шляпа - в XIV веке мужская шляпа с узкими полями и высокой тульей; поля сзади приподняты, впереди расширяются и выступают надо лбом козырьком. Часто (отсюда и название) она густо покрывалась павлиньими перьями; оставалась в моде до XVI века.

Петасос - элемент греческого костюма для путешествий. Шляпа с плоской тульей и плоскими полями, подвешанная сзади на ремне. Носили ее и римляне; у евреев в средние века это была обязательная принадлежность одежды.

Пилос — головной убор наподобие чепца из кожи соломы или меха, который носили греки и римляне.

Повязка (Gebende или Gebande от binden — завязывать) — типичный головной убор женщин в XIII веке (статуя Уты на Наумбургском кафедральном соборе). Он состоит из полоски полотна, которая плотно обвивает подбородок и голову, и венца надо лбом, который делался или из накрахмаленного полотна или с помощью твердой прокладки. К этому головному убору еще часто надевался обруч на лоб или зубчатая корона.

Покрывало — ткань в форме вытянутого прямоугольника, которой в средние века замужние женщины повязывали голову. В видоизмененной форме встречается в некоторых национальных костюмах до XIX века. Покрывало часто носилось на каркасе из медной проволоки.

Покрывало для головы (Hulle) - белое полотно, которым полностью повязывается женская голова, обычно в немецкой моде.

Радиб и раоб - древнееврейская женская вуаль. Радиб - закрывал плечи, раоб - лицо, глаза всегда оставались открытыми.

Складной цилиндр (Шапоклак, Chapeau claque, Klapphufi — цилиндр с закрывающим механизмом, изобретенный в 1835 году в Париже. Часто его называли по имени изобретателя Gibushut (шляпа Гибуса). До 1914 года был принадлежностью бального туалета мужчин, к фраку. В помещении его носили сложенным, под мышкой.

Соломенная шляпа (Strohhut) - была известна уже в средние века (и греческий петасос был соломенный). Соломенная шляпа, которую носили в Германии и Франции, преимущественно крестьяне, для защиты от солнца вплоть до XVI века, была известна франкам уже в IX и X веках. Только в XVIII веке она становится модным элементом. Классическими соломенными шляпами стали флорентийская шляпа, панама и канотье.

Сомбреро-соломенная шляпа с широкими полями.

Тока (toque) - берет без краев со скадками на тульной части, деталь мужского и женского национального костюма второй половины XVI века. В дамскую моду вернулся с XIX века в различный вариантах.

Точенка - мужской чепец с длинным концом, свисающим на боку. Самое древнее упоминание о нем находим в чешском сатирическом стихотворении «Конюх и ученик» конца XIV века. Траурная манжета (pleureuse) - украшение женской шляпы в начале XX века из связанных и завитых страусовых перьев.

Треугольная шляпа (Треуголка, Dreimaster, Dreispliz - шляпа с полями, сдавленными в три угла, стала принадлежностью мужской моды при Людовике XIV. В эпоху рококо ее носят и женщины, в XVII XVIII веках стала частью униформы. В конце XVIII века её вытеснила двухугольная шляпа.

Тюрбан - название происходит из персидского языка. Оно означает материал для вуали, которой персы повязывали голову. От них тюрбан заимствовали арабы и другие восточные народы. В Европу он проник в период крестовых походов. В период французско-бургундской моды тюрбаны носят придворные дамы и господа.

Зендельбиндер (Sendel-binder) - европейский вариант тюрбана.

Также бальцо эпохи Ренессанса - жесткая разновидность тюрбана, который не повязывается. Зачастую и чепцы XV и XVI веков проявляют свое родственное отношение с восточными образцами. В XVII и XVIII веках тюрбан исчезает из европейской моды и появляется вновь только во время похода Наполеона в Египет (мода ампир) и еще раз во время второй мировой войны (1940-1945 гг.).

Украшение из перьев (плюмаж) - отделка из перьев по краям треугольной шляпы на рубеже XVII—XVIII веков.

Украшение на головной убор (Sendelbinder) - полоски ткани, спускающиеся вдоль щек на плечи и часто украшенные бахромой или разрезами; прикреплялись к мужским шапкам в XV веке.

Феска - красный фетровый головной убор, популярный на Ближнем Востоке, прежде всего, в Турции, в арабских государствах, на Кипре, в Албании и Греции. Мужская феска украшена черной или синей кисточкой, женская - золотом и жемчугом. Фефлик - средневековое украшение, первоначально лента к шлему, затем прикреплялась к вуали и к головному убору вообще.

Фригийский колпак - конусообразный головной убор с верхушкой, откинутой вперед. Первоначально ее носили фригийцы, от них ее заимствовали греки. Во время французской революции она стала деталью одежды якобинцев.

Хомуты - насмешливое название для пышных головных покрывал, в XV веке (простонар. роскопы, нем. Rosskopfl.

Цилиндр (высокая шляпа) —уже в ХУ веке составляет часть мужской одежды, особенно он был популярен в испанской моде. Но в качестве повседневного предмета одежды он был введен англичанами только незадолго до французской революции, когда фрак стал дневной одеждой, а цилиндр его дополнением. С этого времени он изменяет высоту, форму и цвет: в эпоху ампир и бидермейер в моде был цветной цилиндр, в особенности светло-серый.

Чепец - появляется уже в средние века и носится в различных вариантах до XVII века.

Чепец а ля Стюарт- головной убор наподобие чепца с выступающим на лоб углом. Назван в честь шотландской королевы Марии Стюарт.

Чехел - сложное повязывание головы, против которого выступал предшественник Яна Гуса- проповедник Ян Милич Кромнержицкий (1374 г.).


583. Греческая глиняная фигурка из Танагры (фрагмент). На голову натянут плащ, который в античное время назывался гиматион.

Шаперон (chaperon) - капюшон с короткой пелериной, собственно говоря, с широким воротником, покрывающим плечи. Носили с конца XII по XV век.

Шапка - головной убор самых разнообразных форм. Сегодня это понятие обозначает, в отличие от шляпы, мягкий, а иногда и жесткий головной убор без полей. Он иногда является дополнением некоторых униформ, но в 1964-1965 годах снова стал модной деталью.

Шапо-боне (chapeau-bonnet) — дамская шляпа, вошедшая в моду в конце XVIII века, большей частью пышно декорированная. По форме напоминает чепцы, часто носилась с вуалью, которая завязывалась под подбородком.

Шлем — часть военного снаряжения, металлический головной убор, появился уже в древнее время, его форма определялась не только его назначением, но и зависела от моды.


584. Три фигурки из Танагры. Музей в Афинах. Типичным греческим головным убором являлась округлая шляпа, так наз. петасос, которая носилась на темени головы для защиты от солнца. Все фигуры одеты в короткие или длинныетуники; на женщине справа поверх нее надет гиматион, на мужчине так наз. хламида.

Шляпа а ля Веллингтон - двухугольная шляпа начала XIX века, названная по имени английского полководца. Имела угловой выступ спереди и сзади Шляпа а ля андроман (a I'andromane) - мужска шляпа с двумя выступающими углами по бокам носилась перед французской буржуазной революцией.








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1865;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.