Прически и головные украшения 3 страница
Шляпа а ля Рубенс, а ля Рембрандт - большая фетровая шляпа, распространенная а XVI веке, особенно в Нидерландах. Название получила потому что встречается очень часто на картинах Рубенса и Рембрандта.
Шляпа- гнездо «шуте»(Schute} — дамская и девичья шляпа, подобная чепцу, в стиле бидермейер, часто соломенная с широкими полями, обрамляющими лицо. В дамскую моду вошла через театр, где появляется в качестве реквизита около 1800 года, затем остается в моде до 1860 года.
585. Мадонна с алтарной створки. Около 1420 г. Деревенский костел, Флёсснитц. Корона мадонны по форме и зубцам верхнего края похожа на королевские короны того времени.
586. Изабелла Баварская. Конец XIV века. Дворец в Пуатье. Корона французских королев дополнена сеткой, закрывающей волосы.
587. Ганс фон Кульмбах, Святая Екатерина. Национальный музей, Краков. Более парадный вариант королевской короны, украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
588. Митра. XVII век. Музей в Кремле, Москва. , Митра московского патриарха имеет округлую Форму, украшена жемчугом, драгоценными камнями и рельефными фигурками святых.
589. Французский мастер XV века. Оплакивание Христа (фрагмент). Эрмитаж, Ленинград. У Марии на голове белое покрывало, которое носили замужние женщины, целиком закрывающее волосы.
590. Джотто, Голова женщины. Венгерский национальный музей изобразительного искусства, Будапешт. Покрывало на голове, слегка присборенное надо лбом, с мелкими складками под подбородком.
591. Неизвестный мастер XVI века, Аньес Сорель. Коллекция герцога де Муши. Вуаль в стиле Ренессанс скорее украшает, чем закрывает волосы. Обычно изготавливалась из тонкого, прозрачного материала и покрывала спину. Это изображение возлюбленной Карла VII Французского получило известность за смелое декольте.
592. Ганс Мемлинг, Портрет Марии Морель, прозв. Сибилла Самберт. Музей госпиталя св. Иоанна, Брюгге. Голландский конусообразный геннин с прозрачной вуалью.
593. Рогир ван дер Вейден, Портрет дамы. Национальная галерея, Лондон.
594. Французская школа XVI века, Антуанетта Орлеанская, французская вуаль в стиле Ренессанс посажена высоко на темени головы, открывая волосы, и присборена так, что получается как бы венчик; ее концы спускаются на плечи. Стоячий воротник отделан тонким кружевом.
595. Мастер Э. С., Австрийский герб (фрагмент). Геннин, расшитый жемчугом, с вуалью дополняет платье с глубоким декольте, воротником шалькой и вставкой из парчи.
596. французская школа XV века. Супруга Жака Кёра. Музей Берри, Бурже.
597. Гертген тот Синт Янс, Святое семейство (фрагмент). Государственный музей, Амстердам.
598. Ян ван Эйк, Портрет жены художника. Гронингенский музей, Брюгге.
599. Пизанелло, Придворная дама. 1410-1420гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон. На французской придворной даме тюрбан, украшенный драгоценными камнями, платье из парчи с высоким воротником и двойная нитка жемчуга.
600. Леонардо да Винчи, Мадонна Литга (фрагмент). Эрмитаж, Ленинград.
601. Жан Фуке, Карл VII, король французский (фрагмент). Лувр, Париж. У французского короля шляпа с широкой тульей, украшенная вышивкой. Плащ оторочен мехом.
602. Мастер из Месскирха, Распятие (фрагмент). Музей им. Пушкина, Москва. Цилиндр существовал уже в XVI веке, но только в XVIII веке он стал неотъемлемой частью мужского туалета и сохранился до нашего времени.
603. Ганс Гольбейн Младший, Кардинал Фишер, епископ Рочестерский. Рисунок. Виндзорская королевская библиотека. Надвинутый на лоб берет с ушками -один из многочисленных вариантов этого популярного в течение длительного времени головного убора.
604. Ганс Гольбейн Младший, Томас Пари. Рисунок. Берет английского знатного дворянина - широкий, украшенный перьями и надет на коротко остриженные волосы.
605. Альбрехт Дюрер, Фридрих Мудрый, курфюрст саксонский. Гравюра. На лоб надвинут берет с широкими ушками, застегивающимися на темени на пуговку. Берет надет на пышную шевелюру из завитых волос.
606. Бернарт вам Орлей, Портрет императора Карла V. Венгерский национальный музей изобразительного искусства, Будапешт. Берет с украшением из драгоценных камней надет на гладкие волосы; эта прическа называлась кольбе (kolbe). На императоре присборенная рубашка, отороченный мехом плащ и на шее висит Орден Золотого руна.
607. ХендрикТербрюгген, Флейтист. Государственная коллекция произведений искусства, Кассель. Широкий берет украшен перьями, казайка на спине и плечах имеет прорези.
608. Лука Лейденский, Игроки. Коллекция герцога Пемброука и Монтгомери, Уилтон Хаус, Солсбери. Различные типы мужских беретов в стиле Ренессанс, простые или украшенные перьями. На женщинах - покрывала.
609. Ян ван Эйк, Портрет золотых дел мастера. Музей изобразительного искусства, Бухарест. У голландского ремесленника берет с шелковыми лентами и декоративными полосками, свисающими на грудь.
610. Нижнерейнский мастер, Конрад фон Линденах. Около 1500 г. Национальный музей, Краков. На немецком знатном вельможе берет. Украшенный драгоценными камнями, а на шее У него - тройная золотая цепь, - ничего исключительного для эпохи, когда мужчины одевались несравненно щеголеватее, чем сейчас.
611. Ганс Гольбейн Младший, Леди Маргарет Эллиот. Рисунок. Виндзорская королевская библиотека. Чепец английской дамы (barbette) надвинут на лоб и закрывает волосы и уши.
612. Ганс Гольбейн Младший, Леди Паркер. Рисунок. Виндзорская королевская библиотека. Чепец молодой английской дамы закрывает только темя головы и образует как бы венец.
613. Ганс Гольбейн Младший, Неизвестная дама. Виндзорская королевская библиотека. Большее разнообразие в формах чепцов (среди них были и башневидные, на проволочном каркасе)-одна из характерных черт моды XV и XVI веков.
614. Ян Стен, Гуляки (фрагмент). Эрмитаж, Ленинград. У мужчины на длинные волосы надет берет, на женщине белый чепец, отделанный узкой кружевной каймой-стилизованная форма платка.
615. Петер Пауль Рубенс, Елена фоурмен. Национальная галерея, Лондон. Широкая шляпа с пером или цветами неоднократно повторяется в моде в течение веков.
616. Вацлав Голлар, Женщина на прогулке по Мюнхену. Гравюра по меди. На немецкой горожанке-широкая шляпа, вокруг шеи-широкий круглый воротник, платье со шнурованным лифом, юбка с фартуком и короткой пелериной.
617. Вацлав Голлар, Англичанка. Гравюра на меди. Модная одежда дамы в середине XVII века: широкий воротник «мельничный жернов» отделан кружевом, лиф спереди занижен, клешевая широкая двойная юбка. Туалет дополняет высокая шляпа и веер из перьев.
618. Вацлав Голлар, Английская горожанка. Гравюра на меди. Англичанка из среднего сословия носит под шляпой с широкими полями и конусообразной тульей чепец, закрывающий уши.
619. Вацлав Голлар, Турок в цветастом жилете. Гравюра по меди. Классический тип турецкого тюрбана, который появляется в различных вариантах в моде всех времен.
620. Джошуа Рейнольде, Портрет Нелли О'Брайен. Коллекция Уоллеса, Лондон. Широкие шляпы с цветами были модны во второй половине XVIII века. Знатная дама одета в платье с глубоким декольте и кружевной отделкой.
621. Портрет Фридриха Вильгельма фон Зейдлитц (фрагмент). Приходская церковь, Оглау. Украшение из перьев — по большей части страусовых — по краям треугольной шляпы в XVIII веке называлось плюмаж.
622. Фра Витторе Гисланди, Знатный господин в сером. Музей Польди Пеццоли, Милан. Треугольная шляпа первоначально была частью униформы, однако, носилась и к штатской одежде. Изготавливалась она из черного фетра и украшалась золотым позументом.
623. Уильям Хогарт, Нижняя палата. Гравюра на меди. Группа вельмож в треуголках на напудренных париках «алонж».
624. Якобинец. Гравюра по картине О. Фрагонара. С революцией во Франции вернулся фригийский колпак.
625. Джон Финлейсон, Елизавета Аргиллская. Гравюра.
626. Томас Гейнсборо, Мисс Кэтрин Тэттон. Национальная галерея, Вашингтон. Широкополая шляпа была очень популярна в конце XVIII века как дополнение к летнему платью.
627. «Военное великолепие». Анонимная гравюра, около 1781 г. Неоднократно в истории мода попадала под влияние униформы. В конце XVIII века молодые девушки носили на парике шляпу с перьями и жакет с эполетами.
628. Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, Портрет И. В. Гёте. Государственный институт искусства, Франкфурт-на-Майне.
629. Франсиско де Гойя, Карл IV. Национальный музей Прадо, Мадрид. В конце XVIII века темная треугольная шляпа была в моде и в Испании.
630. Франсиско де Гойя, Герцог Фернан Нуньес. Национальный музей Прадо, Мадрид. Двухугольная шляпа, украшенная перьями, тоже была в моде в конце XVIII века.
631. Из английского модного журнала, 1818г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. На дамах, согласно английской моде того времени, шляпы, украшенные лентами и вуалью (Schute), которые носились для прогулок.
632. Кристоф Галлер фон Галлерштейн, Карикатура. Шляпы периода 1810 года.
633. Из модного журнала, около 1806 г. В эпоху ампир носили низкие удлиненные чепцы, украшенные лентами, плиссированными полосками материи или искусственными цветами.
634. «Костюм паризьен» (Costume parisien), 1810 г. Соломенная шляпа, белое перкалевое платье и хлопчатобумажные белые чулки — составляли туалет дамы эпохи ампир.
635. «Костюм паризьен», 1810 г. Чепец с лентой, завязанной наверху бантиком —дополнение к платьям а ля Нинон.
636. «Костюм паризьен», 1809 г. Прозрачная вуаль с кружевом дополняет платье свободного покроя, которое носится с кружевной шалью.
637. «Костюм паризьен», 1812 г. К платью, декорированному лентами и плиссированными бейками, дамы носят шляпы, так наз. шуте.
638. «Винер Моден» (Wiener Moden), 1821 г. Дамы носят декорированные кружевом шляпы «шуте» с широкими полями, платья с широким воротником который спускается до пояса, и с рукавами, расширенными в плечах.
639. «Винер Моден», 1823 г. Шляпа «шуте» из присборенной материи украшена цветами и свободно завязана под подбородком.
640. «Винер Моден», 1822 г. Широкополая шляпа с неизбежными цветами и лентами.
641. Из модного журнала, 1827г. К платью для прогулок носили в 30-е годы прошлого века шляпы с большими полями.
642. Эжен Делакруа, Свобода на баррикадах (фрагмент). Лувр, Париж. Парижский студент одет во фрак с темным шейным платком, на голове у него цилиндр c преувеличенно прогнутым верхом.
643. «Ла Мод»(La Mode), 1832 г. К платьям из муара дамы носят тюрбаны, украшенные перьями райских птиц.
644. «Винер Моден», 1836 г. Еще в 40-е годы шляпы «шуте» носят к платьям для прогулок с широкими рукавами и тонкой талией. Мужчины носят фрак и цилиндр.
645. «Ла Газет де Салон» (La Gazette des Salons) 1839 г. Платья для прогулок с воланами на юбках дополняет солнечный зонтик, так наз. кникер (knicker). У девушки прическа а ля Севинье, у женщины на голове шляпа «шуте».
646. «Альгемайне Моденцайтунг» (Allgemeine Modenzeitung), 1837 г. В эпоху бидермейер и к выходным платьям носились шляпы «шуте» или тюрбаны, декорированные перьями, цветами и лентами.
647. Гюстав Доре, Волки. Литография из цикла «Парижский зверинец». Мужчины за дебатами. Они одеты в классическую одежду того времени: фрак, пальто или пелерину и, разумеется, цилиндр, который опять стал выше.
648. «Альгемайне Моденцайтунг», 1840 г. Платья для прогулок дополнены шляпкой и шалью. В эпоху бидермейер господствовал настоящий культ головных уборов, который уже позднее никогда не повторялся в такой степени. Модели платьев в модных журналах всегда сопровождались эскизами шляп с фантастическими украшениями.
649. Из журнала мод, 1862 г. Модное платье с кринолином, воланами, кружевом и позументами.
650. Из модного журнала, около 1860 г. Кукольный характер стиля бидермейер находит выражение в шляпе-гнезде «шуте», которая обрамляет лицо, придавая ему привлекательность.
651. «Магазен де демоазель» (Magazin des demoiselles]. Новым дополнением к платьям для прогулок в 60-е годы является чепец с угловатым выступом на лоб, так наз. чепец а ля Мария Стюарт.
652. Фердинанд Георг Вальдмюллер, Портрет старой женщины. Австрийская галерея. Вена. Пожилая горожанка одета в атласное платье с широким воротником, отделанным кружевом, и мягкий кружевной чепец.
653. Дега в 1885 году. Офорт. Библиотека Дусе Париж. Еще в 20-е годы прошлого века для появления в обществе обязательным считался высокий цилиндр с узкими полями.
654. «Шаривари» {Charivari}, Париж, 1375 г. Шляпа, украшенная лентами с бубенчиками, популярная в эпоху поздней готики, снова входит в моду в конце XIX столетия и становится предметом карикатуры.
655. Из английского журнала мод, 1886 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Летом мужчины и женщины носили низкие соломенные шляпы с широкими лентами (так наз. канотье). На даме костюм типа матроски.
656. Антонио Манчини, Натурщица. Коллекция Кьяранда, Неаполь. В конце столетия шляпа еще была довольно распространена, она пышно декорировалась искусственными цветами, лентами и перьями.
657. Джованни Болдини. Портрет дамы. Офорт. Муфта, воротник и шляпа с перьями создают элегантное целое.
658. Огюст Ренуар, Завтрак гребцов. Мемориальная галерея Филиппса, Вашингтон. Общество в загородном ресторане, на головах головные уборы различных видов. На женщинах шляпы с цветами или чепцы; на мужчинах цилиндры, канотье или котелки.
659. Аристид Майоль, Голова молодой девушки. Музей А. Риго, Перпиньян. Черная кружевная шляпа в стиле «модерн», почти полностью закрывающая лицо, напоминает по форме шляпы «шуте» 30-х лет XIX века.
660. «Газет дю бон тон» (Gazette du ban ton), 1924r Модель Жанны Ланвэн.
661. «Вог» (Vogue), 1928 г. Элегантность наших самых маленьких.
662. «Пикториэл Комеди» (Pictorial Comedy), Лондон, 1908 г. «XV и XX столетия». Карикатура на вечно неудобную дамскую моду.
663. «Но луазир» (Nos loisirs). 1930г. Модели Жанны Ланвэн и Н.Гру. В тридцатые годы носят шляпы, тесно прилегающие к голове с узкими опущенными вниз полями.
664. «Но луазир», 1929г. Несколько вариантов шляп и сумок, которые рождала французская мода в тридцатые годы.
Воротники
Вплоть до средних веков воротников на одежде вообще не было. Только в XIII веке появляется узкая полоска в вырезе, которая постепенно превращается в воротник-стойку. В XIV и XV веках узкий воротник-стойка типичен для жакетов - «вамс» и мужских плащей в бургундском стиле. В XV веке воротник обычно делается из меха или бархата.
Берте - кайма наподобие воротника по декольте дамского платья, модная между 1830-1860 годами Воротник а ля Мария Стюарт — кружевной воротник на проволочном каркасе. Название получил по имени шотландской королевы Марии Стюарт. Воротник а ля Шиллер —со времени скаутов в начале XX века это обычное название для отложных воротников мужских спортивных рубашек. Напоминает моду эпохи поэта Фридриха Шиллера {1759—1805 гг.)
Воротник «мельничный жернов» (Praise, Krause, Out tenkragen, Muhlstein, Kalbgekrose, Halskrause, pulci-nelle) - широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который берет свое начало в испанской моде XVI века. После 1575 года стал самостоятельной деталью модной одежды и вырос до таких размеров, что около 1586 года и возникает его название «мельничный жернов» {Muhlstetnkragen), часто он становится мешенью карикатуристов. Шили его из тонкого полотна, делали складки и крахмалили или иногда даже сажали на проволочный каркас. В Германии и Фландрии (Duttenkragen) его носят до начала XVIII века. В XVIII веке он еще долго сохраняется у евреев как обязательная деталь костюма. До сих пор он еще встречается в национальных костюмах и является элементом классического костюма пьеро.
Голилла — первоначально подкладка под большой воротник «мельничий жернов» в испанской моде. Позднее носится как самостоятельный воротник - узкий, накрахмаленный, округлый и поднятый вверх.
665. Мастерская Аньоло Бронзино, Джованни Медичи. Национальный музей, Варшава.
Каркас. В дамской моде 90-х годов XVIII столетия господствовал очень неестественный «3»-образный силуэт женской фигуры, который возникал в результате того, что манишка на груди возвышалась настолько, что в ней утопал подбородок. Грудь приподнималась с помощью гибкого каркаса, который в шутку называли тромпоз (trompeuse, Betrugerin), что означает «обманщица».
Колер (koller, франц. collier) - в XV и XVI веках женский воротник, закрывающий плечи и шею, из которого позднее возникла рубашка хомутового покроя.
Косынка (mouchoir) — используется в конце XVIII века для прикрытия декольте карако (жакет с длинными полами и полудлинными рукавами).
Лацкан. Под париком «алонж» воротник не виден, он утрачивает свою функцию, от него остается только небольшой лацкан (отворот) впереди.
Манишка (Brustfleck, Brusttuch, Halshemd) - в начале XVI столетия драпирует глубокий вырез женских платьев. В то время ее использовали и мужчины, до сих пор она сохранилась в некоторых национальных костюмах.
Палантин - введен во Франции невесткой Людовика XIV, маркграфиней Элизабет Шарлоттой Фальцкой. Он делается из кружев, шелка или бархата на теплой подкладке, иногда на ватине, часто оторачивается мехом. Палантин служил не только для украшения, но и для защиты от холода.
Рабат - отложной воротник из двух частей, прямой формы, носился в эпоху Людовика XIV, до сих пор сохранился в одежде протестантских священников.
«Римская шея» - поскольку в античном костюме воротник отсутствовал, то сейчас в мужской моде говорят о «римской шее», когда воротник намеренно не пришивается.
Саксонский воротник - жесткий золотой воротник, очень плотно прилегающий, который женщины носили в эпоху Реформации.
Фальбель (из итал. falbala) - бейка из материи плиссированной или в складку - волан, который пришивается на нижнюю одежду в стиле рококо и виден на груди из-под открытого спереди плаща.
Фатерморд (Vatermorder) - в эпоху бидермейер воротник на мужской рубашке с жесткими торчащими углами.
Фолетте (Folette) - треугольный платок из тонкой светлой материи. В первой половине XVIII века он свободно накидывался вокруг шеи, а концы заправлялись спереди в вырез.
Фриже (повидимому, происходит от лат. frisium) - чешский вышитый воротник XVI века.
666. Джотто, Дева Мария из «Благовещения». Капелла дель Арена, Падуя. Готическая мода в начале вообще не знала воротников.
667. Ганс Мемлинг, Жертвовательница. Из портинарского алтаря. Метрополитэн музей, Нью-Йорк. Только в эпоху средневековья женщины начинают носить платья с более глубоким вырезом, который (как здесь) отделывается воротником - шалькой из горностая и дополняется драгоценным ожерельем.
668. Анонимный мастер, Нюрнбергский купец. Гравюра, 1610 г. Широкий отложной воротник на жакете без украшений соответствует простому стилю одежды.
669. «Луи де Беранже де Гюас». Картина, приписываемая кисти Франсуа Клуэ. Национальная библиотека, Париж. Воротник украшен плиссировкой.
670. Диего Веласкес, Портрет Филиппа IV. Музей Прадо, Мадрид. Единственное светлое пятно на испанской придворной одежде -белый воротник.
671. Французская школа второй половины XVI века, Луиза де Лоррэн. Лувр, Париж. Французская дама одета в декольтированное платье со стоячим воротником в складку. Эти большие воротники а ля Мария Стюарт приподиималисьс помощью проволочного каркаса.
672. Петер Пауль Рубенс, Камеристка инфанты Изабеллы. Эрмитаж, Ленинград. С приходом моды недорогое кружево распространились присборенные кружевные большие круглые воротники.
673. Ян Корнелис Ферспронк, Портрет молодой женщины. Эрмитаж, Ленинград. Жесткий белый воротник огромных размеров, за что и получил название «мельничный жернов». Вместе с кружевным чепцом составляет костюм молодой голландки.
674. Антонис ван Дейк, Семейный портрет. Эрмитаж, Ленинград. Воротник «мельничный жернов» украшает женское платье; у мужчины -отложной, отделанный кружевом воротник, такой же воротник у девочки.
675. Хуан Пантоха де ла Круз, Портрет Донны Хуанны Арагонской, урожд. Пернштейн, супруги Фердинанда Арагонского. Государственный замок в Нелагозевси (Чехословакия).
676. Ян Вермер Делфтский, Женский портрет. Венгерский национальный музей изобразительного искусства, Будапешт. Большой конусообразный воротник молодой голландки скреплен лентой. Манжеты сделаны из того же материала, что и воротник.
677. «Герцог Букингемский». Гравюра по П. П. Рубенсу. Приподнятый воротник с острыми углами отделан зубчиками тонкого кружева. Слегка подвитые волосы, усы и бородка создают типичный эбраз дворянина того времени.
678. Портрет мужчины, приписывается кисти художника Франсуа Клуэ. Эрмитаж, Ленинград, Стоячий воротник с белой крахмальной оборкой в соответствии с испанской модой 2-й половины XVI столетия является украшением жакета с рукавами с прорезями.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2106;