Белье, домашняя одежда и купальные костюмы
749. Жан Берэн, Модный салон «Mercure galant» в Париже. Гравюра,
История белья довольно короткая: рубахообразные одежды древних народов надевались прямо на тело и одновременно выполняли функцию верхней одежды. Белье в нашем понимании не было известно и в средние века, хотя тенденция носить под платьем более тонкую нижнюю одежду уже появилась, в особенности среди высших сословий. Только в летописях XVI и XVII веков мы можем прочитать, что рубашка была роскошью, которую могли себе позволить только богатые. Декоративные кружевные воротники и манжеты, изображаемые на портретах эпохи барокко, большей частью были только фальшивыми деталями. Дамы эпохи рококо носили верхние платья прямо на корсет. В период Французской революции женщины надевали под низ обтягивающее трико.
только в первой половине XIX века начинается «эпоха стирающихся рубашек», которые можно было кипятить. Эти рубашки были простые и одинаковые как для мужчин, так и для женщин. Представители высших сословий носили белье более тонкое и более сложное по покрою. Только в конце прошлого столетия женщины начали носить белье, отличное от мужского, большей частью из батиста, реже из шелка. После 1925 года дамское белье приобретает современный вид - из материалов укоренился натуральный и искусственный шелк, цвета — пастельные, покрой - более элегантный {узкие бретели, комбинации - приталенные). Мужское белье в этом столетии тоже значительно меняется: к рубашкам пришиваются воротники, трусы и чулки укорачиваются. Американцы уже вскоре после первой мировой войны начали носить очень короткие прилегающие трусы в виде плавок, а под рубашкой майки без рукавов.
Блио (bliaut) — французское название для верхней одежды рубашечного покроя, как мужской, так и женской, которая произошла из туники. Носилась во Франции в X-XIII веках.
Боковка (чеш.) — вид эластичного дамского пояса, стягивающего бока.
Гаце (чеш.) — согласно 3.Винтеру это нижняя мужская одежда, которую носили под брюками или полотняная одежда бедных людей. Согласно Юнг-манну это название означает; 1. небольшую рубашку для общественной бани; 2. нижнюю одежду; 3. пояс.
Гепьер (Guepiere) - пояс на шнуровке наподобие корсета для стягивания талии. Укоренился преимущественно в так наз. «нью лук» в 1947 году.
Дезабилье (Deshabille) - элегантный домашний или утренний костюм, который сыграл большую роль в XVIII веке — в эпоху неудобных кринолинов.
Дессу (Dessous) — французское название всего, что относится к дамскому нижнему белью.
Каласирис — рубаховидное одеяние в Древнем Египте для обоих полов, очень плотно облегающее фигуру. Делался с короткими рукавами или на широких бретелях, длина достигала щиколоток или была еще короче.
Каноны (из итал. cannoni) - широкие кружевные мужские подвязки голландской и французской моды барокко.
Каракалла — узкая, спереди и сзади открытая туника, которую первоначально носили галлы. Была любимой одеждой римского императора Марка Аврелия Антония (176-217 г. н. э.), за что он получил прозвище «Каракалла».
Коммод — удобная утренняя одежда 1795-1799 годов.
Корзелет - название для более удобного корсета меньших размеров, с небольшим каркасом из китового уса или вообще без него.
Корсет (франц. corps - тело). Подобие будущего корсета, шнуровки, стягивающей и подчеркивающей формы фигуры, можно видеть уже у античных народов. Под хитонами и туниками носились кожаные пояски, подчеркивающие грудь и талию. Подобие корсета в виде самостоятельной части одежды появляется в XIV веке в бургундской моде, подчеркивающей формы фигуры. Тип корсета постепенно меняется параллельно с изменениями идеала женской фигуры и вида одежды. То он был больше, чем современный женский купальный костюм, то делается узким - не больше широкого пояса; то он подчеркивал или приподнимал грудь, уменьшал и делал ее плоской; то подчеркивал бока, то наоборот, скрывал их, делая мальчишескими (в новейшее время); иногда сужал талию, а иногда оставлял ее свободной или даже полностью нарушал линию талии.
Первая большая эпоха корсета в истории моды наступает с распространением испанской моды с середины XVI до середины XVII столетия. В отличие от бургундской испанская мода полностью сглаживала бюст, корсет же, на каркасе из деревянных палочек, металла или кости, превратился в панцирь, который совершенно деформировал женскую фигуру. Чтобы грудь не развивалась, уже маленьким девочкам накладывали на бюст на ночь свинцовые плиты. В это время корсетом пользовались и мужчины для утягивания талии. Только в середине XVII века под влиянием французской моды снова возвращается обычай подчеркивать бюст и делать большое декольте. Корсеты из шелка, сатина и атласа, украшенные кружевом, представляют собой изогнутую опору бюста, недостатки фигуры скрываются с помощью накладок.
Позднее корсеты приобрели воронкообразную форму и сужались спереди углом; на боках удерживались с помощью каркаса из стальных пружин. Важную роль играл корсет в эпоху рококо, где он вместе с кринолином составлял основу дамского выходного туалета. Форма корсета в то время остается почти неизменной; только корсет, распространенный в Англии, отличался от французского тем, что шнуровался на спине и не затягивался так туго. Французская революция отбросила вместе с другими частями одежды и корсет; это было обосновано философскими и эстетическими доводами (подражание античности и тезис Руссо о возвращении к природе). У английских дэнди, однако, в это время корсет не был редкостью. После 1810 года он снова вернулся в женскую моду почти на целых два столетия. Производством корсетов уже занимались не швеи, а специалисты — корсетчики, а после 1820 года возникает промышленное производство корсетов. Новую форму они приобретают в конце XIX века, когда в соответствии с модой «sans ventre» они служат, прежде всего, для стягивания нижней части тела. Первым шагом к полной ликвидации корсета, против которого выступали многие врачи, философы и реформаторы со времени Французской революции, была реформа парижского короля моды Пуаре, который в 1905 году предложил рубашечный покрой женского платья без корсета. После первой мировой войны корсеты, наконец, полностью исчезают из дамской моды, их заменяют гибкие и легкие грации. Все же время от времени и в современной моде появляется подобие корсета. Котильон - первоначально так называлась нижняя юбка; в 1775 году это название закрепилось за танцем, во время которого были видны нижние юбки.
Купальные костюмы всего лишь только сто лет принадлежат к нашему гардеробу. Распространились только в конце XIX века, когда люди стали больше купаться и заниматься спортом. Дамские купальники на рубеже столетия шили из цветного ситца и украшали оборками. К ним надевались также черные купальные чулки. Мужской купальный костюм состоял из хлопчатобумажного трико, обычно в в сине-белую или красно-белую полоску. Уже тогда, однако, появились короткие прилегающие треугольные плавки из красного ситца - предшественники современных шерстяных мужских плавок. Женские купальники приобрели более современный вид только в двадцатые годы нашего столетия: их начинают изготавливать из современного трикотажа, потому что он лучше держит форму. Современные модные женские купальные костюмы делаются из самых различных материалов и имеют самые разнообразне фасоны. Модны как целые купальники, так и из двух частей. Матине (matinee] - французское название свободного утреннего костюма, распространенного в особенности в XIX веке.
Неглиже -легкое и удобное домашнее или утреннее одеяние; в XVIII веке так назывался и удобный костюм обоих полов для путешествий и прогулок Нижняя юбка — женская юбка, которая носится под одеждой. Испанская вертугадо (vertugade) была собственно говоря, полотняная нижняя юбка, посаженная сначала на волос и фетр, а затем на обручи (Название vertugade распространилось и на платье с тугой юбкой, см. слово кринолин). В испанской моде было в обычае носить несколько нижних юбок; в период Тридцатилетней войны с временным выходом из моды кринолинов количество нижних юбок увеличивается, особенно во Франции, где они имели даже различные названия. Но особое внимание дамской нижней одежде начинает уделяться только в XVIII веке. Начинает подчеркиваться эротическая сторона белья, в первую очередь нижней юбки, которая в этот период становится символом женственности и предметом женского кокетства. Верхняя нижняя юбка, которая бывает видна, шьется из шелка и украшается кружевом. В первой половине XIX века одна из нижних юбок делается из волоса, чтобы юбка на ней держалась колоколом. Количество нижних юбок в это время точно регламентируется - к элегантному платью полагалось полдюжины; юбки были белые, цветное белье считалось неэлегантным и даже аморальным. Во второй половине XIX века нижняя юбка была такой короткой, что не закрывала ног; появляются также первые цветные нижние юбки, которые потом становятся очень модными. Так наз. appetitrockel. Самая верхняя нижняя юбка под платьем рококо была шелковой, украшалась кружевом или вышивкой, потому что она виднелась, когда приподнимался кринолин. Ночная сорочка — под названием Betthemd (нем.) появляется в эпоху позднего средневековья; до этого времени спали нагими или в той одежде, в которой ходили днем. В Чехии первое упоминание о «юбке для спальни» относится к 1492 году. Первые ночные сорочки были очень больших размеров, иногда полностью идентичные дневным, но и те, и другие носили только богатые люди. В повседневной носке ночная сорочка появляется только в XIX веке, а в некоторых странах еще позднее. Женщины часто надевали на ночь поверх дневной рубашки ночную фуфайку. Облечка (чеш.) — 1) женская и мужская рубашка, балахон. 2) Женская ночная сорочка. Обмотки для ног (Beinbinden) — узкие полоски материи, которыми обвивались ноги крест накрест от ступни чрез голень до колена, - часть средневековой одежды, когда еще не носили ни чулок, ни брюк. Оплецек (чеш.) - женская короткая рубашка, закрывающая плечи и грудь.
Пижама - стала известна в Европе в XIX веке, благодаря путешественникам, завезшим ее из тропиков. Однако, еще в 1882 году Э. де Гонкур называет ее одеждой сводников. Только с начала XX века пижама все больше входит в моду, в особенности у мужчин, у которых сейчас она полностью заменила ночную рубашку.
750. Библия Вацлава IV. Около 1400 г. Австрийская национальная библиотека, Вена. Пражские банщицы в XIV веке во время работы были одеты в белые полотняные рубашки на бретелях.
Подвязки — появляются в XV веке, когда брюки-чулки начинают разделять на брюки и чулки. Позднее подвязки в мужской моде использовались как украшение, только в XVIII веке с приходом моды на длинные брюки они становятся функциональной частью костюма. Дамы в эпоху рококо, ампир и бидермейер носили декоративные вязаные подвязки с пряжками или завязками. XIX век вводит подвязки с резиновыми прокладками и лентами. Только в XX веке круглые резинки были ликвидированы как несовременные. Подвязки стали прикреплять к корсету, а позднее к поясу для резинок.
Рубаха - предшественница рубашки, самая древняя одежда у славян. Это длинный, прямой балахон, поддерживаемый на плечах одной или двумя полосками материи. В национальном костюме это понятие означает рубашку без рукавов. Кроме того, оно означает саван для усопших, а также рубище кающихся грешников и осужденных.
Рубашка - одежда свободного покроя для обоих полов, обычно из хлопка, шерсти, льна, шелка, а в последнее время из синтетических волокон. В повседневном ношении рубашки появляются только в эпоху бидермейер. Они делаются из полотна, которое можно кипятить, или из батиста, украшаются кружевом, оборками, а позднее и лентами. Мужские рубашки в это время приобретают форму, приближающуюся к современным рубашкам, появляются и воротники. Женские рубашки вплоть до первой мировой войны изготавливались преимущественно из батиста, украшались вышивкой или кружевом. После 1925 года женские рубашки шьют из новых материалов пастельных тонов (шелка, трикотажа), и по форме они уже приближаются к современным комбинациям.
Страфион (mamillare) — это, собственно говоря, примитивный предшественник бюстгальтера. Это полоска материи, которую гречанки подвязывали под грудь Вообще же нижнее белье в то время не существовало.
Туника — мужская и женская одежда античного Рима (соответствует греческому хитону). Туника имела рубашечный покрой, постепенно она удлиняется до колен и ниже; сначала она не имела рукавов, позднее делается с рукавами до локтей. Когда длина туники достигла колен, ее начали подпоясывать. Слишком подобранная туника, кроме как во время походов и охоты, считалась франтовством. Женская туника была всегда длиннее и свободнее, чем мужская. В Римской империи у мужчин она доходила до ступней и отличалась от женской только тем, что была менее роскошной. Клави на тунике - пурпурные полосы различной ширины и длины были сословным отличием. В Византии, вместо полос, они имели форму четырехугольников, кругов, каймы и т. д.
751. Йенский кодекс. Банщицы и монахи. 1490-1510 гг. Национальный музей, Прага.
752. Библия Вацлава IV. Около 1400 г. Австрийская национальная библиотека. Вена. Рубашки пражских банщиц в XV веке мало чем отличались от тех, которые носили в предшествующий период. Они тоже были на бретелях, вырез украшала узорчатая кайма, на головеу банщиц некое подобие тюрбана.
753. Французские крестьяне. Гравюра, XVI век. Рубашка крестьянки присборена у шеи и прикрыта жилетом на шнуровке. На мужчине рубашка, подхваченная поясом.
754. Питер Брейгель Старший, Сенокос (фрагмент) Национальная галерея, Прага. Голландские крестьяне в рабочей одежде: белые полотняные рубашки с овальным вырезом, жилеты на шнуровке Поверх юбок, закрывающих колено, надеты белые или цветные фартуки. Голова защищена соломенной шляпой; носились также белые чепцы
755. Микеланджело Караваджо, Мария Магдалина. Галерея Дориа Памфили, Рим. Широкий разрез рубашки украшен вышитой каймой. Широкие рукава на запястье сужены. Поверх рубашки надета юбка с лифом на бретелях из узорчатой дамасской ткани
756. Камиль Коро, Августина. Национальная галерея, Вашингтон. Во второй половине XIX века рубашка все еще имеет традиционный покрой без рукавов или с короткими рукавами, овальным вырезом, и поверх нее носится лиф или жилетик.
757. Эдгар Дега, Женщина, расчесывающая волосы. Коллекция Филлипс, Вашингтон. Длинные широкие рубашки из белого полотна с глубоким овальным вырезом и короткими рукавами типичны для конца XIX века
758. Раненая амазонка. Римская копия греческого оригинала V века. Государственный музей, античный отдел, Берлин. Греческая нижняя одежда состоит из эксомиса, рубашки на одной бретели, подхваченной в поясе и не доходящей до колен
759. Саркофаг из Шарентон-дю-Шер. Фрагмент рельефа VII века. Музей Берни, Бурже. Древнегреческий хитон подпоясан и слегка присборен.
760. Молитва Исайи. Миниатюра из Парижского псалтыря. Национальная библиотека, Париж. Древнегреческая туника является нижней одеждой Часто надевались две туники одна на другую, одна длиннее, другая короче, нижняя туника с рукавами, верхняя без рукавов.
761. Иезекииль больной и его чудесное исцеление. Миниатюра из псалтыря X века. Национальная библиотека, Париж. Туника носилась и в эпоху поздней антики (посредине и слева). Однако, она уже не была гладкой, а украшалась вышитой каймой.
762. Жан Фуке, Дева Мария, Королевский музей изящных искусств, Антверпен. Мадонна изображена в готической одежде с лифом на шнуровке, из под которого видна рубашка, и в накидке, подбитой горностаем. На голове у нее золотая корона с вправленными драгоценными камнями.
763. Анри Тулуз-Лотрек, Уличное знакомство. Музей Поля Дюпуи, Тулуза. В XIX веке согласно моде подчеркивается тонкая линия талии. Корсеты со шнуровкой на спине помогают выполнить это требование моды.
764. Хосе Гутьеррес Солана, Хористки. Музей современного искусства, Барселона. На переодевающихся хористках белые рубашки с широкими бретелями, белые полотняные панталоны до колен и корсеты.
765. «Ho лyaзиp» (Nos loisirs), 1929г. Нижнее белье тридцатых годов делается уже из трикотажа и в принципе имеет современный покрой.
766. Гимнастка. Мозаика в Пьяцца Армерина Сицилия. IV—V столетие.
767. Мастер свитков, Купающиеся женщины Гравюра по дереву. В эпоху готики женщины купались обычно нагими.
768. Германн Гендрих, Купальные костюмы около 1860 года. Литография.
769. «Симплициссимус» (фрагмент), Мюнхен, 1919 г. «Китти совершенно извращена. Влюбилась в одного мужчину!» Купальный костюм двадцатых годов изготавливается уже из эластичного материала.
770. Фотография начала нашего столетия. Купальные костюмы того времени.
771. «Вог» (Vogue), 1928 г. Эскиз Жана Пату, в тридцатые годы на штанишки купальных костюмов надевается короткая юбочка и поясок.
772. «Симплициссимус», Томас Теодор Гейне: «Господа из высшей цензуры, теперь я понимаю ваше принципиальное отвращение ко всякой наготе!»
Туника laticlavia с широкой полосой считалась одеждой сенаторов, туника augusticlavia с узкой полосой - одеждой римских полководцев, туника praetexta с широкой красной полосой была одеждой мальчиков свободного происхождения. В шестнадцать лет она сменялась туникой рига или vitiris которая была чисто белой, без украшений. Тунику palmatu носили военноначальники и консулы в торжественных случаях, она имела декоративную кайму с растительным узором. Туника talaris начинает носиться в IV веке, она имела пышные сборки, была длинной и вытеснила прежний короткий тип.
Халат (Morgenrock, Schlairock) - современная удобная домашняя одежда, особенно у мужчин. В XVIII и XIX веках она имела несколько различных названий: неглиже, дезабилье и т. д. Мужские халаты сохраняют классический покрой, шьются из шерсти или шерстяной фланели и имеют длину до голени Надеваются во время утреннего туалета, иногда и во время завтрака. Женские халаты бывают длинными так что прикрывают длинную ночную сорочку, а в современную эпоху также полудлинными и короткими. Шьются из самых различных материалов.
Хитон — выходная и домашняя одежда древних греков всех сословий, то же самое, что у римлян туника. В более холодную погоду поверх нее мужчины надевали хламис, а женщины пеплос, а затем как те, так и другие гиматион. Первоначально хитон делался из прямоугольного куска материи примерно метровой длины, а затем шился из двух одинаковых, но гораздо больших по размерам кусков материи (pteryges).
773. Франс ван Мирис, Утро молодой дамы. Эрмитаж, Ленинград. Один из вариантов «матине» - элегантное утреннее полупальто из черного бархата с белым мехом.
774. Герард Терборх, Стакан лимонада. Эрмитаж, Ленинград. Характерной принадлежностью голландской дамской моды были короткие полупальто, так наз. матине.
775. Ян Петр Молитор, Граф Генрих Павел Мансфельд. Замок Добржиш (ЧССР). Камзол и жилет в стиле барокко вышиты золотом. Костюм дополняют белые чулки и туфли с пряжками.
Хитон надевался прямо на тело, облегая его, а на плечах скреплялся пряжками, которые назывались fibule. Правое плечо иногда оставалось обнаженным. На боках хитон был закрыт или по всей длине, или от пояса или бедер. Обычно он подпоясывался и подбирался, форма хитона менялась в течение истории, отличалась в зависимости от области, возраста человека, его общественного положения и пола. Женский хитон был всегда богаче и длиннее мужского. Первоначально все греческие племена носили короткий свободно ниспадающий дорический хитон из шерсти, слегка подпоясанный. Позднее у многих племен его вытеснил более длинный, более присборенный ионический хитон из хлопка. Дорический хитон при этом остается одеждой молодых мужчин и танцовщиц. Сельские жители и рабы носили большей частью короткий дорический хитон с открытым правым плечом, так назыаемый эксомис. От ионического хитона берет начало двойной хитон - диплойдон (diploidon)
Шмиз (франц. chemise- рубашка) - утренная одежда с короткими рукавами 1788 г. Эксомис (exomis) - короткий хитон с одной бре телью-через правое плечо, который носили рабы и сельские работники.
Юпон (jupon) - название для нижней одежды из тафты XIX - начала XX века, которая производила модный тогда шорох (frou-frou).
Модные аксессуары
776. Жост Амман, Торговец. Гравюра на дереве.
Модные аксессуары - это бесчисленные модные мелочи, которые, однако, точно так же как силуэт и цвет характеризуют стиль одежды данной эпохи. Оглядываясь на историю моды, видим, что многие предметы, являющиеся теперь для нас само собой разумеющимися с практической точки зрения, когда-то были обязательными и дорогостоящими аксессуарами, без которых нельзя было появиться. Историю аксессуаров невозможно полностью изложить, потому что их существует слишком много. Каждая эпоха создавала собственные «игрушки». С XII по XVII век, например, ручное зеркало и зеркало для сумки являлось обязательной принадлежностью дамы; его носили на шее, на золотых цепочках или у пояса, вставляли в веер, вправляли в рамку из черепахи, слоновой кости, позолоченного серебра, с миниатюрами и гравировкой. Только с изобретением способа получения зеркального стекла, когда появилось большое количество больших стенных зеркал, маленькие зеркала в некоторой степени вышли из моды. Сюда же относятся флаконы, сосуды для духов и нюхательной соли, зубочистки, часы, ситечки, которые в то время дополняли картину моды.
Антука (ел tout cas) - название солнечного зонтика около 1870 года, который также использовался и во время дождя.
Блошиный мех — использовался в XVI веке, и его можно видеть на портретах того времени. Чучела соболей, куниц, хорьков и ласок должны были притягивать назойливых насекомых. Их носили на золотых цепочках, а также держали в руке. Блошиный мех богато украшался. Герцогиня феррарская получила в подарок от своего мужа соболя с золотой головой, украшенного 12 рубинами, 2 алмазами, 3 изумрудами и 4 жемчужинами.
Боа — длинный узкий шарф из меха или страусовых перьев. Был особенно моден в эпоху расцвета романтизма и на рубеже столетий. Название получил от королевских удавов — boa constrictor.
Бомбилатка -украшения на чепцах из стекла, олова, латуни, стеклянных шариков, цепочек и под. Бранденбургс (Brandenbourgs) — двойные пуговицы, которые застегивались на шнурки или позумент. Они были страстью герцога Бранденбургского (XVII век), в честь которого и были названы. Особое распространение получили позднее в эпоху барокко как типичное украшение камзола. В эпоху бидермейер женщины с удовольствием их носили на жакетиках, мантильях и т. д. В современную эпоху пуговицы этого вида используются на мужских домашних пиджаках и халатах.
Бретель (bretelle) - украшения из лент или тесьмы, которые были модны в мужской одежде в XVIII веке, когда к брюкам носили короткие жилеты.
Бурс (bourse) - французское название кошелька или сумочки для туалетных принадлежностей. Так назывался также мешочек для волос около 1730 года.
Веер — приспособление для овевания и охлаждения лица. На Востоке он известен уже в глубокой древности. Здесь веера изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев, а позднее из павлиньих и страусовых перьев. В Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии - символом военной власти. Веера были известны и античным народам. В Европе стали обычным женским модным аксессуаром с конца XVI века. В это время в Европу с Востока приходят складные веера, используемые до нашего времени. Барокко вводит в моду разрисованные веера с зеркальцем посредине, обрамленные страусовыми или павлиньми перьями. В правление Людовиков XV и XVI во Франции производились великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой костью, черепахой и перламутром, инкрустированные золотом и серебром. При версальском дворе они играли большую роль и в дворцовом церемониале; дамы могли их открыть только в присутствии королевы. Со времени рококо веера проникли в моду горожан. Как аксессуар бального туалета он удержались в Европе до сих пор, однако, не имеют такого значения, как на Востоке, где до сих появляются принадлежностью костюма для торжественных случаев.
Вентарола - итальянский веер XVI века. Предмет роскоши, который был принадлежностью туалета невесты.
Искусственные цветы - были известны еще египтянкам в 3000 г. до н. э., от них научились их делать и гречанки. Римлянки носили надушенные искусственные цветы из бумаги и цветного шелка. В средневековой Европе они производились в основном в Италии и Испании в монастырях для потребностей храмов; во Франции затем это искусство стало светским, там возникают большие центры ручного производства (Париж, Лион). В конце XVIII века искусственные цветы начинают изготавливаться промышленным способом. В новейшее время наряду с искусственными цветами, имитирующими живые, появляются цветы стилизованные. Форма цветов часто придается и драгоценностям (броши, серьги).
Карман - в нашем понимании вошел в мужскую моду только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV. Только позднее стали пришивать карманы к жилетам, а затем и к брюкам. С этого времени мужская одежда без них немыслима.
Лорнет - аристократический вариант очков с ручкой. Использовался с XVIII века и носился прикрепленным к цепочке. Искусство обращения с лорнетом в эпоху рококо стало рафинированной светской игрой. Лорнет и далее оставался привилегией аристократок высшего общества.
Маска. В XVI веке из Франции распространилась дамская мода на полумаски из бархата или тафты, которые одевали преимущественно во время путешествий и прогулок. Маска предназначалась для защиты от пыли и ненастной погоды, но одновременно также служила для кокетства во время любовных приключений. Маску запрещалось носить в присутствии государя. Наибольшее распространение она получила в Англии и Голландии. С XIII века она становится уже только неотъемлемым атрибутом карнавалов.
Мешочек для денег (Geldkatze) - двойной мешочек, вязаный или густо плетеный, с разрезом с одной стороны. В эпоху бидермейер его использовали для денег мужчины. Крестьяне прикрепляли его к поясу.
Монокль — стекло на один глаз — пользовалось популярностью среди дипломатов и офицеров. Его иногда вешали на шнурок, вправляли в золотую оправу или носили без оправы. Он всегда считался предметом роскоши; последний раз появился после первой мировой войны, в настоящее время монокль полностью исчез.
Муфта. Прообразом муфты было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды при бургундском дворе. Меховая муфта цилиндрической формы как самостоятельная модная деталь появляется впервые в Венеции (в «Книге национальных костюмов» Вечелли от 1599 года есть портрет венецианской матроны с муфтой). Из Италии муфта распространилась и в другие европейские страны, в XVII и XVIII веках она была принадлежностью как венского, так и мужского гардероба и считалась привилегий высших слоев; подданым ее носить запрещалось. Женщины носили муфты не только на улице, но и дома и в обществе. После французской революции мужчины полностью отказались от муфты, в женской моде этот аксессуар время от времени вновь появляется в моде, изменяя при этом форму, величину и материал. XX век вводит так наз. Таschenmuff— муфту, которая одновременно является и сумкой.
Мушки - женские украшения, типичные для моды рококо. Они имели различную форму: кружков, четырехугольников, карточных мастей, а также цветков и зверушек. Эти самые маленькие модные украшения появились как раз в эпоху самых объемистых туалетов. Мушки «садятся» безошибочно на те места, где контрастируют с чистым лбом, безупречно гладкой кожей, стройной шеей или алебастровым декольте. Каждая такая мушка привлекает взгляд на мгновение и подчеркивает соблазнительность своего окружения.
Носовой платок - как гигиеническое средство появляется гораздо позднее, чем как модный аксессуар. Уже в эпоху Ренессанса в Италии дамы начали носить элегантные кружевные платочки (см. фаццо-летто). Для практических целей платок начинает в значительной мере использоваться только в XIX веке. Моду на носовые платки в XVII веке подтверждают многочисленные указы, запрещающие использовать их в качестве предмета роскоши.
Омоньер (aumoniere) - кожаный мешочек для мелких денег, прикрепленный к поясу. Носили его в XIV и XV веках как мужчины, так и женщины, он являлся принадлежностью придворного туалета при бургундском дворе.
Очки— появились в Европе около 1300 года. Однако, они были известны в Восточной Азии намного раньше. Имея чисто практическое значение, они очень быстро начинают использоваться как модное украшение и, подчиняясь моде, подвергаются различным изменениям: в форме стекол, материалов, форме и цвете оправы. В прошлом в некоторые периоды очки являлись чисто атрибутом моды (например, популярность больших ярких очков у мужчин в XVII веке). С XVIII века в аристократическом обществе носили лорнеты, дипломаты же и офицеры предпочитали монокль. В середине XIX века появляется пенснэ, после первой мировой войны, однако, оно полностью исчезает. С распространением спорта в XX веке в моду входят солнцезащитные очки, которые в новейшее время становятся непременным аксессуаром летней одежды элегантной женщины.
Пенснэ — появилось в середине XIX века, очень быстро распространилось, потому что было менее заметным, чем очки. В настоящее время почти полностью вышло из употребления.
Перчатки — как украшение и защита рук были известны уже в древнее время. Были найдены в египетских пирамидах эпохи XXI династии. Первоначально перчатки делались в виде мешков, без отверстий для пальцев, только позднее возникло нечто вроде варежки. Однако, издревле известны и перчатки с пальцами: египтянки и римлянки защищали ими руки во время работы и еды. В средние века носили перчатки (Fausihandschuhe) без пальцев, наподобие современных рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной подкладке, или рукавицы из железных колец были частью охотничьго или воинского снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства были богато украшены золотом, серебром и драгоценными камнями.
777. «Модеальманах» (Modealmanach), 1786-1788 гг. Туалет немецкой дамы состоит из широкополой шляпы с лентами и перьями и из платья сжабо; модный аксессуар-тонкая трость.
778. Из модной газеты эпохи Людовика XVI. Копия XIX века. Эпоха Людовика XVI, которая изощрялась в изобретении самых различных костюмов, приписывает носить к костюму пастушки трость, украшенную лентой.
В средние века перчатка часто имела символическое значение: ее получали рыцари при посвящении в звание, епископы при введении в сан, представители городского сословия в знак различных привилегий. Брошенная перчатка означала вызов к бою. Богато украшенные перчатки из красного сукна относились к инсигниям Священной римской империи. В средние века, начиная с XI века, женщины носили перчатки из белого полотна длиной до локтя в качестве украшения. Шелковые и кожаные перчатки, украшенные вышивкой и драгоценными камнями, распространились в средевековье как предмет роскоши, аксессуар костюма привилегированных сословий.
Куйоны (в переводе с чеш. яз. — плуты) - так назывались перчатки из собачьей кожи в XVI столетии. В XVI веке в Италии и Испании начали носить надушенные перчатки. Вместе с появлением вязаных чулок в XVI веке приходит мода и на вязаные перчатки, однако кожаные попрежнему считаются более элегантными. В XVII и XVIII веках как мужчины, так и женщины носили перчатки, богато украшенные вышивкой. В мужском костюме стиля барокко и рококо кружевные манжеты закрывали почти всю руку, для перчатки не оставалось много места; зато дамские перчатки в это время становятся важным модным аксессуаром. В начале XIX века появляются половинчатые дамские перчатки, которые, оставляют концы пальцев незакрытыми. В XIX веке возвращается мода на мужские перчатки - уже без украшений, подчеркивается скорее хороший покрой и качественный материал На рубеже столетий в моду входят дамские нитяные перчатки с вытканным узором - противовес модным ажурным чулкам. Вечерние перчатки были длинные - выше локтя и без пальцев, дневные с пальцами К прежним кожаным и вязаным перчаткам позднее присовокупляются более дешевые - трикотажные В современную эпоху перчатки из самых различных материалов, самого различного цвета и длины являются неотъемлемой принадлежностью мужской и женской одежды.
Плед- клетчатое покрывало для путешествий, а так же клетчатая накидка, часть шотландского национального костюма.
Помпадур (pompadour) - дамская сумочка XVIII века в виде мешочка из материи (обычно бархата) или кружева. Название получила по имени мадам Пом падур (1721-1764 гг.), фаворитки Людовика XV Пти-пуа (petit-point] — венская вечерняя сумка с характерным пестрым цветочным и фигурным узором, вышитым по канве крестом.
Пуговица — служит для скрепления и застегивания одежды, а также для ее украшения. Форма, величина, материал и место пуговиц на костюме в значительной степени подвержено изменениям моды. Пуговицы были известны уже в древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было одеть и раздеть без застегивания. Предшественником пуговиц были шнурки. Как специальная деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо. Около 1860 года модна была внутренняя застежка, в особенности на верхней мужской одежде.
Редикюль — дамская сумочка в виде кисета XIX века Обычно была вышита и вешалась на длинный шелковый шнур на руку.
Рика (пса) — четырехугольный платок, пурпурного или синего цвета, который носили римские женщины во время торжественных случаев.
Солнечный зонтик - появился гораздо раньше, чем зонт от дождя. Он был заимствован с Востока культурными народами древнего времени, у которых он одновременно являлся символом общественного положения, и несли его слуги. В форме балдахина его стала использовать и церковь. Первый солнечный зонтик частного характера запечатлен на древней греческой вазе: он бросает тень на богатую гречанку. Римляне тоже использовали подобное приспособление против солнца и дождя. Античный зонтик от дождя имел форму плоского конуса, а ручка не всегда была посредине. После длительного перерыва солнечный зонтик снова появляется в Италии в XVI веке, сначала как большой складной зонт на несколько персон. Мария Медичи ввела моду на солнечный зонтик во Франции у французских зонтов была костяная ручка, и верх делался из вощеного полотна. Зонт от дождя более широко использовался только уже в XVIII веке.
Небольшой солнечный зонтик, который появляется около 1815 года, называется по-немецки Knicker. Его ручка могла перегибаться так, что зонт защищал и от косых солнечных лучей. С двадцатых годов нашего столетия под влиянием спорта входит в моду загар, и зонт от солнца исчезает из гардероба современной женщины.
Сумочка - небольшая дамская ручная сумка для мелких предметов, собственно говоря, антипод мужских карманов. Постепенно стала неотъемлемой принадлежностью дамского туалета. Изготавливается из самого различного материала; форма и величина сумок часто меняется в соответствии с приходом иной моды. В средние века мелкие предметы и деньги укладывали в кармашки на поясе (Gurtettasche), или в кожаные мешочки, прикрепленные к поясу. При бургундском дворе в XIV и XV веках мешочек для денег был принадлежностью придворного туалета (см. омоньер). Мода поздней готики вводит даже целые коллекции мешочков самой различной величины, которые носились у пояса и звенели. Мешочки, прикрепленные к поясу, удержались и в одежде Ренессанса. Начиная эпохой рококо вплоть до XIX века, женщины носили богато украшенные, вышитые, вязаные или плетеные сумочки-кисеты (помпадур, редикюль). Во время Французской революции в моде были сумочки на длинном шнурке. В эпоху бидермейер мешочки для денег носили и мужчины (Geldkatze). Горожанки в эпоху бидермейер всегда имели при себе декоративные мешочки для швейных принадлежностей и других мелочей, форма мешочков а стиле рококо, ампир и бидермейер иногда является прообразом современных дамских сумок. Жесткие сумки появляются относительно поздно - только в начале XX века.
Таблье — первоначально кусок материи, собственно говоря, большая салфетка, которой женщины прикрывали платья, когда шли к столу. Позднее из нее возник декоративный платок как часть одежды, золотая или серебряная сетка.
Трость - очень быстро перестала быть просто опорным стержнем для ходоков или своего рода оружием, а превратилась в предмет украшения модного характера и символ высшей воинской должности. Уже в конце 500 г. до н. э. греческий историк Геродот описывал вавилонскую трость с декоративной ручкой. Некоторые средневековые полководцы использовали декоративные трости как символ власти, предвосхищая значение маршальского жезла. В конце XVIII века даже француженки начали использовать декоративные трости в качестве модного аксессуара. В XIX и XX веках трость часто комбинируется с зонтом.
Фамфуице (чеш.) — большие пуговицы на одежде мясников.
Фаццолетто (fazzoletto) — элегантный, украшенный кружевом носовой платочек, который был моден в Италии в XVI столетии. Оттуда он проник во Францию, Германию и Чехию.
Филец (чеш.) - кожаный и окованый мешок для путешествий.
Цветы - относятся к самым древним модным украшениям и до сих пор популярны у всех народов. Их прикрепляют к волосам, на шляпы, к декольте или у пояса. В средние века девушки украшали волосы в торжественных случаях венками из цветов. Венок из цветов на голове незамужней девушки был символом целомудрия. В эпоху рококо и ампир живыми цветами вместе с лентами украшали элегантные, прежде всего, бальные платья. Мужчины носили и иногда до сих пор носят цветок в петлице (гардении к фраку).
Шаль - квадратная или прямоугольная полоска материи восточного происхожденя, которая служит для защиты от холода предплечий и шеи.
779. Модели костюмов из «Театерцайтунг»(Theaterzeitung). Как цилиндр, так и трость в течение ряда десятилетий была неотъемлемой частью мужского туалета, в котором, начиная с XIX века, меняется только цвет брюк и жилета
780. Из модной газеты. Платье для прогулок из двух частей: поверх полосатой юбки носится еще одна, более короткая, одноцветная; солнечный зонтик обтянут кружевом.
В XV веке в Кашмире делались шали из тонкой шерсти тибетских коз. Подлинные кашемировые шали распространились в Европе в эпоху Директории. Они дополняли одежду, имитирующую античный образец - присборенную, без рукавов и с глубоким декольте Дорогостоящие настоящие кашемировые шали очень скоро начинают заменяться более дешевыми подделками. Мода на шали продержалась всю эпоху бидермейер; особенно популярны они были в правление императрицы Евгении, супруги Наполеона III (1826-1920 гг.).
Шнурки (Nestel, Schnur, Riemen, Bindenband) - служили для скрепления двух частей одежды в эпохи, когда еще не существовали пуговицы. Но они использовались и в дальнейшем; особенно модны они были в XVI веке. Ландскнехты скрепляли ими вамс и панталоны. Позднее шнурки были снабжены на концах металлическими остриями.
Шпильки — один из модных предметов, встречается уже на самой ранней стадии бронзового века, тогда ими скреплялись одежды. Позднее шпильки применяются для сохранения дамской прически и, наконец, как предмет украшения или же как драгоценность в мужской и дамской моде. Первые доисторические шпильки делались из обломков костей и рогов, иногда это была просто колючка. Позднее шпильки уже изготавливались из бронзовой и железной проволоки.
781. «Костюм паризьен» (Costumes parisiens), 1812 г. Соломенная шляпа, украшенная лентой. Китайский солнечный зонтик.
782. Огюст Ренуар, Зонтики. Национальная галерея, Лондон. В конце XIX века зонты уже не являются только кокетливой игрушкой. Они становятся больше и практичнее, но вместе с тем и менее декоративными.
783. Джузеппе Фаттори, Дамавтени. Коллекция Джакомэ Юкера, Милан. И солнечный зонтик становится больших размеров, и теперь действительно защищает от солнца. Он дополняет туалет для прогулок, который состоит из длинной юбки и накидки.
784. Константин Ги, Прогулка по лесу. Лувр, Париж Во время послеобеденной прогулки в карете дамы используют солнечный зонтик с бахромой
785. «Вог» {Vogue}, 1928 г. Солнечные зонтики тридцатых годов имеют различную форму и узор. Справа вверху — солнечный зонтик китайского типа. У солнечных зонтиков делается ручка с утолщенной рукоятью.
786. Иллюстрации из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты» (Modes et usages аи temps de Marie-Antoinette), Париж, 1885 г. Шелковые перчатки с золотой и серебряной вышивкой, которые носили рыцари св. Духа во времена Марии Антуанетты
787. «Костюм паризьен», 1812г. Перчатки были неотъемлемой частью моды ампир, к одежде с короткими рукавами носили длинные перчатки, закрывающие руку до локтя, а иногда и выше локтя.
788. «Костюм паризьен», 1809 г. Соломенная шляпа дополняет платье с декоративной каймой.
789. Эдгар Дега, Певица в кафе. Музей искусств Фогга, Кембридж. Полудлинные перчатки по цвету сочетаются с темным мехом, которым оторочены декольте и рукава вечернего платья певицы.
790. Иллюстрация из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты», Париж, 1885г. Женщина в полосатом платье с жакетиком с длинными полами держит в руке большую муфту из лебединого пуха. На голове у нее чепец, украшенный бабочками.
791. «Гэллери ов Фэшн» (Gallery of Fashion), Лондон, 1796 г. Дообеденные платья шьются из тонкого пестрого материала. Туалет дополняет перевязь, тюрбан и огромная муфта.
792. Рембрандт ван Рейн, Портрет Яна Сикса. Коллекция Сикса, Амстердам. Пуговицы не всегда являются деталью одежды, служащей практическим целям, а часто одновременно выполняют роль декоративного элемента. Иногда они только пришиваются к жилету и пальто, но не застегиваются. Далее одежду дополняют манжеты, воротник и перчатки.
793. «Ла Мод» (La Mode). 1832 г. Шляпа, украшенная перьями. Бархатное платье вышито шелком и оторочено мехом куницы. Вышивкой украшена и муфта. Накидка — из французского кашемира.
794. «Шаривари» (Charivari), Париж, 1833г. «Зимняя мода». Муфта огромных размеров и шарф, закрывающий половину лица, стали объектом карикатуры того времени.
795. «Винер Моден» (Wiener Moden), 1821 г. Сумочка из ткани в стиле ампир имеет овальную Форму. Она является аксессуаром к платью с завышенной талией. Туалет дополняет высокая шляпа а ля Памела.
796. «Костюм паризьен», 1814г. Шляпа а ля Памела, платье из перкалевой ткани.
797. «Дойче Моден» (Deutsche Moden), 1810-1811 гг. Мешочек из материи, стянутый вверху шнурком (наподобие кисета), получил название «помпадур»>.
798. «Винер Моден», 1819г. Женщина в рединготе с большим чепцом, украшенным оборками, держит в руке небольшую продолговатую сумочку.
799. «Модеальманах» (Modealmanach), 1786-1788 гг. Носовой платок первоначально выполнял роль чисто декоративного характера.
800. Из модной газеты, 1810 г. Королевская коллекция, Лондон. Искусственные цветы были популярны особенно в XVIII и XIX веках. Ими украшали шляпы, прически и платья. Здесь цветами декорированы рукава и подол юбки.
801. Томас Кук, Жизнь куртизанки. Гравюра на меди по Уильяму Хогарту. На девушке шляпа с широкими полями и простое платье с фартуком. Пожилая женщина в чепце наклеила себе на лицо декоративные мушки.
802 Вацлав Голлар, Зимнее платье английской дамы. Гравюра на меди. На английской даме платье для прогулок и маска, защищающая лицо от пыли.
803. Иллюстрация из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты», Париж, 1885 год. Дама в бальном платье.
804. «Панч» (Punch), Лондон, 1880 г. «Эра вееров» Большие веера, особенно в театре, очень мешали.
805. Ян Корнелис Ферспронк, Девушка в голубом. Государственный музей, Амстердам. В правой руке у нее веер из перьев.
806. «Костюм англэз е франсэз» (Costume sanglais etiranfais). Вечернее платье (слева) сделано из двойного материала. На декольте и на кайме юбки нашита широкая полоска из оборок. Туалет дополняют украшения из цветов в волосах и веер. Вторая дама при выборе шляпы с бунчуком без сомнения ориентировалась на моду в стиле униформ.
807. Костюм в стиле модерн дополнен веером из перьев, 1905 г. Из собраний Музея прикладного искусства в Праге.
808. «Костюм паризьен», 1811г. Вечерний туалет дополняет кашемировая шаль.
809. «Винер Моден», 1819г. К платью для прогулок, согласно венской моде того времени, надевалась шляпа, украшенная цветами. Платье было совершенно закрытое, с завышенной талией и кружевным воротничком. Узкие рукава заканчивались манжетами, наполовину прикрывающими кисть руки.
810. «Ла Мод», 1833 г. Бархатная шляпа «шуте» с перьями райской птицы. Атласные платья вытканы золотом.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 2848;