Церковное облачение


835. Рельеф с орантой. V век. Египетский музей, Каир.

Литургическая одежда возникла из основных исторических типов одежды и подверглась только незначительным изменениям, которые практически завершились в IX столетии в Риме. В соответствии с изменениями церковного года и для различных литургических служб устанавливается определенный цвет облачения: белый, красный, зеленый, фиолетовый и черный.

Альба — льняное одеяние до щиколоток с узкими рукавами, подхваченное на боках поясом- цингулумом. Его носят представители высшего духовенства во время месс и других литургических служб.

Альмуциум — капюшон, или куколь, подбитый мехом, с широким воротником, закрывающим грудь. Носили его в основном каноники, но он стал и светской одеждой.

Воротничок - белый, тугой, закрывающий шею, который носили представители духовенства, если у них не было собственного ритуального облачения.

Гумерал, амикт - четырехугольный полотняный платок, на двух углах которого имеются шнурки. Считается первым литургическим покрывалом, которое надевалось под альбу.

Далматика — верхняя литургическая риза дьякона римского ритуала, если он помогает священнику во время особой мессы, по случаю праздников и благословений. Она всегда того же цвета, что и риза священника. Происходит от светской одежды, которая первоначально носилась в Далмации (отсюда и название), и во II веке была заимствована римлянами, которые носили ее поверх туники.

Епитрахиль - длинная узкая полоска материи в цвете литургии дня, которую носил священник на шее. Епитрахиль по форме, цвету, материалу и декору похожа на манипул, только в два раза длиннее.

Комже — белая верхняя рубашка священников, густо присборенная у четырехугольного выреза, украшенная по кайме кружевом.

Манипул — часть литургического одеяния, которая передается протодьякону при посвящении в сан. Его носит священник во время мессы на левой руке. Это короткая лента цвета ризы, в которой служится месса. Начало берет от так наз. платка для пота, который носили в руке высокопоставленные люди в Древнем Риме. Поэтому первоначально он считался привилегией высшего римского духовенства.

Мантелета - фиолетовая, спускающаяся до колен накидка епископов, высших прелатов, иногда и каноников, которая надевается поверх рохеты.

Митра - литургический головной убор лапы, кардиналов и епископов. Митра делается жесткой, наверху она заканчивается конусообразно, сзади с нее свисают на плечи две ленты. Делается из шелка, часто пышно декорируется вышивкой, а также жемчугом и золотом.

Паллиум — округлая часть ризы, которая покрывает грудь, плечи и спину. Спереди и сзади с нее свисают длинные ленты. Сам круг и полоски делаются из белой шерсти, имеют ширину приблизительно 5 см и украшены четырьмя черными крестами. Паллиум носит папа при особых литургических службах, а также некоторые епископы и архиепископы, которые их могут использовать только во время архиерейской литургии.

Перчатки — вместе с митрой и скипетром символ епископского сана. Архиерейские перчатки, сделанные из шелка или полотна, имеют на тыльной стороне округлую пластинку из золота, серебра или эмали, на которой изображен Христос с крестом и овечкой или Христос благославляющий. Перчатки украшаются иногда вышивкой, иногда жемчугом и драгоценными камнями.

Пилеолус — круглая шапочка, которую носит папа (белого цвета), кардинал (красного цвета), епископ {фиолетового цвета) и аббаты (черного цвета). Поскольку в определнных частях мессы ее не полагается иметь на голове, ее также называют Soli Deo {только Богу).

Плувиал — пышно вышитое украшение на спине, которое напоминает бывший капюшон. Плувиал возник из накидки с капюшоном, которую носили с IX века представители господствующих классов и монахи во время крестного хода или в хоре. Теперь это широкая, длинная до пят накидка в цвете литургии дня.

Рационале — архиерейское украшение для плеч, пандан к архиепископскому паллиуму. В новое время используется уже редко. В средние века было обычной частью облачения епископа. Надевается поверх ризы, но, однако, не является эмблемой сана, а только украшением.

Риза - облачение в цвете литургии дня, которое надевает священник во время мессы поверх альбы. Произошла из светской верхней одежды, которую носили древние греки и римляне и которая первоначально была клешевая, широкая, с вырезом для головы (до сих пор преимущественно в восточном ритуале). В латинском ритуале вырез становится все больше, делая предплечья более свободными, и так возникает риза готической формы, которая была еще довольно широкой, с многочисленными складками, плавно спускающаяся с плеча на предплечье. Риза в стиле барокко — гладкая, без складок и довольно короткая.

Саккос - архиерейское верхнее облачение греческого ритуала, похожее на римскую далматику. Сулерпелице — белая льняная или хлопчатобумажная риза духовенства, имеющая широкие, длинные рукава, спускающиеся до колен. Надевается при определенных литургических службах. У епископов и других прелатов подобным одеянием является рохета, которая отличается от суперпелице только узкими рукавами.

Сутана (klerika) - одеяние духовных лиц, длинное до щиколоток, спереди застегивающееся на пуговицы. В отличие от рясы она в верхней части корпуса плотно прилегает к телу. Часто подхвачивается поясом - цингулумом. У рядового духовенства имеет черный цвет, у епископов - фиолетовый, у кардиналов — красный, и только папа носит сутану белого цвета. В некоторых областях подобное одеяние имеет длину только до колен и называется сутанелла. Ряса похожа на сутану, но в верхней части не прилегает плотно, а делается свободной, с воротником — стойкой. Носили ее также судьи и члены академий.

Тиара - тройная корона, которую носит папа во время нелитургических торжественных случаев. В настоящее время эта корона состоит из трех рядов В XII веке она имела только один ряд, второй ряд появился в XIII веке при папе Бонифации VIII, а третий — в начале XIV столетия.

Туницелла - литургическое верхнее облачение протодьякона, соответствующее далматике - верхнему одеянию дьякона.

Цингулум - шнурок, которым подпоясывается альба. Широкая перевязь с лентой или шнурком, свисающим сбоку, является элементом одежды духовенства и членов ордена.

Шапочка - литургический головной убор, в настоящее время круглый, с четырехугольным жестким донышком, на котором расположены три или четыре закругленных выступа. Шапочка кардинала - красная, у остального духовенства черного цвета. Этот головной убор носили также доктора как символ своего сословия.


836. Орант с рельефа в Миребоском костеле Музей де Пуатье. Риза в плечах широкая и книзу сужается в виде треугольника, украшена полосками с рисунком.


837. Греческие и латинскиесвященники. Мозаика, после 1148 г. Кафедральный собор в Цефалу. Священники в ризах с паллиумом, которое надевалось поверх туники.


838. Вышитая риза. Аббатство Сан Антонио, Ведесета. Риза с пластически вышитым крестом и фигурным орнаментом.


839. Вышитая риза. Кафедральный собор, Упсала Стокгольмская работа XV века. Пышно декорированная риза в стиле поздней готики; орнамент в виде звезд, внутри которых изображена сцены из жизни Девы Марии, окружает центральный мотив - Мадонну с младенцем.


840. Альбрехт Дюрер, Взывание к святой Троице (фрагмент). Справа - епископ в парчевом плувиале и митре с лентами. Слева — монашеская ряса, в центре - кардинал в клобуке.


841. Франсиско де Зурбаран, Видение апостола Петра. Национальный музей Прадо, Мадрид. Св. Петр-в белом, присборенном плувиале с тонзурой.


XXXII. Яспер де Крайер, Четыре святых (фрагмент). Национальная галерея, Прага.


XXXIII. Риза в стиле барокко из бржевновского монастыря в Праге.


XXXIV. Неизвестный мастер. Граф Шёнборн. Государственный замок Козел (Чехословакия).


XXXV. Неизвестный мастер, Ян Казимир Польский из рода Васов. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).


XXXVI. Йодокус Вербек, Норберт Леопольд, граф Либенштейн Коловратский. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).


XXXVII. Вацлав Брожик, Молодая девушка. Национальная галерея, Прага.


XXXVIII. Лудек Марольд. Дама в снегу. Национальная галерея, Прага.


XXXIX. Огюст Ренуар. Портрет актрисы Ж. Самари. Эрмитаж, Ленинград.


XL. Неизвестный мастер, Цецилия Рената, дочь императора Фердинанда II. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).


XLI. Неизвестный мастер. Сабина Виктория Коловратская, урожденная графиня Волькенштейн. Государственный замок в Рыхнове над Кнежной (Чехословакия).


842. Ян вам Эйк, Внутренняя створка гентского алтаря, Собор Св. Бавона, Гент. На поющих ангелах парчовые плувиалы, скрепленные металлическими пряжками и пышно украшенные вышивкой.


843. Далматика. Базилика Гандино. Далматика в готическом стиле из бархатной дамасской ткани с типичным мотивом граната и продольной вышивкой с изображением фигур.


844. Далматика. Из храмовой сокровищницы кафедрального собора Св. Петра. Музей и галерея Понтифичи, Ватикан. Пышно вышитая далматика с изображением Христа на престоле среди ангелов святых и крестов в кружочках.


845. Саккос патриарха Никона. Кремлевский музей, Москва. Парчовый саккос с фигурным орнаментом. Рукава и оплечье саккоса вышиты жемчугом и украшены металлическими пластинками.


846. Мазолино, Св. Иоанн Креститель и св. Иероним. Часть алтарной росписи. Национальная галерея, Лондон. На Иерониме - шляпа и накидка, называемая «каппа магна», на Иоанне Крестителе - короткая накидка без всяких украшений.


847. Пезеллино, Св. Зенон и св. Иероним (фрагмент). Национальная галерея, Лондон. Фигура с епископской митрой, украшенной драгоценными камнями, облачена в плувиал из одноцветной темной материи с золотой каймой. На груди одеяние скреплено пряжкой.


848. Хауме Феррер II, фрагмент алтаря св. Григория. Середина XV века. Каталонский музей изобразительного искусства, Барселона.

 

Пиджаки и жилеты

Уже в железных гробах бронзового века были найдены подобия пиджаков с рукавами. Следовательно, практичная форма пиджака, которая затем становится как мужской, так и женской одеждой самых разнообразных вариантов, является очень древней. Шкала вариаций по величине, длине и объему колеблется от легких шинелей без рукавов (Waffen-rock), представляющих собой возврат к кожаному панцирю, до курток и пиджаков, которые иногда трудно отличить от верхнего пальто. В современной одежде короткий пиджачок-куртка является неотъемлемой принадлежностью гардероба, особенно для спорта. Сюда же можно отнести и модный анорак, который заменил зимнюю шубу, и lumberjack (амер. лесоруб) - блузу с вязаным поясом и манжетами.

Блуза (франц. blouse) - произошла от короткой, доходящей только до пояса формы блио (bliaut], средневековой верхней одежды обоих полов рубашечного типа. Эта древняя одежда была распространена везде среди рабочего люда и сельских жителей, а также среди солдат (матросская блуза). Во время революционных движений появляется блуза в разных цветах.

В XIX веке в женской одежде лиф становится самостоятельной частью. Типичное до сих пор разделение на юбку и блузу, в отличие от прежних платьев, сшитых целиком, появляется уже в середине сороковых годов, но повсеместное распространение оно получило только в конце столетия. Блуза сначала еще называлась faille — лиф или жилетик со шнуровкой, и ее форма тоже соответствовала высоко закрытому жилету. Название блуза закрепляется уже позднее; вместе с юбкой и пиджачком теперь возникает костюм, приближающийся к мужской моде. С этого времени блуза остается среди излюбленных предметов дамской моды.


849. Макс Либерманн, Портрет доктора Линде. Национальная галерея, Прага.

Болеро - первоначально короткий открытый жилет испанских тореадоров, заимствованный позднее и дамской модой. Такое же название имеет и надеваемая к нему шляпа.

Вамс {doublet) - первоначально обозначал облегающую куртку на ватной подкладке, которая надевалась под рыцарские доспехи в период расцвета средневековья. С XV по XVII век так называлась одежда, которая надевалась под верхнюю накидку; она закрывала только верхнюю часть тела и всегда делалась с рукавами. Вамс всегда прилегающий, иногда с разрезами или сборками, иногда принимает курьезную форму «гусиного брюха». В XVII веке совсем укорачивается, не доходит даже до пояса. Затем полностью заменяется жилетом.

Джекин - английская нижняя блуза на рубеже XVI и XVII столетий, делалась как с рукавами из материала с рисунком, так и без рукавов.

Жакет (из франц. jacquette, нем. Schecke) - короткая верхняя мужская одежда XIV—XVI столетий. Первоначально жакет надевался на вамс, имел характерные мешковидные рукава с интересным украшением по краям в виде бахромы. В XV веке вамс по форме все больше приближается к жакету - Schecke, и в начале XVI века он превращается в очень короткий жакет с глубоким вырезом и складками на спине, с рукавами сужеными только у запястья. Жакет же — Schecke — тоже меняется, превращаясь в короткую, облегающую курточку с большим вырезом у мужчин (Jacket зп). Затем название Schecke изчезает и остается только вамс.

Жилет — предмет одежды, который появился только в период Тридцатилетней войны. В своем первоначальном виде это была одежда, которая носилась под камзолом, и, собственно говоря, была с ним идентична: у жилета были рукава, он был притален, имел полы и шился из того же материала. Дома он надевался вместо халата. Только в XVIII веке исчезают рукава, он укорачивается, ликвидируются полы, и он получает вид, который удерживается до сего времени. Тогда он, разумеется, изготавливался из дорогих материй, украшался вышивкой и дорогими пуговицами. В эпоху рококо вошел в моду так называемый английский жилет из белого пике, с пуговицами зачастую из дорогих камней. В гардеробе элегантного мужчины полагается иметь комплект цветных и белых жилетов, которые в настоящее время делаются из дорогой материи только спереди, задняя же часть шьется из подкладочной ткани. В эпоху Французской революции жилет остается модным элементом, он шьется из шелка и бархата и украшается вышивкой. В эпоху бидермейер он делается из тех же материй, что и дамские платья, а именно, с рисунком в цветочек, в полоску и в клетку. Вплоть до нового времени жилет наряду с галстуком оставался, собственно говоря, единственной яркой деталью мужского туалета, менялись только время от времени его расцветка и в незначительной степени фасон.

Зуавский жакет - является популярной женской одеждой (Jackchen) около 1830 года, он пышно украшается позументом и носится с кринолином. Эта мода распространилась во Франции посредством французских офицеров после завоевания Францией Алжира около 1830 года, когда во французской колониальной армии появилось много зуавов.

Казакин (фран. casaque} — в настоящее время так называют куртку с длинными полами. Под названием казакин объединяются самые различные виды одежды, которые называются casaque, caraco, casa-quin. Casaque носился с XVI века, когда был типичной одеждой мушкетеров; удержался как верхняя одежда, часто с открытыми висячими рукавами, вплоть до XIX века в армии. В то время казакин обозначал также слегка приталенную верхнюю одежду к кринолину. Caraco (Kasacklein) - гладкий без украшений пиджак с полами, который часто заменяет полосатые лифы. В конце XVIII столетия казакин с длинными полами, украшенный позументом и пуговицами, считается элегантной одеждой для верховой езды и путешествий.

Камизола - легкий жакет с длинными или короткими рукавами, часто элемент национальных костюмов. У некоторых народов его носят и женщины.

Канезоу (Сапегои, Rundspenzer) - женский короткий жилетик, который был в моде около 1810 года. После 1850 года от него остался только широкий воротник с кружевами.

Карако - дамский жакет с рукавами три четверти, который носили около 1790 года. Собственно говоря, это укороченный редингот и предшественник расширенного казакина.

Кацафирек (чеш.) - короткий мужской пиджак без пол.

Куртка а ля Гарибальди - шилась из красного кашемира, украшалась золотым позументом и пуговицами, особенно была популярна в женской моде около 1860 года. Такую куртку носил итальянский патриот Джузеппе Гарибальди (1807-1882 гг.).

Пиджак - мужской короткий однобортный или двубортный пиджак, появляется под названием сак в конце XIX века в Англии. С предшественником сака встречаемся уже в эпоху готики, это облегающий жакет, который в эпоху Ренессанса был расширен и удлинен и который испанская мода снова приспособила к строгим воззрениям иезуитской контрреформации; в период раннего барокко он снова становится несколько свободнее. Во второй половине XVII столетия сложились три основных элемента современного мужского гардероба: пиджак, жилет, брюки.

В век Людовика XIV пиджак получил название жюсокор от французского juste аи corps (прилегающий к телу) или камзол. Он был до колен длиной, шился из тяжелых, богато вышитых материй, имел широкие рукава, большие карманы и множество пуговиц. В 1740-1745 годах нижняя часть камзола и жилета сажалась на китовый ус или вощеное полотно, и таким образом он был как бы противовесом дамских кринолинов.

Таид (tweed) - прямой или несколько приталенный пиджак из легкой шерстяной материи, закрытый по горло. Был моден в эпоху бидермейер и, подвергаясь лишь незначительным изменениям, долгое время оставался частью мужского гардероба. Хасубл - название французского происхождения для дамского жилета без рукавов, на корсаже, с разрезами на боках. Свою форму заимствовал от литургического облачения -типа ризы.


850. Эдгар Дега, Портрет Мане. Библиотека Дусе, Париж. В 70-е годы прошлого столетия укороченный пиджак, в том виде, в котором он удержался до нашего времени, вытесняет модный тогда фрак. Часто брюки делаются из материала более светлого цвета, чем пиджак.


851. «Модеальманах» (Modealmanach), 1786-1788 гг. Из камзола (на илл.), богато украшенного пуговицами и петлицами, в конце XVIII века возникает более удобный фрак, сделанный из более легкой материи.


852. «Мод дом» (Modesd'homme), 1828 г. Пиджак «сак» 20-х годов прошлого столетия притален в поясе и расширен в боках. Рукава от плеча тоже расширены.


853. «Альгемайне Моденцайтунг» (Allgemeine Modenzeitung), 1836г. К парадному вечернему фраку полагается жилет с рисунком в цветочек. Брюки придерживаются под пяткой штрипками. Костюм дополняет двухугольная шляпа.


854. «Альгемайне Моденцайтунг», 1836г. Полы фрака делаются на подкладке из шелкового муара; из того же материала шьется и жилет. Мужчины носят бакенбарды и усики.


855. Эжен Делакруа, Свобода на баррикадах (фрагмент). Лувр, Париж. На мальчике -берет, рубашка и распахнутый жилет с большими металлическими пуговицами.


856. Ганс Мемлинг, Наемник с картины «Смерть св. Урсулы» из раки св. Урсулы. Музей госпиталя св. Иоанна, Брюгге. На наемнике поверх кольчуги надет жакет с рукавами, имеющими прорези.


857. «Меняла». Нюрнбергская гравюра, 1539 г. На немецком горожанине подпоясанный жакет, на голове-шапка.


858. Джоаанни Батиста Морони, Портной. Национальная галерея, Лондон. Короткий жакет застегивается на ряд пуговиц. Рукава украшены манжетами в виде оборки, воротник тоже присборен.


859. Флорентийская школа. Портрет поэта Гарсиа делла Вега. Жакет итальянского поэта украшен вышивкой, рукава сделаны из материала другого цвета.


860. «Модеальманах», 1786-1788 гг. На даме более всего бросается в глаза чрезмерно декорированная шляпа. Жакете полами (сагасо) плотно облегает фигуру, юбка на кринолине. В качестве аксессуара в рукаху дамы трость.


861. Рафаэль, Группа швейцарских солдат (фрагмент из Больсенской мессы), фреска вСтанца ди Элиодоро. Ватикан, Рим. Воины, молящиеся коленопреклоненно, с непокрытыми головами, одеты в казайки с широкими рукавами, наз. Schecke


862. Франсиско Хосе де Гойя, Автопортрет. Национальный музей, Прадо, Мадрид. Болеро, украшенное вышивкой, является деталью испанского национального костюма.

Брюки

Брюки, по всей вероятности, имеют восточное происхождение. В Европе они появились впервые у галлов и у некоторых германских племен. Римляне познакомились с ними только через германцев, но все таки больше пользуются гамашами. То же относится и к Каролинским франкам, которые, однако, иногда носят и так наз. Rohrenhosen(узкие трубообразные брюки), а иногда все еще античную длинную тунику. Только в XII веке в повседневный обиход входят мужские чулки-брюки, которые, собственно говоря, были скорее длинными чулками. В XV и XVI веках распространяются брюки самых разнообразных типов, имеющие иногда фантастические формы (плундры), на изготовление которых требовалось несколько метров шелка. В то же время в Испании, Англии и Франции входят в моду короткие брюки — узкие или широкие, фантастичные формы брюк множатся в моде ландскнехтов, которые, кроме всего прочего, делают на них еще и прорези. Брюки XVII столетия (rhingrave) становятся широкими и, будучи засученными до колен, выглядят как юбки. Моде на короткие брюки до колен (кюлоты), которые носили еще при Людовике XIV, положила конец только Французская революция, введя длинные панталоны. Последние остаются в моде до конца XIX века, то расширяясь, то сужаясь. Кюлоты вплоть до 1820 года были парадной одеждой и сохранились до настоящего времени как принадлежность некоторых спортивных костюмов, в первую очередь, альпинистских.


863. Рисунок на игральной карте XV века. Дэнди эпохи Ренессанса: одежда очень облегающая, только плечи и рукава искусственно расширены (mahottres). В этой причудливой моде мысы башмаков зачастую были длиннее, чем сами башмаки.

У женщин длинные панталоны в качестве нижней одежды появились в XVI веке, но только в начале ХХ века получили всеобщее распространение. Как верхняя одежда стали модными только в современную эпоху.

Бриджи — брюки, которые носились к высоким сапогам (breeches). Чтобы они лучше седели на бедрах, их делали очень широкими, так что они выдавались в стороны. При сидении же зато не образовывалось никаких складок.

Брюки bruche. В течение XII столетия брюки-чулки разделяются на короткие брюки, прикрывающие бока и бедра, наз. bruche или иногда Mieserwat, к которым присоединялись с помощью шнурков длинные облегающие ногу чулки. С XIV века чулки прикрепляются к вамсу.

Брюки rhingrave - получили название по имени голландского посла в Париже в третьей четверти XVII столетия. Это были широкие брюки, на которые требовалось большое количество материи, с пышным украшением из лент. К ним надевалась накидка. Эти присборенные брюки доходили до половины бедра. Они, собственно говоря, состояли из полосок различных тканей, имеющих цветную подкладку с прокладкой, которая прочно пришивалась на сами брюки. Полоски обычно были из бархата и шелка с золотой вышивкой или с небольшими разрезами. Когда верхние брюки выросли до еще больших размеров, их стали также называть tonneaux. Такие брюки были немыслимы без чулок, которые должны были подчеркнуть стройность ног.

Испанские штаны - короткие округлые брюки на толстой подкладке, введенные в моду испанцами, которые носили во второй половине XVI века, особенно в Западной Европе.

Панталоны - длинные, нестянутые внизу мужские брюки. Они вошли в моду в период Французской революции, заменили брюки до колен и остались принадлежностью мужского туалета до наших дней.

Плундры (или шаравоны). Мужские брюки во второй половине XVI столетия расчленялись разрезами, под которыми была подкладка с прокладкой. Поэто му их также называли штаны с начинкой. Плундры относятся к самым экстравагантным явлениям в истории одежды. Чем более странно они выглядели, тем проще был их покрой. Отличались они от прежних брюк величиной, кроились гораздо шире, чем нога, и собирались вокруг тела в густые сборки.

Спортивные штаны. Длина и ширина этого вида брюк, напоминающих исторические плундры, часто менялась. Сейчас правильным считается покрой, если они спускаются ниже коленной чашечки на ширину ладони.

Тренеровочные брюки - входят в моду в конце тридцатых годов, сначала в виде широких лыжных брюк, затем с применением модных эластичных материалов они приобретают все более узкую форму. Этот фасон более соответствует лыжному спорту.

Шорты — короткие штаны, в соответствии с модой - до колен или выше. Используются для некоторых видов спорта.


864. Питер Артсен, Рыночная сцена. Музей изобразительного искусства, Будапешт. Рабочая одежда голландского торговца состоит из мягкой шляпы, рубашки, жилета без рукавов, длинных брюк и деревянных башмаков.


865. Теренци, Геаутонтимороуменос. B XVI веке повседневной одеждой, как и ранее, является берет, подпоясанный жакет с широкими рукавами, узкие брюки и сапоги с отворотами.


866. Жост Амман, Знаменосец. Кричаще пестрая одежда знаменосца пышно декорирована. Берет украшен перьями. Рукава, жилет и широкие брюки имеют прорези.


867. Вацлав Голлар, из цикла «Государственные униформы».


868. Якоб Зайсенеггер, Император Карл V. Музей истории искусств. Вена. Расширенная в плечах одежда императора создает эффект широкой груди. Большие прорези в накидке позволяют плечевой части рук свободно двигаться. Впереди на вамсе экстравагантное решение ширинки, так наз. бракетт (braquette), задуманной как декоративный элемент.


869. Якоб Гейн, Гитарист. Музыкант в маске, на нем жилет с воротником и манжеты в виде оборки; брюки-плундры с фантастическими разрезами, которые на коленях скреплены лентами.


870. Дирк Барентс, Венецианский бал. Государственный музей, Амстердам. Придворный туалет дам в эпоху Ренессанса шьется из тяжелого атласного шелка. Лиф заканчивается внизу треугольником, глубокое декольте украшено жемчугом, в волосах - корона. На мужчине - берет, вамс и короткие брюки на подкладке (Rollhosen). Через правое плечо перекинута накидка.


871. «Костюм паризьен» (Costumesparisiens), 1810г. Дамский вечерний туалет в эпоху ампир: рукава а ля мамелюк и завышенная талия. На мужчине - вышитый золотом фрак, пестрый жилет и кружевное жабо. Брюки до колен дополнены белыми чулками.


872. Франсиско де Гойя, Дон Хосе Мигуэл де Карваял и Варгас, герцог Сан Карла. Национальный музей Прадо, Мадрид. Испанский придворный туалет конца XVIII века украшает богатая вышивка. Дополняет его воротник-стойка, перевязь, двухугольная шляпа с перьями и трость.


873. Из модного журнала около 1840 года. Вечерний фрак украшен каймой и носится с короткими брюками чуть ниже колен


874. «Журнал де Дам е де Мод» (Journaldes Dames etdes Modes), 1812 г. Около 1810 года был очень моден короткий лиф, называемый сапегои.


875. «Моддом» (Modesd'hommes), 1839 г. Одежда для прогулки: сюртук с жилетом, длинные брюки, цилиндр и трость.


876. Эжен Делакруа, Барон Шейтер. Национальная галерея, Лондон.


877. Эскиз костюма из «Театерцайтунг» (Theaterzeitung), 1845-1848 гг. Узкий жилет и короткая передняя часть фрака подчеркивают тонкую талию.


878. Литография Ламса по И. В. Цинке. Карикатура середины XIX века высмеивает моду на клетчатые брюки.


879. «Бушманнс нойе Фрауэнтрахт» (N. Buschmanns neue Frauentrachti, около 1900 г. Дамская спортивная одежда.








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1162;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.042 сек.