Пальто и верхняя одежда
Пальто в древние и средние века было без рукавов, прямоугольное, круговое, полукруговое, или формы кругового сектора, с отверстием для головы спереди или на плече. В последующие века слово пальто обозначало верхнюю одежду, возникшую из длинного мужского пиджака, с рукавами и застежкой на пуговицы.
Адриен (adrienne} - французское название свободной,удобной верхней одежды эпохи рококо с многочисленными складками на спине. Название происходит от комедии П.Теренция «Девушка с Андроса», в которой впервые в этом одеянии выступила в роли беременной женщины актриса Донкур. Вскоре эта одежда стала использоваться и для путешествий и в качестве домашней. Другие названия: Kossack-lein, contouche, innocente, hollandaise, levite.
Балаганка (чеш.)- короткая накидка, которую носили канатоходцы.
Блана (чеш.) - длинное женское зимнее пальто с меховой подкладкой, которое частично волочилось по земле. Носилось с начала XV века.
Боэмио или мантлик—полудлинная накидка — плащ, которую носили мужчины в Испании в XVI веке.
Бурнус-типичная верхняя одежда бедуинов. Сначала это была нешитая одежда, подобно римской тоге. Позднее шитая, с длинными рукавами и капюшоном. В эпоху бидермейер послужила образцом для мужского модного плаща.
Гавелок - длинный мужской плащ без рукавов с пелериной, названный по имени английского генерала Генри Гавелока (1795-1857 гг.).
Газука (чеш.) - длинный плащ с рукавами, который носили в основном монахи. Также назывался и женский плащ.
Гиматион - плащ античных греков, чаще всего шерстяной, который надевался поверх хитона. Он имел прямоугольный покрой, одинаковый как для мужчин, так и для женщин. Чтобы он лучше сидел, в углах подвешивали небольшие гири.
918. Скульптура Тита. Музей и галерея Понтифичи, Ватикан. Тога, одетая поверх туники, является одним из самых древних типов одежды.
Чаще всего его перебрасывали через левое плечо и придерживали спереди рукой, правое же плечо оставалось свободным. Женский гиматион иногда закрывал все тело, включая голову. Его ширина была приблизительно 1,5 м и длина - 3 м. В Греции уделялось очень большое внимание уменью носить гиматион, и по искусности его ношения судили о вкусе человека.
Глоке (колокол)— в средние века это круглая накидка с отверстием для головы. Самая простая форма мужского плаща. Удержалась до нашего времени, прежде всего, как спортивная одежда, как накидка из неваленого сукна.
Гойке (heuke) — клетевая накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины позднее на голове (Kopfmantel). Иногда женская гойке сажалась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. Иногда же она заканчивалась на голове округлой шапочкой. Другим вариантом гойке является тип гойке (Tiphoike) - кусок дерева, обструганный в форме круглой остроконечной маленькой шапочки с шерстяным помпоном, придерживающей накидку. В некоторых народных костюмах она удержалась вплоть до XVIII века.
Губертус - теплый непромокаемый плащ из неваленого сукна, первоначально предназначался для охоты. Название происходит от имени св. Губерта - покровителя охотников.
Диплакс (нем. Doppelt] — большой платок, сложенный вдвое, который у греков заменял пальто. От хламиды и гиматиона отличается только удвоением. Палла у римлян часто тоже была сдвоенной.
Домино — первоначально широкий воротник монашеской одежды с капюшоном, закрывающий голову, шею и частично плечи от непогоды. Позднее из него возник свободный плащ с пришитым капюшоном, а со второй половины XVI века это уже по большей части только театральный или маскарадный костюм, дополненный скребком.
Жакет а ля кули - женский прямой, свободный жакет, длиной до бедра, чаще всего вязаный. Подобную одежду носят кули — отсюда и название.
Казакин - согласно Юнгманну, жакет без пол.
Каламан - согласно Юнгманну, полосатое, цветастое или гладкое одеяние.
Кандуш (кантуш) — верхняя мужская и женская одежда из одного куска материи с застежкой сзади.
Каррик или гаррик - зимнее пальто, название, по всей вероятности, происходит от города в Ирландии (Carrick) или от имени известного актера (Garrick); в обиходе были оба названия. Пальто имело большой декоративный воротник, закрывающий даже плечи, часто меховой, длина пальто была 10-15 см от земли. Мода на это пальто распространилась около 1800 года из Англии в остальную Европу.
В Германии его стали называть Btuchermantel. Около 1815 года возник и дамский вариант этого пальто.
Каунакес — мех с длинной шерстью, который носили шумеры с III тысячилетия. Позднее это название было перенесено на материю с ворсом, имитирующую мех.
Кафтан -длинный свободный верхний плащ восточного происхождения, спереди открытый, иногда подпоясанный, обычно с широкими рукавами. До недавного времени он оставался элементом народного костюма ортодоксальных евреев.
Клок - длинный мужской и женский плащ, который носили в средние века.
Колар — толстое, длинное кожаное пальто. Также обозначение жилета без рукавов.
Крзно - славянский плащ без рукавов, с застежкой на правом плече. Богатые делали его на подкладке из дорогой материи или меха. Иногда оно было целиком меховым, иногда только оторачивалось мехом. Упоминание об этой одежде имеется уже в Вольфенбюттельской легенде.
Кукулус - античный плащ с капюшоном, который носили древние германцы.
Лацерна - римская накидка (аналогичная греческой хламиде) с капюшоном, надевалась во время дождя поверх тоги.
Макинтош — английский непромокаемый плащ для ненастья из шерсти или полотна.
Ольстер - обычно двубортное зимнее пальто из байковой материи. Название получило от североирландской провинции, где производятся тяжелые материалы для мужского пальто.
Опелянд (изфран. houppelande) — длинное, широкое верхнее одеяние типа пальто, с мешковидными или клешевыми рукавами. Типично для французскобур-гундской моды XIV века. Сначала это была мужская, а затем и женская церемониальная одежда. В Германии этот вид одежды получил название тапперт. Будучи придворным туалетом, он оторачивался мехом, снабжался шлейфом и зачастую имел по краям модные разрезы. Позднее начали носить короткий тапперт с герольдическим гербом хозяина (ам. тапперт).
Палето — широкий, короткий мужской и дамский плащ. Слово происходит от голландского paltrok состоящего из двух: pals — дворец и rok одежда, т. е., собственно говоря, дворцовая одежда.
Паллиум - широкий плащ, наподобие гиматиона, был распространен в Греции, а позднее и в Риме.
Палудаментум — пурпурный плащ римских полководцев, по покрою похож на лацерну.
Пальто а ля Спенсер - короткое узкое пальто светлых тонов без пол. Вошло в моду в девяностые годы XVIII столетия (названо в честь лорда Спенсера), когда возникла необходимость в более теплой верхней одежде, в виду того, что нижние одежды шились из тонких материалов. Когда хотели закрыть только верхнюю часть корпуса, надевали это пальто. Оно продолжило моду типа карако, которое носилось во времена Марии Антуанетты. Длинные рукава пальто а ля Спенсер заканчивались обыкновенно воронкообразным удлинением, напоминающим рукава XIV столетия. Это пальто надевали на темносиний фрак и мужчины, но оно быстро исчезло из мужской моды, оставшись принадлежностью только женского гардероба.
Пелерина (из франц. pelerin - странник, соотв. из латинского peregrinus — чужестранец) — первоначально накидка без рукавов, которую носили паломники. С вариантом короткой пелерины встречаемся также в испанской одежде эпохи Ренессанса Современная пелерина - это следующая разновидность этой накидки с отверстиями для рук.
Пенула-древний римский плащ для зимней непогоды. Он не имел рукавов, был округлой, а позднее эллипсовидной формы. Изготавливался из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди разреза не было имелось только отверстие для головы и, обычно, капюшон.
Пеплос - прямоугольный кусок шерстяного сукна, которое прикладывалось к телу и на плечах скреплялось булавками. Это было верхнее длинное ниспадающее одеяние греческих женщин. Подобная мужская одежда называлась хлаина.
Плащ-накидка - короткая готическая накидка, покрывающая голову, шею, плечи и часть груди и спины. Украшалась по краям или ровной каймой или зубчиками, а иногда и колокольчиками.
Плишек (плех) - короткая шубка, иногда без рукавов.
Раглан ~ мужское и дамское широкое пальто, скроенное так, что рукава составляют с плечом одно целое. Названо по имени английского генерала ф. С. Раглана (1788-1855 гг.).
Реверенда (тип рясы) — мужской плащ XVI столетия с широким воротником и широкими рукавами. Носили его священники, мастера и горожане.
Редингот. В середине XVIII века в Англии вошло в моду полупальто, которое произошло из камзола. Оно не имело пол и использовалось в качестве одежды для верховой езды — riding coat. Вскоре оно распространилось и во Франции, и женщины начинают носить его уже не только для верховой езды, но и как универсальное пальто для выхода. Оно делалось приталенным, с воротником, с лацканами и однобортной или двубортной застежкой. На протяжении XIX столетия оно было основным типом одежды. Из мужской моды оно уже исчезло, в женской же появляется до сих пор в целом ряде вариантов. Сермяга — крестьянский полотняный или суконный мужской плащ.
Сюрко (фр. surcot, нем. Uberrock) — женская верхняя одежда позднего средневековья (XII-XIV века) Это элегантный жакет, который носили женщины высшего света. Делался он из дорогих материалов, часто из меха или на меховой подкладке, без рукавов, с глубокими овальными проймами, иногда ниже пояса, через которые видна нижняя одежда.
Сюрту (франц. surtout) — мужское верхнее пальто XVIII века. Оно было шире и удобнее, чем редингот.
Таблион - тип передника для торжественных случаев, пришиваемый к плащу сзади и спереди. Он был высшей эмблемой на церемониальной византийской одежде. Для императора он делался из шелковой парчи с узором, для придворных - из гладкой одноцветной материи.
Тапперт - основная часть мужского народного костюма конца XIV и начала XV века. Интересен в основном своими объемными рукавами.
Тога - верхняя мужская одежда античного Рима, которую позволялось носить только свободным гражданам. В своей классической форме тога неоднократно изображалась на скульптурах римских полководцев, государственных деятелей и императоров. Самыми известными типами тоги являются toga virilis, мужская одежда с 16 лет; toga Candida, побеленная мелом, облачение кандидатов на высокие государственные посты; toga praetexta с пурпурной каймой, которую носила молодежь; toga purpurea, красного цвета - облачение сенаторов; toga palmata с пальмовым узором для консулов и т. д. Sinus —так называлась складка на тоге, возникавшая при подпоясывании, которая служила, невидимому, в качестве сумки.
Фарос - предшественник гиматиона. Полотняный, пурпурного цвета плащ, который носили в Древней Греции.
Хламис — меньший вариант гиматиона с размерами приблизительно 1 х 2 м. Это прямоугольный плащ античных греков. Носили его, прежде всего, юноши, всадники, солдаты и путешественники. В римской империи эту одежду носили и женщины. В античной иконографии в этом одеянии изображался бог Гермес- Меркурий.
Честерфилд — однобортный мужской плащ со скрытой застежкой, названый в честь индийского вице-короля Честерфилда.
Шаперон (фр. chaperon) — короткий плащ с капюшоном.
Шуба- мужское пальто, предшественником которого является тапперт. В отличие от последнего оно имело рукава, спереди было открытым, с шалевым воротником, часто отороченным мехом. Пальто предназначалось для торжественных случаев, и было типичным преимущественно для времени немецкой реформации. Затем долго сохраняется в крестьянской одежде.
919. Дева Мария молящаяся. Рельеф из Марио в Порто, Равенна. В античное время женщины поверх туники носили пенулу, полудлинную накидку с капюшоном.
920. Катбертское евангелие, Англия, около 770г. Государственная библиотека, Мюнхен. Средневековая тога хотя и происходит от тоги античной, но, однако, менее присборена.
921. Святые три короля. Мозаика, начало VI века. Сан Аполлинаре Нуово, Равенна. Три короля изображены одетыми в узкие брюки с рисунком, которые не были известны в античное время, и в плащах (лацерна), скрепленных на плече декоративной пряжкой.
922. Мазо Финигуэрра, Иллюстрация из флорентийской летописи. Британский музей, Лондон. Накидка долго сохраняет свой традиционный покрой - несшитого куска материи, пышно присборенной,здесь — с декоративной каймой. Голова покрыта шляпой в восточном стиле со спускающейся сзади на плечи вуалью.
923. Поклонение трех королей. Собор Св. Креста милосердия на Луаре, середина XII века. Романский плащ, палудаментум, все еще представляет собой накидку без рукавов, свободно присборенную на фигуре.
924. Ангел. Кафедральный собор в Ллейде, вторая половина XIII века. На ангеле романский плащ, свободно присборенный на фигуре.
925. Группа тетрархов. Порфир. Собор Св. Марка, южный фасад, Венеция. На императорах -короткие юбки, на плечи накинут палудаментум, который скрепляется пряжкой на правом плече.
926. Св. Михаил. Резьба на слоновой кости. IX век. Государственная библиотека, Лейпциг. На св. Михаиле поверх туники сдекоративной каймой надет палудаментум.
927. Мастер-иконописец, Легенда о св. Екатерине, Король с дружиной (фрагмент). Национальный музей, Варшава. Впереди плащ в стиле поздней готики опелянд (houppelande), он имеет широкие рукава, подпоясан и заканчивается шлейфом. Вырез оторочен мехом. Справа от него — плащ с капюшоном, еще далее справа - плащ без рукавов.
928. Филиппе Липпи, Три женщины (фрагмент из «Чудо св. Амвросия»). Государственный музей. Картинная галерея, Берлин. Накидки женщин покрывают и голову, образуя таким образом одновременно капюшон.
929. Мастер-иконописец, Жизнь Девы Марии, Обращение святого Губерта (фрагмент). Национальная галерея, Лондон. Святой одет в короткий плащ, называемый giornea, с меховой отделкой и с рукавами с прорезями.
930. Хайм Угет, Св.Абдон и св.Зенон. Центральная створка алтарной части. Собор Сан Педро, Тарраса. Тапперт обоих святых имеет длину до колена и сделан из узорчатой материи.
931. Французская школа, Людовик XII и его двор перед Фортуной. Мастерская де Руан. Король одет в тапперт - накидку с прорезанными проймами.
932. Франческо дель Косса. Св. Лучия. Национальная галерея, колл. Кресс, Вашингтон. Святая на этой картине изображена в накидке типа тапперт в стиле Ренессанс. Проймы и края одежды украшены тесьмой. Рукава виднеющейся нижней одежды имеют прорези, скрепленные шнуровкой.
933. Ганс Гольбейн Младший, Сэр Джон Годсав. Королевская библиотека, Виндзор. У мужчины прическа в стиле Ренессанс, берет и плащ (Schaube} с меховым воротником.
934. Немецкий суконщик, 1620 г. Плащ Schaube из узорчатой материи посажен на меховую подкладку. Из того же меха сделан воротник и берет.
935. Нюрнбергский торговец, 1610 г. Другой вариант пдаща Schaube украшен полосками из меха и меховым воротником.
936. Немецкий купец, XV век. Плащ Schaube молодого торговца совершенно простой, без украшений и воротника. К нему носится берет.
937. Вацлав Голлар, Женщина из Антверпена. На женщине надета гойке, покрывающая всю фигуру вместе с головой.
938. Вацлав Голлар, Женщина из Антверпена по дороге в город. Особым типом гойке является тип гойке, прикрепленная на лбу кружком, часто с украшением из перьев.
939. Нюрнбергский купец, 1577 г. Испанский плащ в том виде, в котором он вошел в историю одежды, — короткий, с меховой подкладкой и поднятым воротником. Он носится с короткими брюками на подкладке и цилиндровидной шапкой.
940. Антон Мёллер Старший, Девушки в церкви. На девушках пелерины с воротником, так наз. мельничий жернов.
941. «Дойче Моден цайтунг»(Deutsche Modenzeitung). 1823 г. В двадцатые годы XIX столетия в моду вошли пелерины из различных материалов, часто подбитые мехом и вышитые. Вместе с тюрбаном они составляют вечерний туалет.
942. «Мод дом» (Modes d'hommes). Пелерина эпохи бидермейер также является элегантным дополнением к фраку.
943. «Дойче Моден цайтунг», 1823 г. Все новые вариации модных форм демонстрируются на пелерине; в данном случае это округлый поднятый воротник и фантастическое решение покроя плеча.
944. «Театерцайтунг», модели. Короткие пелерины являются принадлежностью выходного туалета. Они отделаны мехом и сочетаются со шляпой, украшенной перьями.
945. Луиза Аббема, Площадь Согласия. В конце XIX века пелерина делается с широким воротником и имеет длину до пояса. К ней надета шляпка с вуалью.
946. Иллюстрация из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты», Париж, 1885 г. Дама конца XVIII века в рединготе с четырьмя воротниками. На ней модная шляпа и «лента любви» с инициалами.
947. «Костюм паризьен» (Costumes Parisians). 1813 г. Редингот на шелковой подкладке, брюки, переходящие в гамаши.
948. «Ла Мод» (La Mode). 1831, г. Английская мода: зимний редингот.
949. Дюамель, Гравюра. Двубортный плащ с несколькими воротниками, находящими друг на друга, так наз. каррик; длина его доходит до половины икры. К нему носится шляпа, галстук, башмаки с пряжкой и трость.
950. «Мод дом», 1811. Элегантный мужчина в фраке, плаще «каррик», цилиндре и с тростью.
951. Леонетто Капьелло, Модный салон Ворт Реглан является основным типом модной одежды, изменениям подвергается только его длина, форма лацканов и т. д.
952. «Винер Моден» {WienerModeri), 1823 г В XIX веке популярностью пользовался «гавелок» - плащ без рукавов с пелеринкой. В данном случае он отделан мехом.
953. Из модного журнала, 1827 г. Мужской «гавелок» имеет тот же фасон что и дамский, но длина его короче; в данном случае он сделан на атласной подкладке и украшен меховым воротником.
954. Иллюстрация из книги «Моды и нравы времен Марии Антуанетты», Париж, 1885 г. Дама одета в домино из желтой тафты, в руке она держит маску.
955. «Театерцайтунг» {Theaterzeitung), 1834 г, модели костюмов. Мужской «гавелок» однотонный, с меховым воротником; на даме «гавелок» из узорчатой ткани.
956. «Ле Рир» (LeRire), 1925 г. «О, извините, девушка, я вас приняла за своего жениха». Карикатура высмеивает сходство мужской и женской моды.
957. Из французского модного журнала. Роба а ля франсэз состоит из плаща из легкой ткани с капюшоном, закрывающим парик.
958. «Мод де Пари» (Modes de Paris), 1837 г. Дама одета в плащ с капюшоном и широкими рукавами с отворотами; на мужчинах - пальто с клетчатой отделкой.
959. «Костюм ларизьен»(Costumes parisiens), 1812г. Прическа «по-китайски», дама одета в пальто pelisse.
960. «Вог»( Vogue). 1928г. Вечерние платья украшены высокими меховыми воротниками, узкие, но не приталенные. Туалет дополняют шляпки, плотно облегающие голову.
Чулки и обувь
961. Нога в сандалии. Неизвестное место находки в Перу.
Первые вязаные носки были найдены в коптских гробницах V века н. э., затем, однако, искусство вязания было надолго утрачено и восстановлено только в XIII веке. До этого времени чулки шили из полотна или тонкой кожи. В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; в эпоху бургундской и испанской моды, т. е. до XVII века носили цветные, часто многоцветные чулки-панталоны. В средние века ноги от ступни через икры вплоть до колена обматывались узкими полосками материи. Только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную. Английский король Генрих VIII получил из Испании одну пару чулок в качестве дорогого дара. Испанские чулки украшались цветными вышитыми клиньями. В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел первый вязальный станок для чулок. Чулки, связанные на станке, начинают вытеснять модные тогда чулки, сшитые из шелка и бархата. Но полностью они их заменили только в конце XVIII столетия. Кавалеры эпохи барокко и рококо надевали к облегающим панталонам до колен белые шелковые чулки; при Людовике XIV носили светло-синие или красные чулки до колен. Элегантные женщины в подражание маркизе де Помпадур начинают носить кружевные чулки. В XIX веке с модой на длинные трубообразные брюки мужские чулки теряют свое значение, укорачиваются, постепенно превращаясь в носки, которые являются частью мужской одежды до наших дней. Женщины в середине XIX века начинают носить белые чулки; чем больше укорачиваются женские юбки, тем большее внимание уделяется чулкам и обуви. В 1900-1914 гг. в моду входят фантастические ажурные чулки, большей частью кружевные, с различными узорами (усики, цветочки), иногда же эти узоры имеют символическое значение (якорь, паутина). Материалом для этих чулок служит большей частью шелк и тонкий хлопок (так наз. флёр). Особенно элегантными считались гладкотканные чулки с ручной или машинной вышивкой определенного мотива - цветов, птиц и т. д. или с вставками из брюссельских кружев. Наряду с этими элегантными чулками носили чулки спортивного характера в клетку или полоску, которые тоже иногда надевались и к элегантному туалету. С развитием трикотажной промышленности nocrfe 1920 года побеждают шелковые чулки, преимущественно телесного цвета. В современную эпоху чулки из искусственного шелка полностью заменены чулками из синтетических волокон. Время от времени возвращается мода на цветные шерстяные или хлопчатобумажные чулки, вообще же шерстяные чулки, носки, гольфы, вязанные вручную или машинной вязки, остаются теперь принадлежностью исключительно спортивной одежды.
Под словом «обувь» подразумеваются все ее виды, форму-основу которых составляет подметка, покрывающая всю ступню и защищающая ногу от вредных внешних влияний. С античных времен известны сандалии со шнуровкой, которые использовались в повседневной носке вплоть до эпохи средневековья. До сих пор на Балканском полуострове носят «опанки», очень похожие на эти сандалии. В средние века начали носить особые носки из кожи или фетра, доходящие до колена, на которые, особенно в плохую погоду, обували деревянные сандалии. Каблуки появляются только в XVII столетии вместе с обувью до щиколоток, которая украшалась бантами, лентами и розетками. Красные каблуки и красные канты подметок были в то время привилегией придворных дам и господ. Наряду с ними в XVII веке носили большие сапоги, которые воронкообразно оттопыривались на уровне икры, а позднее даже украшались кружевом. В XVIII веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, в XIX веке их сменили высокие или полувысокие ботинки.
Башмаки с пряжкой - обувь XVIII столетия, снабженная черным каблуком и, в соответствии со средствами владельца, серебряной или золотой пряжкой, иногда даже украшенная драгоценными камнями. Такие башмаки надевали кавалеры к белым чулкам и коротким обтягивающим панталонам в торжественных случаях и на выход. Их называли escarpins. В восьмидесятые годы XIX века в Англии появилась практичная обувь на низком каблуке и с тупым носом. Эта обувь любого вида (полуботинки или ботинки на шнуровке) изготавливалась только из черной или коричневой кожи, а для особых случаев даже из черной лакированной кожи; легкие летние ботинки делались из белого полотна.
Башмаки «утиный клюв». После 1450 года острый нос клювообразных башмаков становится более коротким и закругленным, как бы напоминающим «утиный клюв». Так возникает обувь с таким названием. Другие названия: «вольи пасти», «медвежьи лапы». Эти плоские, очень открытые башмаки с широкими закругленными носками были особенно типичны для времени Реформации. Изготавливались они чаще всего из желтой или черной кожи; дворяне носили башмаки из тонкой цветной кожи, бархата или шелка.
Ботинки со шнуровкой (Stiefeletten) - низкие ботинки первой и второй трети XIX века.
Гамаши - застегивающиеся чулки из сукна или кожи, иногда также вязаные, без ступни. Уже франки и лангобарды носили зашнуровывающиеся чулки как средство защиты от непогоды; гамаши же в современном понимании появились только в XVII веке во Франции, и оттуда распространились в остальные страны. Для гамашей характерна застежка на пуговицы по бокам. В XVIII веке они были принадлежностью солдатской униформы. С появлением галош они утратили свое практическое значение в дамской моде. В мужской моде иногда появляются короткие полугамаши: летом - из белого полотна (предохраняют попадание пыли в обувь), а зимой — из светлосерого сукна.
Деревянные башмаки - вырезались из куска дерева и различным способом украшались, даже инкрустировались серебром. Носят их до сих пор в приморских странах (Голландия, Финляндия, Фризские острова), потому что по песку удобнее ходить на деревянной подошве, чем на кожаной.
Домашние туфли - мягкая обувь, делается из фетра или шерсти.
Калиге—сапоги римских воинов с подошвой, укрепленной острыми гвоздиками. Удерживалась на ноге с помощью ремешков, которые оставляли кончики пальцев свободными, а над щиколоткой шнуровались, образуя подобие сетки.
Калцеус - римский кожаный ботинок, доходящий до щиколотки, позднее был заимствован некоторыми германскими племенами. Карбатина - самый распространенный тип античной обуви. Она представляла собой кусок коровьей кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.
Клювовидные башмаки (Schnabelschuhe) - были завезены в Европу с Востока во время крестовых походов в XII и XIII столетиях. Во Франции они получили название poulaine и прижились везде, где господствовала бургундская мода. Они были пестрые, как и одежда того времени. Мысы башмаков были в два раза длиннее, чем собственно подошва, поэтому их приходилось прикреплять небольшими цепочками под коленом, чтобы в них вообще можно было ходить.
Котурн (греческий kothornos) - обувь на толстой пробковой подошве, пользовалась популярностью в античной Греции в высших сословиях. Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготавливались из цветной кожи и богато украшались.
Крестьянские башмаки (Bundschuhe) — тип лаптей. Они представляли собой подошву с загнутыми краями, прикрепляемую к подъему ноги ремешками. Этот тип обуви был известен уже древним германцам, сельские жители пользовались ею вплоть до XVI—XVII веков. С XIII века они стали символом народных масс, с XV века - боевым символом восставших крестьян. В Чехии их также называли опенками и изготавливали из лыка, фетра и дерева. Лапти - недолговечная обувь из лыка, березовой коры и т. д.
Ледерсены (Ledersen) - высокие мужские сапоги.
Пантофли - произошли от котурна, через Византию попали в Италию, где их называли «пантофли» - пробковая обувь, а в конце XV века появляются во Франции (pantoufle). Первоначально это была модная мужская обувь, которая была призвана делать мужчин более импозантными. В XIV и XV веках пантофли сажались на толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь (по-немецки их называли Trippen).
962. Сандалии. Музей обуви, Готтвальдов. Основные типы обуви, сделанные из материалов, доступных примитивным народам, почти во всем мире имеют одинаковую форму.
963. Из книги «Домоводство». Смерть и мальчик (фрагмент). Башмаки с клювами-носами (здесь приводится крайний вариант) относятся к самым примечательным явлениям в истории одежды.
964. Башмаки с клювообразными носами XV века. Музей обуви, Готтвальдов. Башмаки в готическом стиле заканчивались загнутым вверх носом; у некоторых—нос был плоский.
В XVI веке пантофли становятся принадлежностью исключительно женской моды. В конце XVIK века они превращаются в обычные домашниетуфли, которые получают разнообразные областные названия.
Сандалии (из греческого) - самая древняя обувь вообще. Представляла собой просто подошву, прикрепленную к ноге ремешками. Древние египтяне изготавливали эту обувь из соломы, лыка или папируса. Классическая форма сандалий запечатлена на греческих скульптурах. Римляне называли свои сандалии solea. В находках из коптских гробниц, кроме сандалий, обнаружен еще другой вид обуви со шнуровкой, изготовленный из кусков кожи, края которой нарезаны ремешками. Сандалии появились еще раз в конце средневековья, но потом надолго утратили свое значение и вновь вошли в моду только в конце XVIII столетия во Франции в эпоху Директории, когда господствовала мода, подражающая античности.
Сапоги — по всей вероятности, уже с самого начала были солдатской обувью, и известны уже по скульптурным произведениям древнего времени; не забыты также и сапоги диктатора недавнего времени.
965. Жост Амман, Обувщик. Резьба по дереву. Мастерская эпохи поздней готики по изготовлению пантофлей и деревянных башмаков. Интересна здесь также и рабочая одежда с засученными рукавами и фартуками.
966. Обувь XVII века: а) пантофли богатой дамы; б) английский башмак; в) ботинок из гробницы барона Гризбека в Краловце; г) котурн. Музей обуви, Готгвальдов.
967. Пьетро Лонги, Урок танца (фрагмент). Каза Реццонико,Венеция. Ботинки танцора доходят до щиколотки и украшены пряжкой. К ним надеты белые чулки.
968. Обувь XVII- XVIII веков. Музей обуви, Готтвальдов.
969. «Нойе Винер Шумахер-Цайтунг» (Neue Wiener Schumacher-Zeitung), 1887 г. Журнал мод конца XIX века показывает образцы дамской обуви. Туфли имеют низкий, довольно толстый каблук. Часто комбинируются два материала или нашиваются украшения.
970. «Нойе Винер Шумахер-Цайтунг», 1883 г. Зимняя обувь того времени более высокая и закрытая, основная же форма остается та же.
971. Копия обуви писательницы Божены Немцовой. Музей обуви, Готтвальдов.
972. Обувь для танцев XVIII столетия. Музей обуви, Готтвальдов.
973. «Газет дю бон тон» ( Gazette du Ьоп ton), 1924 г. В двадцатые годы в моду входит обувь удлиненной формы. Часто используется комбинирование различных видов кожи и пряжки.
Скулпонэ - деревянные башмаки римских рабов и бедноты.
Триппен (Tripperi) - в XV и XVI веках своего рода верхняя обувь, которая надевалась на клювовидные ботинки. Эта обувь делалась на деревянной подметке, которая присоединялась к ботинку с помощью кожаных ремешков.
Чулки-панталоны (Beinling). В XII веке бывшие в повседневной носке чулки-панталоны разделяются на панталоны и длинные чулки, которые присоединяются к первым с помощью шнуровки. К этой одежде носят высокие ботинки - до щиколотки. Иногда же к чулку просто прикреплялась кожаная подошва. С XV века чулки срастаются с панталонами в одно целое (см. bruche).
Эскарпэн (escarpin) — появились в конце XVIII века, сначала без каблуков и носились с камзолом и брюками до колен. В XIX веке они стали принадлежностью бального туалета мужчин. Иногда также называются Schallenschuhe - ботинки с пряжкой.
Детская одежда
974. Огюст Ренуар, Дочери Катулла Мендеса. Частное собрание, Париж.
Понятие детской одежды как самостоятельного направления моды возникло только во второй половине XVIII века в Англии, повидимому под влиянием воспитательных взглядов Руссо. До этого времени детская одежда была только уменьшенной копией одежды взрослых. Пока одежда была естественно удобной, т. е. от античной эпохи по средневековье, не было необходимости придумывать особую одежду для детей. Только когда мода становится сложнее, в особенности в эпохи бургундскую, испанскую или рококо, это раболепное копирование детской одежды становится все более неудобным для ребенка. Процесс отхода от этой традиции начинается только в XVIII веке, продолжается в XIX и действительно заканчивается в XX веке. Одна из великосветских дам пишет об этом в своих детских воспоминаниях: «Огромная башня из волос на проволочном или волосяном каркасе, с большим количеством перьев, цветов и лент делала меня выше по крайней мере на локоть. Подошвы высотой в дюйм под моими бальными туфлями с вышитыми золотом лентами должны были сгладить диспропорцию моей маленькой фигуры; несмотря на то, что они не могли уравновесить высоту моей прически, они были достаточно высоки для того, чтобы я могла касаться земли только носками ног. Панцирь из плотной сетки из китового уса, достаточно твердый и жесткий, чтобы противостоять пули из ружья, давил на руки и плечи, оттягивая их назад, зашнуровывал тело до бедер в виде жилета. И еще кринолин!...»
Так, по описанию, одевали детей из богатых семей в последней трети XVIII столетия. Однако, в конце XIX века мы уже можем прочитать о том, что если одежда маленьких детей и подростков похожа по фасону и украшениям на одежду взрослых, то она считается бесвкусной и неэлегантной. Читательница из городских кругов обращает внимание на то, что в семьях высшего сословия детский тип одежды подчеркивается даже сверх меры. Автор удивлена тем, что «видела девятилетнюю дочь графини Ф., которая дома ходила только в большом переднике, украшенном широким кружевом, и в таком виде была приведена своей воспитательницей на четверть часа даже в салон».
С другой стороны, из строк этой книги, которая называется «Элегантная домашняя хозяйка», нетрудно понять, что еще не наступило время для подходящей детской одежды. Однако, правильные выводы уже были сделаны о том, что для детской одежды, особенно для маленьких детей, не годится бархат, атлас и башмаки на высоком каблуке, но далее в книге говорится, что типично для XIX века: «Я должна упомянуть только об одном предмете роскоши, который придает большую элегантность самым маленьким, делая ваше нежное розовое создание, дорогая читательница, похожим на принцессу: это обильное применение кружев, которые нашиваются на столь же эффектный кашемир цвета сливок. Нежный, прекрасный цвет кожи детского личика ничем так не подчеркивается, как тонким обрамлением из кружев; в воздушном платье из кружев, которое, вероятно, выглядит слишком претенциозным, что, однако, уравновешивается простым фасоном, ваше любимое дитя кажется ангелочком, не так ли? Не испортите только этот верх элегантности популярным розовым, голубым или даже ярко красным поясом в виде широкой ленты, опоясывающей мягко пухленькое тельце ребенка». (Эти ленты были как раз очень модны в детской одежде того времени.)
XX век, который не напрасно называют веком ребенка, наконец решил проблему легкой, гигиеничной, практичной детской одежды. Во всем мире везде сейчас есть специальные магазины «детские миры», однако, нельзя утверждать, что сейчас в детской одежде нет ничего общего с повседневной одеждой взрослых.
975. Диего Веласкес, Инфант Дон Карлос. Музей Прздо, Мадрид. Детская одежда во все исторические эпохи была чаще всего точной копией одежды взрослых.
976. Герард Терборх, Портрет Елены фон дер Шеке. Государственный музей, Амстердам.
977. Жан Батист Симеон Шарден, Девочка с ракеткой. Частное собрание, Париж. Девочка одета в спортивный костюм: чепчик и декольтированное платье с передником.
978. «Костюм паризьен» (Costumes parisiens), 1808 г. Под влиянием Французской революции и новых педагогических идей детская одежда начинает становиться более свободной.
979. Камиль Коро, Портрет Луизы Роберты. Лувр, Париж. На девочке чепец и платье в стиле «принцесс».
980. «Г.Бушманнс нойе Фрауэнтрахт» (Н. Buschmanns neue Frauentracht). Девушки носят широкие платья до колен с короткими рукавами; голова, однако, увенчена неизбежной большой шляпой с лентами.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1636;