ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений куль­туры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают куль­туру с традициями или социальным наследием общества. Культура — соци­ально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для куль­туры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях уче­ные понимали культуру как средство приспособления общества к природ­ной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иног­да о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поко­ления в поколение.

В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но ни одно из них не признано единственно верным. В зависимости от своих симпатий и теоретических пристрастий культуру определяют, в одном случае, как сово-

купность материальных артефактов, в другом — как систему идеальных представлений (идей, символов, ценностей и т.п.). Чаще всего ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев либо представляют как образ жизни людей.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании ее природы. Можно видеть, что в культуру включают все, что создано челове­ческим разумом и руками — одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, — а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т.д.

Когда ученые берутся за уточнение какого-либо понятия либо за углуб­ленное изучение явления, то врезультате у них рождается еще несколько новых определений, аспектов, уровней. Подобное может свидетельствовать о многогранности самой проблемы либо об особенностях научного позна­ния, которое, кажется, так никогда и не закончится.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и вдругих странах существуют министерства культуры с разветвленным ап­паратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубеж­ной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении воспи­танный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чис­тое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в по­нятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью— от­сутствию культуры. Понятие «культура» мы прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «министерство культуры», «культура быта» и т.п. Для многих из нас культурным является человек, который может погово­рить о Бетховене, Достоевском и Пикассо. Подобное толкование, пришед­шее к нам из XVIIIв., по существу уравнивает «культурность» с «воспитан­ностью» и «цивилизованностью». Нет общества, народа, группы или чело­века, лишенных культуры.

Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивили­зациях Китая (понятие «жень») и Индии (понятие «дхарма») означало це­ленаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Вклю­чало оно и воспитание человека.

Философы древней Греции употребляли понятия paideutos и paideia, оз­начавшие «приобретаемый воспитанием» и «образованность». Согласно

Платону (V—IV вв. до н.э.), пайдейя, т.е. образованность, есть руководство к изменению всего человека в его существе. Именно в «воспитанности», которую греки считали синонимом культуры, они видели главное отличие от «некультурных» варваров.

В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) пони­мали прежде всего возделывание земли. Оно производится от глагола colo, cultum, т.е. обрабатывать, осваивать, заселять. Того же происхождения по­нятия «колон», «колонист», «колонизатор», «культ», «культор», «культура». «Колон», «колонист», «культор» в древности были синонимичны и обозна­чали того, кто обрабатывает землю, осваивает, культивирует, делает «куль­турной», превращает целину, «дикое поле» в обработанное и засеянное «культурными» растениями.

Слово cultura встречается в тракта­те древнеримского писателя Марка Порция Катона (III—II вв. до н.э.) о правильном возделывании почвы, пред­полагающем душевное отношение к занятию. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьяни­на. Однако уже знаменитый оратор и философ Марк Туллий Цицерон (II— I вв. до н.э.) связывает эту категорию с человеческим разумом, считая фи­лософию культурой духа и формой почитания ума.

Таким образом, перенесенная из сферы сельского хозяйства культура стала обозначать уход, улучшение, облагораживание, но теперь уже не зем­ли или почвы, а телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека. Соответственно существует культура тела, культура души и духов­ная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широ­ком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов1.

Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и фран­цузском — культура поначалу служила сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художе­ственной литературе употреблялось скорее как метафора. Многие десяти­летия потребовались для того, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. И в России, куда слово «культура» про­никло вместе с переводными книгами, поначалу оно относилось к сельско­му хозяйству.

В средние века слово «культ», употребляемое чаще, чем «культура», вы­ражает способность человека раскрыть творческие возможности в любви к Богу. В эпоху Возрождения культура понимается как активное творческое начало, способствующее духовному возвышению человека.

В эпоху Просвещения под культурой стали понимать соответствие чело­века идеалам гуманизма. Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Тюр-го, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как область духовной свобо­ды человека. Кант рассматривал культуру с позиций морального сознания,

1 Культура: Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Шиллер — как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усмат­ривал в развитии культуры эволюцию Абсолютного разума.

Современное значение термин «культура» получает в XVII в. и появля­ется в виде самостоятельного у С. Пуфендорфа, немецкого юриста и историографа. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга в книге «Опыт истории культуры человеческого рода», вышедшей в 1782 г. А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И. Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоре­тическим и философским содержанием. Гердер проповедовал нацио­нальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил наряду с культурой в единственном числе употреблять культуры во мно­жественном, подчеркивая тем самым несводимость, уникальность различ­ных национальных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медлен­но. В конце XVIII в. оно имело два оттенка: первый — господство над при­родой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личнос­ти. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724— 1804) и Гегель (1770—1831) почти не употребляли слово «культура». Гегель заменял его тер­мином Bildung (образование), а Кант, хотя изредка и пользовался словом, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над проявлениями чувств.

Только в XVIII—XIX вв. для европейцев культура приобрела духовный от­тенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Куль­турным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, кар­тинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием. В конце XIX и начале XX в. сформировалась философия культуры как самостоятельная фи­лософская дисциплина. Последователи неокантианства (Н. РиккертиМ. Ве-бер) рассматривали культуру как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества.

Понятие «культура" отображает трансформацию мироощущения от древности до наших дней

В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. Хотя слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX в. оно не получило. Вместо него употреблялись близ-

кие по смыслу выражения: «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Черны­шевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, а И.В. Киреевский в «просвеще­ние» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 1860-е гг. новый термин входит в русские словари, а в 1880-е гг. утверждает­ся в научной и художественной литературе.

В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Ио у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира — система норм и ценностей, выраженная через соответству­ющий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помо­щью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодей­ствие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, ок­ружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

Примеры

Вот лишь несколько определений культуры,выдвинутых в разные годы

зарубежными и отечественными специалистами:

Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и арте­фактов.

Культура как система ценностей, норм, идей, символов, стереотипов, в ко­торой отражается историческое наследие, традиция, выражающая самобытность группы или общества.

Культура — система соглашений, разделяемых большинством членов дан­ного общества.

Культура — это все то, что следует знать или во что следует верить иностран­цу, дабы вести себя приемлемым для местных жителей образом.

Культура — это совокупность интеллектуальных традиций.

Культура комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, необходимые человеку как члену общества.

Культура — способ деятельности, разделяемый членами общества и вклю­чающий стандарты восприятия, осознания, предсказания, оценки и действия.

Культура в широком смысле включает правила, которые управляют поведе­нием людей. В узком — то, что каждый должен делать, чтобы быть понятым членами своей группы, сообщества.

Культура — совокупность продуктов поведения других людей.

Культура — это среда, растящая и питающая личность.

Культура — система выразительных форм, закрепленных в камне, металле, звуке, зрительном образе.

Культура — система идеальных норм и ценностей, которые лишь неполно и приблизительно реализуются в поступках и создаваемых вещах.

Культура — поток продуктов духовного опыта, она существует лишь в уме.

Культура — система регулирующих механизмов, включающих планы, рецеп­ты, правила, инструкции, которые служат для управления поведе­нием.

Культура — все то, что создано руками и разумом человека.

В понимании культуры социологи во многом солидарны с антропологами: те и другие ставят знак равенства между двумя предельно широкими катего­риями — культурой и обществом. Различие между ними не принципиально­го характера, а, скорее, формального. Это два разных взгляда на одно и то же. Так, для Б. Малиновского культура — это социальное наследие. Э. Сепир использует примерно такое же определение, говоря, что термин «культура» означает «любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной». Ральф Линтон присоединяется к этой точке зрения, утверждая, что культура означает все социальное наследие че­ловечества.

Таким образом, в социальных на­уках культура тесно связана с обще­ ством. Если под обществом понимает­ся совокупность людей, то под культу­рой — совокупность результатов их деятельности, т.е. социальное наследие. А оно включает как материальные, так и идеальные продукты деятельности людей.

Попытка некоторых антропологов свести культуру только к духовной суб­станции широкой поддержки не получила. Так, Э. Тэйлор предлагает по­нимать под культурой те интеллектуальные конструкты, или идеи, которые усвоены индивидом или созданы по ходу жизни им самим. Таким образом, культура у него состоит из идей. И по мнению Кларка Уисслера, «культура есть определенный комплекс взаимосвязанных идей»2. Сходным образом подхо­дит к делу Джеймс Форд, говоря, что «культура может быть в целом опреде­лена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации». И вот что любопытно: те специалисты, которые определяют «культуру» через идеи, сами же пишут отчеты, в которых, как отметил А. Кафанья3, найденные при рас­копках артефакты описываются как «культурные сокровища».

Нетрудно заметить, что понятием идеи охватывается значительно более узкий круг явлений, нежели категорией культуры. Точно так же, невозмож­но сводить всю культуру только к материальным объектам, созданным людь­ми. В обоих случаях мы допускаем логическую ошибку: определяем целое через одну из его частей.

В своем обзоре4 определений культуры А. Кребер и К. Клакхон выделяют пять типов дефиниций, встречающихся в антропологической литературе:

1.Дескриптивные определения, устремленные на каталогизацию всех или главных черт человеческой жизни и деятельности, причисляемых к культуре.

2.Исторические определения, основанные культурным наследием прош­лых эпох.

3.Нормативные определения, ставящие во главу угла не факты, а нормы, не очевидное, а должное, не то, что делают люди, а как они обязаны себя вести как культурные существа.

2 Wissler С. An Introduction to Social Anthropology. N.Y., 1929. P. 23.

3 Cafagna A.C. A formal Analysis of Definitions of «culture» // Essays in the Science of Culture In Honor
Leslie A. White/G.E. Dole, R. L. Carneiro (eds.). N.Y., 1960. P. 111-132.

4 KroeberA.L., Kluckhohn С Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus.
1952. Vol. 47. № 1; /idem. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y., 1963.

4. Психологические определения, исходящие из внутреннего мира челове­ка и его ближайшего окружения — малой группы, к которой он адаптирует­ся, где он решает свои проблем, обучается, формирует навыки и привычки.

5. Структурные определения, отталкивающиеся от общества в целом, социальных систем и организаций, которые задают или формируют круп­номасштабный портрет культуры.

К этому каталогу научных подходов, созданному 50 лет назад и отражаю­щему состояние научной мысли того времени, современные ученые добави­ли лишь одну строчку — генетический подход к определению культуры, где

акцент ставится на происхождение культуры в процессе адаптации людей к окружающей среде и ее творческом из­менении5. По мнению СВ. Лурье6, сюда неплохо добавить еще два-три подхода, в частности, разграничение «культуры как познания», «культуры как сконструи­рованной реальности» и «культуры как совокупности артефактов».

В современном языке, полагает Э.В. Соколов, термин «культура» употреб­ляется очень часто, преимущественно в двух значениях — широком и узком. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сфе­ры духовного творчества, искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью7. В частности, у российского социолога Б.М.Фирсова8 куль­тура предстает как система ценностей, представлений о жизни, выразитель­ных средств (применяемых в искусстве и литературе) и поведенческих ко­дов, общая для людей, связанных одной, их объединяющей формой (спосо­бом) жизни.

Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают не­правильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алко­голизм — все это искусственно созданное человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить их к сфере культуры?

Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включать в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, сле­довательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критери­ем здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

5 Berry J.W. et al. Cross-Cultural Psuchology. Research and Applications. Cambridge, N.Y., etc., 1992.

6 Лурье СВ. Историческая этнология. М., 2003.

7 Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994. С. 22.

8 См.: Фирсов Б.М. Советская и постсоветская культура в исторической динамике: влияние на куль­
турную дифференциацию. СПб., 1999.

И по сей день классическим считается определение культуры, которое еще в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор(1832-1917) — выдающийся анг­лийский этнограф, один из основателей антропологии. Хотя с тех пор в него добавляли новые штрихи, в общем портрет точно отражает свой ори­гинал:

КУЛЬТУРА — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усво­енные человеком как членом общества.

В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.

Думается, что оба эти значения имеют равные права, а употреблять их сле­дует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в част­ности социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искус­ствоведческих, философских и литературоведческих приемах и данных.

Оба подхода — широкий и узкий — по-своему плодотворны. Первый при­нят на вооружение большинством антропологов и социологов, а также час­тью культурологов. Второй — частью культурологов и специалистами-прак­тиками, работающими в области культуры: искусствоведами, архитекторами, филологами, планировщиками городской среды, работниками министерства культуры и т.д.

Второй, узкий подход предполагает, что культура — это: а) сфера обще­ства; б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Послед­няя представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе об­щество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культуроло­ги выделяют 8 сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управ­ленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главные сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество. «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни»9.

Итак, культура это совокупность символов, верований, ценностей, норм и материальных артефактов. В ней выражены характерные черты дан­ного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, веро­вания, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в об­ществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соот-

9 Зеленое Л.Л. и др. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 7.

ветствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру.

Культурой Э. Тейлор называл полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа. Этнограф при его составлении напоминает за­ботливого ботаника, который с сачком и карандашом бродит по миру, откры­вает новые явления, регистрирует их и заносит в специальные рубрики. Яв­ления культуры подобны видам растений и животных. Лук и стрела являют вид так же, как обычаи татуировки, подпиливания зубов или обычай счета десятками. Географическое распределение и переход этих обычаев из одного

район в другой следует изучать подобно тому, как изучаются распределение и миграция растений и животных. Одни явления культуры, например, бумеранг у австралийцев, встречаются лишь в одной местности. Другие, подобно ка­менным скребкам, верованиям в бес­смертие души и обрядам жертвоприно­шений, рассеяны по всему свету.

Под культурой С. Халл и Т. Джеф-ферсон10 понимают следование соци­альными группами определенному обра­зу жизни. Культура группы или класса — это специфический и отличительный способ жизни группы или класса, значе­ния, ценности и идеи, воплощенные в институтах, социальных отношениях, системе верований, нравах и законах, ма­териальной жизни. Доминирующая культура современного общества не явля­ется однородной. Она состоит как бы из слоев, отражая различные интересы гос­подствующего класса (например, есть мнение аристократии и мнение буржуа­зии). Подчиненная культура не всегда находится в открытом конфликте с ней. Достаточно долгое время они могут сосуществовать рядом.

Социологическое понимание культуры весьма расширилось за последние десятилетия. Такие переменные, как тендер, возраст, класс, аномия, рели­гия и некоторые другие, прежде не включались в социологию религии, но вошли в ее предметное поле за последние 25—30 лет". Культура понимается в качестве атрибутивной характеристики индивида, малой группы, органи­зации и целой нации.

СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

С точки зрения социологии в культуре выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Статика изображает предмет исследования с точки зрения его структуры, компоновки частей, соединения каждой части (элемента), их функций и упорядоченности. Динамика пред-

10 Hall S., Jefferson T. Resistance Through Rituals. Youth Subcultures in Post-War Britain. London, 1976. 1' Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults // ERIC Digest. 2001. ED459325.

ставляет тот же предмет с точки зрения развития его частей, их изменения, функционирования. С точки зрения статики, общество и культура имеют оп­ределенную структуру, т.е. совокупность функционально взаимосвязанных позиций. Только в обществе и культуре позиции обозначены по-разному.

Таким образом, в культурологии, как и в социологии, выделяются две ос­новные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описы­вает культуру в покое, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые опи­сывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами куль­туры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет две состав­ляющих — материальнуюи нематериальную.Материальные памятники куль­туры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные остан­ки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восста­навливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры. Но о древней — только по материальным. Таким об­разом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем ин­формации, чем нематериальные.

Материальная культуравключает физические объекты, созданные чело­веческими руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое дру­гое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную,или духовную культуруобразуют нормы, правила, образ­цы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разу­мом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя ее неоднократно повторяют другие люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в матери­альном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай привет­ствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.

Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух? — в культурологии решается иначе, чем принято в повседневной жизни. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а первично содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли. Их можно донести до ауди­тории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись ра­дио, телевидением или Интернетом.

Китайская армия из глины — выдающийся объект материальной культуры прошлого (гробница Цинь Шихуанди, 221-207 гг. до н.э.)

Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К при­меру, одежда выполняет две функции — физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных на­родов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.

Исходной клеточкой нематериальной культуры выступают ценности со­циально одобряемые представления о добре, красоте и справедливости. Цен­ности представляют также разделяемые многими людьми представления отно­сительно целей, к которым нужно стремится. Для достижения таких целей, принимаемых в качестве ценностей, общество изобрело сложный механизм культурных норм предписаний должного поведения, и социальных санкций, т.е. поощрений в случае соблюдения и наказаний в случае нарушения этих норм.

Культурные нормы кристаллизуются и проявляются в наших привычках (уста­новившихся стереотипах поведения в ситуациях), манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определен­ным действиям и социальным группам и имеющем символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекса, функционирую­щего на основе традиции — привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение). Все это также входит в структурную матрицу человеческой куль­туры, которую некоторые специалисты называют образом жизни. Образ жиз­ни часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или со­циальной группы.

Культура не только передается от по­коления к поколению, не только усваи­вается или разделяется членами обще­ ства, она еще предписывает то, как они должны себя вести. Поэтому культу­ра — нормативная система. Она включает в себя совокупность таких норм, при помощи которых люди контролируют людей. Привычка, обычай, эти­кет, церемониал, ритуал — цепочка нормативного поведения в культуре. Традиция — форма социального наследования, моментами которой можно считать обычай и обряд.

Важную часть культуры, основанную на ценностях, составляют язык, знания, верования и мифы. Миф вымысел о реальных событиях, как буд­то бы они существовали на самом деле в прошлом или настоящем. Знания — суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом. Верова­ния — эмоциональная приверженность определенным ценностям или иде­ям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов. Развитой формой верований выступают религии. Врелигии находят отражение высшие ценности общества о вечном и тварном, жизни и смер­ти, грехе и воздаянии, милосердии и сострадании. По отношению к культу­ре религия выступает: а) ее прародительницей; б) ее квинтэссенцией, т.е. сущностью, выражающей самое главное в культуре. Закрепление религиоз­ных постулатов в виде соответствующих канонов, вероучения, практики богослужения, обрядов, церемоний и культов превращает религию в универ­сальный инструмент развития культуры.

Процесс зарождения, распространения, функционирования и распада культуры выражается специальными понятиями, принятыми в мировой социологии. К ним относятся культурная трансмиссия, преемственность культуры, культурная аккумуляция, культурное истощение, культурная интеграция, культурная дифференциация, культурное разнообразие, куль­турный конфликт, культурное запаздывание. Основа социальной динами­ки — смена традиций, т.е. именно ломка, преодоление культуры.

ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой долж­на быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Базисные еди­ницы культурной статики называют элементами, или чертами культуры.

По определению американского антрополога Э. Хобеля, элементом, или чертой культуры выступает далее неделимая единица в виде поведенческо­го образца или материального продукта. Это своеобразные атомыкультур­ного мира. Правда, в отличие от настоящих они бывают материальными и нематериальными. Культурными атомами можно считать плуг, паровую машину, теорию относительности, идею равенства и справедливости, пожа­тие руки, поцелуй или улыбку как выражение одобрения, авторучку и т.п.

По мнению ряда антропологов, в том числе К. Коттака, черты культуры делятся на универсальные, общие и уникальные (специфические)12.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 6294;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.049 сек.