Человек свободный и ответственный. ными. Великие святые и аскеты более всего корили самих себя не за деяния, а за мысли, за греховные чувства и образы
ными. Великие святые и аскеты более всего корили самих себя не за деяния, а за мысли, за греховные чувства и образы, возникавшие в их воображении. Тело, творящее дела, смертно, а душа вечна, от того, какие она несет в себе переживания и думы, зависит и то бесконечное будущее, которое ей предстоит. Именно душевный и духовный строй — самое важное в человеке, и индивид, обладающий свободой воли, сам определяет, на какой лад настроить свой внутренний мир — на божественный или на бесовский, дьявольский. Именно душа человека — то поле, на котором сражаются Господь и враг рода человеческого, и победа одного из них зависит в том числе от человека. Мы в ответе перед Творцом за свою внутреннюю чистоту, за свободу от эгоизма и гордыни.
Тема ответственности за мысли и чувства ярко представлена в эзотерическо-оккультной литературе. По оккультным представлениям, ментальный план (уровень мышления) и астральный план (уровень чувств) являются определяющими, причинными по отношению ко всему физическому миру, поэтому ответственны мы прежде всего за них. Все практические дела повседневной эмпирии — не более чем следствия мышления и переживания. Когда духовная монада, составляющая ядро личности, развоплощается, переходит в посмертные тонкие миры, тело исчезает, но все чувства и мысли остаются. Если это благие мысли, человек попадает в личностный рай, созданный им самим. Если это зависть, похоть, ненависть, то создается ад, где душа умершего общается с безобразными монстрами — собственными страстями. Более того, вибрации эмоций и мыслей в новом воплощении притягивают человека в соответствующую среду, и он рождается либо в хорошей и благополучной семье, либо среди разбойников и бродяг.
В религиозной и эзотерической литературе мы можем прочитать, что ответственны не просто за мысли, но за каждую свою мысль, за всякое случайно промелькнувшее переживание, которое может сыграть в нашей судьбе
Лекция 2
поистине роковую роль. Так, в последние годы вышел целый ряд книг С. Н. Лазарева «Диагностика кармы», повергший довольно многих людей буквально в истерику. В книгах этих идет речь о том, что всякая негативная эмоция и мысль производит мощные энерго-информаци-онные изменения, которые камнем ложатся не только на вашу судьбу, но и на судьбу ваших детей. Даже ситуативное сильное чувство, которое пришло и ушло, может создать такую информационную матрицу, которая погубит здоровье и благополучие целых поколений. Не уследишь за собой — беда. Взвесьте, какова при этом ответственность за каждое промелькнувшее чувство! Да и в силах ли человек (который, как известно, никогда не бывает полностью рефлексивен, до конца самоотчетен) фиксировать любое движение собственной души? Многие прочитавшие книги Лазарева стали просто бояться самих себя, получили «невроз ответственности», который, разумеется, ничего доброго принести не может.
Видимо, истина состоит в том, что отвечаем мы не за отдельную скверную мысль (у кого не бывает дурного настроения?), а за целостность нашего мышления, за основной строй своих чувств и переживаний. Здесь человек действительно вполне властен над собой. Можно попустительствовать злым мыслям, разжигать в себе дурные страсти, лелеять их. А можно, напротив, культивировать доброжелательство, спокойствие, позитивное отношение к действительности. Это и будет поистине ответственным отношением к своему сознанию. Со скверными мыслями тогда даже не придется бороться (тот, кто с чем-то борется, всегда оказывается в объятиях противника!). Для них просто не останется места.
С какой бы позиции ни смотреть — светской или религиозной — мысли и чувства, несомненно, определяют линию поведения, и поэтому моральная ответственность шире юридической: мы отвечаем за целостность собственной личности в единстве ее душевной и поведенческой стороны.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 458;