Человек свободный и ответственный. ным духовным образцам. И не потому, опять же, что он их не знает, а потому, что это и есть способ держать ответ
ным духовным образцам. И не потому, опять же, что он их не знает, а потому, что это и есть способ держать ответ. В покаянии как способе утвердить свою ответственность перед Богом человек соглашается принять любую кару — расплатиться за слабость и непослушание.
3. Согласно индивидуалистическим концепциям (с
различными мировоззренческими ориентациями), чело
век должен держать ответ только перед самим собой. «Я»
— последнее и единственное, что мы знаем с достовер
ностью, весь остальной мир — лишь проекции нашей ин
дивидуальности, представление о Других — более или
менее вероятные модели, воспроизводящие наш собствен
ный внутренний мир, каким он был бы при иных обсто
ятельствах. Поэтому отвечать можно лишь перед собствен
ным «я», ну не миражам же рапортовать! Я обладаю сво
бодой от любых внешних определенностей, поэтому ни
кто мне не указ, никто не вправе спрашивать с меня отче
та. Ответственность перед другими, перед начальством,
перед властью — не более чем рабская психология, по
рождение авторитарных форм правления. У меня нет, по
мнению индивидуалистов, никакого фундаментального
долга по отношению к другим, и потому я перед ними не
в ответе. Лишь о себе, о своем развитии, совершенстве,
бессмертии и спасении должен я заботиться по-настоя
щему, и поэтому лишь сам себя я могу корить и упрекать
за неудавшиеся дела и начинания. Другие люди, отчуж
денные от меня, не имеют никакого права спрашивать с
меня и судить мою уникальность.
4. Согласно учениям, стремящимся совместить ориен
тацию на Других с принципом индивидуализма (Э. Фромм,
В. Франки и др.), человек в ответе перед своей собствен
ной совестью, он не подчинен извне никакому диктату,
однако совесть его ориентирована не только на собствен
ное благо, но и на благо ближних. Учет интересов других
понимается в этом случае как естественное стремление че
ловека, который живет среди людей и всегда «трансценди-
______________________________________ Лекция 2
рует» за пределы собственного «я». Не официальная структура, не учитель с розгой и не назидательный религиозный проповедник заставляют меня чувствовать ответственность, но только мое собственное лучшее «я», высшее начало, содержащееся в глубинах моего внутреннего мира. Лишь ему я подсуден, лишь ему подотчетен, перед ним я готов отвечать по всей строгости внутреннего закона. Это высшее начало во мне соединяет меня со всем остальным миром и обязывает к бесконечному благожелательству.
А теперь ответим на вопрос: за что ответствен человек? За поступки, за мысли, за чувства или за все вместе?
1. Со светской точки зрения, делающей акцент на от
ветственности перед другими людьми, прежде всего мы
отвечаем за поступки. На этом же принципе построена
ответственность юридическая. Если человек только ду
мал сделать кому-то зло, но реально ничего не сделал, то
и ответственности он не понесет. Юридически осудить
за мысли нельзя, хотя заранее обдуманные преступления,
воплощенные в жизнь, наказываются гораздо более су
рово, чем преступления случайные, непреднамеренные.
Светский подход, не отвергая ответственности за состоя
ние души, выдвигает на первый план ответственность за
поступок, потому что именно практическое поведение,
действие способно зримо и реально изменить нечто в своей
и чужой жизни. За это изменение, злое или благое, мы и
держим ответ как перед другими, так и перед собой. С
позиции эмпирической жизни, прямо не просматривает
ся то реальное влияние, которое оказывают на действи
тельность мысли и чувства сами по себе. Субъективное
переживание — нравственная невидимка для ответствен
ности, понятой как отчет за дела. Если ты кипишь нена-
вистью, но не пускаешь ее в ход, она несущественна...
Совсем другого взгляда придерживается религиозная и эзотерическая мораль.
2. В религии мы ответственны прежде всего за состо
яние своей души. Если душа черна, то и дела будут чер-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 490;