Человек свободный и ответственный. Вторым важнейшим условием ответственности человека является преднамеренность его поступков
Вторым важнейшим условием ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга, он, несомненно, испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает его или накажет лишь за халатность в обращении с оружием, т. е. за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто без вины виноватые, берут на себя весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно успокоиться на роли игрушки судьбы и орудия рока. Всегда возникает вопрос: почему именно я, а не другой? Мы не желаем быть простым средством даже в руках провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта личностная интерпретация случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.
Третьим важнейшим условием ответственности человека выступает вменяемость, т. е. сознавание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное. Невменяемыми бывают сумасшедшие, одурманенные наркотиками или алкоголем люди, маньяки. Эти не ведают, что творят, и потому не способны отвечать за свои поступки. Они безумны. Впрочем, юридический закон нередко не принимает во внимание ни наркотический, ни алкогольный дурман. Напротив, при совершении преступления искусственное безумие может служить отягчающим фактором. Как человек, будучи исходно в здравом уме,
Лекция 2
безответственно позволил себе дойти до такого состояния? Теперь он дважды в ответе — и за попустительство пороку, и за совершенные злодейства. Закон также не принимает во внимание маниакальность, если доказано, что преступник сознавал свои деяния. Считается, что он вменяем и в полной мере способен отвечать за свои поступки, хотя феномен «серийных убийц» как ничто другое ярко свидетельствует о глубокой патологии личности виновных, об искажениях волевых качеств и извращенном характере чувствования. Быть может, маньяков надо не обвинять в аморальности, а радикально лечить? Проблема вменяемости и связанной с ней ответственности очень сложна и по сей день не разрешена в достаточной мере.
Как вы могли убедиться, читая предыдущие страницы, моральная ответственность — вещь трудная, от нее невозможно уклониться, спрятаться или убежать. Она настигает человека и извне и изнутри. Именно поэтому свобода является не только высшим благом и великой ценностью, за которую сражаются поколения героев, но и в некотором роде пугалом, от которого бегут. И рад бы стать свободным, да ответственность больно тяжела...
Немецко-американский философ XX в. Эрих Фромм посвятил проблеме бегства от свободы книгу с аналогичным названием. Он показал, что в ходе развития европейского человечества уровень личной свободы неуклонно повышался. С крахом феодализма, с гибелью традиционного патерналистского общества распались крестьянские общины, в которых человек был несвободным, но и достаточно безответственным. Крестьянин опирался на традицию, на мнение сельского схода, подчинялся воле сеньора и коллективному решению. Сфера его собственного выбора была чрезвычайно узкой, зато он всегда мог положиться на помощь односельчан, от которых зависел, да и хозяин-феодал был не только эксплуататором, но и защитой.
Возникновение капитализма привело к распаду старых связей, к конкуренции за рабочие места, к тому, что
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 659;