Человек свободный и ответственный. индивиды, покинувшие деревню, оказались атомизиро-ваны, распылены в больших городах, где больше не на кого было положиться
индивиды, покинувшие деревню, оказались атомизиро-ваны, распылены в больших городах, где больше не на кого было положиться. Люди приобрели свободу самим решать свою судьбу. Над ними больше не было ни традиции, ни сеньоров, отдающих приказы, но в то же самое время они оказались беззащитны перед новой, полной соревновательности, жизнью. Им стала принадлежать не только свобода, но и ответственность за собственные победы и поражения, взлеты и падения. Теперь не с кого спросить и не на кого опереться, кроме самого себя.
Этот груз — полнота ответственности за собственную жизнь и жизнь своих близких — становится с Нового времени непременным атрибутом технизированного и урбанизированного мира. И Фромм показывает, как по сей день многие люди не выдерживают этого груза, стараются уклониться от него, хотя далеко не всегда отдают себе в этом отчет.
Фромм выделяет целый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответственности за происходящее. Эти механизмы действуют как в личных отношениях, так и в социальных. Первый механизм бегства от свободы — охотное подчинение тоталитарным режимам. Люди хотят иметь сильного вождя, самовластного фюрера, который способен и приказать, и взять на себя ответственность за все происходящее. Рядовому человеку остается скромная, но удобная роль боевой единицы, которая радостно подчиняется, дает манипулировать собой, но при этом ни за что и не отвечает. В ситуации благополучия власть и обеспечит работой, и защитит тех, кто ей верен. В случае военного или экономического провала виновата будет тоже власть, в то время как «рядовой-передовой» чист перед собой и перед другими, ибо ни на что не влиял, не участвовал в судьбоносном выборе...
Второй механизм социального уклонения от личной ответственности Фромм называет автоматизирующим кон-
Лекция 2
формизмом. Это некритическое принятие нами общественного мнения, которое переживается как свое. Установки, почерпнутые из радио- и телепередач, газет, из родительских внушений, из разговоров друзей или соседей, личность воспринимает как свои собственные, не задумываясь над ними. Таким образом, человек оказывается просто марионеткой в руках порой анонимных кукловодов, он довольствуется арсеналом штампов, за которые, разумеется, не отвечает, поскольку просто позаимствовал их извне. Он ничего не выбирал, он думает и поступает как все. И если его взгляды обнаружат себя как жестокие, несправедливые, даже абсурдные, он просто может сказать: «Но все же так думали! При чем тут я? Я — как другие...» Поскольку автоматизирующий конформизм связан с бессознательной установкой на некритическое принятие чужих мнений, Фромм советует своим читателям время от времени проверять себя на самостоятельность мышления. Для этого, считает он, надо всякий раз подумать, как именно вы пришли к мнению, в котором убеждены. Если вы пришли к нему путем собственного размышления, переживания, опыта, то это мнение лично ваше и вы способны мыслить и действовать как свободный и ответственный человек. Если же оно было без всякого анализа получено из чужих рук, обратите на это внимание и постарайтесь обрести собственную позицию.
Для Э. Фромма свобода и ответственность — единственно достойный способ человеческого бытия.
4. Перед кем ответствен человек? За что ответствен человек?
Вопросы эти не так просты, как кажутся на первый взгляд. Представители разных направлений духовной жизни отвечают на них по-разному, так же как и авторы, придерживающиеся различных позиций.
Рассмотрим ответы на вопрос: перед кем ответствен человек?
Зак. 49
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 444;