Человек свободный и ответственный. 1. Согласно светской точки зрения, человек ответствен перед другими людьми
1. Согласно светской точки зрения, человек ответствен перед другими людьми. Мы живем не в лесу, не в пещере, не в глубоком одиночестве, а общаемся с себе подобными. Коммуникация — важнейшее условие нашей жизни. Уже поэтому свобода человека не может быть абсолютной, она упирается как в ограничитель в интересы и волю Другого, в его физическое присутствие и духовное соучастие. Но Другой — не только граница нашей свободы, это тот, с кем мы взаимодействуем, совместно ставим цели, делим обязанности, перед кем отчитываемся и кого желаем сохранить. Мы отделены от него телом, иным положением в пространстве, своей неповторимостью, и в этом смысле мы независимы от него. Но в то же самое время мы глубоко зависимы, несвободны, потому что остро нуждаемся в Другом для того, чтобы выживать и жить, создавать культуру, общаться, не чувствовать вселенского одиночества. Человек может жить, только постоянно выходя за свои пределы к Другим.
Наша глубокая моральная ответственность перед Другими зиждется на нашей объективной социокультурной и психологической зависимости от них. И в этой зависимости нет никакого негативного смысла, ибо она естественна. Получается парадокс: ответствен человек, свободно принимающий решения и в то же время в самом своем основании зависящий от Других. Однако если присмотреться получше, никакого парадокса нет, ибо свободные решения принимает индивид, живущий в обществе и черпающий именно в рамках этого общества свои ориентиры, цели, идеалы, в том числе и идеал свободы.
Независимость, непривязанность, на которую ориентируются популярные ныне оккультисты и эзотерики, означает полную свободу от всего человеческого и, стало быть, устранение ответственности перед Другими и за Других. Адепт или йог, достигший высокой степени совершенства, отрывается от всего земного, он равнодушен к другим людям — ограниченным смертным существам, он боль-
Лекция 2
ше не живет их интересами и потому отвечает только перед Богом и перед самим собой. Полная свобода от привязанностей надчеловечна и бесчеловечна. Но пока человек находится в мире, пока он — воплощенный дух, он тесно связан с Другими и ответствен перед ними и за них. «Мы всегда в ответе за тех, кого мы приручили».
Однако чтобы не обижать эзотеризм, стоит заметить, что и там нередко речь идет о достигших совершенства духах, которые по своему свободному решению берут на себя ответственность за земные дела. Не перед людьми, но за людей. Таковы разного рода Учителя человечества, которые, вместо того чтобы блюсти невозмутимость и наслаждаться небесным блаженством, усердно помогают роду людскому понять глубинные законы мироздания. Таковы и бодхисаттвы в буддизме — существа, отказавшиеся от нирваны до тех пор, пока последний червяк не станет буддой. Думается, при такой постановке вопроса речь идет об ответственности не только за живые существа, но и перед ними. Ну не считают же нас великие духи простыми объектами! Впрочем, они не переживают привязанности и зависимости, что нам, простым смертным, достаточно трудно представить. Живя в реальном эмпирическом мире, мы зависим от Других в самой основе своего существа, и потому держим перед ними ответ — перед родней и друзьями, коллегами и соотечественниками, перед всем человеческим родом.
2. С религиозной точки зрения, люди ответственны прежде всего перед Богом, а уж во вторую очередь — перед себе подобными. Люди вторичны, Господь — исток и начало, он — моральный законодатель и последний судья, поэтому мы отвечаем перед Всевышним за свои усилия по снисканию вечной жизни. Наша глубокая ответственность выражается в покаянии, в докладе и отчете Богу обо всех наших делах.
Поскольку добрые дела Бог и сам видит, мы должны рассказывать ему о грехах, о своем несоответствии задан-
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 630;