Человек свободный и ответственный. Вопрос: «за что мы отвечаем?» может быть прочитан и по-иному
Вопрос: «за что мы отвечаем?» может быть прочитан и по-иному. Например: отвечаем ли мы за все последствия наших поступков? Или: отвечаем мы только за свои собственные деяния или за общую ситуацию вокруг нас — за поведение других людей, за положение в стране, в мире, в культуре?
Начнем с первой позиции: отвечаем ли мы за все последствия наших поступков? Я думаю, что мы отвечаем за них ровно настолько, насколько могли их предвидеть. В создании результата человеческих действий участвует не только сознательно поставленная цель, напряженная воля и арсенал средств. К результату приплетается множество побочных влияний. Само облекание цели в материальные формы привносит те свойства и черты, которые далеко не всегда можно учесть заранее. Там же, где речь идет о поведении, о взаимоотношениях людей, о стохастике социальных процессов и вероятностных факторах, уровень неопределенности результата резко повышается. Нельзя сбрасывать со счетов и того момента, что в социальном взаимодействии другой человек может вкладывать в ваши слова и поступки совсем другой смысл, чем вы, и потому предусмотреть все повороты событий практически невозможно. Поэтому обычный человек отвечает прежде всего за ближайшие последствия своего поведения, за те, которые он способен сознательно усмотреть. Он не является «всевидящим оком» или пророком, способным узревать события в будущем. Будет прекрасно, если каждый из нас с полной ответственностью отнесется просто к тому, что непосредственно следует из наших действий.
Вторая позиция (отвечаем ли мы только за свои собственные деяния или за общую ситуацию вокруг нас — за поведение других людей, за положение в стране, в мире, в культуре) тоже очень важна. Думается, человек отвечает прежде всего за себя самого, за свое отношение к людям, за качество выполнения своих обязанностей. Если в его обязанности входит руководить и управлять други-
______________________________________ Лекция 2
ми или их воспитывать, то в этом смысле он отвечает за других. Но не более того. В годы советской власти был очень популярен лозунг «Я отвечаю за все!» Интересно, что в нынешний период он оказался извлечен из забвения и вновь поднят как знамя. Однако столь моральный на первый взгляд призыв на самом деле глубоко несправедлив. Он демагогичен, ибо снимает ответственность с тех, кто реально распоряжается ситуацией, кто обладает действительной властью и возможностью влияния и перекладывает ее на всех понемножку. В социальных бедствиях, в разрушении культуры, в массовом разложении сознания оказываются виноваты все — прокоррумпиро-ванный министр и десятилетний школьник, богач, бойко ограбивший полстраны, и нищая учительница-пенсионерка. Они уравнены в своей ответственности, хотя реальный их вклад в события несоизмерим. Никто не может отвечать за все, достаточно отвечать за то, на что ты действительно в состоянии повлиять.
Кроме того, нельзя отвечать за других, потому что это превращает их в «оловянных солдатиков». Другие обладают свободой и способны принимать собственные решения. Взять на себя ответственность за души и решения других людей — это претензия стать выше, чем Господь Бог, потому что даже он каждого наделил персональной свободой и персональной ответственностью.
5. Проблема автономии морали. Как судить о свободно совершенном поступке?
Как мы уже выяснили, именно свобода воли дает возможность человеку поступать морально — самостоятельно и ответственно. Однако следует подробнее разобраться, какова последняя мера свободы, до какого предела простирается автономия морали, ее независимость от влечений и понуждений материального мира. Рассмотрим, как мы это делали и в других случаях, ряд подходов к проблеме.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 541;