СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКОНВЕРСИИ 30 страница
Руководители АФТ—КПП по-прежнему выступали против независимой политической деятельности рабочих. Еще не будучи председателем АФТ — КПП Дж. Мини заявил: «В Америке нет места для партии, созданной на классовой основе... Мы будем продолжать политику, которую проводил Гомперс»106. Мини и его сторонники в федерации пытались оправдать свою позицию ссылками на «аполитичность» американских рабочих, «бездуховность» рабочего движения в США, якобы отличающие его от подобных движений в европейских странах, на превращение американских рабочих в «средний класс», и т. д.107
Однако, несмотря на резко негативное отношение к идее независимой политической деятельности со стороны руководства АФТ—КПП, эта идея продолжала привлекать к себе многих рабочих. Так, профсоюзы Нью-Йорка, насчитывавшие 1 млн членов, создали в августе 1962 г. Рабочую партию братства. В поддержку рабочей партии высказывались некоторые местные отделения профсоюза рабочих автомобильной и авиационной промышленности. Призыв к созданию такой партии прозвучал с трибуны съезда этого профсоюза в 1962 гг.; годом раньше ряд делегатов профсоюза водителей грузовых машин выступили с таким же призывом.
Размах забастовочной борьбы, нарастание недовольства политикой профсоюзной бюрократии, укрепление единства белых и черных рабочих, ак-
102 American Federationist, 1965, Jan., p. 1.
103 Для сравнения укажем, что в 1956 г. демократическую партию поддерживали
57% организованных рабочих, в 1960 г.— 65%.
104 Political Affairs, 1964, Dec, p. 15.
105 US News and World Report, 1965, June 7, p. 51.
106 Labor and American Politics/Ed, by Ch. Rehmus, D. McLaughlin. Ann Arbor(Mich),
1967, p. 161.
107 Ibid., p. 13.
тивизация борьбы против ультраправой опасности и милитаризма, нако-нец, известное усиление политической деятельности профсоюзов — все это вновь продемонстрировало огромную роль рабочего класса в общественной жизни страны.
4. ПОДЪЕМ БОРЬБЫ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ЧЕРНЫХ
Во втором послевоенном десятилетии происходили дальнейшие сдвиги в расселении, социально-классовой структуре и положении черного населения США, истоки которых берут начало в годы войны. Массовые миграции афро-американцев в условиях промышленного роста и интенсифи-кации сельского хозяйства 60-х годов отличались более широкими масштабами и быстрыми темпами. По проценту мигрантов в этот период черные опередили не только других цветных, но и белых американцев 108. По-прежнему черные переселялись преимущественно с Юга в другие районы страны и из сельской местности в город. Мигрировали в основном массы черных батраков и издольщиков. Но, помимо такого важнейшего «выталкивателя», как бедность, первостепенное значение приобретал теперь и расовый гнет, все еще более сильный на Юге, чем в других регионах страны. Существенную роль играла «цепная миграция» — переселение в места, где уже осела значительная масса черного населения 109. Важным фактором притяжения черных мигрантов на Север и Запад США являлись также значительные различия (не в пользу Юга) в средней почасовой оплате промышленных рабочих, среднегодовом денежном доходе семьи, размерах социальных пособий, продолжительности рабочего дня.
Основная масса черных мигрантов покидала те штаты, где расовая дискриминация при найме на работу и оплате труда принимала особенно острые формы (Северная и Южная Каролина, Джорджия, Алабама, Миссисипи, Арканзас, Луизиана), и, как правило, направлялась в штаты, где расовый гнет был менее жесток (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мичиган, Иллинойс, Огайо, Пенсильвания, Коннектикут, Калифорния). Отставание Юга от других районов страны в области трудового законодательства также было одним из важнейших факторов массового переселения черных на Север и Запад, крупные города которых являются не только центрами промышленного производства, но и торговли, науки, образования, культуры.
Массовые миграции черного населения США привели к высвобождению более половины всех афро-американцев из территориальных границ отстававшего долгое время в экономическом и социально-политическом отношениях Юга. Урбанизация черного населения страны шла очень быстро: в 1966 г., например, уже свыше 70% афро-американцев проживали в крупных городах страны, более половины всех черных южан стали горожанами110. С 1950 по I960 г. в 10 крупнейших городах США
108 Statistical Abstract of the United States. Wash., 1974, p. 99.
109 A Decent Home, The Report of the President's Committee on Urban Housing. Wash.,
1968, p. 8.
110 Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders. N. Y., 1968, p. 246.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961—1963)
черное население увеличилось в общей сложности на 1,8 млн. человек (58%) 111. Треть всего черного населения оказалась сконцентрированной в 15 городах страны. Причем в шести из них (в том числе в Вашингтоне), по данным переписи 1970 г., афро-американцы составляли большинство населения 112.
Массовая урбанизация черного населения США привела к почти сплошной пролетаризации. Удельный вес афро-американцев среди всех рабочих США стал вдвое больше удельного веса черных в общем населении страны: в 60-х годах, например, все черные американцы составляли около 10% населения, а черные рабочие — более 20% всех американских рабочих113. Афро-американцы составляли 40% всех горняков, лесорубов, рабочих мясной промышленности; 30% портовых грузчиков и рабочих автотранспорта; более 20% рабочих сталелитейной, швейной и строительной промышленности 114.
Попытки миллионов черных переселенцев из сельских районов Юга найти в городах работу и достойное человека жилище, наталкиваясь на сознательное сопротивление одних и предубеждение, предрассудки других, терпели чаще всего крах, в результате чего подавляющее большинство черных мигрантов оседало на социальном дне старых и новых индустриальных центров, увеличивая районы трущоб — исторически сложившуюся базу сверхэксплуатации. Это означало, что борьба за свои жизненные интересы, гражданские и человеческие права, против расовой дискриминации, сегрегации, расистского террора и преступлений захлестнувших в первую очередь и сильнее всего Юг США, стала для миллионов афро-американцев общим кровным делом.
Выдающийся руководитель негритянского движения Мартин Лютер Кинг с горечью писал в 1963 г.: «Негры живут на одиноком острове бедности среди океана материального процветания и чувствуют себя изгнанниками на своей земле»115. Это вынуждены были признать и политические лидеры буржуазии. А президент Дж. Кеннеди в специальном послании конгрессу в 1963 г. отметил: «Негритянский ребенок, родившийся в США, имеет в два раза меньше шансов получить специальность, но вдвое больше шансов стать безработным; жизнь его будет на семь лет короче, чем жизнь белого, а доход вдвое меньше» 116.
От расовой сегрегации и дискриминации страдали не только черные рабочие. Семья черного земледельца получала доход вдвое меньший, нежели семья белого фермера. Черные фермеры разорялись вдвое быстрее белых. Черный с высшим образованием, работая по специальности, получал в США ежегодно в среднем почти в 1,5 раза меньше, чем белый специалист такой же квалификации. Сфера деятельности негритянских врачей, учителей, юристов и других представителей черной интеллигенции по-прежнему была сжата границами черных гетто и черной клиентурой. Негритянская буржуазия, как правило, не допускалась в сферу крупного промышленного производства. В целом же в 1962 г. средний до-
111 Dutton F. G. Changing Sources of Power. American Politics in the 1970s. N Y., 1971,
p. 100.
112 Ibid., p. 99.
113 Проблемы мира и социализма, 1963, № 9.
114 Там же.
115 Time. 1963, Sept. 6, p. 13.
116 Congressional Record, vol. 109, pt 5, p. 9348.
хо д черной семьи составлял чуть больше половины дохода белой
семьи 117.
В условиях маккартизма и наступления на прогрессивные силы, ставших характерной чертой послевоенной внутренней политики американского монополистического капитала, в обстановке усиления милитаризма в США росли, как грибы после дождя, фашистские, расистские и другие реакционные организации. Все они яростно отстаивали расизм, стремясь с помощью террора блокировать поднимающееся освободительное движение черных. Ставка делалась на физическое уничтожение наиболее активных борцов против расизма. В стране сохранялась кровавая традиция «умиротворения» черных — суд Линча. В 1956 г. блоку диксикратов и правых республиканцев в конгрессе США удалось провалить законопроект о запрещении линчевания негров. Весной 1963 г. негритянские организации представили в ООН десятки свидетельских показании о случаях линчевания черных на Юге США118.
Жертвами расистов становились не только черные, но и белые борцы против американского расизма. В июне 1964 г. близ Филадельфии (штат Миссисипи) были, например, зверски убиты три молодых борца за гражданские права — двое белых и их чернокожий товарищ. В марте 1965 г. расисты застрелили двух белых сторонников расового равноправия афро-американцев: Виолу Лиуззо— мать пятерых детей и священника Джеймса Риба.
На Юге по-прежнему была узаконена политическая дискриминация черных. Пять южных штатов (Алабама, Арканзас, Миссисипи, Виргиния и Техас) сохраняли в своем законодательстве соответствующее положение, требующее в качестве обязательного условия для участия в выборах ежегодную уплату избирательного налога, причем новые избиратели должны были заплатить этот налог за 2—3 года вперед. Во всех южных штатах (за исключением Арканзаса, Флориды, Теннесси и Техаса) закон, как и раньше, требовал, чтобы избиратели сдавали специальный проверочный экзамен (так называемые тесты грамотности). Но даже сами регистраторы признавали, что эти тесты были составлены так, чтобы черные не могли их одолеть 119.
Расистские законы Юга были нацелены на сохранение и закрепление расовой и этнической розни между американскими трудящимися. Например, §1272 кодекса Южной Каролины гласил: «Будут считаться незаконными действия какого-либо лица, фирмы или корпорации... разрешающие, помогающие или содействующие... пребыванию или работе представителей различных рас в одной и той же комнате пли пользованию одним и тем же входом...» 120. Закон южных штатов под угрозой штрафа от 100 до 200 долл. или 6-месячного тюремного заключения запрещал черным и белым общаться в местах отдыха, развлечений, на занятиях спортом, а также создавать совместные предприятия. Во многих штатах страны, особенно на Юге, уголовный кодекс содержал различное определение степени виновности и наказания для черных и белых за одно и то же преступление. «Преступление негра по отношению к негру на
117 Перло В. Расизм в экономике США. М., 1978, с. 71.
118 Правда, 1963, 12 мая.
119 American Political Science Review, 1963, N 2, p. 357, 358.
120 Цит. по: Бойченко Г. Г. Конституция Соединенных Штатов Америки: Толкование
и применение в эпоху империализма. М., 1959,' с. 181.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961—1963)
Юге не вызывает особой озабоченности, а преступление белого против негра обычно оправдывается»,—писал в 1961 г. профессор кафедры государства и права университета в штате Флорида М. Б. Парсонс121.
Афро-американцы продолжали жить в условиях жесточайшего полицейского террора, преследований и издевательств. Это в равной степени относилось ко всем штатам. Вопросом о преступлениях местной полиции по отношению к негритянскому населению страны вынужден был заняться конгресс122. Но не только местные органы власти и полиция отдельных штатов были повинны в жестокостях и беззаконии по отношению к негритянскому населению США. Само федеральное правительство прямо или косвенно способствовало сохранению расовой дискриминации и сегрегации черных. Расовая дискриминация процветала в федеральных учреждениях, а также в больницах, школах, на транспорте, на объектах жилищного строительства, построенных на средства казны, т. е., в сущности, на средства налогоплательщиков, как белых, так и цветных123. Частные фирмы, грубо попиравшие конституционные права черных граждан США, получали от федерального правительства ежегодно по контрактам миллионы долларов 124.
Все отмеченные обстоятельства показывают, что в 50—60-х годах перед афро-американцами во весь рост встала общедемократическая задача — необходимость борьбы против расового угнетения во всех сферах общественной жизни. Мириться с ним черное население больше не хотело и не могло, причем не только внутренняя, но и международная обстановка способствовала подъему освободительной борьбы черных в США. К числу важнейших факторов в этом отношении следует прежде всего отнести победоносные национально-освободительные движения в странах Африки и Азии, а также успехи национального строительства в СССР и других социалистических странах. «Негритянское движение протеста испытывало воздействие процессов, происходящих во всем мире, особенно африканской революции»,—писал в 1968 г. видный деятель Компартии США К. Лайтфут 125.
Подъем движения черных в 1955—1968 гг., получивший в американской литературе название «негритянской революции», последовательно прошел два этапа: борьбы за принятие конгрессом США законов о гражданских правах и борьбы за осуществление этих законов. На каждом этапе афро-американцы действовали в трех основных направлениях: против социальной сегрегации рас, против политической изоляции цветного населения и против экономической дискриминации, практикуемой в отношении черных. Все три направления в той или иной степени переплетались, но каждое из них в названной последовательности выдвигалось на передний план по мере расширения и углубления освободительного движения черных.
Движению за равноправие, как уже говорилось, непосредственно предшествовала в основном легалистская борьба НАСПЦН против расовой сегрегации в школах, жилищном вопросе, в области медицинского об-
121 South Atlantic Quarterly, 1961, N 4, p. 455, 459.
122 Congressional Record, vol. 109, pt 5, p. 10988.
123 Nation, 1963, July 27, p. 36.
124 Ibid., 1961, Febr. 4, p. 93—94.
125 Цит. по: Вехи боевой истории: 60 лет Коммунистической партии США. М., 1983,
с. 254.
служивания и, что особенно важно, в сфере найма на работу. Несмотря на свой во многом верхушечный и ограниченный характер, эта борьба еще в 50-е годы принесла отдельные успехи, содействуя сплочению черного населения и помогая ему преодолеть чувство беспомощности и апатии. Первым сигналом к активизации борьбы против расовой сегрегации послужило яркое выступление в начале февраля 1955 г. черного конгрессмена А. К. Поуэлла в палате представителей конгресса США. Поуэлл потребовал тогда принять закон против линчеваний, отмены избирательного налога, системы пеоната и расовой сегрегации в жилищной сфере. Вслед за том в столице США, а потом и в других городах страны развернулось движение черных против расовой сегрегации в различных сферах общественной жизни.
В связи с тем что в сфере обслуживания расовая сегрегация почти в равной мере ущемляла гражданские права всех афро-американцев независимо от их социально-классовой принадлежности, борьба против сегрегации в этой области позволяла с предельной быстротой и в максимальных масштабах объединить психологически и организационно все черное население, особенно на Юге, где расовый гнет всегда был сильнее, чем в других регионах США. Понятно почему лидеры движения за равноправие во второй половине 50-х годов сосредоточили основное внимание именно здесь.
Однако подлинным толчком к «негритянской революции» явилось малоприметное вначале событие: 5 декабря 1955 г. скромная черная швея Роза Паркc из г. Монтгомери (штат Алабама) отказалась подчиниться расистским правилам пользования городским автобусом. Мужественный поступок женщины вскоре повлек за собой организованный массовый бойкот местного городского транспорта, который явился одной из форм тактики прямых ненасильственных массовых действий, разработанной молодым негритянским священником Мартином Лютером Кингом. Эта тактика оказалась гораздо эффективнее легализма, который, как правило, стремился избегать вовлечения широких масс в борьбу. В бойкоте автобусов в Монтгомери участвовали представители разных классов и практически все черное население города: рабочие, служащие, студенты, школьники, домохозяйки, предприниматели, священники 126.
Г. Уинстон подчеркивал: «Рабочие сыграли особую роль в Монтгомери, превратив бойкот в исторический поворотный момент» 127. В стране и за рубежом развернулось массовое движение цветного и белого населения в поддержку бойкота городского транспорта в Монтгомери. Все попытки расколоть движение черных, оклеветать или подкупить его руководителей, ослабить массовыми арестами и расистским террором провалились. Бойкот в Монтгомери, в свою очередь, привел к широкому, охватившему весь Юг движению экономического бойкота против расовой сегрегации в сфере общественных услуг в целом. А в мае 1956 г. на массовом митинге в Нью-Йорке, созванном по инициативе НАСПЦН и Ф. Рэндолфа, было объявлено о начале общенациональной кампании против сегрегации. Подобный же митинг состоялся летом того же года в Сан-Франциско.
126 Подробнее о бойкоте см.: King M. L. Stride toward Freedom. The Montgomery Sto
ry. N. Y., 1958.
127 Уинстон Г. Стратегия борьбы черного населения. М., 1975, с. 257.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961 — 1963)
Уже во время первой кампании бойкотов дала о себе знать тенденция к объединению организаций и движений противников сегрегации Юга, Севера и Запада. Эту линию отстаивала созданная под руководством М. Л. Кинга в 1957 г. Южная конференция христианского руководства (ЮКХР). В 1957—1959 гг. М. Л. Кинг явился одним из инициаторов и организаторов других массовых выступлений борцов против расовой сегрегации. 17 мая 1957 г. состоялось «Паломничество свободы»; 26 октября 1958 г.— марш молодежи в поддержку десегрегации школьного образования (в этом марше приняли участие более 10 тыс. человек из штатов Восточного побережья и Среднего Запада США); 1 января 1959 г.— массовый (2 тыс. человек) поход в Ричмонд (штат Виргиния) с той же целью; 11 апреля 1959 г.—массовый (более 26 тыс. участников) поход молодежи на Вашингтон, поддержанный не только ведущими организациями интеграционистов (ЮКХР, НАСПЦН, НГЛ, Братство проводников спальных вагонов), но также Национальной ассоциацией студентов, насчитывавшей около 1,5 млн. членов, профсоюзами (рабочих транспорта, мебельной промышленности, портных женской одежды и др.) и церковными организациями. На этот раз участники похода требовали не только десегрегации учебных заведений, но и справедливого найма на работу, а также ликвидации безработицы среди черных. Это расширение программы борьбы отражало возраставшую роль рабочих (черных и белых) в движении за гражданские права.
В 1960—1961 гг. всю страну охватили массовые «сидячие демонстрации», участники которых требовали покончить с расовой сегрегацией в сфере услуг. Они были поддержаны отдельными профсоюзными и церковными организациями страны. Движение началось стихийно, но затем его возглавила новая массовая радикальная в то время организация — Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (СККНД) 128. Главную силу «сидячих демонстраций» составляли представители черного студенчества, демократической интеллигенции, служащих, рабочей молодежи. Только за первые шесть месяцев в этих выступлениях на Юге участвовало около 200 тыс. человек. Местные власти и расистские организации пытались подавить движение силой. Но оно прекратилось лишь после того, как на Юге фактически была десегрегирована значительная часть сферы услуг. «Сидячие демонстрации» положили начало широкому межрасовому движению против расовой сегрегации и привели к сближению ведущих организаций, выступавших под лозунгами расового равенства.
В 1961 г. в движении против расовой сегрегации на передний план выдвинулась другая форма борьбы: «рейсы свободы», основное руководство которыми взял на себя Конгресс расового равенства (КРР) при поддержке ЮКХР, СККНД и НАСПЦН. «Рейсы свободы» начались 4 мая 1961 г., когда группа черных и белых двинулась на автобусах из Вашингтона в Новый Орлеан через южные штаты Виргиния, Северная Каролина, Джорджия, Алабама. Участники рейсов добивались, чтобы черных обслуживали наравне с белыми в местных ресторанах, автовокзалах, станционных буфетах, на бензозаправочных станциях, в мотелях и т. Д. «Рейсы свободы» по плану КРР должны были закончиться 17 мая 1961 г. Но движение продолжало развиваться стихийно. Со временем его возг-
128 С 1969 г.— СКК.
лавили четыре организации: Южная конференция христианского руководства, Студенческий координационный комитет ненасильственных действий, Студенческое движение Нашвилла и Конгресс расового равенства 129.
Национальный комитет КП США обратился с открытым письмом к американскому народу, в котором говорилось: «Мы гордимся такими американскими традициями, как аболиционизм, профсоюзное и негритянское движения, которые внесли огромный вклад в борьбу за демократию... „Рейсы свободы" продолжают эти славные традиции» 130. Коммунисты активно и мужественно включились в движение, помогая ему правильно понять условия борьбы, ее непосредственные и долговременные цели. В ответ на «рейсы свободы» расисты решили подавить это движение силой. Главарь американской нацистской партии Рокуэлл направил на Юг «автобусы ненависти» для борьбы с участниками «рейсов свободы», многие из которых уже пострадали в жестоких схватках с куклуксклановцами и полицией. В этот ответственный момент в условиях нависшей опасности над силами демократии со стороны крайней реакции правительство Дж. Кеннеди заняло позицию невмешательства, а министр юстиции Р. Кеннеди призвал борцов против расизма воздержаться от дальнейших поездок до «охлаждения» накалившейся обстановки.
Убедившись в том, что федеральное правительство ограничивается лишь призывами к властям южных штатов соблюдать порядок, но не предпринимает никаких конкретных мер против расистских сил, черные борцы за свободу решили продолжать наступление на силы расизма и укреплять единство своих рядов. С этой целью в Атланте (штат Джорджия) 27 мая 1961 г. был создан Координационный комитет «рейсов свободы», в который вошли представители Южной конференции христианского руководства, Студенческого координационного комитета ненасильственных действий и Студенческого движения Нашвилла.
«Рейсы свободы», закончившиеся во второй половине августа 1961 г., явились силой, которая пробила значительную брешь в стене расизма на Юге. Крупным предпринимателям, которые понесли большой ущерб в результате этих «рейсов», а также организованных в их поддержку массовых демонстраций, пикетов и экономических бойкотов предприятий, практикующих расизм, пришлось пойти на некоторые уступки. Многие частные предприниматели вынуждены были отказаться от дискриминационной практики в отношении черных.
«Рейсы свободы» послужили запалом для воспламенения социальной активности черного населения, годами и десятилетиями подавляемого террором и запугиваниями. Чрезвычайной остроты достигла массовая борьба черных против расовой сегрегации в сфере услуг и против расистской практики найма на работу в Бирмингеме (штат Алабама) в апреле 1963 г. В ходе подавления демонстраций черных в Бирмингеме многие лидеры и активисты их движения были убиты, тюрьмы переполнены арестованными участниками борьбы за равноправие. В таких условиях в рядах черных борцов усилились настроения в пользу организации вооруженного сопротивления расистам. События могли вылиться в кровопролитное столкновение, в национальный кризис.
129 Lomax L. The Negro Revolt. N. Y., 1963, p. 137.
130 People's World, 1961, July 1.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961—1963)
Президент Кеннеди заявил, что события в Бирмингеме создали в стране «угрожающую ситуацию». 13 мая 1963 г. по приказу президента туда срочно были направлены 3 тыс. солдат регулярной армии 131. Немедленно против вмешательства правительства в события в Бирмингеме выступил губернатор Алабамы расист Уоллес. Он назвал президента «военным диктатором». Это означало, что в рядах американской буржуазии под влиянием усиливающегося движения черных обострилась борьба между либерально-реформистской и реакционно-консервативной группировками.
События в Бирмингеме повлекли за собой расширение и обострение борьбы против расизма во всей стране. В мае-июне 1963 г. массовыми демонстрациями и митингами солидарности с борцами Бирмингема были охвачены весь Юг, важнейшие промышленные районы Севера и отдельные штаты Запада. Многие лидеры черных, боясь оказаться изолированными от массового движения, а также учитывая изменения в настроениях и действиях его рядовых участников, вынуждены были действовать решительнее. Они заявили, что при дальнейшем бездействии местных властей и Белого дома по отношению к преступлениям расистов будет проведена широкая кампания массового неповиновения.
Под нажимом движения черных, а также учитывая реакцию протеста против расистского террора в США со стороны международной общественности, президент Кеннеди 19 июня 1963 г. (год 100-летия подписания Прокламации об освобождении черных рабов в США) внес в конгресс законопроект о гражданских правах. Он был направлен главным образом против дискриминации в системе школьного образования, в области избирательных прав и сфере обслуживания. Это выступление Кеннеди и сильная оппозиция в конгрессе по отношению к его биллю привели к дальнейшему усилению борьбы черных. Главным лозунгом движения стало требование принятия нового закона о гражданских правах. Началось общенациональное движение в поддержку этого законопроекта, против реакционного блока диксикратов и правых республиканцев в конгрессе. Лидеры афро-американцев предупредили конгресс о том, что они организуют массовый «поход на Вашингтон», «сидячую забастовку» в Капитолии и национальную кампанию гражданского неповиновения, если будет предпринята обструкция в отношении предложения президента. М. Л. Кинг заявил, что черные поднимутся на «национальный бунт», если конгресс не примет закон о гражданских правах.
Президент Кеннеди призвал черных борцов прекратить демонстрация на время, пока конгресс будет решать вопрос о новом законе. Однако движение за гражданские права нарастало по всей стране. К лету 1963 г. движением за гражданские права прямо или косвенно были охвачены уже около 50 млн. человек 132. В борьбе участвовали представители различных групп черного населения (рабочих, фермеров, служащих, интеллигенции, буржуазии, духовенства), а также массы белых американцев, и прежде всего значительная часть организованных рабочих, учащейся молодежи, интеллигенции, духовенства.
Широкий размах борьбы, охватившей почти все районы Соединенных Штатов (различные массовые выступления борцов за равноправие были
131 US News and World Report, 1963, May 20, p. 38; May 27, p. 41.
132 Political Affairs, 1963, Dec, p. 8.
зарегистрированы в 30 штатах), свидетельствовал о том, что движение за гражданские права приняло подлинно массовый характер133. Но организационно оно еще не было оформлено. Первостепенное значение поэтому приобрел вопрос о едином руководстве этим движением. Несмотря на проявленное стремление к единству действий, соединению финансовых ресурсов и сходство программ отдельных негритянских организаций в период «сидячих демонстраций» в 1960 г., «рейсов свободы» 1961 г., «бирмингемского кризиса» 1963 г., в отношении стратегии и тактики движения, его организационных принципов между их лидерами по-преж-нему не было согласия.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 479;