СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКОНВЕРСИИ 31 страница
Наиболее заметную роль в движении начинал играть Кинг и руководимая им Южная конференция христианского руководства. География деятельности этой организации расширилась: в конце 1960 г. был создан северный филиал ЮКХР, а в начале 1961 г. организована Западная конференция христианского руководства 134.
На развитие общественно-политических взглядов Кинга и эволюцию разрабатываемой им программы движения черных оказали влияние различные факторы: обострение и углубление кризиса расовых отношении в США по мере дальнейшего усиления общего кризиса капитализма, стихийное нарастание массового движения против ужесточения расового гнета и усиления капиталистической эксплуатации цветных американцев монополиями, расширение географии этого движения, переросшего ре-гионалъные рамки и превратившегося в общенациональное движение всего черного населения США, антидемократическая политика правящих кругов в национальном вопросе, сдвиги в экономике США, принципиально новое соотношение сил на международной арене.
Разнообразными и порой противоречивыми были идейные источники мировоззрения М. Л. Кинга. Он опирался на социально-философские п этические догматы христианского вероучения, а также на идеи американских буржуазных революций; на принципы ненасилия, выдвинутые американским писателем, философом и публицистом прошлого века Г. Д. То-ро и М. К. Ганди, общественным деятелем Индии; на труды и выступления крупнейших представителей демократической и радикальной мысли — афро-американцев Ф. Дугласа, Т. Фортьюна, У. Дюбуа, П. Робсона; на элементы антирасизма и антиколониализма в трудах и выступлениях черных националистов Букера Т. Вашингтона и Маркуса Г'арви; на толстовский принцип непротивления злу насилием; на отдельные положения научного социализма.
Одной из наиболее сильных сторон общественно-политических взглядов М. Л. Кинга являлась его критика «американской системы», идеологии, внутренней и внешней политики правящих кругов страны. Анализируя процесс имущественной поляризации и углубления социальных антагонизмов в стране, Кинг подчеркивал, что «весь социальный строй США трещит по швам», и заявлял, что «общество, порождающее нищих, нуждается в переустройстве» 135. Выступая в защиту прежде всего масс городской и сельской бедноты США, Кинг резко критиковал совершенно неудовлетворительное состояние системы социального обеспечения в стране. «Государство,—писал он,—которое из года в год тратит на военные
133 Political Affairs, 1963, Dec, p. 8; Freedormvays, 1904. vol. 4, N 3, p. 49.
134 Митрохин Л. Н. Негритянское движение в США: идеология и практика. М., 1974.
135 King M.L. Showdown for Nonviolence.—Look, 4968, Apr. 16, p. 23—25.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961—1963)
нужды больше денег, чем на программы социального благосостояния, приближается к духовной гибели» 136. Американцы, считал он, должны произвести радикальную переоценку ценностей и как можно скорее превратить общество, «ориентирующееся на вещи», в общество, «ориентирующееся на человека».
Разумеется, наиболее сильной стороной выступлений Кинга было обличение им расистских порядков, царящих в США. Правда, первоначально он недооценивал классовую природу расовых отношений в США. Подобная неверная установка приводила Кинга к ошибочному утверждению о вине всех белых американцев 137 за сохранение расистских порядков. Но по мере дальнейшего развития социальных конфликтов в США Мартин Лютер Кинг приблизился к осознанию классовой природы американского расизма.
Если в начале своей деятельности, которое совпало по времени с «холодной войной», Кинг в определенной мере отдавал дань антикоммунизму, то по мере своего роста как идеолога и руководителя массового движения за гражданские права он сумел преодолеть свои заблуждения. Незадолго до гибели М. Л. Кинг уже открыто отвергал пагубные принципы антикоммунизма, культивируемые наиболее реакционными силами США. Он писал: «Иррациональный антикоммунизм, которым мы одержимы, слишком часто заводил нас в трясину, и едва ли следует стараться сохранить его, как если бы это был один из видов научного мышления» 138.
Важной составной частью общественно-политических взглядов М. Л. Кинга, а также разрабатываемых им программ, стратегии и тактики освободительного движения черных являлся вопрос о внутренних и внешних союзниках афро-американцев. Стратегия Кинга ориентировалась прежде всего на боевой союз белых и цветных трудящихся (в отличие от стратегии лидеров НАСПЦН, НЛГ и Ф. Рэндолфа, стремившихся лишь к интеграции верхушек черного и белого населения страны). Кинг в новых исторических условиях развивал выдвинутую еще в прошлом веке основоположниками научного социализма, а также Ф. Дугласом концепцию народной коалиции в борьбе против расового угнетения и неравноправия. Стремясь максимально расширить лагерь белых союзников движения черных в США, Кинг заявлял, что приветствует помощь всех организаций, борющихся за гражданские права.
В подходе к проблеме внешних союзников движения черных Кинг выражал традиции демократического интеграционизма, ориентируя черных борцов в США на союз с передовыми силами на международной арене независимо от их расовой или национальной принадлежности. «Наше время,— писал Кинг,— эта революционное время. На всем земном шаре люди восстают против... эксплуатации и угнетения, и из чрева неустойчивого мира появляются новые системы, девиз которых — справедливость и равенство» 139. С полным основанием Кинг считал, что движение черных в США является составной частью всемирного процесса перемен, и в этом состоит источник его силы и долговечности140.
136 King М. L. A Time to Break Silence.— Freedomways, 1967, vol. 7, N 2, p. 114.
137 King M. L. Who Is Their God? — Nation, 1962, Oct. 13, p. 209—213.
138 Кинг М. Л. Есть у меня мечта... М., 1970, с. 164.
139 Freedomways, 1967, vol. 7, N 2.
140 King M. L. The Hammer of the Civil Rights.— Nation, 1964, Mar. 9, с 230-234.
Большое значение Кинг придавал укреплению уз солидарности негритянского движения в США с национально-освободительными движениями в Африке, Азии и Латинской Америке. Он утверждал, что афро-американцы должны быть «непримиримыми, пока их братья... в Азии, Африке и Латинской Америке не перестанут быть жертвами империалистической эксплуатации» 141.
МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ |
Председатель КП США Г. Уин-стон писал, что, хотя Кинг не был марксистом, тем не менее он постепенно приближался к такой стратегии, которая в основных чертах совпадала с марксистско-ленинской концепцией антимонополистической борьбы, подразумевающей совместное участие черных и белых рабочих, пуэрториканцев, чиканос (сельскохозяйственных рабочих мексиканского происхождения) в борьбе против войны, бедности, расового и национального гнета и унижений. В то же время Уинстон отмечал, что взгляды Кинга не совпадали с марксистским пониманием роли рабочего класса не только как главной социальной силы, но и как руководящей силы антимонополистической борьбы, хотя Кинг постепенно подходил к такому пониманию 142.
Рост влияния новых организаций афро-американских борцов за свободу (ЮКХР, СККНД и КРР) привел к кризису старых (НАСПЦН и НГЛ): расколу в руководстве, вынужденному отказу их лидеров от традиционных, только легалистских методов. Борьба внутри НАСПЦН и НГЛ между сторонниками и противниками тактики прямых ненасильственных действий в конечном итоге завершилась победой сторонников М. Л. Кинга. Она была одержана на 54-м ежегодном съезде НАСПЦН в начале июля 1963 г. в Чикаго. Съезд принял резолюцию о расширении прямых действий в форме массовых демонстраций, походов протеста, митингов и т. п. Это решение организационно подкреплялось предоставлением национальному руководству ассоциации полномочий не только корректировать действия местных руководителей, но и отстранять их от руководства, если они тормозили или недостаточно активно поддерживали прямые действия. На съезде также было принято решение о создании специальных молодежных групп, которые должны были направляться в Центр массовой борьбы для организации демонстраций и руководства экономическими бойкотами предприятий, практикующих расовую дискриминацию.
И в Национальной городской лиге к этому времени также одержала верх линия Кинга143. После победы сторонников Кинга в НАСПЦН и
141 Кинг М. Л. Указ. соч., с. 165.
142 Уинстон Г. Стратегия борьбы черного населения, с. 222, 259.
143 Lomax L. Op. cit.. v. 116.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961 — 1963)
НГЛ созрели условия для совместного выступления всех влиятельных организаций борцов за расовую интеграцию. Их представители встретились 2 июля 1963 г. в Нью-Иорке и достигли первого важного соглашения о координации действий в борьбе за закон о гражданских правах. Было, в частности, принято решение учредить общий фонд в 1,5 млн. долл., чтобы финансировать демонстрации за гражданские права, и составлен план проведения массового «похода на Вашингтон» 28 августа 1963 г. Черные лидеры встретились также с представителями более 100 «белых» организаций, поддерживавших законопроект о гражданских правах 144
Так возникло объединение организаций, получившее название «Большая шестерка». В него вошлн шесть организаций: ЮКХР, КРР, СККНД, Американский совет негров-рабочих (АСНР), НАСПЦН и НГЛ. Ближайшей задачей этого объединенного руководства стала подготовка массового «похода на Вашингтон» с; целью потребовать от американского конгресса немедленного принятия нового закона о гражданских правах. Конкретная программа «похода на Вашингтон» была разработана при участии руководителя АСНР Ф. Рэндолфа, Г. Ван Арсдейла (президент нью-йоркского совета профсоюзов АФТ—КПП), Б. Растина, главы Подготовительного комитета по организации «похода на Вашингтон», и некоторых других общественных деятелей, как черных, так и белых. Президент Кеннеди принял лидеров предстоящего похода. Они изло- жили ему выработанную ими программу, в которой значительное место отводилось требованиям, касавшимся интересов рабочего класса США в целом и особенно черных рабочих: широкая федеральная программа по обучению и трудоустройству безработных, повышение минимума заработной платы, распространение закона о почасовой заработной плате на миллионы не охваченных его действием рабочих, федеральный закон о справедливом найме на работу, запрещавший расовую дискриминацию в сфере трудоустройства; изъятие федеральных фондов из всех программ и мероприятий, допускающих расовую сегрегацию и дискриминацию; сокращение мест в конгрессе США для тех районов, где граждане лишены избирательных прав; нормализация жилищных условий, десегрегация сферы услуг и школьной системы 145.
28 августа 1963 г. более четверти миллиона американцев — черных и белых — вышли в поход. С 6 часов утра каждые 10 минут к перрону вашингтонского вокзала с разных концов страны подходили «поезда свободы». Тысячи пассажиров строились в колонны и направлялись к главному сборному пункту — памятнику первому президенту страны Джорджу Вашингтону. В центр города устремились и десятки тысяч афро-американцев, живущих в Вашингтоне. Значительная часть правительственных учреждений, банков, магазинов и деловых контор была закрыта. Вокзал, автостоянки патрулировались усиленными отрядами полиции, национальной гвардии, регулярных войск. Неподалеку от центра города стояли два армейских полка.
С утра у министерства юстиции появились пикеты. Плакаты пикетчиков гласили: «Прекратите убийства и издевательства над неграми в южных штатах!», «Министерство юстиции защищает только белых».
144 US News and World Report, 1963, July 15, p. 19.
145 AFL—CIO News, 1963, July, 31.
K2 часам дня зеленое поле перед монументом Вашингтону было до от-каза заполнено людьми. Собралось более 200 тыс. человек. Они организованно двинулись к памятнику президенту Линкольну. Там начался массовый митинг. Среди выступавших был и Мартин Лютер Кинг. На всю страну прозвучала тогда его знаменитая программная речь «Есть у меня
мечта...».
Несмотря на отказ официального руководства АФТ—КПП участвовать в этом походе, значительная часть белых рабочих (более 50 тыс.) и профлидеров, в том числе и У. Рейтер, приняли в нем активное участие. Это были автомобилестроители, сталелитейщики, электрики, швейники, рабочие мясной промышленности, транспорта, торговли. Плакаты, которые несли организованные рабочие 28 августа 1963 г., отражали общие цели черных и белых трудящихся: «Работы!», «Сократить рабочий день!», «Повысить минимум заработной платы!». Одним из главных требований участников похода было расовое равноправие в трудоустройстве и ликвидация безработицы: 40% черных и 28% белых демонстрантов считали это первостепенной задачей146. Участники похода требовали также немедленного утверждения закона о гражданских правах.
Но еще почти год пришлось афро-американцам и их белым союзникам бороться за этот закон, который вступил в силу лишь 22 июля 1964 г. В нем частично нашли отражение основные социальные, политические и экономические требования борцов за гражданские права. Но запрещение расовой сегрегации предусматривалось лишь в сфере услуг и в школьной системе. К тому же закон носил преимущественно декларативный характер. Самое же главное состояло в том, что даже в урезанном (после длительных дебатов в конгрессе) виде этот закон, как и предыдущие акты по гражданским правам, остался на бумаге. Именно это и вызвало резкое обострение расовых отношений, усиление радикальных течений в освободительном движении черных (а вместе с ними и левацких тенденций) и распространение такой формы социального протеста, как расовые бунты и индивидуальный террор.
С учетом изменившейся ситуации как в стране в целом, так и в самом освободительном движении черных, вступившем (по мере расширения его социальной базы и усиления в нем роли рабочих) в новую фазу развития и выдвинувшем на первый план социально-экономические проблемы, решение которых требует изменений коренных устоев существующего строя, в качестве альтернативы левацкому экстремизму Кинг и его соратники выдвинули два новых направления движения: во-первых, борьбу за ликвидацию системы черных гетто и, во-вторых, сближение движения черных с массовым рабочим и общедемократическим движениями. Штаб-квартира ЮКХР была перенесена с Юга на Север, в Чикаго — «северный центр расовой сегрегации», по определению Кинга.
Изменение географического центра возглавляемого Кингом движения было обусловлено сдвигом в его социальной базе, в которой основную роль стала играть беднота крупнейших городов США и особенно Севера при отливе попутчиков (либеральной буржуазии, студенчества, буржуаз-ной интеллигенции, верхушки организованных рабочих) из движения. Изменение географического центра этого движения было связано и с Установкой Кинга на сближение борьбы черных с массовым рабочим дви-
146 Congressional Record, vol. 109, pt 5, p. 5903.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961-1963)
жением страны, более организованным и сильным на Севере, чем на Юге.
По предложению Кинга в Чикаго в 1966 г. состоялась встреча 168 местных негритянских, профсоюзных, церковных и других организаций, которая утвердила программу борьбы за ликвидацию черных гетто. Важно, что Кингу удалось при этом заручиться поддержкой (в том числе и финансовой) со стороны некоторых профсоюзов. Движение за ликвидацию трущоб охватило не только Чикаго, но и Вашингтон, Балтимор и многие другие города страны. Основными формами этой борьбы были бойкоты школ и предприятий, находившихся вне трущоб и практиковавших расовую сегрегацию в отношении черных, массовые митинги, уличные демонстрации, «марши протеста» и т. п. Ставилась задача покончить с расовой сегрегацией и в жилищном вопросе.
Кроме борьбы против расовой сегрегации, важнейшее место в движении под руководством Кинга занимала борьба против политической изоляции черного населения США. Она велась главным образом на Юге и носила широкий характер. Наиболее активную роль в ней играли массы студенчества, а также интеллигенция и отдельные представители либеральной буржуазии.
Еще в ноябре 1957 г. в Атланте (штат Джорджия) на конференции южных борцов за равноправие, возглавленной М. Л. Кингом и Р. Уил-кинсом, был выработан план конкретных действий в борьбе за претворение в жизнь закона 1957 г. об избирательных правах. Кинг предложил лидерам НАСПЦН кооперироваться с Южной конференцией христианского руководства в борьбе за регистрацию черных избирателей. С этой целью НАСПЦН и ЮКХР создали Ассоциацию по координации действий при регистрации и голосовании 147. В 1960 г. был принят новый закон по гражданским правам, уделивший главное внимание вопросу об избирательных правах афро-американцев.
В связи с тщетными попытками афро-американцев добиться осуществления этого закона, а также в связи с предстоящими в 1962 г. выборами в конгресс борьба черных за избирательные права в 1961 г. усилилась, а в 1962 г. предоставление гарантированных избирательных прав стало главным политическим требованием движения черных на Юге. Наиболее массовые и влиятельные организации (в том числе и ЮКХР) создали Южный региональный совет во главе с Дж. М. Дэббсом, членом Союза южных церквей. Главной задачей совета явилось проведение регистрационной кампании среди черного населения южных штатов. Борцы за избирательные права стремились довести к выборам 1964 г. число черных избирателей до 2 млн.148
Одним из крупных событий борьбы за избирательные права черных, в которой лидирующую роль играл Кинг, явился массовый поход из Селмы в Монтгомери, состоявшийся в феврале-марте 1965 г. В нем участвовали несколько тысяч представителей разных социальных слоев черного и белого населения. В походе приняли участие 40% черного населения Селмы149. Главной целью этого движения было обеспечение на
147 Crisis, 1958, N 1, р. 6.
148 Уинсгон Г. Негры США: опыт борьбы и его уроки.— Мировая экономика и меж-
дунар. отношения, 1963, № 9, с. 65.
149 King И. L. Where Do We Go from Here: Chaos or Community? N. Y., 1967.
Юге, в частности в штате Алабама, возможностей беспрепятственной регистрации черных избирателей и их участия в выборах. Против масс безоружных участников похода местные власти Алабамы направили конную полицию. Тысячи афро-американцев (в том числе и М. Л. Кинг) были арестованы и брошены в тюрьму. В стране состоялись многотысячные демонстрации и митинги в знак солидарности с участниками похода. Правительство в таких условиях вынуждено было передать национальную гвардию Алабамы в распоряжение министра обороны США и послать федеральных чиновников для обеспечения регистрации черных
избирателей.
Логика борьбы черных, развивавшейся параллельно с другими формами демократического движения масс в США в 60-х годах, неизбежно должна была привести и в определенной мере действительно привела Кинга к выводу, во-первых, о необходимости дополнить борьбу против расовой сегрегации и политической изоляции цветных массовым движением против экономического бесправия и сверхэксплуатации и, во-вторых, о необходимости боевого объединения негритянского и рабочего движений в борьбе за социальный прогресс страпы. Важным шагом в этом направлении стала проходившая 17—18 февраля 1961 г. конференция 700 профсоюзных лидеров, в которой участвовали представители Южной конференции христианского руководства, НАСПЦН, Национальной городской лиги, женских и церковных организаций. Эта конференция приняла программу борьбы против расовых предубеждений и дискриминации при найме на работу (включая правительственные учреждения) и приеме в профсоюзы. Обсуждался также вопрос о возросшей безработице среди
негров 13°.
Большое значение Кинг придавал идее организации весной и летом 1968 г. массового похода цветных и белых бедняков на Вашингтон. Согласно плану Кинга в столицу США предполагалось направить по 200 бедняков из 10 городов и 5 сельских округов страны. Участники похода должны были потребовать от федеральных властей положить конец безработице и нищете среди черных и принять билль об экономических правах граждан. Этот законопроект, разработанный Кингом и его ближайшими помощниками, был нацелен на то, чтобы гарантировать работу всем, кто хочет и может работать, и пособия тем, кто не в состоянии трудиться (детям, старикам и больным). Для реализации билля Кинг предлагал выделить значительные средства за счет сокращения военных расходов.
Важной составной частью стратегии и тактики Кинга и его сторонников во второй половине 60-х годов становилась ориентация на боевой союз негритянского и антивоенного движений в стране. Кинг понимал, что их сближение усилило бы оба движения, а при объединении с организованными рабочими явилось бы основой народной антимонополистической коалиции, направленной против реакционной внутренней и агрессивной внешней политики монополистического капитала США. С самого начала энергично выступая против войны США во Вьетнаме, Кинг подчеркивал, что она является несправедливой, незаконной и аморальной с американской стороны, а со стороны вьетнамского народа — освободительной, справедливой.
150 Daily Worker, 1961, Apr. 30.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЯ
«НОВЫЕ РУБЕЖИ» (1961-1963)
Поддержка, которую Кинг оказал движению за прекращение агрессивной войны США во Вьетнаме, вызвала взрыв ярости у его врагов. Сам Кинг однажды сказал, что «хотя вопрос о том, кто убил президента Кеннеди, важен, еще более важен вопрос, что убило его». Он не мог знать, что такие же слова будут произнесены и в связи с его гибелью. 4 апреля 1968 г. в Мемфисе Кинг был сражен пулей убийцы.
5. ЗАРОЖДЕНИЕ ЛЕВОРАДИКАЛЬНОГО ПРОТЕСТА МОЛОДЕЖИ
Бурное десятилетие 60-х годов было ознаменовано подъемом массового движения американской молодежи. Феномен так называемого «студенческого бунта» во многом определил своеобразие социально-политического и в еще большей степени — культурно-идеологического климата Соединенных Штатов 60-х годов.
Протест против расового неравенства и агрессивной войны в Индокитае вызвал к жизни широкое демократическое движение и привел впервые после 30-х годов к серьезной политической поляризации в стране, в которой студенчество наряду с негритянским населением выступило как наиболее массовая оппозиционная системе государственно-монополистического капитализма сила. Отсутствие массовых политических организаций рабочего класса обусловило особую роль и влияние молодежного движения в США по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, также охваченными протестом молодых. В США политические выступления молодежи начались в первой половине 60-х годов и достигли апогея к 1970 г., тогда как в Западной Европе они приходятся на самый конец десятилетия.
Молодежный протест 60-х годов, в котором преобладал леворадикальный политический активизм, отразил обострение общего кризиса капитализма не только в социально-политической области, но и в сфере общественного сознания и культуры. Он был направлен против современной буржуазной цивилизации в целом — ее экономики и политики, образа жизни и этики, религии, идеологии, искусства.
В социальном отношении бунт молодежи 60-х годов представлял собой реакцию на острейшие противоречия между новыми процессами, порожденными научно-технической революцией, и общественной системой капитализма в ее совокупности — от отношений собственности и власти до всей сферы духовной культуры. Отсюда характерная особенность леворадикального молодежного движения 60-х годов — органическое переплетение социально-политических и культурных аспектов. Эта особенность проявилась наиболее отчетливо в главной стране капиталистического мира— Соединенных Штатах. На протяжении всей истории движения 60-х годов молодые американцы связывали свои самые острые политические выступления с протестом против «системы деперсонализации, превращающей молодежь в толпу роботов», и противопоставляли свои этические установки официальной морали.
Противоречия, вызванные к жизни НТР в условиях государственно-монополистического капитализма, драматически переживались в тот период интеллигенцией, социальная роль которой существенно изменилась: к началу 60-х годов она стала важной производительной силой и
из узкой привилегированной прослойки капиталистического общества превратилась в массовый слой наемных тружеников. Утратившая преж-нюю относительную свободу, интеллигенция особенно остро реагировала на рост авторитарно-бюрократических тенденций государственно-монополистического капитализма, направленных на жесткую регламентацию и подавление личности. Это создало предпосылки для развития антимонополистических настроений в ее среде.
На практике подобные настроения ярче всего проявляла молодая интеллигенция, и в первую очередь студенчество. Помимо чисто возрастной психологической особенности, активизм студенчества 60-х годов также обусловливался изменением его социальной роли (аналогичным тому, которое претерпела интеллигенция) в результате расширения высшего образования в середине XX в., получившего название «бума высшего образования», и превращения высших учебных заведений из обеспечивавших привилегированный статус учреждений в фабрики по массовому изготовлению специалистов. Однако недовольство студентов было вызвано не столько их неудовлетворенностью своим положением в настоящем, сколько неприятием открывавшихся перед ними перспектив будущего151. Это обстоятельство было связано с присущим студенческому протесту 60-х годов подчинением специфических студенческих проблем критике системы современного монополистического капитализма в целом152.
Студенческое движение 60-х годов остро поставило насущные проблемы всего американского общества, такие, как отчуждение личности при капитализме и бездуховность буржуазной «этики потребления», бедность и расовое неравенство, задачи демократизации общественной жизни и выработки моральных критериев внешней политики. Весь этот сложный комплекс духовных, политических и социально-экономических проблем, объединяемых понятием «качество жизни», в 60-х годах становится в США в центре общественного внимания в значительной мере благодаря движению молодежного протеста.
Взрыв леворадикального политического протеста молодых (антира-систские и антивоенные демонстрации, политические марши, «сидячие», забастовки в университетских зданиях, создание леворадикальных политических организаций и группировок) оказался неожиданным для большинства американских исследователей и наблюдателей. Казалось, ничто в поведении «молчаливого поколения» 50-х годов не предвещало его бурной политической активности, свидетелями которой стали 60-е годы153. Лишь со временем стало очевидно, что этот протест постепенно вызревал в недрах массовой психологии и был подготовлен, говоря словами В. И. Ленина, «глубокими изменениями... во всем психическом укладе» 154 молодого поколения 60-х годов. Суть этих изменений состояла в
151 Подробнее о социальной природе американского студенческого движения см.: Новинская М. И. Студенчество США: Социально-психологический очерк. М., 1977.
152 В период наивысшего подъема движения в конце 60-х годов более 80% студенческих выступлений были связаны с общими идейно-политическими ж мировоззренческими проблемами. См.: Students Protest. The Annals of the Academy of Political and Social Science, 1971, p. 41.
153 Более того, ведущие американские специалисты по проблемам молодежи пыта
лись теоретически обосновать свои предсказания неизбежности дальнейшего роста
конформизма в массовом сознании. См., например: Eisenstadt S. N. From Genera
tion to Generation Age Groups and Social Structure. Glencoe; London, 1956; Change
and Challenge/Ed, by E. Erikson. N. Y., 1963, a. o.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 581;