Культура высоких цивилизаций Древности

Леви-Строс различал «холодные» и «горячие» общества, определяя первые как такие, которые стремятся «с помощью специально создаваемых институтов автоматически уничтожить влияние, которые могли бы иметь исторические факторы на их равновесие и устойчивость. «Горячие общества» характеризуются «жадной потребностью в изменении» Для Леви-Строса различение «холодных» и «горячих» общества совпадает с разделением первобытного и цивилизованного. Однако существуют и цивилизованные общества, обладающие государственностью и письменностью, которые являются холодными. Примером является древний Египет. Высокие культуры Древности в отличие от предшествующих и одновременно сосуществующих с ними локальных племенных и межплеменных объединений представляли собой большие сообщества людей. Письменность и наличие города как центра культуры являются в первичных цивилизациях, таких как Месопотамия и Египет атрибутивными признаками цивилизаций. При этом характер письменности выражал специфику каждой из культур, а особенности монументальной храмовой архитектуры отражали присущую представителям каждой из культур картину мира. Первая цивилизация в истории человечества зародилась в двуречье Тигра и Евфрата.

2.1. Образ мира и идеал человека в культуре Месопотамии

Месопотамия - «земля между двух рек» с конца IV тыс. до н.э. стала местом возникновения первой цивилизации на Земле. На начальном этапе своего развития шумерская цивилизация была культурно-историческим единством автономных городов-государств Ура, Урука, Лагаша, Киша, Ларсы, Ниппура, которые вели между собой постоянную борьбу за гегемонию. О высоком развитии цивилизации Месопотамии свидетельствует наличие достаточно гуманной по тем временам законодательной системы, широкое распространение грамотности, достижения в области медицины, астрономии, математики.

Понятие «вселенная» в Шумере не существовало, для обозначения космоса шумеры использовали обозначение анки («Небо-земля»). В шумерской мифологии Абзу – имя первородного Океана, который вечно существовал. Прародителями всех богов были Абзу и Тиамат. Бог Энки – воплощение высшей мудрости побеждает все заполнивший хаос Абзу и заточает его под землю, после чего подземный мировой океан становится местопребыванием Энки. Воды Мирового Океана хранят имена всех вещей – Ме. Ими и повелевает Энки. Считалось, что до возникновения мира Небо и Земля были единым телом, из которого появились все сферы мира. Для шумеров было свойственно олицетворение сверхъестественных сил. Написание слова «Бог» передавалось знаком, обозначающим одновременно небо и властителя сверхъестественных сил. После отделения Неба от Земли начинается наделение божественного космоса атрибутами мирового порядка. Среди этих принципов:

МЕ – потенции, идеальные модели вещей;

НАМ – материальные формы и проявления МЕ в пространстве и времени;

ГАРЗА – ритуал;

ГИШ-ХУР – божественный проект, созданный на основе МА вещи и предопределяющий ее НАМ.

БИЛЛУДА – порядок, установленный богом на его территории, включая храмовые ритуалы и жертвоприношения.

Мир в течение года описывает круг и в конце года «возвращается на свое место», что означает разрыв всех прежних связей: прощение должников, освобождение преступников, издание новых царских указов, нередко введение нового летоисчисления.

Циклическое развитие мира связано с развитием человеческих сообществ на основе принципов справедливости (ки-си-са) и порядка (биллуда). Главными божествами шумерского пантеона были Ан (Небо), являвшийся воплощением мужского начала и Ки (Земля), возникшие из первозданного океана, породившего космическую гору. От союза этих богов родился Энлиль - бог воздуха, разделивший Небо и Землю. С седьмого неба Ан спустил в обитаемый мир сущность (ли) всех форм человеческой культуры, куда входят важнейшие действия людей, атрибуты царской власти, черты характера и эмоции. Каждый бог и человек должен соответствовать своей сущности и тогда имеет возможность получить хорошую судьбу. Судьба дается человеку на основании его имени и совершенных поступков.

Боги и храмы обладали «божественными правилами» («ли»), которые могут приобретать материальную оболочку. Ли – это мудрость, правосудие, героизм, но также вражда, разрушение городов, усталость, раздоры[83]. Каждый человек имел бога-покровителя, который определял его судьбу («нам-тар»).

Шумерам были известны две версии происхождения человека. Согласно первой человека создал из глины бог Энки, согласно второй люди как трава «проросли» через землю. Человек, по мнению шумеров, рождается для того, чтобы служить богам. В состав имени человека входило имя божества, охранявшего его здоровье и жизнь. Жизненный путь человек включал ряд этапов, которым были предписаны определенные нормы поведения: ребенок должен был почитать своих родителей. Юноша должен пройти обряд инициации, уйти из семьи и стать воином. Взрослый человек – то, кто овладел мастерством. Создал и может содержать семью. Старец – человек, который сохраняет традиции. Шумерский рай не предназначался для людей, это было место обитания бессмертных богов. Страну умерших называли Кур, это не ад, поскольку после смерти туда попадали как хорошие, так и плохие люди. Таким образом, у шумеров отсутствовали представления о загробном воздаянии.

2.2. Месопотамский город

Начало своей культуры шумеры связывали с созданием городов. Согласно легенде, город Эриду – первое, что было создано после отделения света от тьмы и возникновения земли из первозданного хаоса. Эриду был для шумеров центром мира, его создатель бог Энки – властитель Мирового Океана и Земли, плавающей на поверхности, наделил Эриду скрижалями МЕ, содержащими имена всех сущностей мира, знание которых давало власть над миром.

Типично шумерский город состоял из трех частей. Прежде всего это была окруженная стеной территория, на которой находился храм или храмы, дворец с резиденциями придворных и жилища горожан. Шумерский город в центре на искусственных платформах возвышался храм бога-покровителя. Большинство городских строений представляло собой дома из высушенного на солнце кирпича-сырца. В шумерском городе были двухэтажные, а позднее и трехэтажные дома, узкие (3-6 мм.) улицы не мостились Центр управления городом находился у «ворот», где происходили собрания горожан или собрания жителей данного квартала. Вторую часть города составлял пригород, по-шумерски «внешний город», где находились дома, пастбища, поля и сады. Третья часть города – пристань (кару) была центром коммерческой деятельности, связанной с внешней торговлей. В кару жили чужеземные торговцы. У этого района был собственный юридический статус. Некоторые древние и важные города Месопотамии пользовались привилегиями и имели особый юридический статус. Привилегии жителей этих городов находились под защитой божества. С III тыс. до н.э. особенностью всех ближневосточных городов стали укрепления. Стены городов определяли характер городской архитектуры. Высота, длина и расположение стен свидетельствовали о значении и могуществе города, монументальность ворот была связана с тем. Что возле них находился «гражданский центр».

В Месопотамии центру города не придавалось большого значения. Никакого городского центра, образованного дворцом или храмом, рыночной площади в Месопотамии не было. Главное святилище с храмовой башней, дворами, зернохранилищами было окружено стеной и находилось на расстоянии от дворца и от главной стены. Присутствие божества в храме ощущалось сильно, что святилища оставалось на одном месте, Стена окружала храм и дворец образовывали внутренний город. Города на равнине и новые города с одно- и двухэтажными домами без окон, под плоскими крышами, с храмовыми башнями, верх которых покрывались голубой глазурью отличались от городов предгорных и горных районов, размещавшихся на вершинах холмов, были окружены сложными оборонительными сооружениями, стоявшими на высоких фундаментах. Освященное пространство города было местом встречи с божеством.

Ассирийские владыки возводили цитадель в каждом новом городе, отделяя дворец и храм не только стеной, но также поднимая уровень земли, на котором возводилась крепость.

Одной из важнейших идей у шумеров была идея Оси Мира, которая соединяла небо с землей. Точка, в которую упиралась эта ось была местом воздвижения жилища Бога – храма. «Дом твой высокий, основанный в Абзу, - причальный кол Небес и Земли!», - говорится в космогоническом мифе «Энки и устройство мира». Шумерский храм располагал углами в соответствии с розой ветров. Постройка храма уподоблялась акту творения. Закладка храма происходила в день праздника бога Неба Анна, в первый день нового года. Церемония начиналась перед заходом солнца. Для храма определялось положение звезды, оказывающее наиболее сильное влияние в данной местности, которая и становилась звездой главного храмового бога («бог» в шумерской клинописи обозначался знаком «звезда»)[84]. Храм располагался на высокой платформе- символе Мировой горы. Вход в храм располагался на длинной стене, расположенной под углом к алтарю. Зиккурат – «столб неба» был образом лестницы и самого подъема. Идея пути обыгрывалась сложной системой лестничных маршей и проходов.

В месопотамской храмовой архитектуре отсутствует пространство, которое отделяло бы святилище от стен храмового участка, храм никогда не располагался в его центре. В пределах городских стен проходила «священная дорога». Ее строили для шествия, совершаемого в Новый год от главного храма города к святилищу за пределами города.

2.3. Образ мира и человека в Древнем Египте

Обычное наименование, которое древние египтяне использовали для обозначения своей страны – «Союз двух земель», то есть Верхний и Нижний Египет. Нил, текущий с юга на север, делил Египет на две части – страну живых (Та-Кемет) на восточном берегу и страну мертвых (Та Дешрет) на западе, где возводились комплексы заупокойных храмов. Миф о Горе Сете рисует образ мира, состоящий из двух частей. Гор воплощает цивилизацию, Сет – дикость, Гор – право, Сет – насилие, Гор – порядок, Сет- смуту. Чтобы мир не погиб, порядок должен сохранять господство над хаосом, культура – над дикостью, право – над насилием. Египетский фараон имел два титула – царь Верхнего и царь Нижнего Египта, его две короны символизировали власть над обеими частями страны, каждая была связана со своей богиней и своим городом, столицей мифических государств-предшественников. По сторонам царского трона находились изображения Гора и Сета. Гор и Сет воплощали соответственно Верхний и Нижний Египет. На первом месте в религии Египта стоял культ солнца, в древности его олицетворял бог Ра, позднее, после возвышения новой столицы Египта Фив, его ипостась слилась с культом Амона. С культом солнца слилась сакральная фигура фараона, титулатура которого включала такие формулы, как « «сын солнца и плоти его», «владыка сияния».

В Древнем Египте существовал особый институт «послушных призыву». Ушедший на Запад оставлял среди живых людей «послушных его призыву», среди которых могли быть родственники, друзья, обязанные отправлять его заупокойный культ. И после объединения Египта сохраняли влияния местные культы. Каждый бог имел свой религиозный центр, где они почитался. .

В отличие от Месопотамии письмо развивалось в Египте не в контексте экономики, а в контексте политической организации и представительства. Первые памятники письменности представляли собой политические манифесты на службе всепроникающего государства. Иероглифическое письмо оставалось жанром изобразительного искусства и именовалось «письмо божественных слов» и использовалось только для записей, высеченных из камня. В Египте развивалось две системы письма: иероглифическое письмо надписей и курсивное письмо рукописей. Только последние было письмом в обычном смысле слова, ему обучались египетские школьники. Эпиграфическое письмо было жанром изобразительного искусства, ему обучались только те, кто собирался посвятить себя профессии «изготовителя образцов», оно было подчинено строгому канону. Письменность - жанр искусства, изобразительность отличала египетское письмо на всем протяжении истории Египетской цивилизации. Поскольку знаки оставались изображениями, набор знаков был открыт. Таким образом, египетское письмо отсылало и к языку и к миру, его элементы одновременно являются и знаками и которые относятся к языковой сфере, и изображениями, воспроизводящими формы мира. Иероглифическое письмо охватывает все, что поддается изображению, представляя собой энциклопедический словарь или мир в картинках. Оно священно. Поскольку изображения – это мысли бога, которые Тот – изобретатель письма сделал изобразительными и изобразимыми. Особенность египетской культуры египтолог Ян Ассман усматривает в том, что, несмотря на развитую письменную традицию, в Египте не была подведена черта под корпусом текстов, которые затем подверглись комментированию.

Культура Египту приняла форму не книги, а храма, запечатлев в нем свои базисные основания. Храм – это перевод в трехмерное пространство монументальной формы книги. Изобретателем каменной архитектуры в Египте считался Имхотеп, визирь и мудрец 3-й династии, строитель ступенчатой пирамиды фараона Джосера Египетский храм поздней эпохи охватывает весь мир. Основание храма представляло пра-воды, его колонны – вырастающую из них растительность, его крыша – небо. Фризы с несущими дары и «богами Нила» воплощают отдельные области Египта. Изображение космоса включают не только пространственные, но и временные характеристики мира. Храм символикой своих архитектурных форм воплощает всплывающие из первоначальных вод «пра-холм», а также ежедневно повторяющийся цикл солнечного движения, представляющего пульсацию жизни вечного и божественного космоса. Храм предписывает соблюдение множества предписаний, отличных для каждого храма. Так, в храме Озириса было запрещено повышать голос. Определенные тексты записаны на боковой двери, через которую входят в храм жрецы по утрам и перед главным входом в храм. Все эти тексты означают определенные правила, которые Ассман назвал «жреческим образом жизни».

Особым периодом в развитии египетской культуры был период, который условно именуют Амарнским. Это было время правления фараона Эхнатона, который покинув столицу Фивы, повел борьбу с жречеством и основал близ местечка Эль-Амарна свою новую столицу Ахетатон («горизонт Атона»). Необычной стиля Амарны заключается в том, что до этого времени египетское искусство никогда не передавало «интимные» темы жизни фараона и его семьи. Воплощением стиля Амарны стали портреты жены фараона Эхнатона Нефертити, в чью титулатуру входили такие формулы, как «та, слыша голос коей, ликуют», «Жена царева великая, возлюбленная его». Открывший 6 декабря 1912 год ныне всемирно известный бюст Нефертити Л. Борхардт написал в своем дневнике: «Описывать бесцельно - смотреть!».

 

Литература к разделу:

Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. - М.: Вече, 2000.

Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб, 2001

Оппенхейм А. Лео Древняя Месопотамия (Портрет погибшей цивилизации). / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. - М.: «Наука», 1980.

Задания к разделу:

1. Почему цивилизации Древней Месопотамии и Египта называют гидравлическими?

2. В чем состояла специфика городов Месопотамии и как их структура связан с общественным устройством?

3. Какова связь заупокойного культа в культуре Древнего Египта и храмового зодчества?

4. Религии Древнего Египта и Месопотамии М. Вебер именовал магическими. Почему?

 

 


VII. Прохождение локальных цивилизаций через «осевое время»








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 832;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.