Содержательный анализ понятия «цивилизация».
Термин «цивилизация» появляется в эпоху Просвещения не случайно. Ряд разновременных предпосылок вызвали необходимость его появления. Среди них, во-первых революционное по отношению к языческому мировосприятию понимание времени как линейного и необратимого, возникшее в период христианизации Европы. Христианство внесло в понимание истории динамизм, идею неповторимости событий. Н. Бердяев писал, что для «христианского сознания в центре мирового процесса и исторического процесса стоит некий факт, совершающийся однократно, единичный, неповторяемый, единственный, ни с чем не сравнимый, ни на что не похожий, однажды бывший и не могущий повториться, факт исторический и вместе с тем метафизический, т.е. раскрывающий глубины жизни, - факт явления Христа». История в христианстве предстает как единый мировой процесс. Но в христианском мировидении время клонится к упадку. Нравы падают, люди мельчают. Августин выделили в мировой истории семь этапов, считая, что он и его современники станут свидетелями окончания истории и Страшного Суда.
Вторая предпосылка появления термина «цивилизация» приходится на XVII век, когда под влиянием научной революции изменения стали заметными для людей на протяжении их жизни. В это же время Декарт предлагает свою систему координат. Прогресс теперь выразим с помощью разомкнутой кривой, уходящей в бесконечность. Критериями прогресса просветители считали прирост знаний и умений, который может быть выражен в виде кривой, уходящей в бесконечность. Остается только выделить на оси прогресса определенные этапы, характерные для всех народов. Впервые это делает шотландский философ Фергюссон, который называет эти периоды большой длительности дикостью, варварством и цивилизацией. А. Фергюсон связывал высокую цивилизацию с идеалом гражданского ("коммерческого") общества, способного улаживать внутренние противоречия на основе диалоги, а не насилия.
Рожденное в век Просвещения (в Англии термин проник в научную литературу в 1772 году, во Франции Гольбах употребил его в 1757 году) понятие «цивилизация» мыслилось как период, следующий за дикостью и варварством и одновременно как противопоставление Запада Востоку. Для работ по философии истории уже с середины XVIII века стало характерно противопоставление государственности и цивилизации. Постепенно понятия politesse, police, обозначавшие совершенный политический строй, прежде всего просвещенную монархию, стали отделяться от понятия civilisation, обозначавшего высокий уровень рационализации поведения и развития духовной культуры, прежде всего науки. В Англии и Франции термин «цивилизация» сразу завоевывает признание, во Франции XVIII его применяют по отношению к людям, чей ум и манеры, вежливость, толерантность и рационализм были достойны салонов, ставших в эту эпоху местом, где собиралась просвещенная элита. Поэтому первоначально в понятие цивилизация включались в значительной мере норм поведения, воспитанности, вежливости, что частично сохранилось и в наши дни в словоупотреблении «цивилизованный человек» В таком смысле термин «цивилизация» утвердился в английском языке в конце XVIII века. При этом критерии развития выводились из важнейших характеристик становящегося буржуазным общества Запада. Рождается понимание тог, что прежде всего европейские народы вырвались далеко вперед по пути прогресса, другие народы получают наименование «отсталых», степень отсталости и определяет их положение на школе большой исторической длительности. Россия для западных просветителей Д.Дидро и других – варварская страна, не принадлежащая цивилизации Европы. Само вхождение России в концерт европейских держав через окно, прорубленное Петром, тому доказательство. Так в эпоху Просвещения с помощью термина «цивилизация» закрепляется понимание отличия новоевропейской цивилизации от предшествующих «темных веков» мрака и невежества, которые последовали за гибелью античности, генетическую связь с которой новоевропейская культура осознает во всех областях своей духовной жизни. Рождается убежденность необходимости помощи отсталым народам, несении «бремени белого человека», которое выражается и в оправдании колониализма и в реальной помощи в налаживании медицинского обслуживания, образования в странах Азии и Африки. Европоцентристская идея воплощена Г. Гегелем в "Философии истории", историк Ф. Гизо в "Истории цивилизации в Европе" писал, что европейская цивилизация приближается к вечной истине, к предначертанию Провидения. Немецкая культура XVIII–XIX веков формировалась как антиаристократическая: аристократия выступала хранителем социального этикета, принимающего формы «цивилизованного» поведения, а интеллигенция сосредотачивалась главным образом в церкви и университетах, не входя в правящую элиту. Этим объясняется то, что в Германии понятия «культура» и «цивилизации» трактуются как оппозиционные. Культура предстает как все духовное и возвышенное, а цивилизованность понимается как этикетные формы поведения, которые критикуются как «пустые», поверхностные.
Стадиально-линейную версию истории, в которой цивилизации завершает путь культурного развития человечества создали английские и французские философы и ученые (Вольтер, М.Кондросе, Ф. Гизо, О. Конт, Г. Спенсер, А. Тойнби).
С начала XIX века ученые стали разделять и по-разному характеризовать английскую, французскую и немецкую цивилизации, признавая их в принципе равными. К 20-30-м годам XIX века «цивилизация» все чаще прилагается как понятие к большим эпохам, к целым народам как человеком. Большую роль в распространении и утверждении этого понятия сыграли сочинения французского историка Фр. Гизо, посвященные истории цивилизации в Европе и отдельно во Франции, а также двухтомный труд английского историка Г. Бокля «История цивилизация в Англии». В России термин «цивилизация» получил широкое распространение в 60-70-х годов, и вошел в первое издание словаря Даля.
Русские и немецкие исследователи И. Гердер, Ф. Шлегель, И. Киреевский, Н. Данилевский стали инициаторами представления об индивидуальности и специфики локальных культур. Гердер описывал уникальность «духа народа», провозгласил, что различные языки выражают различный национальный дух, и сделал вывод о том, что существует множество цивилизаций. В. фон Гумбольдт указывает на уникальность языка, Данилевский вывел закон непередаваемости цивилизационных основ.
В целом XIX веке понятие «цивилизация» использовалась для обозначения человеческой общности, смыкаясь во многом с термином «культура» Человеческая культура воспринималась как единая цивилизация. Но с успехом исторической науки становилось все более ясно, что цивилизация сформировалась лишь на определенном этапе развития человечества, представляя сбой качественный рубеж на эволюционном пути, реконструированном в общих чертах еще мыслителями античной эпохи. В результате термин «цивилизация» был использован для членения культурно-исторического процесса,в то время понятие "цивилизация" использовалось в основном для обозначения определенной стадии исторического развития. Так, у Ф. Энгельса эпоха цивилизации представляет собой один из трех главных периодов в истории человечества (дикость-варварство-цивилизация), каждый из которых подразделяется на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом в производстве средств к жизни и в схеме Л. Моргана цивилизация замыкает длинную цепь этапов развития первобытного общества.
Институализация культурологии в системе современного знания потребовала выявления соотношения культуры с цивилизацией. Общепризнано, что культура первична по отношению к цивилизации по времени зарождения ее в человеческой истории. Культура толерантна, миролюбива, добродетельна и созидательна, цивилизация, связанная со сферой производства и распределения ресурсов, благ, собственности и власти порождает противостояние и противоборство за средства, блага жизни группы, что превратило ее в разрушительное и деструктивное явление.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1134;