Касательный вектор и касательное пространство к многообразию

Пусть на многообразии M задана кривая x = x(t) , a £ t £ b , где x – точка многообразия. Пока кривая находится в области Up действия локальных координат , уравнения кривой можно записать в виде

 

.

 

В этих координатах имеем вектор скорости кривой

 

.

 

В области действия двух координатных систем Up и Uq имеем две записи для уравнения кривой

и ,

причем

.

 

Дифференцируя это равенство получаем

 

.

 

На основании этой формулы вводится следующее определение.

Определение 1. Касательным вектором к многообразию M в произвольной точке x называется вектор, записываемый в системе локальных координат набором чисел , который при переходе к другой системе координат преобразуется по закону

.

 

Касательные векторы к n-мерному многообразию M в данной точке x образуют n-мерное линейное пространство Tx = TxM - касательное пространство.

В частности, вектор скорости любой гладкой кривой является касательным вектором.

Выбор локальных координат в окрестности точки x задает базис в касательном пространстве Tx .

Гладкое отображение f многообразия M в многообразие N определяет индуцированное линейное отображение касательных пространств

 

f* : Tx ® Tf(x) .

 

При этом вектор скорости кривой x = x(t) на многообразии M переходит в вектор скорости кривой f(x(t)) на многообразии N.

В локальных координатах (xa) в окрестности точки x и локальных координатах (yb) в окрестности точки f(x) отображение f имеет вид

 

yb = fb(x1,x2,…,xn), b = 1, 2, …, m ,

 

тогда индуцированное отображение f* касательных пространств задается матрицей Якоби:

.

 

 

Векторное поле

Определение 1. Если в каждой точке x многообразия M определен вектор из соответствующего касательного пространства Tx, то говорят, что на многообразии задано векторное поле.

Для уточнения этого понятия отметим, что на множестве TM всех касательных пространств к многообразию M естественным образом вводится структура многообразия, картами которого служат прямые суммы карт многообразия M и касательных пространств к M в соответствующих точках многообразия M. Получаемое таким образом многообразие называется векторным расслоением многообразия M .Теперь векторное поле на многообразии M можно определить как отображение

y: M ® TM, (1)

 

такое, что y(x) Î TxM для каждого x Î M.

Определение 2. Векторное поле называется гладким (класса C¥ ), если отображение y является гладким.

В локальных координатах многообразия TM векторное поле имеет вид

 

. (2)

 

Определение 3. Векторной линией называется такая линия многообразия, в каждой точке которой вектор поля касается этой линии. Векторные линии также называются орбитами и интегральными кривыми векторного поля.

В локальных координатах векторная линия описывается следующей системой дифференциальных уравнений:

 

, i = 1,2,…,n ,

 

где - координатное задание искомой линии, а - координаты векторной части векторного поля. Граничным условием здесь является , где - координаты точки xo.

Пример 1. В трехмерном евклидовом пространстве рассмотрим векторное поле

 

X1 = bx3 – cx2 , X2 = cx1 - ax3 , X3 = ax2 - bx1 .

 

Система дифференциальных уравнений для нахождения векторной линии принимает вид

 

Умножим эти уравнения на xi соответственно и, сложив, получим

 

x1dx1 + x2dx2 + x3dx3 = 0 dt = 0. (3)

 

Аналогично, умножая эти уравнения на a, b и c и складывая получим

 

adx1 + bdx2 + cdx3 = 0. (4)

 

Интегрируя уравнения (3) и (4) получаем следующую систему уравнений

 

(5)

 

Из этой системы следует, что векторные линии рассматриваемого векторного поля получаются в результате пересечения всевозможных концентрических сфер с центрами в начале координат со всевозможными плоскостями перпендикулярными вектору (a,b,c), то есть, векторные линии данного векторного поля являются окружностями с центрами на прямой, проходящей через начало координат и имеющей направляющим вектором вектор (a,b,c) и лежащими в плоскостях перпендикулярных этой прямой.

Отметим, что рассмотренное векторное поле является полем скоростей точек твердого тела, вращающегося вокруг описанной выше прямой с постоянной угловой скоростью.

 

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3700;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.