Воздействие — целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. 8 страница
Вот теперь снова вернемся в своеобразному тесту урока 8. Посмотрите на схему еще раз. Что Вас в ней привлекает, что отталкивает? Что у Вас может получиться, а что — нет?
Как Ваш выбор того или иного стиля поведения сочетается с общим результатом предыдущих тестов? Теперь попробуйте соразмерить какие-то противоречия между результатами тех тестов и Вашим выбором стиля или каких-то отдельных действий. Прислушайтесь к "внутреннему голосу". Что он Вам говорит? Можете ли преодолеть противоречия? Что Вам для этого нужно? На что следует обратить особое внимание и чему нужно научиться? Как Вы будете этому учиться?
Ответов на эти, да и другие возможные вопросы, я дать не могу. Вы их дадите себе сами, причем не только соотнося содержание схемы с результатами тестов, но и заново перебрав в мыслях основное содержание того, о чем я рассказал на страницах этой книги, принимая одни аспекты, отвергая другие, недоверчиво размышляя над третьими.
Мой же опыт работы со студентами говорит о том, что после полного курса обучения технике действий, независимо от индивидуально-личностных характеристик, практически все студенты приобретают навыки мобилизации и координации движений, умения выразительного показа чувств и отношений, умения воздейственной речи. И еще одно: среди "выпускников", если сравнить их представления об облике учителя и стиле его поведения со своими воспитанниками в начале обучения и в конце его, доля "авторитарщиков" резко снижается. Вырисовывается примерно такая картина: если взять учебную группу I курса из 24 человек, то в сентябре 15 человек, сами того не осознавая, тяготеют к авторитарному стилю поведения, а к IV курсу этот стиль становится основным у 2 студентов. 5 человек становятся ярко выраженными "либералами", а 17 — во всей своей практической деятельности воплощают основные черты и признаки демократического стиля поведения.
Причем прослеживается еще и такая закономерность: ведь есть среди студентов такие, кто с самого начала учебы в педагогическом институте не связывал свое будущее с работой в школе. Они-то в основном и попадают в число авторитарных и либеральных учителей. Это объясняется многими причинами: здесь и пропуски занятий, и формальный подход к обучению и т.д. Отсюда и вывод: время прошло, а многому научиться не удалось. Зато перед глазами всегда есть яркие примеры школьных деспотов ("Вот наша классная руководительница держала нас ВО КАК!") и школьных сердобольцев ("Ой, у нее можно было ничего не делать!"). И эти примеры для подражания, чаще всего неосознанно, с большим или меньшим успехом калькируются студентами. Своего ничего не приобретено и не выработано ("Ведь я в школу ни ногой!"), а ведь это так просто и легко: стукнул кулаком по столу, рыкнул-крикнул — ив классе слышно, как муха летит!
Все, о чем я сейчас сказал, выявляется на педагогической практике старших курсов. Поверьте, уже там видна основа, костяк будущего учителя как хорошего, так и никчемного.
Прошу меня правильно понять: я не ратую за жесткий отбор в педвуз, за выбор только тех, у кого есть с самого начала желание быть учителем в школе. Опыт работы показывает, что такое желание может прийти (и приходит!) позже, уже в процессе обучения в институте. А длительные наблюдения за студентами, когда они изучают педагогику совместно с техникой действий, говорят, что большинство находит в этих предметах, в практической деятельности в школе очень много интересного и, незаметно для самих себя, начинают связывать свое будущее именно с педагогическим трудом. Причем с трудом творческим, создающим что-то новое, а не повторяющим стереотипы своих детских школьных будней.
Итак, возненавидеть себя за то, что пошел в педагогический, детей — за то, что они мешают вести урок, как я этого хочу (и как умею), педагогику — за то, что она педагогика, — это очень легко. Об этом говорит статистика, ибо педагогика — один из самых нелюбимых институтских предметов. И эта книга тоже может внести свою лепту в неприятие педагогической профессии и в появление отвращения к ней. Но она же может и помочь взглянуть на педагогику с другой стороны и найти свое место в педагогической деятельности.
Впрочем, можно и не стать учителем, не заниматься педагогической деятельностью, но данное учебное пособие может дать Вам основу диагностики психических состояний человека по тем бессловесным и словесным действиям, которые он совершает. Согласитесь, это неплохое подспорье в нашей жизни.
А я, заканчивая свой рассказ, все же надеюсь, что он не выполнит намерения, вынесенного в название этой книги. Очень хочу, чтобы она помогла Вам найти себя в педагогике, в общении с детьми, в работе с ними, и чтобы Вы нашли свой индивидуальный и неповторимый стиль профессионального и обязательно творческого поведения.
И еще. Вспомните, что я говорил об эмоциональном голоде. Во многих учениках живут невостребованные горькие слезы прощания с любимым учителем или вожатым, когда заканчивается лагерная смена или курс средней школы. И вот я желаю горьких Вам слез расставания со своими дорогими и любимыми воспитанниками!
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 388;