Воздействие — целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. 5 страница
"Но когда на душе князя Андрея светло и радостно Толстой снова показывает (Да, да! Я не оговорилась!), именно показывает нам тот же дуб ¯. Но какой ... ? Лучи яркого, золотого солнца водопадом ¯ льются на зеленую крону дерева... Оно все наполнено солнцем и радостью жизни !.. И мы очень хорошо чувствуем, что на душе князя также светло и радостно ¯... Давайте найдем это описание в романе и... нет, не вслух, а про себя... каждый это описание прочитает..."
Ну, а сейчас появился перед глазами хоть один золотисто-зеленый дубовый листочек? Как бы Вы восприняли такой рассказ учительницы? И вообще, Вам хоть чуть-чуть захотелось перечитать эти страницы романа?
Настоящее предупреждение — это тоже расширение воображения. Так же, как и в примере с "Войной и миром", предупредить о чем-то можно по-разному.
"Если не сделаешь домашнее задание, то я тебе поставлю "2", — говорит спокойным тоном учитель. Воображение нерадивого ученика в данном случае не вовлекается в осознание последствий: "Ну, 2. Ну, и что? Не в первый раз и не в последний..." Здесь, вероятнее всего, утверждение: мол, запомни, что тебя ждет. Ученик, может, запомнил, а может, тут же забыл, так как данная оценка его не волнует совершенно. Но можно произнести эту же фразу по-другому. Чисто технически это может выглядеть так: в конце предложения не ставить интонационную точку, а, наоборот, поднять интонацию вверх, затем сделать паузу, а потом можно помочь воображению ученика вопросом: "И ты можешь себе представить, что будет дальше?.." На этот вопрос ответа не требуется, но воображение нерадивого школьника должно нарисовать ему некую перспективу его дальнейшего бытия с двойкой по данному предмету. Чем сильнее развито воображение, тем оно ярче и богаче и, следовательно, убедительнее будет воздействовать нарисованная в воображении картина последствий. Вот Вам, кстати, и прямой намек: оказывается, воздействуя на воображение своих учеников, нельзя ждать одинаковой эффективности своего воздействия, так как уровень развития воображения у всех разный.
Итак, "удивлять" — это очень яркое, образное воздействие, направленное на расширение воображения, что, в сущности, обогащает личность человека, способствует ее развитию. Стоп. Немного о прозе жизни. В планах уроков, которые Вы будете давать во время педагогической практики, от Вас будет требоваться решение триады: трех задач урока, связанных воедино. Это: обучающая (чему научить), воспитывающая (что воспитать) и задача развития (что развить).
Опыт работы со студентами во время подобной практики показывает, что для них не представляет труда сформулировать задачу обучения (взяли учебник, открыли нужный параграф — там все написано!). Менее уверенно студенты формулируют воспитательные задачи, хотя и встречаются такие записи: воспитательная задача — воспитать на уроке чувство патриотизма. (Здорово, не правда ли? Раз-два — и за один урок взяли и воспитали патриотизм. А на следующем уроке воспитали интернационализм. Такими темпами за один месяц можно воспитать все, что написано в учебниках по педагогике.)
Но вот формулировка развивающей задачи ставит очень многих в тупик. Повторяю, я не сторонник рецептурной педагогики, но в данном случае, мне кажется, могу действительно помочь советом. Если позволяет тема урока, характер сложившихся отношений с классом, то при объяснении нового материала заранее спланируйте применение воздействия "удивлять", тогда можно смело ставить развивающую задачу: развитие воображения у ребят, приобщение их к творческому подходу в приобретении знаний (ведь без воображения творчества не бывает).
Правда, эта идея работает не везде и не всегда. Наиболее эффективно расширение воображения на уроках гуманитарного цикла. Там сам материал просто требует работы фантазии. На уроках же математики, химии, физики поле для применения этого воздействия гораздо уже. Ну представьте себе, как Вы с таинственным видом будете говорить: "2х плюс 3у равно... 5х плюс у!!!" Или, опять-таки интригующе, чтобы у ребят сложилось ощущение грядущей детективной истории, объявить тему урока: "Крекинг... нефтепродуктов..." и начать объяснение этого загадочного и полного тайн индустриального процесса. Лично мне кажется, что на уроках технического цикла воздействие, направленное на расширение границ воображения, наиболее мощно и эффективно работает там, где требуется рассказать, например, биографию ученого, историю какого-то открытия и его дальнейшую судьбу и т.п. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Смотрите сами, думайте тоже сами и пробуйте, экспериментируйте, творите.
Почти синонимами к "удивлять" будут такие Ваши словесные действия, как "интриговать" (А сейчас я вам расскажу то, о чем вы никогда раньше не слышали...), "хитрить" (Неужели вы не можете догадаться, это ведь так просто...), "сплетничать" (Ты и представить себе не сможешь, с кем я вчера видела...) и т.п. Но у всех у них задача одна — активизация работы воображения Ваших собеседников.
Объединенное воздействие "расширять воображение" хорошо проявляется в такой интонационной форме, как "эпическая речь" (или "эпическое повествование"). Это особый стиль повествования, когда у слушателей возникает твердое убеждение, что говорящий, во-первых, знает куда больше, чем говорит, а во-вторых, то, о чем он рассказывает, имеет огромное значение: оно масштабно, значительно и, конечно же, интересно. Чисто технически эпическая речь получается, если все точки в тексте превратить в запятые, увеличить амплитуду интонаций и говорить увлеченно, с азартом, то есть в повышенной мобилизации. Однако содержание также имеет огромное значение: смешон учитель, с пафосом рассказывающий о системе кровообращения лягушки или какие-то всем известные вещи, не добавляя от себя ничего нового. Но учитель, читающий в классе романтическую поэму, — это уже совсем другое дело.
Я очень хорошо понимаю, что превращение точек в запятые не есть настоящая эпическая речь. Я упомянул об этом для того, чтобы Вы имели хоть какую-нибудь конкретную "зацепку", если, прочитав этот урок, не смогли понять и прочувствовать то, что я хотел до Вас донести. Ведь помните: есть такие ситуации, когда лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать (и уж, конечно, лучше один раз сказать так, КАК надо, чем описать то, КАК надо это произносить).
Поэтому, если не зазвучала в Вашем воображении возвышенная эпическая фраза, то попробуйте прислушаться к речи других людей (неважно где: в телепередачах, в кино, на лекциях, где-то еще), и, надеюсь, усвоив теорию этого урока, "примерить" то, о чем я рассказал здесь, на реально звучащую речь. Я думаю, Вы увидите, услышите и поймете то, чего мне не удалось до конца выразить на этих страницах.
Немного пофилософствуем. Воображение само по себе очень сильная сторона личности человека. Развивая воображение, мы тем самым развиваем личность. Известно, что детское воображение богаче и разнообразнее, чем у взрослого. Куда потом девается детское умение фантазировать, кто способствует его исчезновению или уменьшению — сейчас не об этом речь. Чаще всего воображение, фантазии рождают некие образы, большей частью абстрактные, обобщенные, но тем не менее яркие и достаточно точные (помните, "дремучий лес" — образ, привнесенный во взрослое мироощущение из детства?). Развитая способность вообразить, представить выглядит очень привлекательно и свидетельствует о творческом развитии личности.
Возвращаясь к педагогике, зададим себе вопрос: в том самом пресловутом процессе обучения нужно ли (да и возможно ли?) добиваться освоения ребенком всего объема всех программ всех школьных предметов? Но у людей (и дети здесь не исключение) есть определенные врожденные задатки, способности и склонности, в том числе и к определенному типу учебных предметов. Какой-то предмет дается легко, на этих уроках интересно, домашние задания выполняются с удовольствием и без лишнего напряжения. А вот другие предметы... Здесь все не так: и неинтересно, и непонятно, и душа не лежит, и от мысли о выполнении домашнего задания тянет в глубокое уныние. Я сгущаю краски? В школьной жизни не так? Конечно, есть ребята, которые одинаково легко справляются со всеми предметами школьной программы, но их мало. Есть и такие, которых, вроде бы, ничто не интересует - ни алгебра, ни литература, ни биология. Можно ли им помочь, превратив кошмар среднего образования во вполне приемлемую деятельность по обучению и развитию?
Может быть, на тех предметах, которые "не идут" у какого-то ученика, и не ставить задачи полного выполнения требований программы, а попытаться дать самые общие сведения по любой теме, сформировать образ какого-либо явления, понятия, закона. Например, у ученика нелады с физикой, она ему непонятна, неинтересна и, как он уверен, не будет нужна в дальнейшей жизни. Тогда, наверное, не следует требовать от него дотошного знания и запоминания законов аэродинамики — пусть в сознании ученика закрепится образ крыла самолета специальной конструкции. Согласно самым общим представлениям о полетах ученик уже знает, что в полете многотонной "стальной птицы" нечистая сила участия не принимает. Основы материальности окружающего мира, сформированные у этого "гуманитария" на уровне конкретизированных или абстрактных образов, что происходило на других уроках, и на уроках физики в том числе, — вот главная цель, как мне кажется, деятельности учителя физики с таким учащимся.
Учебные предметы могут быть самыми разными, образы — тоже, но самое главное заключается в том, что не будет насилия в учебе по нелюбимому предмету, занудных уроков, неприятностей с учителями, кошмаров домашних заданий... Утопия? А у Вас лично были в школе нелюбимые предметы и уроки? Как Вы себя на них чувствовали? Что Вы запомнили из тех курсов? Что Вам пригодилось в жизни из того, что насильно "впихивали" Вам в голову против Вашего желания, понимания и возможности это принять?
Но это уже другой разговор на другую тему. Вернемся к развитию воображения.
Фрагмент психотерапии — науки об уходе, заботе о душевном состоянии человека (не путать с психиатрией, которая изучает болезни психики!).
В методике, которой часто пользуются психотерапевты, работая с клиентом, чтобы помочь ему избавиться от угнетенного состояния духа, есть такой прием, как "расширение границ воображения". Человек, мучающийся какой-то жизненной проблемой, конечно, может и сам найти выход из сложившегося положения, но чем-то этот выход, принятое им решение не нравятся ему, тревожат его, причем происходить это может и на подсознательном уровне, но беспокойство остается. Вот тогда то ему и нужен психотерапевт, которому он расскажет о своих житейских коллизиях. Зачастую, рассказывая о своих проблемах, люди тут же и выкладывают свое решение этих проблем, действуя достаточно агрессивно, мол, думал-думал и придумал единственно правильное решение — "Разведусь!", "Уйду с работы, хлопнув дверью!", "Подам в суд!" и т.п.
Вот тут психотерапевт, сознание которого не должно находиться под влиянием негативных эмоций, обуревающих пациента, может попытаться расширить круг понимания тех последствий, к которым может привести принятое клиентом решение. Именно здесь психотерапевт применяет воздействие "расширения воображения", предупреждая, интригуя, удивляя человека, то есть заставляя своими словесными действиями работать его воображение. При этом он избегает прямых советов, указаний и конкретных рекомендаций. Психотерапевт ничего не навязывает клиенту, он активизирует его воображение, и оно уже само рисует человеку безрадостные, унылые, тягостные или, наоборот, приятные, живые, светлые картины-результаты его дальнейших предполагаемых действий. Клиент, представив их как можно четче, должен увидеть, понять и осознать все САМ — тогда и будет достигнута желаемая эффективность его прихода на консультацию без какого-либо давления со стороны психотерапевта.
Подобный подход вполне правомерен и плодотворен в педагогической деятельности, когда учитель или родитель не диктует свои соображения, не навязывает свою волю, не давит на психику ребенка угрозами или своим авторитетом, а, грамотно и умело воздействуя на воображение маленького человека, дает ему возможность увидеть, понять, осознать возможные негативные последствия необдуманного шага и самостоятельно принять позитивное решение.
Я вообще считаю, что педагогическая деятельность должна быть только психотерапевтического характера, то есть такой деятельностью, в которой нет насилия над личностью, где педагог исповедует и претворяет в жизнь тезис "Не навреди себе и ребенку!". Но, увы, в школах часты случаи дидактогении — нанесение психической травмы ребенку учителем сознательно или неосознанно.
Говоря о развитии воображения, нельзя не остановиться на таком явлении, как безудержное фантазирование. Здесь уже речь пойдет больше о нас самих, нежели о том, как мы будем развивать воображение другого. Есть реальная опасность бездумно следовать своему воображению, не контролируя его и не управляя им. "Непилотируемый" полет фантазии может нанести значительный вред психике человека, хотя в редких случаях может и привести к созданию шедевров искусства или к Великим Научным Открытиям. Фразы "не от мира сего", "сумасшедшие идеи", "Парит в заоблачных высотах" и т.п. прежде всего характеризуют людей далеко не стандартных, в своем роде выдающихся и скорее всего талантливых. Но мы-то говорим о подавляющем большинстве, кому подобный вид работы безудержного воображения не приносит ничего хорошего, кроме депрессии, душевного дискомфорта и житейских неурядиц. После "полетов наяву" они возвращаются на "грешную землю", где их ждут нерешенные проблемы, тягостные ситуации, ненавистные окружающие, и человек начинает ненавидеть себя, других, свою профессию и жизнь вообще. Подобные "полеты" воображения не только не помогают решить проблемы, но и парализуют волю, мышление, энергию, отвлекают человека от реальности и поисков действенных путей выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций.
Судите сами, фантазии типа "Вот буду хорошо учиться и тогда...", "Была бы я такой красивой, чтобы...", "Если бы я был самым сильным, то тогда бы я..." и им подобные по своей сути бесплодны. Человек нафантазирует себе яркие картины своего интеллектуального могущества, поголовного оцепенения окружающих от его неземной красоты, картины панического бегства вчерашних обидчиков от силы и ловкости новоявленного супермена, получит от этого процесса море удовольствия, а потом... А потом состоится возвращение "с небес" и горькое осознание того, что ничего не изменилось в реальной жизни, все осталось прежним: недалекий ум, неказистая внешность, хилая фигура...
Работа воображения должна быть направлена во вне, то есть на реальные преобразования окружающей действительности и себя в ней. Фантазии во внутрь, то есть только для того, чтобы представить, вообразить, помечтать — верный путь в невроз и далее уже в психоз. Управлять своим воображением означает не отрываться от действительности, искать, находить, придумывать, в конце концов, пути и способы более комфортного существования и плодотворной деятельности в нем. А этому можно и стоит учиться, и прежде всего самому, а потом уже и помочь в развитии воображения детям — своим собственным или учащимся своего класса.
Однако мы немного отошли от значимости словесных воздействий "предупреждать / удивлять" в поведении учителя на уроке. Но, надеюсь, наш краткий экскурс в психотерапию не пропадет даром. Вернемся в педагогику. Мне кажется, что Вы поняли главную идею применения этих словесных воздействий.
Запомните: знания, представления, образы, понимание сущности происходящих процессов можно формировать не только при объяснении, но и при грамотном воздействии на воображение.
В этом случае Вы встретитесь с благодарной аудиторией: достаточно активное детское воображение учащихся найдет в Ваших действиях знакомое, понятное, близкое и интересное; общение с детьми станет плодотворнее, а положительные результаты Вашей совместной деятельности не замедлят сказаться.
И еще одно предостережение: если уж "вдруг ни с того, ни с сего открывается дверь...", то за ней должна быть настоящая неожиданность. Хотите удивлять — так позаботьтесь, чтобы это было действительно удивительно для учеников, тем более что и в жизни, и в содержании учебных предметов таится много самых настоящих открытий.
Учитесь открывать их заново вместе с Вашими учениками.
Домашнее задание
Упражнение "Свеча".
Постепенно наполняйте свои легкие воздухом снизу доверху. При этом вдыхайте воздух через нос, а выдыхайте через округленный рот. Причем поток выдыхаемого воздуха должен быть равномерным. Для этого поставьте перед собой зажженную свечу и следите за тем, чтобы пламя было отклонено выдыхаемым воздухом равномерно.
Выполняя это упражнение, засекайте время по секундной стрелке: время вдоха и время выдоха отдельно. Вы должны стремиться к тому, чтобы время выдоха (равномерного!) было в несколько раз дольше времени вдоха.
УРОК 10
МОЛОДЕЦ, САДИСЬ.
На этом уроке мы заканчиваем наш разговор об основных способах словесных воздействий и начнем его, наверное, с самого простого из всех — "звать".
Это воздействие служит для привлечения внимания партнера по общению. Собственно, прямого общения, активного взаимодействия еще нет, но вот мы зовем, окликаем человека и вступаем с ним в разговор, высказываем ему что-то, задаем вопрос, выслушиваем ответ — то есть начинаем непосредственно общаться с ним. В зависимости от обстоятельств текстовое содержание воздействия "звать" может быть самым разнообразным: от оклика "Эй, там!" до произнесения имени того человека, которого мы зовем, тем самым привлекая его внимание к себе. Но раз мы привлекли его внимание к себе, значит, нам от него что-то нужно. Поэтому в чистом виде "звать" встречается довольно-таки редко. Обычно и чаще всего, окликая нужного нам человека, в самом оклике мы уже даем ему достаточную информацию о том, зачем он нам нужен.
Посмотрим, как это воздействие "работает" в педагогическом взаимодействии. Учительница что-то объясняет, но вдруг, прервав себя, окликает девочку по имени, произнося его буквально по слогам, очень весомо, резко понизив интонацию в конце имени, при этом укоризненно покачивая головой: "Ма-ри-на1!" Марине сразу становится ясно, что учительница заметила ее посторонние разговоры с соседкой по парте и недовольна ее поведением. А весь внешний облик и особая интонация словесного воздействия учительницы почти дословно говорят следующее: "Я вижу, Марина, что ты меня не слушаешь. Так вот знай, мне это не нравится. Я хочу, чтобы ты не отвлекалась на уроке". Реакция Марины будет незамедлительной и соответствующей воспринятой информации: "Я вас внимательно слушаю. Больше не буду отвлекаться".
Смотрите, сколько слов пришлось написать, чтобы дать смысловой эквивалент того, что было заключено во внешнем облике учительницы и в одном-единственном слове, которое она произнесла. Внимание Марины было привлечено к нашей учительнице, но тон, которым было произнесено ее имя, уже дал Марине первичную информацию о том, зачем она нужна учительнице, а последующий взгляд на нее и укоризненное покачивание головой завершили оценку сложившейся ситуации: ею, то есть Мариной, недовольны.
Привлекая внимание своих учеников, называя их по именам или по фамилиям, мы явственно даем им понять, что сейчас нам от них нужно. Я не буду здесь писать всевозможные имена, чтобы проиллюстрировать предыдущее утверждение, так как, надеюсь, Вы поверите в то, что таким способом можно передать самую различную информацию. Например, удивление (Как, ты не работаешь на уроке?), приказ (Немедленно прекрати!), намек на грядущие неприятности (Я давно за тобой наблюдаю и вижу, что придется...) и т.д. и т.п. Учителя и вожатые могут одновременно позвать не одного человека, а сразу целый класс или отряд. "Ребята!" — ив этом зове может быть готовность сообщить им какое-то очень приятное известие или, наоборот, предупреждение, что сейчас им сообщат нечто весьма далекое от положительных эмоций.
Короче говоря, "звать" — это привлечь внимание и дать первичную информацию о характере предстоящего общения, и воплощается это практически в любом текстовом варианте.
И, наконец, последняя пара словесных воздействий "ободрять — упрекать". Они адресуются эмоциональной сфере человека, его чувствам, а цель их применения — изменить самочувствие партнера по общению. Поэтому для "ободрять" можно подобрать другие синонимы: "утешать", "одобрять", "хвалить", "веселить", "благодарить", но все
они будут применяться для того, чтобы улучшить, повысить самочувствие человека, пробудить в нем положительные эмоции.
В качестве синонима к "упрекать" можно назвать "стыдить", "укорять", и все эти действия понижают уровень эмоционального состояния, ухудшают психическое самочувствие человека. Я думаю, что с точки зрения содержания этой пары словесных воздействий Вам все ясно.
А вот об их сущности я хочу поговорить подробнее. Давайте немного пофилософствуем. У нас сейчас явственно ощущается эмоциональный голод. То ли отдаленность людей друг от друга и, как следствие этого, некая замкнутость, "отгороженность" этому виной. Что — век НТР, создающий роботов, в какой-то мере "роботизирует" и нас? Могут быть еще и другие причины, или они все вместе уже повлияли на нас таким образом, что на улицах сплошь озабоченные лица, а смех и улыбки в школах можно увидеть лишь на переменах, а слезы сопереживания — только при просмотре мексиканских сериалов. Я не берусь, повторяю, анализировать сложившуюся ситуацию, выискивать ее причины — меня сейчас очень волнуют ее последствия: мы стали черствее, равнодушнее даже по отношению к себе, не говоря о других. И те немногочисленные события, которые вызывают у нас радостные эмоции, как правило, не оказывают на нас ощутимого влияния в дальнейшем. Да и сами эти "радостные эмоции"... Вы задумывались над тем, что они из себя представляют?
Психологи выделяют два типа удовольствий, которые способствуют возникновению положительных эмоций у человека. Первый тип — конструктивный. Мы с радостным предвкушением ожидаем какое-то событие, которое будет нам очень приятно, принесет удовольствие, радость, от него мы станем духовно и эмоционально богаче. Это может быть какое угодно событие. Для маленького ребенка это предстоящая поездка в гости к бабушке, где будет много вкусных пирожков и конфет, а также повышенная заботливость бабушки. Для взрослого это отпуск, во время которого его ждет масса интересного. Вероятность свершения обоих этих событий достаточно велика, и уже одно это способствует возникновению дополнительных положительных эмоций.
Другой тип — удовольствие избавления. Это когда нам радостно или хорошо относительно того, от чего мы только что избавились, от чего-то неприятного, вызывающего отрицательные эмоции, негативную реакцию, но при этом ничего взамен не получаем. Избавились, и все.
На тренингах, объясняя студентам сущность положительных эмоций второго типа, я говорю слушателям: "Представьте себе, что к Вам приходит экстрасенс-ясновидец и говорит, что через два года Россия выйдет на первое место в мире по качеству жизни населения. Все будет доступно по ценам, в больших количествах и высшего качества. Как Вы отреагируете на такое авторитетное предсказание?" Студенты, уловив шутливый оттенок моей сентенции, с удовольствием подхватывают игру и кричат: "Ура-а-а!" Я начинаю каждого спрашивать: "А чего "Ура!"? Что Вас так порадовало?" И большинство отвечает примерно так: "Не будет очередей за действительно хорошими вещами!", "Не надо будет трепать себе нервы поисками нужной вещи", "Не будет спекулянтов!", "Не будет подделок!" и т.д. и т.п. Вот она, бурная радость избавления от отрицательных эмоций, вызванных низким качеством нынешнего быта.
Вы мне можете возразить, что, мол, избавление — да, но и приобретение тоже налицо: пошел в магазин и, не переплачивая, не теряя времени на поиски, взял и купил. Но ведь подобная радующая душу ситуация — это НОРМА. Это некий оптимальный и необходимый уровень, от которого и должен идти отсчет вверх к настоящим радостям духовного и эмоционального разнообразия и богатства. А тут получается, что для нас этот нормальный уровень становится чуть ли не пределом радостных переживаний и мечтаний.
Но это одна сторона. Нам с Вами, занимаясь педагогической деятельностью, важно помнить еще об одной стороне удовольствия избавления. Ситуация из области семейного воспитания: мать рассерженно и с угрозой говорит сыну. "Ну ничего! Вот придет с работы отец, он с тобой по-другому поговорит! Да так, что неделю сидеть не сможешь!" Что будет происходить с эмоциональной сферой этого мальчика? Какое у него будет настроение весь остаток дня? Ответы не пишу: Вы их наверняка хорошо себе представляете. Но вот приходит с работы отец, которому мать успевает рассказать о непростительном поведении сына за время, пока он переодевается в домашнюю одежду. И отец, у которого своих отрицательных эмоций больше, чем надо (одна дорога домой в час "пик" чего стоит!), да еще и голодный, так как ужином его еще не накормили, зовет резким тоном сына к себе, одновременно выдергивая брючный ремень... Вскоре, уже после ужина, мать удивленно замечает отцу: "Смотри-ка, какой стал шелковый, даже повеселел. Значит, только ремень понимает, а когда нормальным языком объясняешь — нет! Значит, почаще надо ума вкладывать!"
А мальчик действительно весел, у него неплохое настроение. А как же иначе? Вы представляете, в каком настроении он был полдня, ожидая наказания? Тут и муки совести, и страх, и пугающая неизвестность наказания, и еле-еле тянущееся время до прихода отца (уж скорее бы пришел, что ли!). И вот он пришел! Да, было больно и страшно, но ведь это быстро кончилось! И вот уже нет тягостного ожидания, страха перед наказанием: оно уже свершилось, и нечего о нем больше думать!
Конечно, так реагируют не все, но очень многие дети. Но суть вот в чем — я описал вкратце механизм формирования так называемого садомазохистского комплекса. В дальнейшем он может привести к тому, что человек будет мучить других, мучиться сам, и это доставит ему положительные эмоции. От детей, например, часто можно услышать высказывание типа: "Вот умру вам назло и посмотрю, как вы будете плакать!" Это естественная реакция детской обиды на взрослых, но очень плохо, если она, видоизменяясь, конечно, станет стержнем поведения уже взрослого человека.
Итак, у нас эмоциональный голод, нам не хватает проявления чувств со стороны тех, с кем мы учимся, работаем, кого мы обучаем и воспитываем. Всем нам так не хватает человечности в общении: ведь в лучшем случае это чаще всего просто расположенность к нам со стороны коллеги, однокурсника, преподавателя, причем выраженная достаточно нейтрально и сдержанно, будто бы мы стесняемся эмоционально ярче показать свое отношение к другому человеку.
Однако есть такая область эмоциональных контактов, где "голода" мы не испытываем. Скорее там уже наблюдается явное пресыщение. Я говорю об отрицательных эмоциях. Их, к сожалению, много в нашей жизни как таковой, и, что гораздо хуже, они преобладают в педагогической деятельности. Прошу меня правильно понять: я не призываю к положительному фону общения во что бы то ни стало. Только, мол, улыбка, только пятерка, только радость и смех. Я говорю о создании положительного фона как изначальной ступени, с которой должно начинаться педагогическое взаимодействие: общение и совместная деятельность. Предпосылки для этого есть, просто очень часто мы этого не видим или не даем себе труда увидеть. Вы познакомились со словесными воздействиями "ободрять", "утешать", "хвалить".
Есть ли им место в школе или в детском лагере? Несомненно, есть. Часто ли в школе ободряют, утешают, хвалят? Можно сказать "да". Но как? Вот об этом и пойдет дальше речь. Памятуя, что это воздействие адресовано эмоциям человека с целью повышения его самочувствия, посмотрим, что иной раз происходит, когда учителя или вожатые хвалят, как они думают, своих воспитанников.
Педагогическая практика IV курса. Школа. Урок английского языка. Перед группой стоит студентка-учительница (степень мобилизации — 3). Ученик отвечает, иногда ошибается, его вяло поправляют. Наконец ответ закончен. Студентка, впервые за весь ответ, смотрит на ученика и медленно, абсолютно без всякого выражения на лице говорит:
"Молодец... Садись...!" Далее она что-то отмечает на своем листочке бумаги и поднимает отвечать следующего ученика.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 508;