Воздействие — целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. 2 страница
Итак, в гармоничном единстве Ваших бессловесных и словесных действий заключается истинный смысл Вашего поведения и эффективность воздействия на окружающих, с которыми Вы в данный момент взаимодействуете.
Тест
Назовите черты характера или черты личности человека, которые ассоциируются у Вас со следующими геометрическими линиями и фигурами:
1.
2.
3.
4.
5.
6. .
Теперь смотрите:
1) Ваша основная черта характера.
2) Характеристика Вашего отношения к своей работе, к профессиональной деятельности, к своей карьере.
3) Черта Вашего характера по отношению к друзьям.
4) Характеристика Вашего отношения к людям.
5) Ваше кредо любовных отношений при обсуждении этого вопроса с другими.
6) Доминирующая черта Вашего характера в реальных любовных отношениях.
УРОК 6
ПОЗВОЛЬТЕ ВАМ ВЫЙТИ ВОН!
Словесные (вербальные) действия — это ЧТО мы говорим. Если к ЧТО добавить КАК и ЗАЧЕМ, то уже будет словесное воздействие как целенаправленный процесс передачи информации с помощью слов от одного участника общения к другому. Понятно, что в нашей речи, в словах, выражающих те или иные понятия, важно все: голос, интонация, артикуляция, громкость, а также осознаваемая цель высказывания. Вот обо всем этом мы и начнем наш разговор, так как давно уже пора говорить грамотно и с пониманием того, что и как мы говорим.
Начать я хочу вот с какого сравнения: как известно, в музыке всего семь нот, а вот мелодий бесконечное множество. Комбинируя сочетания нот и варьируя их длительность, композиторы создают музыкальные фразы то минорного звучания, то мажорного; под их пальцами звучат гармоничные аккорды и диссонирующие: мелодия может быть быстрой, медленной, отрывистой, плавной. Музыка бывает разной, а хорошая музыка всегда будит какие-то чувства, переживания, мысли.
Основных словесных воздействий всего одиннадцать: в их числе пять пар и одно непарное. Мы будем называть их основными, простыми, опорными воздействиями, потому что как в музыке, так и в нашей речи мы комбинируем эти опорные воздействия и получаем уже сложные словесные действия, многозначные по тому содержанию, которое мы в них вкладываем. Наша речь также будит в нас различные чувства, переживания, наводит на размышления, причем 'чем она будет грамотнее, тем точнее и правдивее будет реакция другого человека, с которым мы общаемся.
Перед тем как мы начнем знакомиться с основными словесными воздействиями, хочу обратить Ваше внимание на следующее: Вы, да и все другие люди, уже давно говорите с использованием словесных воздействий. Вы также имеете опыт в конструировании и применении сложных словесных действий. Вроде бы все уже знакомо и ничего нового вы не узнаете? Не торопитесь с выводами. Ведь бывают случаи, когда Ваши слова "не доходят" до собеседника? Разве редки ситуации, когда мы просто не знаем, что сейчас сказать? Неужели у Вас никогда не было ощущения, что Вы сказали не то, что хотели сказать, и в результате вместо того, чтобы, например, похвалить, Вы обидели человека?
Подобные вопросы можно продолжить. Но, по-моему, Вы уже разобрались, что к чему: расчленив нашу речь на составные элементы и уяснив себе, что каждый из них означает в отдельности и в каких-то комбинациях, я думаю, мы сможем в дальнейшем сделать нашу речь более точной, более выразительной, целенаправленной и, в конечном счете, более воздейственной для достижения поставленных целей.
И еще одна важная деталь. Продолжая параллель с музыкой, хочу спросить: разве выучив все ноты, а также то, где каждая из них располагается на нотном стане, запомнив все диезы, бемоли и т.д., то есть изучив и поняв теорию музыки, разве мы сможем сразу сесть к фортепьяно и сыграть по нотам любое музыкальное произведение? Конечно же, нет.
Так и в случае с нашими словесными воздействиями нужно учиться говорить заново, приобретать необходимые умения и навыки грамотной (не только в смысле ударений в словах и окончаний падежей) воздейственной речи — нужно тренироваться, пробовать, повторять, искать и закреплять достигнутое.
А теперь начинаем знакомство с первой парой основных словесных воздействий. Как и все остальные пары, она состоит из двух "близнецов", однако они, несмотря на свое одинаковое "происхождение", бывают тем не менее сильно непохожими друг на друга.
Итак...
Приказывать / Просить
Я буквально вижу и слышу Ваше недоумение: "Ничего себе близнецы! Ведь это просто две противоположности: приказ это приказ, а вот просьба — это совсем другое, это по-человечески". Такую реакцию я видел много раз на занятиях, отсюда и появилась моя уверенность именно в такой Вашей реакции. Но я предупреждал, что "близнецы" могут быть не очень-то похожими друг на друга.
Роднит и объединяет два глагола "приказывать" и "просить" адрес их воздействия — воля человека. А также цель воздействия — удовлетворение наших сиюминутных потребностей.
Приказывая или выражая свою просьбу, мы прежде всего адресуемся воле нашего собеседника, так как нам надо удовлетворить НАШИ, а не ЕГО потребности, желания. При этом, хотим мы или нет, но происходит определенное давление на другого человека, определенное навязывание ему своей воли, своего желания.
Вспомним недавние школьные будни. В классе конфликт. Учительница стоит перед учеником и говорит ему резким тоном: "Я прошу тебя выйти из класса! Сидишь? Я еще раз прошу тебя выйти из класса! Я в последний раз прошу тебя покинуть класс!!!" Тут дверь открывается и появляется директор школы, неизвестно зачем решивший заглянуть в Ваш класс. Учительница обрадованно, но с тем же напором обращается к директору: "Вот посмотрите! Сидит, вертится, разговаривает, всем мешает, на замечания не реагирует, трижды просила выйти из класса — не выходит!" Директор, уловив "просила выйти", обращается к ученику: "Тебя же просили выйти, почему не выходишь?"
Давайте разбираться. Если Вы узнали ситуацию, то у Вас в ушах должен был зазвучать голос и интонации этой учительницы. А теперь ответьте мне: этого ученика просили или приказывали выйти из класса? Скорее всего последнее. Это был самый что ни на есть приказ, который не терпит ослушания, комментариев и вопросов. Впрочем, очень многие студенты на тренинговых занятиях отвечали: "Это была просьба. Она же говорила "прошу, просила". А в ответ на мое недоумение: "Ну что вы! Ведь в школе нас только так и просили!"
И Вы знаете, они, к сожалению, правы. Сейчас я приведу несколько "просьб" из репертуара школьных будней, а Вы попробуйте их "услышать" в вашей памяти. "Девочка, стой! Отнеси журнал, пожалуйста, в учительскую!", "А ты, милочка, пожалуйста, подбери бумажки под столом!" и т.д. В таком виде, в каком лично я видел и помню подобные "просьбы", это были приказы, несмотря на то, что вроде бы в них звучат "прошу", "пожалуйста".
В чем дело? Главное, что отделяет приказ от просьбы, это особый взгляд приказывающего. В приказе он всегда пристальный, твердый, не терпящий отказа или неповиновения. В просьбе взгляд.совершенно другой — мягкий, внимательный, но тоже достаточно настойчивый. Вы можете спросить: "А интонация? Ведь она, во-первых, совершенно другая в приказе, во-вторых, интонация сразу заметнее, нежели взгляд, выражение глаз".
Да, интонации, с которыми произносятся приказы и просьбы, сильно отличаются друг от друга, но интонация — производное от внешнего облика, она вторична по отношению к нему.
Давайте проделаем следующий опыт: развалитесь на стуле или в кресле посвободнее. Пусть то же самое сделает Ваш партнер по эксперименту. Посмотрите друг на друга в пристройках "сверху", а теперь по очереди друг друга о чем-нибудь попросите. Получилась просьба или что-то другое?
Я уверен, что настоящей просьбы не получилось, а было что-то вроде приказа, повеления, требования, ну уж в самом лучшем случае это было капризное высказывание, хотя сам просящий, наверное, был уверен, что он именно просит, а не приказывает, требует и т.д. Расспросите друг друга о том, какое впечатление каждый из вас произвел на другого, находясь в той позе, да еще "просящий" о чем-то. Если хотите, поэкспериментируйте с другими людьми, послушайте их мнения, прислушайтесь повнимательнее к своим "просьбам".
Итак, хотели Вы этого или нет, но Ваша интонация немедленно подчинилась Вашему внешнему облику. Вы мне не до конца поверили? Тогда сядьте на край стула, корпус подайте вперед, на партнера, пристройтесь к нему "снизу" и прикажите что-нибудь сделать. А после этого поменяйтесь с ним ролями — пусть теперь он в такой же позе Вам приказывает. По-моему, сейчас Вы должны убедиться, что вместо приказов звучали просьбы, если вообще не униженные мольбы и стенания, при условии, что Вы оставались в пристройках "снизу". Ваши интонации отнюдь не были приказывающими.
Отсюда следует очень важный вывод: по сути, приказывают или просят глаза, а губы лишь говорят, в чем состоит Ваша просьба или приказ. Голос же повинуется выражению глаз (позе, пристройкам — всему облику), воспроизводя соответствующую бессловесным действиям интонацию. Так что не только глаза, но и весь Ваш мимический и пантомимический облик ("вес", пристройки) задают тон любому Вашему высказыванию.
Теперь вернемся немного назад, туда, где мы говорили, что адрес воздействия приказа и просьбы — воля человека. Понимая под словом "воля" именно то, что оно означает, а не пафосную трактовку этого понятия, представим себе такую ситуацию: идет урок, ученики сидят, слушают, урок интересный, учитель старается, ученики тоже. И тут учитель, обращаясь к одному из учеников, просит его (именно просит, а не приказывает) сходить в кабинет завуча и принести оттуда, ну, например, какую-то очень нужную для урока таблицу. Представьте себя на минуту на месте этого ученика. Он сидит, ему удобно и хорошо, урок идет интересно и еще интереснее будет впереди, а тут вставай, иди куда-то, что-то проси, неси, а ведь рассказ будет продолжаться, но уже без него. Конечно, наш ученик встанет и выполнит просьбу учительницы, но все-таки, пусть небольшое, но усилие над собой он вынужден будет сделать. И именно это усилие будет результатом воздействия просьбы учительницы на волю ученика.
Аналогичен механизм воздействия на волю и в процессе повиновения приказам. Я намеренно не беру крайних, ярких ситуаций — там все и так понятно. Поэтому представьте себе урок физкультуры, где учитель подает команды: "Равняйсь! Смирно! По порядку номеров..." и т.д. Команды — это те же приказы, и мы, в частности на уроках физкультуры, им подчиняемся. Мы подчиняем свои действия приказам со стороны, тем самым совершаем определенные волевые усилия, чтобы эти действия выполнить.
Как правило, настоящие просьбы не вызывают у нас сильных отрицательных реакций. В худшем варианте это легкая досада на то, что приходится отрываться от какого-то дела, которым в данную минуту занимаешься, и заняться чем-то другим. Зато приказы в большинстве своем как раз вызывают ощутимые отрицательные реакции. Помните пример "Я прошу тебя выйти из класса"? В той иллюстрации ученик не сдвинулся с места, и это не просто неповиновение. Сплошь и рядом приказания, отданные при некоторых особенностях внешнего облика, не только вызывают отрицательные эмоции, но и так называемый "дух противоречия" — желание сделать наоборот. В нас, взрослых людях, он достаточно силен, но мы опытом своей жизни научились хоть как-то его обуздывать, а вот в детях этот дух противоречия, вызываемый в большинстве случаев неправильным и нелогичным поведением взрослых, еще очень силен. Помните об этом, по-моему, это Вам может очень пригодиться.
Но о каких же это "особенностях внешнего облика" идет речь? Прежде всего это пристройки "сверху". Именно они, демонстрируя высокомерное, пренебрежительное и, следовательно, в какой-то мере уничижительное отношение к собеседнику, будут "диктовать" тон и интонацию приказа, тем самым вызывая его неприятие, сопротивление ему и, конечно же, резко отрицательный фон общения.
"Вес" учителя в данной ситуации попробуйте "вычислить" сами.
В связи со всем изложенным выше возникает вопрос: могут ли быть приказания, не вызывающие резко отрицательных реакций как по отношению к тому, кто приказывает, так и по отношению к содержанию приказа? И если да, то при каких условиях?
Пристройки "наравне" — вот главное условие, при котором все Ваши приказы будут нормально восприниматься другими. Я, конечно, говорю о таких приказах, где Вы будете требовать реально выполнимые действия, цель и форма которых ясны и понятны окружающим, логично вписываются в общую картину конкретной ситуации. С одним из примеров Вы уже знакомы: урок физкультуры. Там вся логика начала урока не противоречит команде (приказу) на равнение и т.д. Да и цель тоже ясна: своеобразная мобилизация, приведение в состояние готовности, "настройка" на урок.
А вот другой пример.
Теплый летний день. Из корпуса, где живут дети в загородном лагере, выходит отряд с полотенцами в руках. Ясно — они идут в бассейн. Вместе с ними вожатая, она с некоторым беспокойством поглядывает на часы: ее отряд немного опаздывает, физрук будет недоволен, ребята будут меньше купаться. И вдруг она вспоминает очень важную вещь. Быстро повернувшись к одному из пионеров, она говорит: "Вот ключ от моей комнаты. Быстро, бегом туда! Там на столе списки нашего отряда. Неси их сюда. Одна нога здесь, другая — там!"
Содержание этого краткого монолога может быть разным, но по сути — это приказ, причем большинство вожатых его выполняет в пристройке "наравне", так как вроде бы нет в данной ситуации никаких оснований на кого-то сердиться, кроме как на себя из-за собственной забывчивости. Также не надо никого "ставить на место", перед кем-то демонстрировать свою власть и т.п. Есть конкретное дело: нужны списки, без них купаться не разрешат; есть конкретное условие: нехватка времени и боязнь оставить ребят отряда одних (и так-то еле-еле собрала всех из палат!); есть множество ребят, которые потенциально в состоянии выполнить данное простое поручение. Я думаю, что описанное поведение вожатой самое логичное и приемлемое в этой ситуации. Можно, конечно, и попросить кого-то сходить к Вам в вожатскую комнату, взять со стола списки и т.д., но, по-моему, весь "ритуал" просьбы, во-первых, займет больше времени, во-вторых, кто-то может и отказаться (Ну почему все время я?), в-третьих, действия исполнителя просьбы скорее всего будут более медленными, нежели при приказе, да еще при таком, какой я Вам привел. В данном конкретном случае Вами будет осознаваться эта нехватка времени; оно — это осознание — и сформирует соответствующую психологическую установку на то действие, которое Вы и выполните: "Быстро... бегом... одна нога здесь..."
Впрочем, еще раз повторю: никаких рецептов Ваших действий мне бы давать не хотелось. Главное в Вашем поведении — это Вы сами (настолько, насколько сами себя знаете, представляете и оправдываете), а также та конкретная ситуация, в которой Вы сейчас находитесь. А рецепт, по сути, один: познайте себя, учитесь быстро анализировать обстановку и принимать верное решение, которое выразится в Ваших действиях. А все, о чем я рассказываю здесь, на страницах этой книги, — все это либо варианты поведения, либо анализ явно неэффективных и даже вредных (для Вас и для детей) действий. Мне бы хотелось, чтобы Вы мысленно "примеряли" их на себя, сознательно принимая кое-что за основу или, опять-таки вполне осознанно и мотивированно, отвергали. И ко всему этому добавлялась бы Ваша личная, индивидуальная трактовка того или иного варианта. Ведь все, о чем я здесь пишу, — это реально существующие в нашей жизни (и тем более в профессиональной педагогической деятельности) закономерности, полное игнорирование которых вряд ли пойдет кому-либо на пользу. Впрочем, мы еще продолжим разговор на эту тему.
А сейчас, поскольку приказы и просьбы, как было установлено, могут объективно нести в себе определенный заряд отрицательных эмоций для их адресата, проясним некоторые важные моменты такого рода общения, тем более что оно является делом совсем непростым и довольно-таки тонким.
Перед Вами разбросаны вопросительные слова. Попробуйте составить из них логическую цепочку восприятия высказывания одного человека другим.
кто?
что?
как?
зачем?
Напишите свою цепочку на бумаге; потом мы к ней вернемся и посмотрим, что у Вас получилось. А сейчас представьте себе такую в принципе обычную картинку из жизни молодоженов: в кресле перед телевизором сидит в свободной позе молодой человек, муж. Мимо него проходит его молодая жена. Муж, не отрываясь от экрана телевизора, говорит ей: "Дорогая, там на кухне — мои сигареты. Принеси их, да пепельницу и зажигалку не забудь". Жена резко останавливается, внезапно разражается потоком слез, муж вскакивает с места, подбегает к ней, пытаясь выяснить причину ее расстройства, одновременно успокаивая. Сквозь слезы жены слышны отдельные фразы: "Я для тебя домработница!.. Подай, прими, пошла вон!.. Никакого уважения..." Молодой муж начинает "закипать": "Это ты о моей просьбе? А что в ней особенного? Я тебя просто попросил по-человечески и все. Тебе что, было очень трудно?! Ведь все равно шла на кухню!"
Через полчаса в молодой семье тишь и покой — эмоциональное равновесие вновь обретено, и молодые супруги уже обо всем почти забыли. Такие или не совсем такие вспышки довольно часто происходят в семьях молодоженов: ведь известно, что первый год супружеской жизни — это приспосабливание двух людей друг к другу, стирание острых индивидуальных "углов".
Но если бы мы сейчас, когда уже все улеглось и мир в семье восстановлен, спросили бы нашу молодую супругу о причине ее недовольства, то скорее всего она высказалась бы о том, что она почувствовала в просьбе мужа некую пренебрежительность, какое-то барство по отношению к ней. Кстати, о пепельнице и о сигаретах она вряд ли вспомнила бы. Но мы-то с Вами знаем, что муж вовсе не хотел ее оскорбить, унизить своей просьбой. Так что же на самом деле произошло?
Наверное, Вы уже догадались — просьбы-то и не было. Вспомнили упражнение "лежа на стульях" и "просьба"? Здесь абсолютно та же ситуация, что и в том упражнении: человек в пристройках "сверху" (муж сидел, развалясь в кресле, — откуда же взяться пристройкам "снизу" или "наравне"?), следовательно, просьбы нет, а есть приказ, требование, каприз и т.п. Реакция молодой жены вполне понятна и объяснима.
Дело в том, что существует следующая закономерность: говорящий человек сконцентрирован на содержании своего высказывания и уверен — слушающие воспринимают, ЧТО он говорит. Однако получатель информации сначала улавливает, КАК говорится, а уж потом, ЧТО ему было сказано. Поэтому в иллюстрации типичного семейного недоразумения жена практически не восприняла, ЧТО ее просили сделать. Она "споткнулась" о то, КАК была высказана просьба, которая, как мы уже знаем, звучала совсем не просьбой.
Перенося эту схему КАК — ЧТО в педагогическую деятельность, я хочу вернуться к Вашей логической цепочке. Какая она у Вас? Лично я выстроил следующую: КАК — КТО — ЗАЧЕМ — ЧТО. У Вас другая? Давайте разбираться.
Ну, прежде всего надо уяснить: ЧТО первенствовать не может, иначе мы все и всегда сразу бы правильно воспринимали само содержание любого высказывания, лекции, выступления, как говорится, "не прожевав", но вполне убежденно, что все то, ЧТО говорит оратор, действительно так. Любое изречение в таком случае становилось бы для нас законом, и, по идее, мы все действовали бы соответствующим образом.
Однако это не так. А как было бы хорошо! Представляете: Вы входите в класс и говорите своим ученикам: "Дети, надо хорошо учиться! Хорошо учиться — это очень хорошо, а вот плохо учиться — это очень плохо!" И просветленные Вашим откровением дети, захлебываясь радостными чистыми слезами от снизошедшей на них ИСТИНЫ, кидаются наперегонки под Вашим руководством настойчиво и упорно овладевать знаниями, которые накопило человечество специально для их пользования. .
Мы теперь уже знаем, что вначале воспринимается, КАК что-то сказано Вами. КАК — это прежде всего выразительно (Вы должны четко знать, что Вы хотите в данном случае выразить), потом — искренно, логично, внятно, понятным языком, с одобрением или с осуждением, то есть любой эпитет или наречие, отвечающее на вопрос "как?", в том числе и уважительно по отношению к слушателям, весело или хмуро, со злостью и т.д.
Далее, мне представляется, следует КТО. Это означает компетентность говорящего, его авторитет, уважение к нему, веру в него и т.д. Потом идет ЗАЧЕМ — то есть должна быть ясной и понятной цель Вашего высказывания, если не всем, то подавляющему большинству. И уж потом следует ЧТО, то есть содержание. Этот процесс восприятия одновременно и предельно краток и достаточно продолжителен во времени. Сама логическая цепочка срабатывает моментально, но Вы ведь чаще всего не ограничиваетесь одной фразой, одной мыслью, одним положением? Поэтому дальше в своем выступлении, когда Вам нужно высказать уже другие мысли, чтобы Вас поняли, снова в сознании слушающих появляется эта цепочка, а уж "сработает" она в Вашу пользу или нет, в значительной степени зависит от Вас.
Что значит "сработает"? Представьте или вспомните чье-то высказывание, которое Вам очень хорошо запомнилось. С уверенностью можно утверждать, что оно было высказано очень грамотно (выразительно, емко, логично и т.д.) и не вызывало у Вас отрицательных эмоций по отношению к оратору (он не был высокомерен, а наоборот, располагал к себе, он говорил достойно, может быть, даже с юмором и т.п.). Значит, ставим плюс. Вспомните, кто это говорил. Имел ли тот человек на это право, его ли это тема, владеет ли он данным вопросом? Опять ставим плюс. А цель его выступления Вам ясна? А форма его высказываний тоже? А как насчет актуальности? Снова плюс. И вот, если мы имеем три ярко выраженных плюса, которые характеризуют очень положительно форму высказывания, личность говорящего, цель его высказывания, то тогда его содержание тоже имеет плюс. Мы воспринимаем его, оно становится нашим, мы верим выступающему. Конечно, самое главное — это содержание, но посмотрите, из чего оно складывается. В данном случае его удельный вес превысил вес всех КАК, КТО, ЗАЧЕМ вместе взятых, и, видимо, это было самым главным для оратора — донести до Вас свою мысль, свое убеждение, чтобы Вы ему поверили и разделили его мнение.
А если хоть одно из звеньев этой цепочки будет со знаком минус? Посмотрим, что тогда может произойти. Если КАК сказано будет нелогичным, непонятным или же манера человека говорить каким-то образом не нравится слушателям, то понятно, что, несмотря на компетентность данного оратора и, возможно, ясную цель выступления, его содержание, вероятнее всего, не будет воспринято слушателями так, как бы этого хотелось выступающему. Если же КТО говорит, то есть сама личность человека не соответствует содержанию выступления (некомпетентность, несоответствие должности или званию, известные отрицательные черты характера или личности и т.п.), то и в этом случае результат понятен — содержанию выступления не поверят, с ним не согласятся, его могут попросту не услышать! И последнее — ЗАЧЕМ. Наверное, это самое простое: когда неясна цель разговора, лекции, доклада, отдельных высказываний, то и внимание аудитории не концентрируется на содержании речевых действий оратора. В сознании слушающих мелькает мысль типа: "Что это такое? Зачем это нужно? Кому " это нужно?" и т.д.
Во всех приведенных примерах ЧТО все-таки будет в какой-то мере осознаваться аудиторией, но его удельный вес будет несравнимо меньше, и содержание сказанного в значительной степени не будет воспринято слушателями. Конечно, возможны и варианты комбинаций: не одно слово со знаком минус, а два или все три. Тогда еще меньше вероятность того, что смысл сказанного дойдет до аудитории. Почему ребенок почти не обращает внимания на угрозу наказания за плохое поведение, если это говорит, например, бабушка? Скорее всего тон угрозы не выражает реальности ее осуществления (дефект: КАК сказано). Да вдобавок это еще и бабушка! Почему младший брат или младшая сестра часто не слушаются своих старших братьев и сестер, хотя, можно в этом поручиться, выразительность их речи довольно высока? Да потому, что это не папа и не мама, а всего-навсего брат или сестра ("а сам-то ты кто?", то есть некомпетентность того, КТО говорит). А как мы раздражаемся, если кто-то, может быть, даже и ребенок, вдруг влезает во "взрослый" разговор с каким-нибудь своим высказыванием, зачастую невпопад... Нет чтобы прислушаться, попытаться осознать, что хочет сказать ребенок, мы сплошь и рядом говорим: "Ну и к чему ты это сейчас нам сказал? И вообще, не перебивай старших". Здесь нам очень часто неясна цель его высказывания, я имею в виду не цель "чтобы принять участие в разговоре", а другую, скорее всего какую-нибудь мысль, которая появилась у ребенка как ассоциация в связи с нашими "взрослыми" темами и мыслями (то есть дефект: ЗАЧЕМ сказано).
Все сказанное выше относится ко всем словесным воздействиям, но особенно это важно в приказах и просьбах. Желая, чтобы люди исполнили нашу просьбу или выполнили наше приказание, мы должны облечь их в единственно точную и адекватную каждой просьбе или приказу форму. Иначе получится то, что вынесено в заголовок этого урока. "Позвольте Вам выйти вон!" Что это — просьба? Приказ? Как бы Вы на эту фразу среагировали? Как вы вообще ее воспринимаете: как серьезный словесный оборот или как шутливое выражение? Но тогда что оно выражает?
Теперь еще несколько важных нюансов.
Могут ли просьбы в пристройках "снизу" оказывать давление на другого человека, как приказы в пристройках "сверху"? Да, могут, причем иногда еще более сильное, чем приказы. Представьте себе ситуацию. Вас сначала просят дать почитать Ваши конспекты (мобилизация 5, "вес с достоинством", пристройки "наравне"), Вы не даете, так как сами хотите по ним заниматься. Получив отказ, Ваша подруга (мобилизация повышается, вес тяжелеет, пристройки "снизу") начинает уже упрашивать дать ей на одну ночь конспекты. Вы снова отказываете. Далее подруга начинает уже Вас умолять (мобилизация 7—8, вес "тяжелый", пристройки "снизу" — взгляд молящий, голос дрожит и прерывается). Ваши дальнейшие действия?
Очень часто мы поддаемся такому давлению — а это что ни на есть прямое давление на вашу психику, чтобы разжалобить Вас и подчинить воле другого человека. Для достижения поставленной цели Ваша подруга прибегает к решительным действиям — отсюда и постепенное наращивание своих усилий, так как с небольшой затратой психофизической энергии у нее ничего не получилось. И мы уступаем, причем иногда не столько из жалости или сочувствия, сколько из-за того, чтобы избавиться от давления на нас.
Есть целая категория "вечно несчастных" людей, которые играют на наших чувствах сострадания и участия, пользуясь при этом, осознанно и намеренно или нет, нашими морально-нравственными установками себе во благо. В психологии подобное общение называют манипулятивным — это когда тобой манипулируют, заставляя тебя делать то, чего тебе не хочется делать, но при этом маскируя свои истинные цели и намерения.
Как распознать манипулятора? Есть три признака манипулирования, неискренности, притворства в общении. Они могут действовать как сами по себе в отдельности, так и одновременно.
Человек Вас о чем-то униженно просит: пристройки ниже некуда, голос предельно жалобный, глаза нет-нет да и прыгнут вверх-вниз. Вот это движение глаз и говорит о том, что на самом деле тот человек считает себя выше Вас, но в интересах собственной необходимости готов представить себя зависящим от Вас. Эти вертикальные движения глаз есть не что иное, как "смерить взглядом" (Да кто ты такой?!), и оно непроизвольно, а следовательно, не поддается самоконтролю, если человек действительно считает Вас ниже, недостойнее себя. Иногда, как бы догадываясь, что глаза могут его выдать, человек прикрывает глаза, отводит взгляд — все это тоже признак неискреннего к Вам отношения, манипулирования Вами.
Второй признак обмана или притворства — протяжка гласных в, казалось бы, искренней мольбе: "Ну, пожа-а-алуйста..., ну, да-ай, ну, о-о-очень на-адо!"
И третий признак: начало просьбы-мольбы происходит в резко повышенной мобилизации. На Вас буквально обрушивается проблема просящего, и Вы не успеваете осознать, понять, что на самом деле происходит. Вот этого-то манипулятору и надо — пока человек не разобрался, пока не понял, что к чему, заставить его пожалеть бедняжку и дать ему то, без чего он "жить не может". Что-то типа "Дай скорей, а то помру!!!".
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 671;