П.В.Ушанов и Г.А.Медведев из Финансового университета при Правительстве РФ[13] предлагают свой набор механизмов по превращению финансового сектора в локомотив антикризисных мер.
Авторы предлагают «обильно поливать экономическую почву деньгами», при условии хорошей работы «дренажной системы». То есть проводить политику количественного смягчения, существенно увеличив уровень монетизации, но при этом добиваясь того, чтобы деньги шли именно в реальный сектор, а не приводили «к заболачиванию почвы» и не надували пузыри на финансовом рынке, валютном рынке, рынке недвижимости и пр. Основные предлагаемые меры:
1. ЦБ должен выполнять функции банка развития, создав механизм сбалансированного насыщения экономики деньгами под эффективные рыночные проекты. Для этого ему следует в ходе рефинансирования банков покупать не государственные ценные бумаги (как он это уже делает и, в частности, сделал в ходе докапитализации банковской системы, внеся гос.цб в капиталы крупнейших банков на 1 трлн руб.), а все акции и облигации российских эмитентов при условии, что они прошли листинг и успешно торгуются на Московской бирже (внеся их в Ломбардный список). В этом случае деньги не уйдут только в проекты госкорпораций, а будут доступны всем успешно работающим акционерным компаниям. Помимо прямого вливания в них гос.средств, это позволит им привлечь средства частных инвесторов, поскольку спрос со стороны ЦБ увеличит их привлекательность (повысит котировки акций, снизит доходность облигаций). Степень ликвидности такого залога (то есть в какой доле от номинала ЦБ учитывает эти бумаги как залог по ссуде рефинансирования – 0,7 или 0,9…) должна зависеть от уровня кредитного рейтинга эмитента.
При этом рост индекса ММВБ должен соответствовать целевым показателям роста экономики, это должно стать ориентиром объема количественного смягчения (доп.эмиссии).
Такой механизм снизит спекулятивные настроения на валютном рынке, позволит существенно удлинить сроки предоставления финансовых ресурсов экономике, поскольку будет способствовать конверсии коротких банковских ресурсов в долгосрочные, сделает фондовый рынок драйвером экономического роста, будет способствовать росту количества и качества инвестпроектов.
2. Поскольку дополнительное денежное предложение вызовет рост цен, следует принять меры для защиты накоплений граждан и ресурсы малого и среднего бизнеса: дедолларизацию экономики и мягкое валютное регулирование, призванные ослабить влияние инфляции на бизнес и население. Для этого предлагается:
1) ввести в обращение инвестиционный рубль (червонец), чеканить его из золота по принципу свободной чеканки, чтобы он выполнял функцию «сокровища» вместо долларов е евро. Хранить можно в ячейках или в казначействе в обмен на именные сертификаты, по которым в любой момент можно получить рубли или валюту по рыночному курсу (предполагаются биржевые котировки червонца), и которые станут первоклассным залогом при получении банковских кредитов и кредитов рефинансирования. Параллельно ограничить трансграничное движение капиталов.
2) Выпустить инфраструктурные облигации для частных инвесторов, при условии, что реализовывать эти проекты будут профессионалы, имеющие активы в качестве страховки на случай их некомпетентности, работать будут в условиях полной информационной прозрачности, а инвесторы могли сформировать комитет общественного надзора за реализацией проекта (что-то вроде инвестиционного комитете в закрытом ПИФе для квалифицированных инвесторов, пайщики которого обладают всей полнотой информации о ходе «освоения финансирования» и могут управляющую компанию поменять, если она их не устраивает).
3) Организовать электронные земельные аукционы (биржей или ее подразделением), чтобы сформировать земельный рынок для частных инвесторов и способствовать освоению земель.
3. Ключевым элементом антикризисного плана должна стать налоговая реформа. Налоговый кодекс должен стать коротким, простым и понятным, чтобы его, словно скрижали Моисея из Ветхого Завета, прочет весь наш «экономический караван». Следует освободить производителей от налогов, а все налоговое бремя переложить на покупателей в форме налога с покупок (производитель тоже его платит, когда покупает сырье, средства производства, рабочую силу) – 10% от любой покупки физ и юр лица. Продавец перечисляет налог, уплаченный покупателем, на его инд счет налогоплательщика в Федеральном казначействе, с него физ лица смогут осуществлять предусмотренные налоговые вычеты. Если не перечислил – штраф в двойном размере. Если не заплатит покупатель – сделка признается недействительной, а имущество изымается в бюджет.
Налог на имущество сохраняется, а также уплачивается универсальный рентный налог монополистами и естественными монополистами. Остальные налоги предлагается отменить.
Об увеличении роли средств центральных банков в обеспечении пассивов банков и, следовательно, в кредитовании экономики. Здесь важно отметить, что эта тенденция идет в русле мировой практики.
Одной из ключевых целей деятельности центральных банков, экономических блоков правительств государств мира является обеспечение приемлемых для экономики темпов экономического роста. В 2010-2015 гг. наиболее экономически развитые государства мира сталкиваются с ситуацией, когда возникает необходимость предотвращать вялотекущую экономическую депрессию, “перезапускать” экономику и выводить ее на новый виток роста.
В большинстве стимулирующих программ, применяемых центральными банками G20 в посткризисный период, основной упор продолжает делаться на поддержку финансового сектора. Регуляторы полагают, что вливание средств в него поможет вывести экономику из кризисного состояния. Для этого центральные банки проводят крупные раунды выкупа преддефолтных активов, осуществляют операции, позволяющие очистить балансы банков от долгов проблемных эмитентов. Как уже отмечалось, ФРС США в 2009-2015 гг. проводил программы “количественного смягчения” и операцию “Твист” (по сути, также печатая новые доллары и выкупая государственные облигации с открытого рынка); ЕЦБ способствует реструктуризации государственного долга проблемных стран еврозоны и в январе 2015 г. объявляет о программе, аналогичной американскому “количественному смягчению”.
Все эти действия лишь частично влияют на реальный сектор, поскольку большей частью осуществляются в финансовой сфере. Финансовые рынки “научились” зарабатывать деньги в отрыве от реальных активов. Эффект, оказываемый такими программами, зачастую носит краткосрочный характер и в действительности имеет ограниченное влияние на реальную экономику.
Более того, механистический перенос американского “количественного смягчения” в Европу не дает такого же сильного эффекта по причине глубоких структурных разрывов между экономиками еврозоны. Идея перезапуска мировой экономики при помощи наращивания денежной массы не является в корне неверной: не все “новые деньги” доходят до реального сектора, они частично поглощаются рынками акций, долгового капитала и иными финансовыми инструментами, рискуя в будущем спровоцировать более глубокий кризис.
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 607;