СОСТАВ И СТРУКТУРА ИГРОВЫХ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ

 

В данном подразделе мы рассмотрим структуру игровой досуговой программы. Игровая досуговая программа интегрирует в себе сущностные элементы трёх понятия: «игра», «досуг» и «программа». Идея объединения данных структур позволяет представить ИДП как мощный игровой комплекс и как педагогическое средство, решающее образовательные задачи. В определении структуры ИДП мы опирались на исследования структуры игры в работах С.А. Шмакова, А.А. Вербицкого, М.Г. Ермолаевой и структуру воспитательного процесса, представленную И.А. Колесниковой. Обобщенный анализ их работ показывает, что перечисленные ниже компоненты являются обязательными структурными единицами ИДП. Они включают в себя:

- педагогические задачи – задачи развития участников программы (скрытые);

- игровые задачи – задачи, которые нужно будет решить участникам в процессе игры (открытые) для разрешения проблемной ситуации (достижения выигрыша) в игре; могут быть промежуточными и общими;

- идея -авторская мысль, которая в процессе проведения программы осмысливается, принимается участниками программы;

- содержание игровой программы –информация, необходимая для успешного участия в игре или приобретаемая участниками в процессе игры;

- сюжет -фабула игры, сценарный ход;

- правила игры -законы, обязательные для выполнения в процессе проведения игровой программы, регулирующие действия и поведение всех участников;

- игровой модуль –компонент игровой программы, представляющий в своей основе одну игровую форму и имеющий своё назначение в совокупностиразнообразных форм игровой программы. Чтобы программа была игровой, она должна включать в себя множество игровых модулей, то есть творческо-игровых заданий (форм), без которых не возникает ощущения, что человек – в игре. Модуль это — составная часть, отделимая или хотя бы мысленно выделяемая из общего. Мы сочли возможным введение термина «игровой модуль», так как любая игровая форма (творческое игровое задание) это функционально законченный фрагмент, который является частью программы;

- игровой хронотоп -игровое пространство и оптимальное игровое время, с учетом возрастных особенностей детей;

- игровые роли –ролиучастников и организаторов в процессе игры, определяющие характер игровых взаимоотношений между группами участников и отдельными участниками;

- взаимоотношения участников – характер отношений ведущих и участников, групп участников, возникающий в пространстве игрового взаимодействия и вне него и влияющий на формирование атмосферы общения;

- композиция – взаимная соотнесённость этапов программы, логика построения программы;

- игровой реквизит –предметы, используемые в качестве выразительных средств;

- ожидаемый результат – планируемый итог программы: финал сюжета, чувства и опыт участников;

- методы отслеживания результативности – способы получения обратной связи, формы подведения итогов программы (рефлексия в игре и после игры, рефлексия участников и организаторов)

- результативность ИДП –степень достижения педагогических и игровых задач, возникшее «последействие».

Специфику игровой деятельности характеризуют также компоненты: воображаемая ситуация, риск, выигрыш, игровая орнаментовка. Одним из наглядных представлений структуры ИДП, соответствующих её сущности, является представление в виде многогранника основных структурных компонентов, объединенных ядром – игровыми и педагогическими задачами, а также взаимоотношениями участников или атмосферой игры (см. рис. 2).

 

 

Рис. 2. Структура основных компонентов игровой досуговой программы

 

Для создания структуры ИДП структурные единицы должны быть объединены в одно целое, в совокупность. Эту роль в ИДП выполняет сюжет. С.А. Шмаков писал: «Освежающая ценность игры – вечная новизна ее сюжетов, сдвиги реальности по отношению к мироощущениям участников игры». Развитие сюжета, как правило, базируется на драматургическом конфликте и проявляется в столкновении действующих лиц, при осуществлении ими своих жизненных задач. Сюжетная линия определяет сценарный ход, который создает условия для проявления и развития игровой задачи, является стержнем, на который нанизываются все игровые модули. Здесь важным является композиция, то есть композиционное построение игровой программы, которое включает следующие основные элементы: экспозиция, развитие действия, кульминация, финал (см. рис. 3).

Рис. 3. Композиционное построение ИДП

Данная логика, последовательность считается классической и является инвариантной частью программы. Игровые модули представляют собой наиболее значимую функциональную часть игровой программы, посредством которых обеспечивается разнообразие деятельности, поддерживается интерес, активность участников, осуществляется реализация педагогических и игровых задач. Подчеркнем, что каждый игровой модуль может быть реализован как отдельными различными формами игровой деятельности, так и их совокупностями в различных сочетаниях, осуществляя вариативность процесса наполнения программы. В грамотно выстроенной программе происходит интеграция модулей. Каждая предыдущая игра становится «платформой» для следующей. Критерием в подборе игровых модулей является гармоничность и органика. Рассмотрим структурную модель проектирования игровых модулей (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Структурная модель проектирования игровыхмодулей

 

Существенными дополнениями, которые могут органично войти в структуру ИДП, являются такие компоненты как: сценарий ИДП и методическое обеспечение: средства, педагогические методы, приемы активизации, вспомогательные средства (техническое обеспечение; система оценивания). Рассматривая ИДП как воспитательный процесс, мы обратились к современным подходам в определении его структуры. И.А. Колесникова подчеркивает, что воспитательный процесс может выстраиваться как односторонний (т.е. как воздействие педагога на воспитанника) и двусторонний. Автор замечает, что «структура принимает двусторонний характер, если речь идет о педагогическом диалоге». [39] Для определения структуры ИДП именно такой (двусторонний, диалоговый) подход является наиболее эффективным, т.к. педагогическое взаимодействие обеспечивает активность всего игрового процесса программы, ценностно-смысловое отношение, поддержку и вклад каждого участника. Особенностью данного подхода является такой процесс взаимодействия участников (педагогов и детей), который развивается «параллельно и навстречу друг другу», образуя парные компоненты. Таким образом, «формируется двусторонняя (двудоминантная, диалоговая) структура». На основе современных идей и структурной схемы воспитательного процесса, предложенной И.А. Колесниковой, попробуем выстроить обновленную структуру ИДП. Для этого необходимо ввести новый компонентпедагогическое взаимодействиеи выстроить компоненты в параллели, то есть сделать их парными. Структурная схема ИДП (рис. 5) рассматривает процесс проектирования и реализации ИДП в динамике, то есть в его разворачивании во времени, и поэтому выполнена с учетом этапов проектирования.

 

 
 

 

 


Вопросы и задания

 

1. Может ли один из представленных выше структурных компонентов ИДП отсутствовать в программе? Какой именно? Почему?

2. Предложите своё определение сюжетного (сценарного хода). Приведите примеры удачно сконструированного сценарного хода из собственного опыта работы. Всегда ли в ИДП должен быть сюжетный ход?

3. Что такое игровой модуль, сколько их может быть в программе? Приведите примеры взаимосвязи игровых модулей в ИДП.

4. В чем сущность двустороннего характера структуры современной ИДП?

5. Разработайте карту самоанализа разработчика-организатора ИДП, используя термины: идея, педагогическая задача, актуальность, прогнозируемый результат программы, структура ИДП, игровое состояние, чувства удовлетворенности (не удовлетворенности), проблемы, причины, выводы и предложения и т.п.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 5297;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.