ИГРА КАК ОСНОВА ИГРОВОЙ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ

Об игре написано много книг, ее многогранность раскрывается в педагогических, психологических, философских, социологических исследованиях. Для организатора детского досуга знание признаков, особенностей, возможных подходов к игре является необходимостью, так как это профессиональный инструментарий. Рассматривая игровое действие в разных исторических пластах, Й. Хейзинга приходит к важнейшим обобщениям: игра - необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. В играх заложена генетика прошлого, как и в народных песнях, танцах, фольклоре, поэтому игра - феномен цивилизации. В современном понимании игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий науки и культуры [56]. П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров выделили следующие признаки игры:

· добровольность включения игроков;

· наличие общей игровой задачи;

· наличие правил и условий договора об игровых действиях;

· определённость желаемого результата, по которым оценивается личный или общий успех.

По определению А.Н. Леонтьева, детская игра – «исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме». [3]. Януш Корчак, писал, что «игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». По мнению В.А. Сухомлинского «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Суть игры, по мнению Н.П. Аникеевой, состоит в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности [1].

Игровую деятельность психологи всегда связывали с творческим состоянием личности. Ребенок в преодолении игровых ситуаций ощущает свой внутренний успех, личностный рост. «…По существу через игровую деятельность и движется ребенок» [11]. Значимость игры прослеживается в широте диапазона ее функциональности. По мнению С.А. Шмакова, игра как феномен педагогической культуры выполняет следующие основные функции: социализации; межнациональной коммуникации; самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»; коммуникативная; диагностическая; терапевтическая; развлекательная; коррекционная. В современной литературе игра представлена очень разнопланово и, прежде всего, как особая сфера человеческой активности и общения, где все равны, где возникает процесс совместного творчества. Рассматривая педагогическое значение игры, о ней пишут как о процессе переживания, формирующем чувства, отношение к реальности; как о форме усвоения общественного опыта; как о «смысловом поле», которое видоизменяет поведение ребенка; как о дороге к познанию себя и других.

В целях расширения игровой палитры интересно познакомиться с существующими классификациями игр, представленными в работах Л.С. Выготского, Е.И. Добринской, П.Ф. Каптерева, А.Н. Леонтьева, В.Г. Марца, Е.А. Покровского, Э.В. Соколова, С.А. Шмакова и др. Классификация необходима для того, чтобы ориентироваться в многообразии «игровых объектов», осмысленно и целенаправленно их использовать. Педагогическая литература отмечает не только значимость классификации, но и трудность. «Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают, как неизбежно многообразие, несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели» [78].

Игры классифицируют: по возрасту, количеству, составу участников; по содержанию; по времени (сезону) проведения; по используемому игровому реквизиту; по видам движений, которые необходимо выполнять; по тому, какие способности, какие психические функции они развивают; по целевому назначению и т.д. Своеобразную классификацию, на наш взгляд, представила исследователь игры М.Г. Ермолаева, взяв за основу «тип человеческой деятельности, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют». Автор объединила (условно) игры в следующие группы «игры тела», «игры ума», «игры души». К «играм тела» относятся физические игры: двигательные (спортивные, подвижные, моторные) и экстатические. «Игры ума» - интеллектуальные (игры-манипуляции, игры-путешествия, конструкторские и т.д.). К «играм души» относятся игры социальные (сюжетно-ролевые, деловые, организационно-деятельностные, имитационные; комплексные – коллективные творческие) [29].

Наиболее распространенной является классификация по степени открытости формулировки правил игры. Принято различать два основных типа игр: игры с готовыми, фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами (правила устанавливаются по ходу игровых действий или следуют из естественного развития сюжета). К первому типу игр относятся большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, а также развивающие интеллектуальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относятся игры сюжетно-ролевые с неявно существующими правилами, заложенными в нормах поведения воспроизводимых героев. В своем большинстве ИДП относится к первому типу, однако присутствие элементов сюжетно-ролевых игр делает необходимым наличие и скрытых правил.

При классификации игр С.А. Шмаков обращал внимание на комплексную игру и предвидел ее развитие в будущем. В специфике комплексных игр С.А. Шмаков выделял следующее:

1. наличие основной развивающей идеи;

2. наличие ведущей досуговой деятельности, наполненной игровыми и неигровыми элементами;

3. обособление детей в игре во времени и пространстве от реальной жизни в условиях реальной жизни;

4. разнообразие игровых ролей, игровых положений, дающих выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки;

5. достаточная для реализации принципа удовольствия длительность пребывания в коллективной творческой деятельности отдельного индивида.

На наш взгляд, данные позиции всецело относятся к современной игровой программе. Предвидя образование новой формы работы с детьми, он писал: «Необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей».

Поскольку игра или комплекс игр является формой игровой программы, то классификацию игр можно частично использовать для классификации игровых досуговых программ. Мы предлагаем следующую классификацию игровых досуговых программ:

По адресности (по возрастной категории участников): для дошкольного возраста; для младшего школьного возраста; для среднего возраста; для старшего возраста; для юношества; для смешанной аудитории.

По сфере деятельности: физические; интеллектуально-творческие; социальные; семейные; профессиональной направленности; музыкальные.

По целевому назначению: направленные на развитие психологических процессов; направленные на развитие физических процессов; способствующих формированию нравственных норм и ценностей; направленные на воспитание эстетических чувств; направленные на формирование культурообразующего досуга; направленные на развитие коллектива и т.д.

По приоритетной функции: социализирующие; коммуникативные; диагностические; коррекционные; познавательные; развлекательные.

По длительности проведения: длительные (несколько игровых встреч) и кратковременные (эпизодические); с подготовительным периодом и без подготовки.

По месту проведения: комнатные; уличные; на воздухе; на местности; на эстраде; в спортзале, на стадионе.

По наличию и отсутствию необходимых для программы аксессуаров (инвентаря): аттракционные; предметные.

По форме проведения и приоритетному методу воздействия: конкурсные; театрализованные (с элементами театрализации); с техническими средствами (видео, компьютерные технологии).

По способам организации: организованные взрослыми; организованные взрослыми и детьми; организованные детьми.

Необходимо отметить, что данная классификация достаточно условна из-за специфичности и многообразия игровых элементов в игровой программе.

 

 

Вопросы и задания:

1. С.Т. Шацкий называл игру «жизненной лабораторией детства». Согласны ли вы с ним? Почему? Предложите свой ряд цитат, определений игры, важных, на ваш взгляд, для понимания сущности игры и игровой программы.

2. Приведите примеры досуговых программ вашего учреждения и назовите используемые в них формы, определите их вид и направленность.

3. Проанализируйте спектр игровых досуговых вашего учреждения (по целевому назначению, по длительности проведения и определенным временными условиям, по возрастному адресату): программы какого вида отсутствуют или почти не представлены? Почему?

4. Используя материалы Игробанка (Приложение 10) или игры из собственного опыта работы, попробуйте трансформировать (преобразовать) игровые приемы для программ экологической, семейной, спортивной, музыкальной направленностей (2-3 приема).








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 4393;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.