ИГРОВЫХ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ. Актуальной задачей современных технологий педагогики досуга является создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка
Актуальной задачей современных технологий педагогики досуга является создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, вовлечение ребенка в творческую деятельность через разнообразные приемы игрового взаимодействия. Но эффективность этого процесса зависит от нашего понимания мира ребенка, его интересов, проблем, желаний, потребностей и т.д. Это означает, что все методические решения (содержание материала, подбор и использование приемов, методов, выразительных средств и т.д.) должны преломляться через призму личности участника игры - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и индивидуально-психологических особенностей. Такая постановка вопроса побуждает педагога осуществить переход на личностно-ориентированный подход. Данный подход позволяет рассматривать пространство ИДП как «поле творчества» ребёнка, в котором он может выразить себя своими индивидуальными средствами, использовать свой и получать новый опыт. Игровой процесс предоставляет возможность пробы себя, восприятия и понимания себя и других. В совокупности это выводит ребенка на другой уровень активности, а, как следствие, на другой уровень результативности участия в игровой программе - уровень собственных достижений.
Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно - ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения [4]. Педагогам, разрабатывающим ИДП, следует учитывать, что личностно – ориентированная технология предполагает, что в центре внимания педагога находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта. А.С. Прутченков писал, что основная гуманистическая идея заключается в том, чтобы «не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими» [51].
ИДП мы рассматриваем как совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленных взаимопониманием, творчеством и направленную на достижение цели игры. Игровые достижения вызывают яркие эмоции, радость и становятся личностными переживаниями ребёнком своего успеха. Успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Переживаемый ребёнком успех в игровом опыте побуждает его закрепить как своё личностное достижение те качества, умения, которые он продемонстрировал в игре. Данный механизм побуждает нас рассматривать идеи педагогики успеха как компонент методологической основы игровой досуговой программы. Ориентация на успех может выражаться в целеполагании и в инструментарии программы, в поиске условий для удовлетворения потребностей участников игровой программы в самовыражении, в демонстрации своих интересов и увлечений, своих идей и компетентностей. При проектировании ИДП мы в первую очередь должны выстроить ориентиры, которые связаны с обеспечением успеха. В ИДП каждый участник может испытать чувство радости, успешности от реальных достижений собственной или коллективной деятельности. Обеспечивается это разнообразием игровых приемов, сменой деятельности и созданием условий активного включения каждого в игру и творчество.
Игровая программа, как было сказано выше, - носитель элементов культуры. Е.В. Бондаревская писала, «Восстановить прерванную нить живого культурно – педагогического процесса в его движении к человеку, означает, что основным методом проектирования личностно-ориентированного образования должен быть культурологический подход» [4]. Культурологический подход должен состоять в отношении к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей. Образовательное учреждение необходимо создавать как целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитания человека культуры.
Используя идеи Е.В. Бондаревской, мы пришли к выводу, что игровая программа это: культурная среда (эстетическая и среда общения); культурное событие (фактор личностного роста ребенка); культурный процесс (поле творчества и творения); к котором создаются культурные образцы жизнедеятельности взрослых и детей. При проектировании ИДП сам педагог (или группа разработчиков) должен понять, осмыслить, в какую культуру мы погружаем ребенка и для чего, какие образцы культуры общения сможем воспроизвести, какой будет культурологическая основа идеи, целей, содержания, форм, приемов и средств игровой досуговой программы.
Таким образом, можно заключить, что современная ИДП должна опираться на личностно-ориентированный и культурологический подходы, педагогику успеха.
Вопросы и задания:
1. Выделите программы вашего учреждения, в которых проявляется личностно-ориентированный подход к участникам. Какие методические решения авторов позволили предоставить ребёнку право выбора самостоятельных решений, проявления творчества, самореализации собственных возможностей.
2. По утверждению В.П. Бедерхановой «…поле деятельности воспитания есть, прежде всего – культурное поле осмысления жизни». При каких условиях данное утверждение может реализоваться в ИДП? Приведите примеры из собственной практики.
3. В чем может проявляться ориентация ребенка на успех в ИДП? Понаблюдайте за детьми в игре, определите, каким достижениям больше всего радуются мальчики и почему, что в большей степени волнует девочек. Какая деятельность обеспечивает успех, какие задания (действия) могут в большей степени обусловить общую радость?
4. Можно ли утверждать, что воспитание начинается с любви? Подготовьте выступление (1,5-2 мин.), главная идея которого «Если мы научили ребенка любить, мы научили его всему» (Ю. Азаров).
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1669;