ИГРОВЫХ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
В поисках новых досуговых технологий значимое место отводится игре. В последние годы появился новый тип игровой деятельности, именуемый игровая программа. Рассмотрим, какое место в педагогике досуга занимала «игровая программа», для чего обратимся к истории педагогики досуга.
В постреволюцоннный период в нашей стране активно развивается культурно-просветительская работа, частью которой становятся массовые праздники с использованием игровых форм. Через зрелищные формы осуществляется пропаганда и агитация социалистических идей. «Бурное время рождало множество форм, - писал И.Г. Шароев, - возникают новые формы: митинг-спектакль, хоровая декламация, митинг-концерт». [76]. Эти формы стали предпосылкой рождения и становления артистов эстрадного жанра, которые осуществляли конферанс. Конферанс имел разновидности: сольный конферанс и парный конферанс. Владение специальностью включало в себя использование таких компонентов: монолог, фельетон, интермедия, репризы, шутки, пародии, исполнение литературно-музыкальных композиций, стихов, прозы, частушек. Н.Смирнов-Сокольский называл конферансье «объединителем» зрительного зала со сценой. Это указывает на одну из первостепенных задач конферансье –особый контакт со зрительным залом. Именно этот компонент в дальнейшем станет важным критерием в определении профессионализма организатора массовых форм. В начале 30-х годов праздники включали в себя массовые развлекательные формы – затейничество. В клубах, домах культуры, домах отдыха и парках составной частью праздничного гуляния стали, так называемые, массовки. Организатор этого игрового действа назывался «массовик-затейник». Различные игры, конкурсы шуточные и серьезные, розыгрыши, танцы и песни с эстрады – служили основой для создания хорошего настроения и активизации публики. Присутствовал и политический аспект. Подтверждением тому методическое пособие «Спутник затейника» [66]. Сборник содержит описание форм работы затейника: малые затейные формы, массовые и музыкальные развлечения, разговорный жанр, массовые игры, а также методику проведения полит-турнира, полит-лотереи, полит-боя.
Каждый киносеанс в то время предваряла работа массовика. Вместе с артистами театров их приглашают на заводы и другие предприятия. На протяжении десятилетий массовики-затейники совершенствуют свое мастерство, артистизм, инструментарий. Появляются игры со словами, анаграммы, игровые плакаты, ребусы, плакаты с песнями. Перед массовиком стоят задачи не только повышения уровня культуры досуга, но и развития интеллектуальных способностей участников. Часто используется викторина.
Термин «игровая программа» впервые начинает употребляться в начале 70-х годов, что является показателем особого значения игры в системе педагогических средств воспитания. В 60-70-е годы отмечается постоянное повышение интереса к игровым формам. КВН, различные конкурсы, активно пропагандируемые с телеэкранов, уверенно входят в студенческую и детскую среду. По распоряжению Министерства культуры организуется обучение, проводятся конкурсы массовиков, выходят сборники лучших сценариев. Массовая игра, так называемая «массовка», приобретает новый статус – «игровая программа», «массовик-затейник» переименовывается в «культорганизатора» и ведущего программы. В эти годы плеяда педагогов-практиков исследует, экспериментирует и выводит творческую, игровую деятельность на значимую высоту. Новые педагогические возможности игры вскрываются в трудах В.А. Сухомлинского, И.П. Иванова, С.А. Шмакова, О.С. Газмана. Игра выходит на новый уровень и рассматривается как инструмент развития творческих способностей и внутренних резервов ребенка. На этом этапе формируются новые типы игрового взаимодействия: сюжетно-ролевая игра, игра-эпопея, игра-драматизация, коллективная творческая игра. Коллективно-творческая деятельность становится мощным средством воспитательного процесса.
В 80-90-е годы развивается педагогика сотрудничества, а вместе с ней новое значение приобретают игровые формы, в которых ребёнок чувствует себя субъектом действия. Развиваются и внедряются в практику ролевые игры, коммуникативные игры, психологические игры. Игровые формы досуга доказывают свою практическую значимость как развивающий, творческий, ценностный вид деятельности. Происходит формирование педагогического взгляда на игровую программу как на средство решения самых разнообразных задач воспитания и развития ребёнка, происходит объединение единомышленников, поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, обучающих семинаров, курсов, конференций.
В 1995 году осуществляется обновление программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования детей. На Всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге рассматриваются вопросы «создания программ нового поколения, стимулирующих творческую активность ребенка». В выступлении Б.Н. Титова о социализации детей, подростков и юношества посредством развивающих игр упоминается форма «зрелищно-игровые программы», которые служат целевой установкой в организации игровой деятельности СПБ ГДТЮ [63]. Участниками конференции ставятся вопросы об актуальном содержании и формах досуговых игровых программ для детей.
Обобщая фиксируемые на рубеже XXI века качественные изменения в игровой культуре и игровых технологиях, С.В. Григорьев выделяет ряд значимых тенденций [19]:
- возросшие темпы изменений игровой среды и игрового содержания;
- изменение соотношения между разными типами игр и соответствующих игровых предпочтений, а также изменение системы социальных и личностных представлений об игре;
- нарушение естественной динамики празднично-игровых форм: возрастной динамики игровой активности, адресованности игрушек и игр, стереотипов игрового поведения;
- коммерциализация игры и игровых потребностей;
- нарастание количества внедряемых и манипулятивных технологий, инновационных игрушек, рекламно-игровых, телекоммуникационных игровых форм, влияющих на поведение детей и молодежи.
В.В. Панфилов, рассматривая игровые программы, подчеркивает, что «…сегодня в работе многих культорганизаторов, массовиков, мастеров игровых программ и хорошего настроения заметен кризис... Его породило увлечение сюжетно-игровыми программами. Госпожа Игра уступила место его величеству Сюжету». Ведущие игровых программ выходят к зрителям не порадовать его игрой, а поразить сюжетным ходом, нестандартным образом, необычной раскруткой предмета, при этом дети являются скорее зрителями программы, чем участниками игры [34]. Н.П. Шилов, сам активно работающий в направлении сюжетно-игровых программ, предлагает вернуться к самой игре и не говорить со зрителем, а вовлекать в игру.
Обобщая сказанное выше, мы можем выделить ряд этапов в развитии игровой программы в культурно-досуговой деятельности:
· 30-50-е годы XX века: внедрение игровых форм в педагогику досуга;
· 60-70-е годы: активизация применения игровых технологий, формирование новых типов игрового взаимодействия и исследование их воспитательного потенциала;
· 70-80-е годы: возникновение термина «игровая программа»; рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных;
· 90-2000 годы: организация форм профессионального общения, направленных на совершенствование игровых развивающих программ;
· 2000 г.- по настоящее время: коммерциализация игровых программ, актуализация потребности в научном осмыслении игровой программы и ее педагогической эффективности.
Защитники и организаторы игры когда-то назывались массовиками-затейниками, однако с развитием игровых технологий данная профессия претерпела качественные изменения. Так называемая в прошлом «массовка» трансформировалась в новые формы работы, приобрела иной статус - игровая программа. В настоящее время отличительными чертами формы «игровая программа» являются: многообразие используемых игровых форм деятельности, которые реализуется через комплекс воспитательных задач, сюжетность, целенаправленная активизация, включенность участников в события программы, зрелищность и сотворчество организаторов и участников. Игровая досуговая программа является, по своей сути, многообразным игровым комплексом.
Рассмотрим современное понятие «игровая досуговая программа». Сегодня частота использования данного понятия значительно возросла. Данный термин можно встретить в рекламных приглашениях на развлекательные шоу, детские праздники, корпоративные вечеринки. Книжная продукция, хотя и в меньшей степени, но также использует термин. В одном из сборников, в котором термин игровая программа был вынесен в заголовок, автор объясняет читателям, что игровая программа – это набор конкурсов. Таким образом, существует потребность в уточнении и осмыслении данного понятия. Хотя термин часто встречается в публикациях по культурно-досуговой и педагогической проблематике, определений понятия предлагается немного. Анализ литературы показал, что чаще всего термин «игровая программа» используют как синоним игры, игровой деятельности, конкурса, шоу-программы.
Исследователь игры Н.Е. Щуркова в книге «Игровые методики» рассматривает игровую программу классного руководителя как программу воспитания, имеющую игровую форму и использующую игровые методики [80].
А.Б. Гальченко, выделяя типы досуговых программ, характеризует «разовую игровую программу», как программу, которая не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». Это могут быть интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке, занимающие по времени от получаса и больше, в зависимости от возраста участников [68].
В сборнике «Игры, конкурсы, развлечения» Рудко А.М., Гисматулин Т.М., рассматривают конкурсно-развлекательные программы, описывают методику, называют их игровыми и дают такое определение: «Конкурсно-развлекательные программы – это единство, объединенное общей идеей, которое включает в себя и интересное содержание, и стиль ведущего, и оформление того места, где происходит программа, и свет, и музыку. Игровые программы бывают различные: театрализованные представления, игры, эстафеты, состязания, игрища, тематические дискотеки» [61]. В методическом пособии «Сценарное мастерство» Н.П. Шилов дает определение конкурсно-игровой программе – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание игр и конкурсов и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков [67].
По мнению Л.П. Капраловой, организатора фестиваля детских творческих объединений организаторов досуга «Хочешь играть – играй!» (г. Ярославль), игровая программа – это комплексное многофункциональное мероприятие, включающее различные игровые жанры и направленное на развитие ребенка.
Характеризуя термин «игровая программа», О.Г. Парахина привносит в понятие новый аспект. Автор рассматривает игровую программу как эталон, носитель элементов игровой культуры и подчёркивает значимость базового существительного – «программа», которое предполагает четко сформулированные цели, задачи, содержание и механизмы реализации [9].
Таким образом, и в научных работах термин трактуется неоднозначно. Мы считаем, что игровая программа интегрирует в себе развлекательную шоу-программу и педагогическое явление, где воспитательный процесс скрыт, завуалирован, поэтому ребенок чувствует себя свободным. Актуальность формы заложена в возможности широкого применения игровых технологий, ориентированных на деятельностное и эмоциональное восприятие содержания. Механизму эмоционального восприятия способствует театрализация программ, которая обогащает воображение, фантазию ребенка, обеспечивает его эмоциональную включённость в события программы.
Игровая досуговая программа как явление интегрирует в себе три понятия: «игра», «досуг» и «программа», а значит, интегрирует и элементы трёх этих категорий, то есть должна обладать всеми сущностными характеристиками и образовательной программы, и игры, и досуговой деятельности. Игровую досуговую программу в соответствии с правилами формальной логики можно рассматривать как досуговую программу, в которой основным используемым педагогическим средством является игра.
Таким образом, двадцатый век характеризуется активным развитием игровой досуговой программы как явления культурно-массовой работы и как средства воспитания. В двадцать первом веке сложилась противоречивая ситуация в понимании категории «игровая программа» и в требованиях к ней, связанная с коммерциализацией игры, с распространением педагогики услуг, с доминированием развлекательности и примитивизма даже в профессиональных шоу.
Вопросы и задания:
1. Какие качественные изменения претерпела «игровая программа» на пути своего развития? Объясните, почему это произошло.
2. Какие характерные черты «массовки», на ваш взгляд, остались важными (неизменными) в современной игровой программе?
3. Как вы считаете, в чём главная опасность коммерциализации игры?
4. В 90-х годах исследователь сюжетных ролевых игр первоклассников И.А. Духанина установила, что мальчики (даже на переменах) играют в «ковбоев, рэкетиров, суперменов», а девочки - «в членов правительства и парламент», принимали указы, запрещающие войну, и т.д. Как вы думаете, почему? Как эту информацию может использовать педагог-организатор?
5. Изучите (понаблюдайте, проинтервьюируйте) в какие игры любят играть дети разного возраста сегодня. Что больше всего привлекает детей разного возраста в игре? Какие типы игр предпочитают современные дети, подростки?
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 4219;