ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИГРОВЫХ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
Важным аспектом достижения педагогического успеха ИДП, достижения ее целей является обеспечение ее разработки в соответствии с рядом педагогических принципов. Принципы в педагогике, по утверждению С.А. Шмакова, «генеральная идея, объективная норма, свод главных правил», нужных для реализации воспитательного потенциала используемых средств. При разработке системы принципов ИДП мы ориентировались на исследования Л.Н. Буйловой, А.А. Вербицкого, О.С. Газмана, Б.В. Куприянова, Н.В. Кленовой, А.П. Панфиловой, П.И. Пидкасистого, А.С. Смирнова, И.И. Фришман, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова. Интересен подход группы авторов (С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина и др.), исследующих рефлексивную психологию творчества. Авторы предлагают рефлексивно-гуманистическую, сотворческую модель, определяемую следующими функциями педагогической деятельности: открытие проблемности и смыслов окружающих человека реальностей; создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям; выявление зон неопределенности и развития жизнедеятельности ребенка; культивирование всевозможных форм его творческой активности [5].
Знакомство с трудами названных выше авторов позволило вычленить более тридцати различных значимых принципов создания, организации и проведения игры со школьниками, часть из которых являются общепедагогическими, часть игровыми. Анализ содержательного наполнения этих принципов, их сопоставление и группировка позволили нам выделить семь наиболее общих и значимых для современных практиков принципов разработки и реализации ИДП. Ниже мы приводим название, раскрытие каждого принципа и его обоснование:
- принцип активности – создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения, импровизация и свобода в игре и пр.).
Исследователи игры П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров считают, что активность - основной принцип игровой деятельности, выражающий понимание игры как формы проявления физических и интеллектуальных сил человека [57]. Сущность этого принципа заложена в деятельностной природе игры. В игре ребенку предоставляется возможность экспериментировать со своим поведением, осуществлять поиск альтернативных вариантов выбора действия, придумывать свою стратегию и пр. С.А. Шмаков подчеркивал, что дело не в самой игре или ее результате, а в том в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней ребенок, какие качества приобретает, чему учится, что познает, что открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир. [77]. По мнению Б.В. Куприянова уровень творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка, позиции взрослого в игре. Совокупность игрового разнообразия в ИДП особенно увлекает детей и стимулирует их активность.
С.А. Шмаков отмечал, что (конструктивная основа любой игры - это преодоление препятствий в достижении игровой цели) детям необходимы трудности и препятствия в играх для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии [77]. Принцип проблемности выделяли П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров. Авторы подчеркивали, что данный принцип в ИП выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе [57].
- принцип динамичности – вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени; высокий темп игровых событий.
Данный принцип реализуется через правила игры. Правила или условия игровых действий могут стимулировать развитие сюжета, могут создавать монотонность, сдерживать эмоции, но могут создавать однообразие и скуку. Реализация игровой задачи в ИДП, по существу выстраивается в «лестницу» (иерархию) игровых стимулов, которые заложены в игровых элементах программы, что в совокупности обеспечивает игровое напряжение.
С.А. Шмаков отмечал, что ведущий игру призван, сохраняя нормативную схему, стимулировать творчество играющих, которое поддерживает динамику игры [80]. Особенностью современной ИДП является сюжетность. О.С. Газман отмечал «чтобы быть динамичной, игра должна содержать в своем сюжете какую-то интригу, преодоление какого-то препятствия (интеллектуального, физического, нравственного) достаточно сложного для детей данного возраста» [15]. П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров подчеркивали, что принцип динамичности выражает значение и влияние фактора времени в игровой деятельности человека. Игра, как и жизнь, есть преодоление времени, периодов успехов и потерь, она имеет одно начало и «много концов» [57].
- принцип правдоподобия – создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; конструирование игровых ситуаций, атрибутов игры, аналогичных ситуациям реальной жизни, создающим реалистичность восприятия.
А.П. Панфилова, раскрывая этот принцип, указывает, что реализуется он в имитационной игре через реакцию внешней среды; комплект игровых форм, процедуры принятия решений, взаимодействие участников и их поведение и т.п. То есть все, что происходит в игре должно быть ориентировано на аналогичные ситуации в реальной жизни [48].
В ИДП ребенок должен чётко представлять - «во что играем?» Ответом на этот вопрос является игровая ситуация, в которой создаётся сюжетный ход. Сюжетный ход должен быть правдоподобным, увлекательным, интригующим, близким ребёнку по духу, чтобы ребенок мог примерить данную ситуацию на себя, вообразить себя действительно находящимся в ней и, привлекая свой опыт, знания, умения, активно участвовать в решении игровой задачи. Правдоподобия и соответствия игровой ситуации требуют и роли, и правила, и реквизит, и стиль взаимоотношений, и нормы поведения, и особенности языкового общения.
- принцип личного проживания - эмоциональная включённость ребёнка в игру, в игровые события, её атмосферу; наличие у ребёнка состояния, адекватного игровым событиям; приобретение детьми в процессе игры личностно-значимого эмоционально окрашенного опыта, частично переносимого в реальную жизнь. (Л.Н. Буйлова выделяет принцип эмоциональности).
Н.П. Аникеева писала: «Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.» [1]. Доминирующей характеристикой игры О.С. Газман считал психологическое состояние, которое обозначал как игровое состояние [15]. С.А. Шмаков писал: «поддержание игровой атмосферы - это поддержание реальных чувств детей» [77]. По утверждению А.П. Панфиловой, рассматриваемый принцип «позволяет участникам игры приобретать знания, умения и навыки путем преодоления трудностей, эмоционального переживания различных ситуаций. Полученные знания должны быть лично пережиты каждым участником, должны стать его личным опытом» [48]. Принцип личного проживания в ИДП реализуется через игровое состояние ребенка. Это состояние не возникает по мановению волшебной палочки. Оно формируется в совокупности созданных условий, а лучше сказать, в результате смоделированных игровых стимулов. В ИДП стимулом, побуждающим к действию, является игровая задача, так как она содержит проблемность и препятствия. Проживая в новых ситуациях, ролях, совершая поступки, ребенок узнаёт себя и пополняет свой багаж впечатлений и переживаний, накапливает новый опыт, которым он воспользуется в реальной жизни.
- принцип взаимодействия – интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми опыта сотрудничества и соперничества, опыта групповой работы (диалоговое общение, работа малых групп, коллективный выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.).
По мнению С.А. Шмакова «игра всегда подразумевает взаимодействие, ибо играть - значит вступать в контакты с кем-то. В этом плане игра – диалог между партнерами или группой играющих» [77]. Игра - это область коллективного (командного) действия, сфера общения, диалог партнеров или групп партнеров. В игровом общении ребенку предоставляется возможность пробовать себя в противостоянии или договоре, в проявлении независимости или в совершении уступок.
А.С. Смирнов, определяя исходные принципы игрового общения, утверждал – в игре осуществляется интеграция субъектов в единую семью-коллектив, в которой нельзя развести формальные и неформальные связи, в которой «свободное развитие каждого является свободным развитием всех». В.Д. Пономарев писал: «главное в самой игре – форма общения, в которой осуществляются игровые взаимодействия и рождающие смысл деятельности» [50]. Разноплановость игровых контактов всегда сопряжена с психологическим компонентом, с эмоциями, которые ребенок может контролировать, учитывая правила игровых ситуаций и следуя игровой задаче. Индивидуальные, групповые (командные) и массовые контакты позволяют ребенку выйти на путь публичного самовыражения, умения отстаивать перед другими свои идеи, свои игровые интересы и пр.
- принцип рефлексивного воздействия – помощь ребёнку в анализе себя, своих действий в игре, обеспечение на этой основе процесса интериоризации.
Этот принцип, по определению Б.В. Куприянова, заключается не просто в фиксации результатов игр, а в различных аспектах анализа собственных действий каждого участника игры. Во время обсуждения правил той или иной игры и их выполнения, позиции, которую занял ребёнок в игре, педагог получает уникальную возможность помочь становлению личности. Задавая себе вопросы и пробуя разобраться в них, ребенок учится находить обоснование жизненным поступкам. Кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему он проиграл или выиграл, и от чего это зависело? Какие свои качества он проявил в игре?
К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении, в развитии личностных качеств происходит не в индивидуальном контексте деятельности, а в групповом взаимодействии, причем человек развивается не просто в совместной с другими деятельности и общении, а в условиях получения обратной связи о себе и своих действиях, мнения группы. Таким образом, важно использовать в игре формы групповой работы, фиксировать промежуточные успехи и неудачи, помогать детям видеть в своих поступках причины возникших затруднений. ИДП необходимо рассматривать как поле активности и поступков участников, как процесс накопления игрового индивидуального и группового опыта и его рефлексии.
- принцип синтетичности – использование разнообразных игровых средств, игровых элементов и способов воздействия на ребенка, объединенных в единое целое.
ИДП содержит немало сторон, которые должны находиться в тесной связи между собой и со вспомогательными элементами. К таковым мы относим все способы воздействия на ребенка: зрелищность и пространство программы, музыкальное и художественное оформление, язык, световые, звуковые и спецэффекты, реквизит, костюмы и.т.п. Участвуя в игровой программе, дети приобщаются к искусству, так как практически каждая игровая программа - это театрализованное действо, сопровождающееся музыкой, танцем и другими видами искусства. С.А. Шмаков писал - необходимы поиски форм, являющихся синтезом разных игр детей [77], то есть сама игровая программа может по-новому объединять различные базовые игровые формы (игровые модули), создавая новый игровой образ.
Таким образом, нами выделены как наиболее значимые следующие принципы проектирования и реализации игровых досуговых программ: активности, динамичности, правдоподобия, личного проживания, взаимодействия, рефлексивного воздействия, синтетичности. Эти принципы связаны между собой и реализация каждого из них помогает в реализации других принципов. Например, принцип взаимодействия усиливает активность детей, степень их личностной включённости, создаёт динамизм игры и т.д. Или принцип правдоподобия – он помогает создать игровую целостность, синтезирует все средства воздействия, способствует эмоциональному вовлечению в игру и пр. Но при этом каждый принцип обладает своим смыслом, не дублирует другие принципы и вносит свой вклад в игровую и педагогическую результативность программы.
Вопросы и задания:
1. Какие принципы при разработке программ используете вы? Приведите примеры их влияния на процесс разработки, их воплощения в практической деятельности.
2. Назовите игровые ситуации, в которых ребенку предоставлялась возможность экспериментировать со своим поведением, осуществлять поиск альтернативных вариантов выбора действия. Объясните, какие качества, опыт приобретал ребенок, чему научился? Какие принципы влияли на данные ситуации?
3. Почему важно использовать в ИДП групповые творческие задания? Приведите примеры эффективно использованных приемов, реализованных в коллективной деятельности.
4. Согласны ли вы с утверждением, что ИДП - поле активности и поступков участников? Аргументируйте свое мнение.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2900;