Технологическая карта проектирования игровой досуговой программы

(адресат, название программы и учреждения, тип программы)

Педагогические задачи: Основная идея сценарного хода:

Игровая задача: Ведущие (действующие лица):

Этапы ИДП, их длительность Ожидаемое состояние участников (чувства, мысли, ощущения) Игровые действия участников (активных, пассивных) их количество Композиционное построение, действия ведущих, события и т.п. Вспомогательные средства, реквизит
Экспозиция        
Развитие действия        
Кульминация        
Финал        

 

Рис. 7. Макет технологической карты проектирования ИДП

 

Начинать заполнение таблицы следует со 2 графы и далее все графы по горизонтали. В игровой программе ребенок должен «проживать» кусочек жизни, поэтому в своих проектах важно стремиться идти от ребенка, от его чувств, действий. Заполняя 2-ю графу, можно опираться на логику включения ребенка в события программы на основе следующего алгоритма:

«ВНИМАНИЕ» «ИНТЕРЕС» «ЖЕЛАНИЕ» «ДЕЙСТВИЕ».

В двух остальных графах, опираясь на желаемые формы активности ребёнка, педагог продумывает и описывает свои действия, логику развития игры. В четвёртой графе педагог описывает свои действия как ведущего, события игровой программы, в пятой - используемые вспомогательные средства, музыкальные, технические и пр. На каждом шаге игрового процесса нужно ответить себе на вопросы: Какое состояние ребёнка я хочу вызвать? В какую деятельность могу его включить? Какими средствами буду этого добиваться? При этом уточняются педагогические смыслы игрового взаимодействия каждого этапа игры.

Кроме этого, эффективность организации проектной деятельности связана с выполнением ряда представленных ниже требований:

· Требование контекстности. Необходимо понимать, как спроектированная ИДП впишется в среду жизнедеятельности ребенка, какие задачи системы развития образовательного учреждения будут решаться в реализации ИДП;

· Учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, государства и общества. Необходимым является ценностно-смысловое согласование позиции и действий всех заинтересованных участников проекта ИДП;

· Требование активности участников проектирования ИДП;

· Требование реалистичности. Педагоги, проектирующие ИДП, должны иметь необходимый для предполагаемых изменений уровень компетенции. Кроме того, программа должна быть обеспечена ресурсами;

· Требование управляемости. Успешность управления проектом во многом обусловлена наличием проектной дисциплины, связанной с необходимостью временной регламентации творчески-содержательных организационных действий и процедур; Важным аспектом управляемости является готовность педагога к ведению программы с учётом различных выборов детей, то есть вариативность сценарного ходя, связанная со свободой выбора участников игры. Например, педагог предлагает детям вместо путешествия на Планету развлечений спасти гибнущую планету, а дети не хотят никого спасать. Развитие игровой деятельности должно проходить как продолжение путешествия на Планету развлечений.

· Требование технологичности проектной деятельности основано на эффекте совместности и регламентированной этапности действий преобразующего характера. Причем преобразовательный эффект распространяется как на совместный результат, так и на непосредственных участников проектирования.

· Кроме вышеперечисленных требований, мы предлагаем ввести еще одну важную для проектирования досуговых программ позицию – требование методической продуктивности. Связано это с усилением требований к результативности деятельности педагогов, методического обеспечения и предъявления качественных видов проектной продукции (методических разработок, сценариев, планов подготовки, пакетов документов и т.д.).

Необходимыми условиями успешного проектирования ИДП являются:

Ø в проектировании этапов ИДП следует опираться на общую логику проектной деятельности, учитывать направленность программ и время, необходимое для их реализации;

Ø наличие осознаваемых педагогических смыслов и целей в проектировании ИДП является залогом эффективности программы;

Ø успешность проектной деятельности педагога зависит от степени овладения им технологией проектирования: «пошагового» разворачивания от общего замысла к программированию деятельности;

Ø проектирование игровой деятельности программы следует начинать с проектирования игрового состояния, общения, учитывая при этом динамику игровой активности ребенка;

Ø проектирование педагогического взаимодействия должно осуществляется на основе определения интересов, проблем, возможностей и т.д. и глубокого анализа мотивации включения ребенка в игру;

Ø для развития умения проектировать программу на основе личностно-ориентированного подхода, при котором, прежде всего, мы проектируем состояние, мотивы, чувства и действия ребёнка, следует использовать технологическую карту проектирования ИДП.

Анализ и обобщение представленных материалов позволяют предложить следующую этапность педагогического проектирования ИДП.

1. Предпроектный этап (предварительный или стартовый), внутри которого происходит:

Ø Диагностика реальности (изучение проблем, интересов, потребностей детской аудитории, для которой разрабатывается программа);

Ø Формирование (актуализация, осмысление, поиск) ценностей, смыслов, целей преобразования действительности;

Ø Определение примерных педагогических целей и задач, адекватной формы, в которой можно реализовать поставленные задачи;

Ø Генерирование, оценка, выбор и формулирование ориентировочной идеи программы;

Ø Определение и оценка предполагаемых ресурсов (команда организаторов, место, условия реализации проекта).

Итогом этого этапа становится сформировавшийся желаемый образ программы, т.е. концептуальная основа ИДП.

2. Этап проектирования и процедуры внутри этапа:

Ø Разработка целостного замысла (корректировка и утверждение идеи, содержания, целеполагания, игровой задачи, эффективных приемов, форм игрового взаимодействия, действующих лиц);

Ø Определение ответственных организаторов, ведущих программы;

Ø Определение форм организации (активизации): участников в подготовительный период (рекламная продукция, пригласительные билеты, творческие задания и т.п.);

Ø Написание рабочего сценария программы;

Ø Определение и разработка художественно-музыкального оформления (оформление площадки, реквизит, костюмы, и.т.п.);

Ø Соотнесение необходимых средств, материально-технического обеспечения (привлечение необходимых учреждений, коллективов, спонсоров);

Ø Выбор форм обратной связи.

Итогом этого этапа является первичный вариант сценария, представление содержания программы и планов ее реализации.

3. Этап реализации проекта, включающий в себя процедуры:

Ø Утверждение плана подготовки и контроля, оформление пакета документации (приказы, положения, план репетиций, письма, рекламная и диагностическая продукция);

Ø Апробирование и корректировка отдельных фрагментов программы;

Ø Пробное прокатывание программы, анализ и корректировка;

Ø Доработка и оформление сценария;

Ø Апробирование и экспертиза программы, с использованием диагностических методик (коллективное обсуждение и самоанализ организаторов; диагностика результативности: анкетирование, опросы, рецензии и т.д.);

Ø Проведение диагностических методик с участниками (метод наблюдения, анкетирования, видео-интервью, экспресс-оценка по специальным жетонам, рисункам и т.д. Оформление фотовыставки, экспресс-газеты.

Итогом этапа и его продуктом является выверенный сценарий и наличие пакета документации, аналитических данных по итогам экспертизы.

4.Диагностико-аналитический этап (послепроектный) и процедуры внутри этапа:

Ø Обобщение результатов диагностики;

Ø Анализ эффективности программы (составление аналитической справки);

Ø Диагностика последействия и ее анализ (беседы, интервью, сочинения, выставка рисунков по воспоминаниям о программе);

Ø Представление программы на разных уровнях.

Итогом этапа является: презентация программы, методической разработки и её публикация.

Следует отметить, что указанная последовательность этапов и входящих в них процедур не является строго регламентированной. На каждом из этапов необходима рефлексия, т.е. возврат на начало текущего этапа или даже на один из предыдущих, а также пропуск определенных процедур этапа.








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2951;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.