ПРОБЛЕМЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИДП И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Как отмечалось выше, процесс проектирования ИДП у большинства педагогов имеет хаотичный, не системный характер. В этом, на наш взгляд, и кроется корень проблем. Термин проблема обозначается как сложная задача, требующая разрешения. Попробуем обозначить ряд проблем и определить пути их решения. Для анализа проблем использовались материалы кабинета научно-методического сопровождения досуговых программ, работы участников конкурса «Созвездие Игры», а также сценарии в печатных изданий.
К недостаткам современных ИДП относятся:
Ø формализм в целеполагании или отсутствие целей как таковых;
Ø отсутствие глубокой идеи, не понимание ее значимости;
Ø ориентация педагогов на формотворчество;
Ø выпадение ряда структурных элементов, недостаток целостности программы;
Ø ориентация ряда программ на примитивные потребности детей;
Ø скудность игровых приемов, превалирование соревновательных форм;
Ø недостаточное понимание значения культуры речи и слова.
Остановимся на первой проблеме – целеполагание. В игровой программе присутствуют педагогические и игровые цели. Начнём с целей педагогических, то есть целей воспитания и развития участников игровой программы. Большинство педагогов при разработке сценария не опираются на педагогические задачи или не формулируют их, а приписывают цели в последнюю очередь, поскольку требуется их наличие. Формально поставленные цели, по сути, представляют собой видимость цели, отписку. Соответственно и результат понимается автором программы крайне неопределённо. При этом, педагоги уверены, что программа полезна детям, а на вопрос, что она им даёт, начинают назвать очень широкие понятия: развивает общительность, уверенность в себе и пр. Существенным недостатком при формулировании цели является ее масштабность, объёмность, размытость. Например: «развитие творческих способностей» (каких способностей? в чем?); «приобщение к семейным и общенациональным традициям» (к каким именно?); «повысить познавательную активность ребенка» (в какой сфере? на сколько повысить? через какие механизмы?); «помочь ребенку разобраться, что такое добро и зло» (что именно про добро и зло поймёт ребёнок? какую позицию, идею примет?). В ИДП часто временные рамки не позволяют его достичь.
Не способствует целеполаганию использование таких терминов как: «формирование», «развитие», «профилактика», «повышение», «расширение», «популяризация», «пропаганда», «распространение» и т.д. Данные термины представляют процессы, процессы не имеют конца, поэтому не могут быть целью. К типичным недостаткам целеполагания также относится формулировка целей через действия педагога или детей (рассказать, удивить, показать, организовать участие в конкурсе и т.д.). Действия педагога в игровой программе являются средством достижения цели, а не самой целью. Также ошибочно формулировать цели через содержание деятельности (изучение «того-то », знакомство «с чем-то» и т.д.) – в содержании мы раскрываем тему программы, а не определяем, зачем детям знакомство с этой темой.
«А.С. Макаренко утверждал, что необходимо проектировать результаты воспитания личности как эталонные модели для определения педагогических целей и анализа педагогических достижений. В педагогике существует и иная точка зрения - личность педагогом не проектируется, проектируются только условия для ее свободного развития» [26]. Учитывая этот фактор формулировки, могут быть выражены в словосочетании «создание условий для…».
Проанализировать качество спроектированных целей и задач можно по следующим критериям: конкретность, точность; реалистичность, достижимость; побудительность; научность; ранжируемость; диагностируемость.
Ориентируясь на идеи Блума [34] и планируя при целеполагании изменения в личности ребёнка, мы должны обратиться к структуре личности. В психологии выделяют, главным образом, три стороны личности: когнитивную, мотивационную и поведенческую. Данные модели личности побуждают нас использовать комплексный подход к развитию личности ребёнка, который предполагает включение в целевой блок задач развития познавательно-мировозренческой (когнитивной), эмоционально-волевой (аффективной, мотивационной), действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребенка и поиск соответствующих комплексных средств. Педагогические задачи в данной модели (сформулированные для каждой стороны развития личности) могут быть выражены в следующих словосочетаниях:
Познавательно-мировозренческие: ребенок поймет…; разберется в…; осознает…; будет знать…; осмыслит влияние данного явления на...; придет к выводу о …; и т.д.
Эмоционально-волевые: ребенок прочувствует…; удивится…; восхитится…; захочет…; будет стремиться к …; заинтересуется…; и т.д.
Действенно-практические: будет уметь …; обретет способность к …; овладеет навыком …; сможет …; и т.д.
Овладение данным подходом к целеполаганию требует осмысления своих педагогических возможностей, знания детей, сам процесс целеполагания становится достаточно трудоёмким, но, освоив его, педагог почувствует преимущества в конструировании на основе точных целей продуманного педагогического процесса, в получении реальных результатов, в способности ощутить себя педагогом, влияющим на развитие детей. Б. Блум в своих исследованиях показал, что грамотное целеполагание увеличивает эффективность педагогического процесса на 50%. Происходит это именно за счёт превращения целей в ориентир, по которому подбираются содержание, средства, методы, приёмы работы и достижения целостности всего образовательного процесса и избегания всего лишнего.
В результате анализа блока целеполагания в готовых игровых досуговых программах нами выделено пять уровней владения технологией целеполагания:
· отсутствие целеполагания - данный блок в программе отсутствует;
· формальное целеполагание – цели не соответствуют содержанию программы;
· широкое целеполагание – цели скорее отражают направления развития личности;
· частично конкретизированное целеполагание – не совсем точное, неполное;
· эффективное целеполагание – цели реальные, достижимые, конкретные.
Данные уровни определены в соответствии с четырьмя критериями, представленными ниже в таблице 2.
Таблица 2. Уровни целеполагания в игровой досуговой программе
Уровни целеполагания | Точность, конкретность | Полнота | Соответствие идее и содержанию программы | Реальность, достижимость |
2 | 3 | 4 | 5 | |
Отсутствие целеполагания | - | - | - | - |
Формальное целеполагание | Цели неконкретные, неточные | Неполное целеполагание | Нет соответствия | Поставленные цели не достижимы |
Широкое целеполагание | Цели неконкретные, неточные | Цели могут охватывать все направления | Есть частичное соответствие | Поставленные цели не достижимы в рамках игровой программы |
Частично конкретизированное целеполагание | Среди поставленных задач есть конкретные, точные | Неполное целеполагание | Есть соответствие | Цели частично достижимы |
Эффективное целеполагание | Цели конкретизированые, точные | Цели охватывают весь круг решаемых проблем | Есть соответствие | Цели реальные, достижимые |
Наличие осознаваемых целей педагогической деятельности служит одним из важных критериев профессиональной компетентности педагогов.
В определении игровых задач проблем меньше. Часто используются такие формулировки: спасение героя, попавшего в беду; путешествие за…; раскрытие тайны, секрета; создание (волшебной книги); собирание фрагментов исчезнувшей картины; поиск «кого-либо», «чего-либо» и т.п. Игровая задача вызывает детский интерес, будирует эмоции и является главным стимулом для активности действий. И как в топку паровоза, для поддержания огня нужно подбрасывать поленья, так и в игре для поддержания интереса нужны новые повороты и удивления. Одним из принципов поддержания зрительского интереса Эрик Бентли считает напряженное ожидание: «Что создает напряженное ожидание? Не только наше неведение относительно дальнейших событий, но и активное желание узнать, что же произойдет дальше, заблаговременно подогретое автором. Первая из страстей человеческих, по словам Декарта - это изумление (admiratio). Эпизод А должен изумить нас - только тогда мы захотим узнать эпизод Б» [8].
Но и в постановке игровых задач встречаются ошибки: игровые задачи не согласуются с содержанием, не опираются на актуальные проблемы и потребности детей, не соответствуют возрастным особенностям. Или, наоборот, актуальные проблемы непомерно укрупняются и вступают в противоречия с ожиданиями детей, с заявленной игровой ситуацией. Примером может служить программа, в которой участвующие в ней шестиклассники отправлялись в познавательное путешествие и должны были узнавать сказочных героев. Связующим звеном являлась «волшебная коробка», из которой ведущая незамысловато доставала головные уборы героев и декламировала довольно избитые загадки (про Петрушку, Красную Шапочку и т.д.). Детям было скучно, поэтому они не включались в игру, «не зажигались».
В некоторых программах трудно определить ключевые события игровой задачи, акценты, которые бы способствовали развитию педагогических смыслов. Например, в программе для семиклассников «Большие гонки», ведущий в начале программы рассказывал об истории появления первого автомобиля на заводах Руссобалт и Форд, о первых автогонках. Далее участникам было предложено представлять команды этих заводов. В следующих заданиях раскрывалось значение дорожных знаков. И только один конкурс-эстафета с управляемыми машинками помог приблизиться к игровой ситуации, то есть к гонкам. Но для чего, если дети, узнав дорожные знаки, не могли осознавать себя настоящими гонщиками, не смогли применить эти знания? Заявленная игровая ситуация не имела логического развития, а к концу и вообще потеряла всякий смысл
Иногда, бывают и такие перегибы, что главенствующим становятся «педагогизм» и «указующий палец», а ведущий превращается в экзаменатора. Тогда происходит отторжение, и дети становятся неуправляемыми. В такой ситуации оказался один педагог-ведущий программы, который, пытаясь успокоить детей, призывал детей: «Дети, сделайте умное лицо».
Детьми всегда движет вера в настоящую игру, идею. Но фальши они не прощают. И если участники игры оказались в определенном сюжете (в игровой ситуации, где требуются активные действия, решения и т.д.), то они должны понимать, к чему стремиться, ради чего выполнять задания. Ведь в игровой программе они проживают кусочек своей жизни, получают новый опыт и делают свои выводы. Поэтому, от нас зависит с какими идеями, мыслями, чувствами выйдут участники с программы и что они вспомнят в связи с ней через день, неделю, через год.
Рассмотрим далее проблему отсутствия глубокой идеи, непонимания ее значимости. В формулировках идеи встречается нечеткость мысли, многословие, примитивность, несовременность, недостаточность ценностно-смысловых, духовных ориентиров. Л.Н. Толстой писал, что «мысль и идея начало всего». Ошибочно идею формулируют в форме педагогической задачи. Действительно, идея тесно связана с блоком целеполагания и, по сути, является его квинтэссенцией. Но идея – это краткая авторская мысль, часто выраженная в форме утверждения. В формулировании идеи можно использовать: афоризмы, пословицы, строчки из песни, из стихотворения и т.д. Например: «Все сбывается на свете - если очень захотеть!», «Сделал дело - гуляй смело» и т.д.
Анализируя сценарии для старшеклассников, мы не раз сталкивались с примитивизмом идеи программы. В развлекательных программах педагоги часто опираются на потребность подростков в чувстве влюбленности, игровая задача зачастую сводится к выбору «короля» и «королевы», а основная идея программы - «чтобы всем было весело!» В содержании такой программы могут встречаться примитивные формы, некорректные по своему содержанию идеи. Например, в игровом приеме «найди свою пару» юношам и девушкам, в программе посвященной Дню Святого Валентина, был предложен следующий ряд: А.С. Пушкин - Н.Н. Гончарова; В. Высоцкий - М. Влади; Руслан - Людмила; Б. Клинтон - М. Левински. На наш взгляд, данный ряд имен не имеет определенного принципа подбора, то есть единообразия. Поставив в один ряд А.С. Пушкина и Н.Н. Гончарову, Б. Клинтона и М. Левински мы ставим под сомнение ценность истинной любви, смеёмся над ней.
Глубина идеи характеризуется нравственно-духовными ориентирами, высотой смысла, силой духа, стремлением поиска идеала, примером художественных, исторических образов или реальных героев нашего времени. В полной мере идея раскрывается в кульминации. Понять идею, «прочитать» её может помочь образное решение, подкрепляемое выразительными средствами.
Проиллюстрировать данные позиции нам поможет программа для старшеклассников «Улыбайтесь, господа, или как полететь на Луну» (Лебедева В.С.). Соведущим в этой программе был киногерой фильма «Тот самый Мюнхаузен», который в течение игры побуждал ребят к поиску нестандартных решений. Игровая деятельность подчинялась педагогической задаче: пробудить стремление к поиску своей мечты и начать движение к ней. Видеофрагменты из художественного фильма создавали ощущение, что барон Мюнхаузен, человек остроумный, неунывающий, находящий выход из любой ситуации, и неизменно верный своим мечтам и идеалам, бросает ребятам вызов. Ведущая, включая ребят в события программы, пропагандировала идею: «Мыслите творчески и вы достигните желаемого!», побуждала действовать по цепочке «хочу»-«надо»-«могу». Веревочная лестница барона создавала образ преодоления, движения, устремлённости вверх. В кульминации программы участники игры разместили на лестнице конверты со своими заветными желаниями, превращая её в Лестницу Мечты. Таким образом, созданные условия позволили понять и принять детьми авторскую мысль, то есть идею программы.
Следующая проблема, которую нам хотелось бы рассмотреть - ориентация на формотворчество. Данная проблема обусловлена, с одной стороны, стремлением авторов к оригинальности, эффектности и яркости, с другой стороны, психолого-педагогической несостоятельностью или безответственностью за то, что является результатом формотворчества. Некоторые авторы в погоне за внешней формой, эффектным игровым приемом (экстравагантной придумкой) или введением необычного выразительного средства, привлекающего внимание ребенка, упускают главное – реализацию поставленной идеи, цели. Примером негативного формотворчества в программе для подростков послужило творческое задание для юношей. Они должны были приготовить подарок для девушки - избранницы, а именно изготовить «ожерелье» из канцелярских скрепок (время работы 1 минута, оценивалась длина поделки). Идея, что подарок делается своими рукам, интересна, но выбранные средства и условия игры фактически ее разрушали. Ведь подарком становилась «цепь», а деятельность юношей по ее изготовлению развивала только моторику рук, концентрировала мысли на желании быстро ее создать. Значимость подарка обесценивалась, так как не было фантазии, творчества, вложенной частички души, привлекательности и эстетичности. Безусловно, придумать новую форму или осовременить старую дело непростое. Однако при выборе формы нельзя ориентироваться только на оригинальность, эффектность, лёгкость включения детей. При проектировании игровых элементов, их обновлении следует помнить о совокупности смыслов игрового взаимодействия, результате деятельности и культурном образце, который мы создаём (модель поведения, приобретенный навык творческого поиска и его воплощения и т.п.).
Ещё одной выделенной нами проблемой является скудность игровых приёмов, доминирование соревновательных форм. Именно вследствие недостаточного умения создать игровую ситуацию как ситуацию развития личности ребёнка, педагоги-организаторы используют по преимуществу такие формы игры как познавательные и интеллектуальные соревнования или развлекательные конкурсы, когда мотивом участия детей в игре является стремление победить, дух конкуренции. Да, в таких формах мы создаём ситуацию успеха для тех, кто победит, мы поднимаем престижность тех знаний, на которых строится содержание игры-соревнования, но наряду с этим, мы разобщаем детей, не поднимаем их на новый уровень компетентности, эксплуатируя тот материал, который они уже знают. На врождённой программе соревновательности легко вовлечь детей в деятельность, но насколько стремление победить, быть лучше другого обогащает душу ребёнка? Доминирование таких форм не может не настораживать.
В качестве положительного примера рассмотрим программу педагогов Петроградского Дома творчества юных М.В. Дмитриевой и И.Л. Солодченко для учащихся 3-х классов «В стране цветов». В программе авторы создали условия для осуществления «нереальных в реальном мире возможностей». Этому способствовали артистизм ведущих, органичное соединение познавательного и игрового материала, которое стимулировало воображение и фантазию детей. Дети и ведущие отправились в путешествие по сказочной стране, которое закончилось балом. Одна из девочек превращалась в королеву, во славу которой объявлялся рыцарский турнир. Несколько секунд понадобилось обыкновенной третьекласснице, чтобы она почувствовала себя королевой! Ее поклоны, осанка, походка – все изменилось. Изменились и мальчики. После турнира, представляющего собой забавное соревнование – скачки на воображаемых лошадях (их заменяли прыгающие мячи) - мальчики дарили королеве цветок. Они делали это очень осмысленно, красиво, преклонив колено, как истинные рыцари. Активное включение каждого участника программы позволило авторам создать условия для проявления мужских качеств в мальчиках и женственности в девочках. Продуманным элементом программы стал её финал - каждому участнику Феи сказочной страны подарили семена цветов, которые можно посадить и вырастить новые прекрасные цветы. Этот финал становился началом последействия программы, побуждая участников к созидательной деятельности, к творению красоты. Педагогам удалось спроектировать отдаленный педагогический результат программы.
Характерным недостатком в построении структуры ИДП является выпадение ряда структурных элементов и связей между ними. Типичной ошибкой (особенно специалистов без профессиональной подготовки) является фактическое отсутствие развернутой экспозиции программы. Начало программы – это важнейший элемент композиции, где осуществляется ввод всех участников в тему, игровую ситуацию (интригу), предлагаемые обстоятельства, перевод зрителей в участников, информирование об игровых задачах, условиях, правилах, настрой на взаимодействие. Именно в этот период устанавливаются: контакт, доверие между ведущим и участниками, создаются условия для концентрации внимания и интереса к происходящему, закладывается атмосфера будущего действия. В разделе 3.1 рассмотрены структурные компоненты и их взаимодействие при проектировании.
Связующим компонентом, стержнем, на который нанизываются все игровые элементы программы, является сюжетный (сценарный) ход. Иногда педагоги его тщательно продумывают, а иногда сюжет, заявленный в начале, к середине программы утрачивает свое существование или развивается неровно, скачкообразно. Ведущий программы «связывает» игровые модули словами: «А теперь …», «А давайте… », разрушая тем самым общее восприятие. В ряде сценариев подбор игр, творческих заданий сделан вне логики развития сюжета, что разрушает целостность программы. Примером несоответствия темы и выбранных форм, образов послужила программа, посвященная Русской зиме, где Иван Царевич проводит игру «Пингвин», а Леший проводит конкурс «Ловкие обезьяны».
Другим недостатком является то, что при непомерном увеличении одного из компонентов происходит ослабление другого, что ведёт к снижению эффективности программы или даже к срыву решения поставленных в ИДП педагогических задач. Например, в игровой программе, сюжет которой был связан со спасением героя, на пути к его спасению дети встретили Волшебника (его роль исполнял фокусник), выступление которого оказалось таким ярким, что дети забыли о своей миссии и захотели заниматься совсем другими делами.
Таким образом, можно заключить, что важнейшим принципом при разработке и реализации ИДП, является принцип целостности. «Все - как писал Леонардо да Винчи, - взаимосвязано со всем» и этот факт существенно влияет на результат, эффективность программы.
В качестве иллюстрации рассмотрим представленную на конкурс программу для старшеклассников, в которой автор предлагал юношам и девушкам осмыслить значимость взаимопонимания. Основная идея программы выражалась в следующей фразе - «Чтобы понять другого человека, надо встать на его место». Воплощением этой идеи стало изменение внешнего вида: юноши облачались в юбки и парики, а девушки надели футболки и кепки. Элементы одежды изменили общую тональность поведения ребят и привели к появлению иных смыслов. Вначале возникла неловкость, смущение, особенно у юношей, которые потом переросли в подчёркнутую комичность действия участников. В творческих заданиях и конкурсах, которые предлагались в процессе программы («Походка», «Взгляд в мир души», «Сюрприз», «Выход из конфликтной ситуации») ребята демонстрировали эпатажное поведение, использовали пошловатый стиль, характерный для современного телеэфира. К сожалению, педагог не смог смоделировать игровую ситуацию и адекватную реакцию участников, так как не было четкости и осмысленности педагогической цели. В итоге это повлекло за собой цепочку недостатков. Заявленная актуальная тема (о взаимопонимании полов) была не раскрыта. Идея оказалась не адекватной содержанию и недостижимой. Игровая задача не могла поддержать (раскрыть) идею и сделать ее достижимой, так как изначально оказалась «заложницей» созданной комичной ситуацией - влияния костюма. Структурные элементы не были подчинены педагогической задаче, их разрозненность создавала впечатление плохо сложенной мозаики. В совокупности это отразилось на качестве игрового общения, разрушило атмосферу, привело к дисгармонии и снизило уровень педагогической эффективности. В приложении нами представлена программа «Он и она», в которой та же цель повышения способности к взаимопониманию представителей разных полов решается целостно и эффективно.
Таким образом, решение обозначенных проблем связано с формированием новых подходов к досуговой деятельности и пониманию её результатов. Сегодня важно не только владеть методикой игровой деятельности, но и найти современные философско-мировоззренческие, содержательные идеи и технологические методы, способы организации деятельности, в которой будет происходить присвоение этих идей детьми. Ресурсом для повышения эффективности ИДП является овладение педагогам целостной профессиональной деятельностью от целеполагания до анализа.
Вопросы и задания:
1. Как вы считаете, какая из рассмотренных в разделе проблем является наиболее распространённой? Какая наиболее значимой?
2. Как отражается формализм целеполагания на качестве ИДП? Приведите примеры.
3. Попробуйте оценить свою способность к целеполаганию по критериям, представленным в Таблице 1.
4. Используя 4 уровня целеполагания, представленные в таблице, оцените уровень разработки блока целеполагания в сценариях ИДП (2 сценария из опыта работы и 2 сценария из печатных изданий).
5. Проведите экспертизу двух игровых досуговых программ своих коллег, используя метод наблюдения и заполняя диагностико-аналитичекую карту, представленную в Приложении 3.
6. Разработайте и представьте анкету (для родителей и классного руководителя), направленную на получение от них обратной связи по эффективности вашей будущей программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
2. Баранов А.А. Путеводитель по режиссуре и актерскому мастерству: Учебное пособие для студентов режиссерских отделений / Санкт-Петербургский гос. Ун-т культуры и искусств.-СПб, 2001.-200 с.
3. Большой психологический словарь /Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.-СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.-672с.
4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель». 1999.- 560 с.
5. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография.- Краснодар, 2001.- 220 с.
6. Богданова Р.У., Добрецова Н.В. Что такое досуговая программа, 1999.
7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.: Как организовать дополнительное образование детей в школе ? Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.- 288 с. (Управление образованием).
8. Бентли Э.Жизнь драмы.-М,Искусство, 1978.
9. Воспитательно- развивающий потенциал игры и праздника на рубеже ХХ1 века / Отв. Ред. С.В.Григорьев.-М.: Московский городской Дворец творчесва детей и юношества; Гос. НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ, 2001.-165 c.
10. Воспитательная деятельность педагога : учеб. Пособие для студ. Высш. заведений / [ И.А.Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванова]; под. Общ. Ред. В.А.Сластенина и И.А. Колесниковой. -3-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с. – (Профессионализм педагога).
11. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. – 1996. -№6.- с. 62-76.
12. Газман О.С., Баянкина З.В., Григорьев В.М. и др. Каникулы: игра, воспитание ; Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение.1988.- 160 с.
13. Газман О.С. О понятии детской игры (О.С.Газман) Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.
14. Газман О.С. Роль игры в формировании личности школьника. Советская педагогика № 9, 1982. с. 60-64.
15. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.,МИРОС, 2002. 296 с.
16. Газман О.С., Харитонов Н.Е. В школу – с игрой: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
17. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М., «Педагогика». 1971. изд. 2-е, доп. 104 с.
18. Гороховская И.В. Игра: воспитательный потенциал, педагогическое руководство и организация: Учебно-методическое пособие / Научный ред. М.А. Углицкая.- Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006.-80 с.
19. Григорьев С.В. Игра и праздник: современные проблемы. – 2003.
20. Дж.Родари.Граматика фантазии. М., Прогресс,1978.
21. Двенадцать сценариев для массовиков М.. «Искусство», 1974.-63 с.
22. Детские праздники в школе, оздоровительном лагере, дома: Подсказки организаторам досуговой деятельности. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.- 128с. ( Составитель Нещерет Л.Г.).
23. Детский праздник: содержание, технологии, результативность: сборник статей по материалам научно-практической конференции /Научный редактор-доктор пед. наук Б.А. Титов. Редакторы составители А.Б.Гальченко, И.М.Карелова. Типография ГДТЮ СПб-2001-99 с.
24. Жежко И.В. О движении игрового замысла ( в поисках стратегии развития сферы культуры) (И.В. Жежко) Социальное проектирование а сфере культуры. От замысла к реализации: сб.науч.тр. НИИ культуры.М., 1988.-с. 43-59.
25. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. РГПУ им. А.И.Герцена. СПб, 1995. 234 с.
26. Заир-Бек Е.С., Казакова Е.И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса). Методические материалы к обучающим семинарам. Санкт-Петербург, изд. «Петроградский и К», 1995. – с.64.
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд.8-е, стереотип. М.,«Сов.энциклопедия», 1970.
900 с.
28. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 352 с.
29. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г. Ермолаева.-3-е изд., доп.- СПб.: СПб АППО, 2007. - 112 с.
30. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.А.Репринцива. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Идательство НПО «МОДЕК», 2006.- 600с. (серия «Библиотека психолога»).
31. Игровая программа- форма затейно-массовой работы (рекомендации).Составитель: Волохович С.А., зав. Секцией затейно-массовой работы., 1989, Минский Дворец пионеров и школьников.
32. Игровое моделирование: Методология и практика.- Новосибирск: Наука, 1987. /А.А.Вербицкий (статья) о деловой игре / с. 93.
33. Игра в педагогическом процессе: межвузовский сборник научных трудов/общ.ред. Н.П.Аникеевой.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.-123с. (ст. С.А.Смирнова, Игровое общение как форма развития деятельности 43с.)
34. Игровое действие в драматургии праздника. В.Панфилов Учебно-метод. пособие - М.: АПРИКТ, 2004. – 103 с.
35. Исупов К.Г. Игра в литературном творчестве и произведении: Автореф. Дис. … канд. филол. наук. Донецк. 1975. с. 5.
36. Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта / В.М.Кларин.- М.: Знание, 1989.- 80 с. (Новое в жизни, науке, технике)
37. Кожуховская Л. С. , Позняк И. В Рефлексивные техники, методы и приемы «Народная асвета», 2009, №4
38. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – 2-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с. ISBN
39. Колесникова И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед. учеб. Заведений / И.А. Колесникова , Е.В.Титова.-М.: Издательский центр «Академия». 2005.-256 с.
40. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие /Б.В.Куприянов, М.И.Рожков, И.И.Фришман /.-М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 215с.
41. Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. Пособие для студентов / Куприянов Б.В., Е.А.Салина, Н.Г.Крылова, О.В.Миновская; Под ред. А.В.Мудрика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 240 с.
42. Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъективности во взаимодействии: Монография/ Б.В. Куприянов, О.В.Миновская: Костром. Гос. ун-т им. Н.А.Некрасова- Кострома: КГУ, 2003.- 150 с.
43. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие.- СПб.: ИГУП, 1998.- 364 с.
44. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.
45. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.1. /Под ред.А.П.Тряпициной.-СПб.: Изд-во «ЮИПК», 1998.-118 с.
46. Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе. Сборник научных статей. / Под ред. В.В.Давыдова и Д.И.Фельдштейна. Таджикский гос. ун-т им. В.И.Ленина. Душанбе-1970.
47. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. Учеб. Пособие . Знание СПБ. 2003.- 534 с.
48. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. Пособте для студ. Высш. учеб. Заведений / А.П. Панфилова ; под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 368 с.
49. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушкина.- Серия «Педагогическое образование».- Ростов-н/Д: издательский центр «Март», 2002.-320 с.
50. Пономарев В.Д. Педагогика игры /В.Д.Пономарев; Кем. ГУКИ.-Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-183 с.
51. Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учеб. Пособие-Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.-72 с.
52. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и праздников /Сост. И.М.Карелова. – СПб.: Специальная Литература, 2004.-111с.: ил.
53. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и праздников.-Выпуск 2. /Реда.- сост. И.М.Карелова. – СПб.: Специальная Литература, 2004.-126с.: ил.
54. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и праздников.-Выпуск 3. /Ред.- сост. И.М.Карелова. – СПб.: Специальная Литература, 2006.-150с.: ил.
55. Празднично-игровой мир детства: проблемы и технологии развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции./ Отв. ред.С.В.Григорьев, А.С.Фролов.-М.: МГДД(Ю)Т, 2005.- 304 с.
56. Психология: Словарь/под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – с.127 П
57. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.- Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. - М. МПУ, 1996.- 268 с.
58. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа. 1996.- 144 с.
59. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого- к настоящему: учебное пособие.-Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2004.-264 с.
60. Репринцева Е.А. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале: Хрестоматия / Авт. Сост. Е.А. Репринцева.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.- 600 с.
61. Рудко А.М., Гисматулин Т.М. Игры, конкурсы, развлечения. СПб.: СОЮЗ, 1998.- 48 с.
62. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь. 2007. - 208 с.
63. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования».1995.– 103 с.
64. Социальное проектирование в сфере культуры. Игровые методы.- М.,.- (Сб. науч. тр/НИИ культуры) 1987.-180 с.
65. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.
66. Спутник Затейника / В.Григорьев/, ОГИЗ- Молодая гвардия- М., -1931.
67. Сценарное мастерство: Методическое пособие в помощь начинающему автору.- М.:ВЦХТ, 2002,-160 с.
68. Сфера досуга- сфера социализации: сборник статей по материалам научно-практической конференции /Научный редактор-доктор пед. Наук Б.А. Титов. Редакторы составители А.Б.Гальченко, И.М.Карелова. Типография ГДТЮ СПб-2001-99 с.
69. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия / Ред.-сост. О.А.Толченов.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.-272 с.
70. Титов Б.А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования // Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности. – СПб., 1998.
71. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1996. 275 с.
72. Титов Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
73. Титова Е.В. Организация воспитательного процесса: цели, формы, результаты /Внешкольник № 1(10) Ярославль, 2000. (с. 4-9).
74. Тимонин А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства.- Дис. … кан. пед. наук 13.00.01. / А.И. Тимонин.- Ярославль, 1995.-224 с.
75. Капралова Л.П. Хочешь играть- играй./Л.П. Капралова.- Ярославль: ГУ ЦДЮ, ИЦ «Пионер». 2001.-36 с.
76. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учеб. для студентов высш. театр. Учеб. заведений.-М.: Просвещение. 1986.- 463 с.
77. Шуть Н.Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка.-СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера. 2010.-176 с., илл.
78. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа. 1994.-240 с.
79. Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. – 112 с.
80. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: Педагогическое сообщество России, 2001.- 244 с.
81. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб.- М.: Новая школа, 1994. -96 с.
82. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-360 с.
83. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. Изд. 3-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 352 с.- (Высшее образование). ISBN 5-222-10311-0
84. Интернет-ресурсы:
- Кolesnik.ru - Креативные технологии;
- http://www.n-asveta.com/dadatki/kozuhovskaya.pdf- Рефлексивные техники, методы и приемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1608;