Теократические теории
Католическая церковь, возглавляемая римским папой, притя зала на участие в политической власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле оказы вались сильные политики. Наиболее спорным вопросом между ду ховной и светской властями был вопрос об инвеституре (право на значения епископов и аббатов). Порой острыми оказывались вопро сы посвящения (помазания на царство) того или иного короля либо императора.
Могучим средством воздействия церкви на непокорных ей фео далов были интердикт (запрещение совершать богослужения и ре лигиозные обряды, налагаемое на отдельных лиц, страну, город), отлучение от церкви, освобождение подданных от присяги.
Римским папой, достигшим заметных успехов в утвержде нии верховенства церкви, был Григорий VII (ок. 1021—1085, папа с 1073 г.). В сочинении "Диктат папы"1 , составленном окружением Григория VII, утверждалось, что римский папа имеет власть над всеми государями, наделен правом судить и смещать их, ему пол ностью принадлежит инвеститура. Спор папы Григория VII и импе ратора Генриха IV об инвеституре перерос в острый конфликт, в результате которого отлученный от церкви и низложенный импе-
1 Dictatus papae — "продиктованное папой" (лат.).
Гл 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 69
ратор был вынужден пойти с покаянием в Каноссу, где находилась резиденция папы.
Наивысшего могущества католическая церковь достигла при Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198 г.). При Иннокентии III было образовано независимое церковное государство (Папская об ласть), короли рассматривались как вассалы папы, а епископы были включены в общую ленную систему.
Притязания церкви и духовенства на светскую власть обосно вывались теократическими теориями. Суть этих теорий сводилась к тому, что государство занимает подчиненное по отношению к церкви положение, из чего следует, что светские правители долж ны быть подчинены церкви не только как простые верующие, но и в ряде отношений по осуществлению политической власти.
Широко распространены были "теория двух мечей", основан ная на произвольном соединении и толковании цитат из Евангелий (император получает свой меч от церкви и поэтому должен слу жить ей своим мечом), и "теория солнца и луны" (как луна получа ет свой блеск от солнца, так королевская власть заимствует свой блеск и авторитет от папы).
Церковью использовались различные фальшивки — например, "Дарение Константина" (подложная грамота от имени императора Константина I, который будто бы еще в IV в. передал римским папам власть над Западной Римской империей) и "Лжеисидоровы декреталии" (где говорится, что короли и императоры еще с пер вых веков христианства подчинялись папам как преемникам Хри ста и апостола Петра).
Императоры и короли стремились обосновать свою независи мость от церкви в светских делах. Защищаясь от притязаний цер кви, императоры и короли ссылались на тексты того же писания о богоустановленности всякой (т. е. и их) власти ("существующие же власти Богом установлены"). Они по-своему толковали "теорию двух мечей" — меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос «говорил: "Царство мое не от мира сего".
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 745;