Зарождение теократических доктрин.
Августин Блаженный
Признание христианства государственной религией не исклю чало того, что между императорской властью и церковью време нами возникали трения. С одной стороны, императоры не были чужды взгляда на священников как на своих чиновников, обязан ных исполнять императорские веления; порой императоры притя зали на авторитарные решения даже и чисто религиозных вопро сов. С другой стороны, духовенство, сильное своей организацией и идейным влиянием, отнюдь не желало превращаться в послушных исполнителей велений светской власти. Более того, церковь притя-
64История политических и правовых учений
зала не только на полную независимость в религиозных делах, но и на участие в политической власти, требуя помощи государства в насаждении христианства, в борьбе с ересями, в умножении и ох ране церковных богатств.
Притязания церкви на участие в государственной власти обо сновывались так называемыми теократическими теориями.
Заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии хри стианской церкви этого периода было учение гиппонского (Север ная Африка) епископа Аврелия Августина (354—430), прозванного православной церковью "Блаженный", а католической — признан ного святым и учителем церкви.
Аврелий Августин, как и другие епископы и выдающиеся цер ковные авторы первых веков христианства, считается одним из "отцов церкви". Он современник раздела Римской империи на За падную и Восточную (395 г.), захвата и разграбления Рима вестго тами (410 г.), еретических движений в Северной Африке и в дру гих частях Римской империи. В его трудах изложены основные положения теократической доктрины, оказавшей глубокое и долго временное воздействие на политико-правовое учение церкви.
В произведении "О граде божием" Августин писал, что в мире существуют два государства: "божий град" (церковь) и "град зем ной" (государство). Церковь "странствует по земле, имея цель на небе", "церковь и теперь есть царствие небесное". Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство — создание человеческое, его цель — временная, оно создано насили ем, держится принуждением: "При отсутствии справедливости что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в мини атюре".
Оправдание государства в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государ ства разные: есть два вида земных царств.
Одни — организации насилия и разбоя, они начинаются с бра тоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетво ряют грех, несправедливость, насилие, "общество нечестивых". Дру гие царства — это "христианские государства", власть которых основана на заботе о подвластных.
Августин — один из первых церковников, призывавших насиль ственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Он настаивал на присылке в Африку войск для подавления агонистиков: "Дерзость мужиков восстает против их владельцев".
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 65
Проблема уничтожения еретиков и принудительного креще ния неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Наси лие — не зло, если оно применяется в благих целях: отец бьет не послушных детей, Бог страданиями учит людей, люди силой удер живают того, кто падает в пропасть. В сочинении "Апология гоне ний" Августин утверждал, что "лучше раны, нанесенные другом, чем поцелуй врага".
Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от един ства к множеству. В делах веры это очень опасно: "Прежде чем понимать, мы должны верить". Еретики хуже отравителей, они — враги единства. Коль скоро цель христианского государства — благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно "при нуждать людей, а не учить".
"Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, од нако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: прину- ди войти всех, кого найдете"1.
Во времена Августина большая часть населения Римской им перии держалась прежних, языческих культов. Церковь тревожи ли и оппозиционные ей христианские секты еретиков. Поэтому Ав густин призывал использовать принуждение для крещения языч ников и искоренения ересей: "Как же могут цари служить Господу в страхе иначе, чем воспрещая и карая в благочестивой строгости то, что противоречит велениям Господа?"
Оправдание государства, по Августину, — ив поддержании социального порядка: "Никак не следует о нем (Боге) думать, что бы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство". Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов — "имя рабства заслужила вина, а не природа". Источник рабства — прегрешение библейского Хама: "Грех — первая при чина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которо го нет неправды". Источник рабства отдельных людей — военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны, по учению Августина, не противоречат Божьим заповедям.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. "Кто сотворил тех и других? — Господь! Богатого — чтобы помочь бед ному, бедного — чтобы испытать богатого". В произведениях Ав густина христианское вероучение открыто приспосабливается к самым земным интересам власть имущих. "Сколько богатые обяза ны Христу, который возмещает им убыток: если был у них невер ный раб, Христос обращает его и не говорит ему: оставь своего господина".
1 Эти слова — compelle intrare — "принуди войти" в Средние века сделались девизом инквизиции.
66История политических и правовых учений
Характеризуя "христианское государство" как образец "зем ного града", Августин писал: "Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласи ем, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог". Практи чески образцом этого идеала явилось рабовладельческое христиан ское государство, управляемое при участии духовенства, насиль ственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Августин дал обстоятельное толкование заповеди "не убий". Его перетолкование свелось к тому, что "ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога".
Теократические идеи Августина в определенной мере осущест вились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церк ви и государства, переплетение их механизмов создали теократи ческую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.
Заключение
Политико-правовая идеология Древнего Рима, складывавшая ся под сильным влиянием идей греческих мыслителей, разработа ла ряд своеобразных конструкций, оставивших заметный след в истории политических и правовых учений. Среди них — знамени тое определение государства ("дело народа"), данное Цицероном, а также его идея о праве (законе) как связи, основе общества. Значи тельное влияние на обособление теории права от философии оказали логико-правовые конструкции римских юристов, разработка ими догмы права.
Совершенно исключительное значение в истории общественно- политической мысли принадлежит христианству. Сложность само го процесса становления новой мировой религии, отражение этой сложности в христианском каноне (Новый завет) обусловили и дол говременное господство христианства в Европе, и возможность ис пользования его в Средние века в прямо противоположных целях: от апологии рабства (Августин) и крепостничества (Фома Аквин- ский) до обоснования демократически-революционных (табориты) и даже коммунистических (Томас Мюнцер) программ.
ГЛАВА 5
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1311;