Правовые и политические идеи римских юристов

Юриспруденция в Древнем Риме развивалась в периоды прин­ ципата и домината в связи с увеличением числа сделок, споров, исков, судебных решений. Римские юристы давали консультации по вопросам права, издавали учебники и комментарии римского права, преподавали в учебных заведениях. Консультации юристов по спорным вопросам обычно принимались судами и влияли на решение дел.

Рассвет римской юриспруденции относится к II—III вв. Юрис­ ты Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестик и некоторые другие занимали высокие должности; сборники их суждений и даже учеб­ ники (Институции Гая 143 г.) были источниками права.

 

 

1 Противоречия эпохи выразились в том, что и Цицерон по существу обвинялся в том же: удостоенный звания "Отец отечества" за подавление заговора Каталины и спасение республики, он вскоре был осужден за незаконные казни участников того же самого заговора и даже был вынуж­ ден отправиться в изгнание до очередной перемены власти.


Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 59

В V в. императоры придали юридическую силу сочинениям не­ которых юристов, а в VI в. выдержки из сочинений юристов были включены в Дигесты Юстиниана.

При решении частных дел римские юристы избегали обобще­ ний и общих определений. "Всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опрокину­ то", — писал Яволен Приск. Поэтому в их трудах нет определений таких понятий гражданского права, как собственность, договор, сер­ витут, иск и т. п. Однако в их трудах немало общетеоретических положений, оказавших заметное влияние на развитие современной им и последующей общей теории и философии права.

К ним относится общее определение права: "Право есть наука о добром и справедливом"1 . "Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит".

Право они делили на публичное и частное. Публичное право относится к положению Римского государства, к общественной пользе: частое право относится к пользе отдельных лиц.

Частное право юристы делили на три части. Оно включает есте­ ственное право (ius naturale), присущее не только человеческому роду, но и всем животным (сюда относятся брак, продолжение рода, воспитание детей); право народов (ius gentium), т. е. право, которым пользуются все народы (сюда относятся война, разделение наро­ дов, основание царств, разделение имущества, купля и продажа, рабство и освобождение от рабства и др.). Третья часть — цивиль­ ное право, то право, которое каждый народ установил для себя, собственное право государства, что-то добавляющее или исключа­ ющее из общего права (естественного права и права народов).

Заметное влияние на эту классификацию, согласно которой "по естественному праву все рождаются свободными", оказала фило­ софия стоиков, популярная в Риме того времени. Однако призна­ ние естественной свободы всех людей вовсе не означало отрица­ ния или осуждения рабства. "Основное деление, относящееся к пра­ ву лиц, заключается в том, что люди суть или свободные, или ра­ бы, — писали римские юристы. — ...Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владыче­ ству вопреки природе".

В трудах римских юристов разработан ряд важнейших поло­ жений общей теории права. Это, прежде всего, положение о нор­ мативной сущности права. "Закон есть общее (для всех) предписа­ ние, — писал Папиниан, — решение опытных людей, обуздание

 

1 Вариант перевода: "Право есть гармонический порядок интересов и улажения их столкновений". Коркунов Н. М. История философии права. СПб., 1908. С. 68.


60История политических и правовых учений

преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства".

Юристы Ульпиан, Цельс, Помпоний утверждали: "Права1 ус­ танавливаются не для отдельных лиц, а общим образом... Права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единич­ ном случае... Ибо право должно быть главным образом приспособ­ лено к тому, что случается часто и легко, а не весьма редко".

Большое внимание римские юристы уделяли источникам (фор­ мам) права. Они писали, что цивильное право происходит из зако­ нов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мне­ ний мудрецов, решений преторов. К источникам права относится также обычай: "Обычай является лучшим толкователем закона"; обычаем следует руководствоваться в случаях, когда не имеется писаного закона.

К основному источнику публичного права Ульпиан относил ре­ шения принцепса (императора): "То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ предоставил принцепсу всю свою выс­ шую власть и мощь... Таким образом, то, что император постано­ вил путем письма и подписи или предписал, исследовав дело, или вообще высказывал, или предписал посредством эдикта, является законом". При этом сам император (принцепс) ставился выше дей­ ствующих законов: "Принцепс свободен от (соблюдения) законов". Творчество римских юристов оказало сильное влияние на пра­ вовую и политическую мысль Европы. Труды римских юристов изучали, комментировали и преподавали юристы Средних веков. Тогда же, защищаясь от притязаний католической церкви на свет­ скую власть, императоры ссылались на суждения Ульпиана об ис­ точниках публичного права. Рецепция римского права повлияла на законодательство и правовую идеологию стран континентальной Европы; ряд положений, разработанных римскими юристами, на­ шел воплощение во французском Гражданском кодексе 1804 г. (ко­ декс Наполеона) и теоретическое развитие в доктрине юридичес­

кого позитивизма XIX в. (см. гл. 18, 21).

 

§ 4. Политические и правовые идеи первоначального христианства

В I в. в Римской империи сложилась и стала распространяться новая религия — христианство. В развитии организации христиан обычно различаются два этапа: "апостольская церковь" (примерно I—II вв.) и пришедшая ей на смену (примерно во второй половине II в.) "епископальная церковь".

 

1 "Права" здесь (и далее) означают "нормы права".


Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 61

 

В произведениях раннехристианской литературы (Откровение Иоанна — "Апокалипсис") осуждались рабовладельческий Рим — "великий город, царствующий над земными царями", римские им­ ператоры (особенно "зверь-антихрист Нерон" — гонитель христи­ ан), цари, вельможи, тысяченачальники, богатые, купцы. Христиа­ не мечтали об уничтожении "великой блудницы вавилонской" — Римской империи, которую они называли "царством дьявола", "дья­ вольским миром зла и насилия".

Христиане ждали пришествия мессии, Христа — избавителя, божьего посланника, который в схватке со "зверем-императором" сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в "геенну огненную". Затем установится обещанное пророками тысячелетнее царство, обитатели которого "не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной".

В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивле­ ние злу насилием: "Никому не воздавайте злом за зло", "любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте про­ клинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одеж­ ду не препятствуй взять и рубашку". Вместе с тем в произведени­ ях христианской письменности сохранились намеки на вооружен­ ные отряды христиан ("Не мир я принести пришел, но меч"), на их боевые схватки с римскими оккупантами ("Имя же им — легион"). Главное же — ожидание скорого, с сегодня на завтра, пришествия мессии: "Се, гряду скоро, и возмездие мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его".

В ожидании скорого пришествия мессии христиане стремились обособиться от царства зла в своих общинах. Не было духовенства, предметов культа, обрядов. Верующие отдавали общине свое иму­ щество, за общий счет устраивались общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали странствующие проповедники (апо­ столы), не имевшие привилегий. Община кормила апостола несколько дней, после чего он должен был либо идти дальше, либо работать вместе с другими: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".

В христианском учении в религиозной форме были выражены некоторые общечеловеческие нормы нравственности. "И как хоти­ те, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", — говорится в Новом завете. Там же содержатся заповеди: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, люби ближнего, как самого себя. В Новом завете содер­ жится осуждение богатых: "Удобнее верблюду (канату) пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие". В I—II вв. сеть христианских общин раскинулась по всей Рим­ ской империи. Ряды приверженцев новой религии, дававшей духов­ ное утешение и надежду, неуклонно росли. Со II в. христианские


62 История политических и правовых учений

 

общины пополнялись выходцами из имущих и образованных слоев общества. Богатые и честолюбивые люди по-своему ощущали и переживали гнет Римской империи, всеобщую апатию и деморали­ зацию, тоже искали духовного утешения и освобождения. Это при­ вело к изменению социального состава, организационных принци­ пов и идеологии христианских общин. Эволюция христианства предопределялась разочарованием в надеждах на скорый приход мессии.

К середине II в. в христианстве берет верх то направление, ко­ торое делало упор на мистические стороны учения. Складывается отделенный от массы верующих церковный аппарат. Руководство общинами переходит в руки епископов, пресвитеров, дьяконов, об­ разовавших стоящий над верующими клир (духовенство). Еписко­ пы различных общин установили между собой прочные связи; та­ ким образом была создана вселенская церковь. "Вне церкви нет спасения", "без епископа нет церкви", "на епископа должно смот­ реть, как на самого Господа", — учило духовенство.

Присвоив монопольное право проповедовать и толковать хри­ стианское учение, духовенство разработало сложную систему обря­ дов, служб, догм, используя ряд положений других религий (напри­ мер, митраизма) и философских школ (например, стоиков, гности­ ков). Общие трапезы были заменены причащением, апостолы — слугами и гонцами епископов, равенство верующих — противопо­ ложностью между клиром и мирянами.

В христианской литературе II—III вв. большое место занимает апологетика. Первоначальное осуждение императорской власти уже во II в. свелось к религиозной оппозиции насаждавшемуся властью культу императоров, требованию поклоняться им, как богам. "От­ давайте кесарю кесарево, а Божие — Богу", — дальше призыва уклоняться от официального культа императоров, исправно упла­ чивая, однако, подати, церковь не шла.

В то же время эта оппозиционность компенсировалась призы­ вами подчиняться властям и начальствам: "Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти про­ тивится Божию установлению"; "Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и крот­ ким, но и суровым"; "Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостью... но как рабы Христовы, испол­ няя волю Божию от души. Служа с усердием, как Господу, а не как человекам".

С IV в. императоры уже вынуждены считаться с церковью и даже искать у нее поддержки. При императоре Константине хрис­ тианство было объявлено равноправной с другими религиями (313 г.), а затем господствующей (324 г.) религией.


Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме63

Эволюция христианства сопровождалась ожесточенной борьбой между церковью и различными ересями (ересь — вероучение, ос­ нованное на некоторых общих с официальной церковью догматах, но оппозиционное, отличное от церковного).

Так, во второй половине II в. в Малой Азии возникла секта монтанистов, продолжавших проповедовать ненависть к Римской империи, предвещать близкое пришествие мессии, конец мира зла и насилия, установление тысячелетнего царства. В общинах монта­ нистов сохранялись общие трапезы, демократические порядки ран­ нехристианских общин.

Тогда же возникли антицерковные секты гностиков ("гно- сис" — знание), соединявшие ряд положений христианства с уче­ нием о "логосе" в духе философии неоплатонизма и стоиков. Неко­ торые гностики (Зпифан) учили, что общественное неравенство противоречит божественному закону справедливости". "Бог не де­ лает различия между богатым и бедным и правителем народа, меж­ ду неразумными и разумными, женщинами и мужчинами, свобод­ ными и рабами... ибо никто не может отнять у своего ближнего его долю света, чтобы самому наслаждаться двойной". Божественному закону справедливости Эпифан противопоставлял человеческий закон, учредивший частную собственность.

Еретики широко использовали апелляцию к текстам писания, отвечавшим настроениям масс. С IV в. в Северной Африке возник­ ло движение рабов, колонов и свободных бедняков, называвших себя агонистиками (борцы, воины Христовы). Вооруженные дуби­ нами (ибо, согласно писанию, "все, взявшие меч, мечом погибнут"), агонистики нападали на усадьбы богачей, уничтожали кабальные документы, убивали владельцев латифундий или заставляли их работать на мельницах и в каменоломнях ("если кто не хочет тру­ диться, тот и не ешь"). Епископы писали, что "по их решению и приказу рабы и господа менялись положениями".

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1920;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.