Развитие демократических учений.

Старшие софисты

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н. э., когда экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины. В исторической литера­ туре за этим периодом закрепилось название "золотой век" афинс­ кой демократии, или, по имени одного из ее вождей, "век Перикла".

Политическая мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов.

Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во вто­ рой половине V в. до н. э. Софистами (слово произошло от греческо­ го "софос" — мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собра­ нии. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии — идею обучения мудрости, рас­ пространения знаний.

В центре внимания софистов находились вопросы права и по­ литики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства. Интерес к этим проблемам во многом был обусловлен идеологичес­ кими установками демократии: поскольку знаниям отводилась роль критерия при отборе кандидатов на государственные должности, постольку главное место в обучении должна была занять подготов­ ка слушателя к политической деятельности, к выступлениям в на­ родном собрании и суде.


34История политических и правовых учений

По утвердившейся традиции различают старших и младших софистов. К видным представителям старшего поколения софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Старшие со­ фисты придерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений.

Одним из основателей этого направления был Протагор. Со­ гласно знаменитому мифу Протагора, где рассказывается о возникно­ вении общества, человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем. Этому искусству его научил Прометей, выкравший огонь у богов. Постепенно люди овладели ремеслами, но продолжали жить разбросанно, у них не было ору­ жия, и они погибали от нападения диких зверей. Людям неизвестно было умение жить в сообществе. Как только они собирались вместе, так сейчас же начинались раздоры. Тогда боги ввели стыд и прав­ ду, наделив ими всех людей, так что каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству. Никакое государство не устоит, заключал Протагор, если политическим искусством бу­ дут владеть немногие.

Миф Протагора лишь внешне напоминает религиозные преда­ ния. Создание этого мифа было нацелено как раз на то, чтобы опро­ вергнуть традиционные мифологические представления о "золотом веке" в прошлом, о необходимости возврата к старине. Протагор рисует в своем мифе беспомощное существование человека до об­ разования государства, проводит идеи восходящего развития куль­ туры и совершенствования общественной жизни по мере накопле­ ния знаний. Протагор доказывал, что законы относятся к произве­ дениям искусства и что, подобно любому другому ремеслу, справед­ ливости в общественных делах можно научиться. Добродетель, за­ мечал он, дело наживное. Идея одинаковой причастности людей к справедливости приводилась в обоснование того, что в управлении государством должны участвовать все граждане.

Протагор и другие старшие софисты подчеркивали изменчивый характер представлений человека. Об одном и том же предмете, учил Протагор, может быть высказано два противоположных мне­ ния, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. На­ пример, больному человеку еда покажется горькой, а здоровому — сладкой и вкусной. Они оба будут по-своему правы. Общепризнан­ ной истины и единого блага просто не бывает. Носителем знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдель­ ный человек. Эту мысль Протагор выразил в формуле, которая воспринималась современниками как своеобразный лозунг софис­ тов: "Мера всех вещей — человек, существующих, что они суще­ ствуют, а не существующих, что не существуют".

Развивая представления об относительности и условности мо­ рали, Горгий выделял добродетель для мужчины и женщины, сво-


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 35

 

бодного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела. Софисты старшего поколения наполнили учение о морали индивидуалистическим содержанием. Справедливость по­ ступков предлагалось оценивать в зависимости от условий места и времени, состояния человека и т. д. Подобного рода концепции, отрицающие существование абсолютного единого блага, получили позднее название этического релятивизма.

В духе требований окрепшей рабовладельческой демократии старшие софисты развивали учение о законе. Они утверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной, "взаимной справедливости" (Протагор), нечто вроде суммы индиви­ дуальных добродетелей. Исходя из этого старшие софисты попол­ нили политическую теорию определением закона как договора, как совместного установления граждан или народа.

Гиппий под законом понимал "то, что граждане по общему со­ глашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздерживаться". Антифонт приравнивал справедливость к испол­ нению закона. Справедливость заключается в том, чтобы "не нару­ шать законы государства, в котором состоишь гражданином". Пред­ писания законов — результат соглашения.

Сохранившиеся источники показывают, что некоторые софисты использовали противопоставление законов и природы для критики существующих полисных порядков. Законы, рассуждал Антифонт, искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит само собой, по необходимости. Эллины, почитая знатных, поступа­ ют словно варвары. "По природе мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины. Уместно обратить внима­ ние на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы". Один из младших софистов Алкидамант заявлял, что "бог сделал всех сво­ бодными, природа никого не сделала рабом".

Приведенные высказывания Антифонта и Алкидаманта пред­ ставляют собой не что иное, как простейшую форму моральной критики привилегий аристократии и свободных граждан. Было бы ошибкой усматривать здесь нечто большее — осуждение рабства, признание естественных прав человека, равенства всех людей и т. п. Политической мысли рабовладельческой демократии не были известны представления о всеобщем равенстве. Не случайно про­ возглашение равенства эллинов и варваров у Антифонта сосед­ ствует с высказыванием, где понятие "варвар" употреблено в каче­ стве синонима человеческой низости. Антифонт повторяет здесь распространенные суждения о превосходстве греческой культуры над варварским миром. "Естественное равенство" софистов отнюдь


36История политических и правовых учений

 

не исключало рабства по "закону" или "умственному превосход­ ству".

Положение Алкидаманта, процитированное выше, содержит не осуждение рабства, а полемический выпад против аристократичес­ ких теорий, в которых рабство обосновывалось ссылками на приро­ ду (см. § 4 — раздел об Аристотеле). Отрицание рабства по природе было выгодно прежде всего торгово-промышленной прослойке, со­ стоящей из неполноправных граждан, метеков (иностранцев), воль­ ноотпущенников и др. Не обладая гражданскими правами в полисах, они добивались для себя привилегий, вытекавших из "свободного рождения", равенства с гражданами и возможности владеть раба­ ми на "законных" основаниях. Представления о рабстве по установ­ лению (по "закону") разделялись широкими кругами демократии и составляли отличительную особенность оправдания ими рабства.

В первой половине IV в. до н. э. софистика как движение пре­ имущественно сторонников демократии вырождается. Преподава­ тельская деятельность софистов все больше ограничивалась облас­ тью риторики (искусства красноречия), теории доказательств, ло­ гики. Возможностью такого обучения не преминула воспользовать­ ся аристократия. Среди младших софистов были поэтому представи­ тели и демократии (Алкидамант, Ликофрон), и аристократического лагеря (Калликл).

Под влиянием критики со стороны идейных противников, в пер­ вую очередь Платона и Аристотеля, термин "софистика" приобретает значение мнимой, поверхностной философии и со временем стано­ вится именем нарицательным для обозначения всякого рода сло­ весных и логических передержек.

Разработку политико-правовых идей демократии в IV в. до н. э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали равенство граждан, незыблемость закона как гаран­ та гражданских прав, защищали права собственников на свое иму­ щество, указывая на положительную роль богатства в государствен­ ной жизни, доказывали преимущества демократического строя по сравнению с другими формами государства, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин.

Идейное наследие древнегреческой демократии послужило од­ ним из источников политико-правовых концепций Нового времени.

 

§ 3. Учение Платона о государстве и законах

Кризис мифологического мировоззрения и развитие филосо­ фии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои уста­ ревшие взгляды, создать философские доктрины, способные проти­ востоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего раз-


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции37

вития идеология древнегреческой аристократии достигает в фило­ софии Платона и Аристотеля.

Платон (427—347 гг. до н. э.) — родоначальник философии объ­ ективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Со­ крата, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спо­ рах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отраже­ ние в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.

После казни Сократа в 399 г. до н. э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Ита­ лию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую шко­ лу под названием "Академия". Диалоги и письма, написанные Плато­ ном после создания Академии, относят к зрелым произведениям мыслителя.

Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение между "подлинным бытием" и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей. Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный идеа­ лизм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии. Возражая софистам как представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: "Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки ут­ верждению некоторых".

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные ди­ алоги Платона — "Государство" и "Законы".

В диалоге "Государство" идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой ду­ шой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, ярос­ тному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремес­ ленники (низшее сословие). Сословное деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного поселе­ ния граждан. Самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей или философов недопустим и является величайшим пре­ ступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к


38История политических и правовых учений

которому он предназначен от природы. "Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость".

Платоновское определение справедливости было призвано оп­ равдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников — серебра, а в души земледельцев и ремес­ ленников — железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разря­ ды возможен только по инициативе правителей.

Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поста­ вить философов, причастных к вечному благу и способных вопло­ тить небесный мир идей в земной жизни. "Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать..., до тех пор государствам не избавиться от зол". В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов "аристократии крови" и заменяет ее "аристократией духа". Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты — интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенст­ вом и т. п.

Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге "Государство" особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспита­ ния и образа жизни граждан.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. "Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий". Продовольственные запасы стражи получают от тре­ тьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных похо­ дов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общ­ ность жен и детей.

Образ жизни низшего сословия Платон освещал под углом зре­ ния многообразия общественных потребностей и разделения труда. Крестьянам и ремесленникам разрешалось иметь частную собствен­ ность, деньги, торговать на рынках и т. п. Отметив значение разде-


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 39

 

ления труда в экономической жизни общества, Платон тем не ме­ нее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохране­ ние аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производ­ ственную деятельность земледельцев и ремесленников предполага­ лось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исклю­ чить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоле­ ние в обществе имущественного расслоения — важнейшая соци­ ально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних "заклю­ чены два враждующих между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей".

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения — организация жизни господствующе­ го класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собствен­ ности, группового брака и др.

Характеризуя извращенные формы государства, Платон рас­ полагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает крит- ско-спартанский тип государства, или тимократия (от "тиме" — честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократи- ческим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства — олигархия — появляется в результате скопления богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть захватывают немно­ гие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении. Олигар­ хическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии — вла­ сти народа. Общественные должности при демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в не­ разбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят свое­ волие и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода обращается в свою противопо­ ложность — чрезмерное рабство. Устанавливается тирания, наихуд­ ший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и насилии. Тиранический строй — это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие в нем каких бы то ни было доброде­ телей.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества


40История политических и правовых учений

 

он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению муд­ рых.

Нарисованная философом картина перехода от одного государ­ ства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схе­ мой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спар­ те, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Идеологически она была на­ правлена против демократических учений о совершенствовании об­ щественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от старо­ давних порядков, проводил идею циклического развития истории.

Диалог "Законы" является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реа­ лизовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначаль­ ный проект наилучшего государства. В "Законах" Платон изобра­ жает "второй по достоинству" государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога "Законы" от диалога "Государство" таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственно­ сти философов и воинов и устанавливает для граждан единый по­ рядок пользования имуществом. Земля является собственностью государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каж­ дый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользу­ ется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограни­ ченны. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т. п.) предусматривается точ­ ное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обла­ дают.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане при­ обретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие. Помимо занятий в собствен­ ном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, от­ правление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т. п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предпо­ лагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге "Государство" рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во "втором по достоин-


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 41

 

ству" государстве "земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве". Вме­ сте с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежитель­ ное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земле­ делию положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организа­ цию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы госу­ дарства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический прин­ цип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 прави­ телей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государствен­ ных органов тайное "ночное собрание", в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается вер­ ховная власть в государстве.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается муд­ рецов из "ночного собрания", то они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью. "Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, доста­ точно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания".

Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные положения древних мыс­ лителей используются при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказывания­ ми Платона о необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге "Законы" Платон писал: "Я вижу близкую


42История политических и правовых учений

гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги". Однако такие вы­ сказывания нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно- нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фраг­ менте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).

В диалоге "Политик" Платон выделил формы государства, ос­ нованные на законе. По его словам, монархия, аристократия и демо­ кратия опираются на закон, тогда как тирания, олигархия и извра­ щенная демократия управляются вопреки существующим в них законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеаль­ ного, "подлинного" государства, где политик единолично осуществ­ ляет власть, "руководствуясь знанием". Смысловое содержание уче­ ния Платона не совпадает с современными формулами правового государства.

Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложен­ ные в диалогах мыслителя социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.

 

§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля

Разработку идеологии полисной землевладельческой знати про­ должил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н. э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, — Ста- гирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в пла­ тоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал мно­ гие годы.

После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, испол­ няя обязанности воспитателя наследника царского престола — бу­ дущего знаменитого полководца Александра Македонского. По воз­ вращении в Афины он открыл собственную философскую школу — Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трак­ татах "Политика" и "Никомахова этика". К ним примыкает сочине-


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции43

ние "Афинская полития", содержащее исторический очерк разви­ тия государственного устройства Афин.

Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе по­ лемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заб­ луждался, допустив существование особого мира идей, или поня­ тий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущно­ сти от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, пре­ пятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.

Согласно его взглядам каждая вещь состоит из материи и фор­ мы. Например, в медном шаре медь является материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид, который позволяет отличить ее от других предметов, а следователь­ но, и познать. Форма — это сущность предмета, источник его суще­ ствования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологи­ ей — учением о целесообразном строении мира.

Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений Протагора и других софистов о возникновении общества.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природно­ го влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких се­ лений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально за­ ложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо политическое".

В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое со­ общество опирается на единомыслие граждан в отношении добро­ детели. "Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для суще­ ствования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, ког­ да образуется общение между семьями и родами ради благой жиз-


44История политических и правовых учений

ни". Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государ­ ство предшествует телеологически семье и селению, т. е. является целью их существования.

Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство — это "общение подобных друг другу людей ради дос­ тижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывал в дан­ ное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном отно­ шении, варвары не способны к государственной жизни; их удел — быть рабами у греков. "Варвар и раб по природе своей понятия тождественные". Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство пред­ ставлялось ему объединением свободных граждан, совместно уп­ равляющих делами рабовладельческого общества.

В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них — естественные (природные) различия меж­ ду людьми. На страницах "Политики" неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому тру­ ду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. "Такая война, — говорил он, — по природе своей справедлива".

Аргументацию рабства "от природы" дополняют доводы эко­ номического порядка. Рабство, с этой точки зрения, вызвано потреб­ ностями ведения хозяйства и производственной деятельности. "Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы".

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. "Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе". Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей разви­ тию в человеке хозяйственных наклонностей. "Люди заботятся все­ го более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим". К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции45

Классификация форм государства в "Политике" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в госу­ дарстве цели. В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где пра­ вители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государствен­ ного устройства. К правильным государствам Аристотель относит монархию, аристократию и политию; к неправильным — тиранию, олигархию и демократию.

Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона "Политик". Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многооб­ разие государственных форм к двум основным — олигархии и де­ мократии. Их порождением или смешением являются все осталь­ ные разновидности власти.

В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии — неимущим. "Демократией следует считать такой строй, когда сво­ боднорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют вер­ ховную власть в своих руках, а олигархией — такой строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство". Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак имуществен­ ного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал фи­ лософ, составляют как бы два полюса, диаметрально противополож­ ные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мяте­ жей и смены форм государства заключается в отсутствии надле­ жащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравен­ ство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельству­ ют о том, что ему были понятны социальные противоречия, опреде­ лявшие развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля — на стороне политии, сме­ шанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не толь­ ко гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противо­ речия между богатством и бедностью. "Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно


46История политических и правовых учений

привлекать к себе средних граждан", — отмечал философ. Только там, где в составе населения средние граждане имеют перевес, "государственный строй может рассчитывать на устойчивость". Эко­ номику как умение правильно вести хозяйство Аристотель про­ тивопоставляет хрематистике, или искусству накопления ради на­ живы. Аристотель осуждает неуемную страсть к богатству, расши­ ренную торговлю, ростовщичество и т. п. Помимо ограничения раз­ меров собственности в таком государстве предусматриваются сов­ местные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. "Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею — общим", — утверждал Аристотель.

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в "Законах", Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит "только к тем, кто избавлен от работ, необхо­ димых для насущного пропитания". Хотя землепашцы, ремеслен­ ники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители. В политии власть "сосредо­ точивается в руках воинов, которые вооружаются на собственный счет". Они обладают гражданскими правами в полном объеме. Не­ которые, весьма урезанные права граждан предоставляются также земледельческому демосу — крестьянам.

Политически этот строй характеризуется сочетанием демокра­ тических и олигархических методов осуществления власти. Арис­ тотель различает в связи с этим два вида справедливости: уравни­ вающую и распределяющую.

Уравнивающая справедливость, принципом которой является "арифметическая пропорция", затрагивает отношения обмена, воз­ мещения ущерба, назначение наказаний за имущественные и неко­ торые другие преступления. Закон при этом "обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем". Напротив, при распределяющей справедливости учитывает­ ся положение человека в обществе. Ее принципом служит "геомет­ рическая пропорция" — воздаяние по достоинству и заслугам. При­ меняется распределяющая справедливость в политических отноше­ ниях, при выдвижении на должности, назначении наказаний за преступления против чести и достоинства. Например, если ударит начальник, то ответный удар наносить не следует, если же ударят начальника, то следует не только ударить, но и подвергнуть каре. Большое значение Аристотель придавал размерам и географи­ ческому положению государства. Его территория должна быть дос­ таточной для удовлетворения потребностей населения и одновре­ менно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они "знали друг друга". Политическим идеалом Аристотеля


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции47

был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилуч­ шие условия для совершенного государства создает умеренный кли­ мат Эллады.

Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии смешаны "по половине" и даже с "уклоном в сторону демократии", аристократические элементы в государстве получили явное преоб­ ладание.

Участие народа в управлении обставлено здесь такими оговор­ ками, которые практически лишают его возможности решать госу­ дарственные дела. Свободнорожденные, не обладающие богатством или добродетелью, не допускаются к занятию высших должностей. Аристотель соглашается предоставить им право участвовать в со­ вещательной и судебной власти, но с условием, что у народной массы не будет решающего голоса.

В качестве примеров смешанного государственного строя в "По­ литике" названы аристократическая Спарта, Крит, а также "праро­ дительская" демократия, введенная в Афинах реформами Солона. Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеоло­ гическим целям, что и учение о государстве. Право он отождеств­ ляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. "Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости". Право от­ сутствует поэтому в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при

деспотической власти.

Политическое право делится на естественное и условное (ус­ тановленное). "Естественное право — то, которое везде имеет оди­ наковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существен­ ного различия таким или иным, но раз оно определено [это безраз­ личие прекращается]". Предписания естественного права Аристо­ тель нигде специально не перечисляет. По смыслу его концепции "от природы" существуют и соответствуют этим предписаниям се­ мья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в госу­ дарстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обыч­ ное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Аристотель подчеркивал, что постановления народного собра­ ния и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. "За-


48История политических и правовых учений

 

кон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народ­ ному собранию следует предоставить обсуждение частных вопро­ сов".

Направленная против учений рабовладельческой демократии, аристотелевская концепция была призвана умалить значение писа­ ных законов, подчинить их нормам обычного права и предустанов­ ленной, как считал Аристотель, в природе справедливости. "Зако­ ны, основанные на обычае, имеют большее значение и касаются более важных дел, нежели законы писаные", — утверждал фило­ соф.

Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции. По мере проникновения частной собственности и рабовладельческих отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно перешли от традиционных воззрений к признанию экономической роли рабства, правовых методов регулирования общественной жизни ("Законы" Платона), к апологии частной собственности и равенства граждан перед законом в сфере имущественных отношений (в "Эти­ ке" Аристотеля). Выше этого подняться они не могли. Аристокра­ тия, связанная с полисной системой землевладения, способна была удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального хозяйства, "умеренной", или "средней", собственнос­ ти и патриархальных полисных традиций и обычаев в сфере управ­ ления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для ари­ стократии, обладающей "избытком добродетели", законы не нужны.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1161;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.042 сек.