Политические и правовые учения в Древней Греции
Введение
В середине I тысячелетия до н. э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля — ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным свя зям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современ ных историков численность свободного населения полиса редко превышала 100 тыс. человек.
Общей чертой полисной жизни VII—V вв. до н. э. являлась борь ба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельчес кую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, об разовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны госу дарственная власть в полисах принимала форму либо аристокра тического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афи ны), либо переходного правления тиранов (тирания — власть одно го или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).
С превращением рабства в господствующий способ эксплуата ции росло имущественное неравенство свободных, обострялись со циальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабо владельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроен ные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагони стические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на гос подстве аристократии или демократии государства-полисы объеди нялись в военно-политические коалиции и государственные союзы
32История политических и правовых учений
(Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спар ты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431—404 гг. до н. э.
В результате продолжительных междоусобных войн, подорвав ших экономику полисов, они приходят в упадок и переживают глу бокий кризис. Во второй половине IV в. до н. э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н. э.) — Римом.
Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделе ния относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабо владельческое общество, имело значительные особенности по срав нению со странами Древнего Востока.
Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навы ков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.
В состав философского мировоззрения входили тогда все фор мы теоретического сознания — натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий поли тической идеологии с иными формами общественного сознания.
Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стиму лировало теоретические обобщения практики осуществления влас ти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникно вения государств, их классификации, наилучшей формы устрой ства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург — в Спарте, Солон — в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана класси фикация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
На содержание античных политико-правовых концепций огром ное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабо владельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособ-
Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции33
ственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопостави ли индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общин ной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможно стью морального выбора и субъективной стороной поведения чело века. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, предста вители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.
Начиная с III в. до н. э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происхо дят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиоз ные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (сто ицизм, школа Эпикура).
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 639;