Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств

С середины IV в. до н. э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отно­ шений. Развитие рабовладения требовало создания крупных воен­ но-бюрократических монархий наподобие Македонии. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма — период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н. э. Греция была завоевана Римом.

Кризис полисных учреждений и утрата государствами незави­ симости породили среди граждан настроения упадничества, неуве­ ренности, аполитизма. Эллинистические монархии представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным по-


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции49

влиять на исход общественных событий. В сознании рабовладель­ ческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедь мо­ рального освобождения соседствует с преклонением перед государ­ ством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изуче­ ние политики деградирует, уступая место моральным наставлени­ ям или религиозной мистике. Сравнительно новыми в политической теории того времени были идеи космополитизма, мирового господ­ ства и всемирной монархии.

В социально-политической теории идеи рабовладельческой де­ мократии отстаивал Эпикур (341—270 гг. до н. э.). Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. Справед­ ливость не существует сама по себе; это — договор о том, чтобы не причинять вред и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается. Право и государство суть продукты договора, результат соглаше­ ния.

Следуя релятивистским взглядам на общественные установления, Эпикур настойчиво подчеркивал относительный и условный харак­ тер справедливости, воплощенной в законах различных государств. "В применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же". Его учение отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предше­ ствовало бы договору. О естественном праве, по его мнению, можно говорить лишь применительно к договору, который служит погра­ ничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе, по-видимому, одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным обра­ зованиям.

Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности. Счас­ тье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной не­ возмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести не­ зависимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовер­ шенствованию. Своих последователей он учил "жить незаметно". Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести обществен­ ной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой демократии в период эллинизма.

Против философии Эпикура выступили стоики. Термин "сто­ ицизм" происходит от слова "стоя" (колоннада, галерея) — от на­ звания портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский (ок. 336 — ок. 264 гг. до н. э.).


50 История политических и правовых учений

 

Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской линии в философии. Мироздание, согласно их взглядам, управля­ ется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит стро­ жайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотврати­ мой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.

Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные установления и государство коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государствен­ ной жизни современного им общества, стоики истолковали эти по­ ложения Аристотеля расширительно. Они отказались от узкопо­ лисной трактовки общественной жизни. Естественное право мысли­ лось ими как универсальный, общемировой закон, государство — как мировое сообщество. В духе космополитических представлений того времени Зенон из Китая учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства.

В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность. Благо государства цени­ лось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту мысль, навеяную идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что доб­ родетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву государству.

В философии и этике стоицизма нашли свое преломление взгляды аристократической верхушки рабовладельческого общества периода образования эллинистических монархий. Религиозные искания сто­ иков, их призывы покориться судьбе оказались в то же время со­ звучными настроениям, охватившим широкие круги древнегрече­ ского общества в условиях его кризиса.

Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200—120 гг. до н. э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им "Исто­ рии" в 40 книгах — путь римлян к мировому господству.

Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направ­ ляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество про­ ходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завер­ шаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества По- либий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которо­ го "формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются".

Круговорот политической жизни проявляется в последователь­ ной смене шести форм государства. Первой возникает монархия


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 51

 

единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму го­ сударства — в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавист­ ного правителя. Так устанавливается аристократи я — власть не­ многих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немно­ гие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к оче­ редному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреж­ дает демократию. Ее извращением является охлократия (господ­ ство черни, толпы) — худшая форма государства. "Тогда водворя­ ется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совер­ шает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совер­ шенно и снова не обретет себе властителя и самодержца". Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяет­ ся, проходя через те же ступени.

Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть слу­ жила противодействием другой. Такое государство "неизменно пре­ бывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия". Ис­ торические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристо­ кратической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо вы­ делял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным соче­ танием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могуще­ ство римской державы, покорившей "почти весь известный мир".

Теоретические взгляды Полибия на развитие государства про­ тиворечили его же собственным наблюдениям над конкретными фактами из истории возникновения различных видов государствен­ ной власти. Его построения, как и предшествующие теории "сме­ шанного государства" (Платона, Аристотеля), были призваны обо­ сновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты гре­ ческими полисами независимости, Полибий выступал с аристокра­ тических позиций проримской ориентации и призывал греков под­ чиниться завоевателям.

Политическая концепция Полибия послужила одним из связу­ ющих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Гре­ ции и Древнего Рима.


52 История политических и правовых учений

 

Заключение

В античной Греции философия стала мировоззренческой осно­ вой политических и правовых учений. Это предопределило поста­ новку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития. Те­ оретический подход к изучению политики и права в древнегречес­ ких учениях отделяется от практико-прикладных описаний техни­ ки государственного управления. Всякое действительное знание, в том числе и политическое, утверждал Аристотель, имеет дело с общим и существующим по необходимости. Вот почему "мудрость и искусство управлять государством не будут тождественны". Сле­ дуя этому идеалу истинного знания, философы стремились офор­ мить свои взгляды на государство и право в виде политической теории, преобразовать их в единый комплекс взаимосвязанных по­ нятий и доказательств. Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.

Громадное влияние на последующее развитие политико-пра­ вовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи "правления фи­ лософов" и "мудрых законов" были восприняты многими мыслите­ лями эпохи Просвещения.

Платоновский проект общности имущества активно обсуждали ранние представители коммунизма — Т. Мор, Т. Кампанелла и др. На этом основании некоторые исследователи называли Платона "родоначальником коммунизма". В действительности платоновские построения не содержат коммунистического идеала, ибо общность имущества у него распространяется лишь на узкую прослойку стра­ жей-правителей и не составляет экономической основы проекти­ руемого общественного строя. Истолкование его доктрины в каче­ стве коммунистической является таким же анахронизмом, как и попытки обнаружить в ней идейные истоки современного тоталита­ ризма.

Далеко за пределы античности вышло влияние политико-пра­ вовых идей Аристотеля.

Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объе­ динения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, оно оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать раз­ личные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого


Гл. 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 53

 

следует включать в состав граждан и что нужно понимать под общим благом.

В политическую идеологию Средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государ­ ства, положения о причинах смены политических состояний, сме­ шанном государственном устройстве. Представления Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию ес­ тественно-правовых концепций.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древ­ ней Греции начинают рассматриваться как установления, создан­ ные самим человеком и призванные служить его интересам. Подоб­ ного рода представления, однако, относились только к свободным гражданам государства и сопровождались обоснованием подневоль­ ного положения рабов. Расширение гражданских свобод в Антич­ ном мире происходило за счет развития рабовладельческих отно­ шений.

 

 

3 История политических и правовых учений


 

ГЛАВА 4

Политические и правовые учения в Древнем Риме

Введение

Социально дифференцированное общество складывалось в Ита­ лии уже в VIII в. до н. э. Временем основания города Рима считает­ ся 753 г. до н. э. Противоречия и конфликты патрициев и плебеев привели к окончательному оформлению государства (реформы царя Сервия Туллия) в IV в. до н. э. В том же веке после изгнания царя Тарквиния Гордого была учреждена республика. Значительная часть римской истории — завоевательные войны, в результате которых под власть Рима в III—II вв. до н. э. перешли весь Апеннинский по­ луостров, Британия, большая часть Западной Европы, Малой Азии, Северной Африки. В 146 г. до н. э. Риму была подчинена Греция.

Гигантское расширение границ Римской республики во II— I вв. до н. э. привело к кризису существовавшего государственного уст­ ройства. В процессе завоевательных войн Рима возрастали чис­ ленность рабов и их эксплуатация не только в домашнем хозяй­ стве, но и в рудниках, каменоломнях, плавильнях, на грандиозных стройках. В Сицилии, в Малой Азии, а затем и в Италии происхо­ дили большие восстания рабов. Нарастало недовольство союзни­ ков, италиков, покоренных народов, пытавшихся отложиться от Рима. Во II в. до н. э. в Риме началось движение крестьян за аграр­ ные законы, за наделение землей свободного крестьянства (рефор­ мы братьев Гракхов). Серьезной проблемой становились пролета­ ризация части населения, выступления пролетариев под лозун­ гами "хлеба и зрелищ". Рабовладельческая республика с трудом справлялась с управлением громадными территориями, со смутами, гражданскими войнами, с восстаниями и волнениями рабов, кресть­ ян, пролетариев, населения подвластных областей. Диктатура, быв­ шая до того временной и чрезвычайной, в I в. до н. э. становится частой и даже пожизненной (военная диктатура Суллы). Различ­ ные политические деятели и группировки их сторонников на сло­ вах защищали республику, на деле же боролись между собой за право ее уничтожить. В 27 г. до н. э. Сенат поднес Октавиану титул "Август" ("Божественный"); установился принципат ("принцепс сенатус" — первый сенатор, тот, кто выступает в Сенате первым,


Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 55

 

предопределяет его решение). Формально сохранялись республи­ канские учреждения, но император (почетный военный титул прин- цепса) бесконтрольно и самодержавно управлял Римской импери­ ей через республиканские магистратуры, бурно растущий аппарат чиновничества и армию. Были проведены некоторые реформы и приняты военные меры для ослабления социальной напряженнос­ ти, подавления гражданских и союзнических восстаний и войн.

В 284 г. император Домициан повелел именовать себя "Доми- нус" ("господин"). Римское государство стало доминатом — не­ ограниченной монархией с громадным военно-бюрократическим ап­ паратом. Трудность управления обширным государством и военные обстоятельства привели к разделению Римской империи (395 г.) на Восточную и Западную. Западная Римская империя просущество­ вала до 476 г., Восточная (Византия) — до 1453 г.

Политико-правовая идеология Древнего Рима (как и римская философия вообще) складывалась под сильным влиянием филосо­ фии Античной Греции. В 146 г. до н. э., когда оформлялось включе­ ние Греции в состав Римской державы, Рим посетили греческие философы, оставившие глубокий след в сознании образованной ча­ сти общества. Изучение классических произведений различных философских школ стало важнейшей и обязательной частью обу­ чения состоятельных римлян, а знание греческого языка было при­ знаком образованного человека. Даже те, кто сетовал на засилье чужеземной греческой культуры, выписывали из Греции учителей философии и других наук или сами ездили обучаться в Грецию.

Особенное влияние на умы ученых римлян произвела филосо­ фия стоиков с ее общечеловеческой этикой и космополитическими идеями, соответствующими "всемирному" характеру тогдашней Римской империи.

Мыслители Древнего Рима, порой намеренно подчеркивая сход­ ство своих идей с идеями Платона, Аристотеля, стоиков или Поли- бия, внесли немало нового в развитие политической и правовой идеологии.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 895;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.