Политическая и правовая мысль Древнего Китая
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая от носится к VI—III вв. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажи точных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и уг лубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
В поисках выхода из него идеологи противоборствующих клас сов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы
20История политических и правовых учений
упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить по литическую стабильность. В общественно-политической мысли скла дываются различные направления и школы. Развивавшиеся на ос нове предшествующей религиозной мифологии, они нередко исполь зовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим про граммам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древ него Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Возникновение даосизма традиция связывает с именем полу легендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н. э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").
Идеология раннего даосизма отражала воззрения общинной вер хушки и части знати, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения госу дарственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.
В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где оз начало правильный жизненный путь человека или народа, соответ ствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсо лютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующе го, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рожде ния и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попы таться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.
Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначаль ной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с зем лей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной обществен ных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.
В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. "Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". Хороший купец, имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространенные среди общин-
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 21
ного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лиш нее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято".
Свои надежды на восстановление естественной простоты чело веческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из чис ла наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благо получие, а народ без приказания успокоится".
Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т. е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правите лей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много нало гов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует". Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к зем ле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от исполь зования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежествен
ным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний".
Социально-политическая концепция даосизма представляла со бой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родо витой знати и общинной верхушки, положение которых было подо рвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, ис пользуя для этого и общинные традиции взаимопомощи.
Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближай шего окружения царей и кончая различными заговорщицкими орга низациями. Использование даосами традиций и норм общинной жиз ни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н. э.) защищал инте ресы слоев, стремившихся примирить имущественную и наслед ственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы").
Основными категориями конфуцианства являются понятия бла городного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти
2 История политических и правовых учений
22История политических и правовых учений
были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различ ные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны бла городные мужи во главе с государем — "сыном неба". Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деле ние людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам проис хождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы мора ли. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".
Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выражен ный компромиссный характер: представления, типичные для идео логии наследственной знати (признание врожденных различий меж ду людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке.
Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и рас пространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных об щин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о де тях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также спра ведливые отношения между теми, кто не связан родственными уза ми. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоот ношений между людьми был принцип: "Не делай другим того, чего не желаешь себе".
Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т. е. с восстановления истинного, изначального смысла существую щих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. "Го сударь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Государю вменялось в обязанность относить ся к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достат ке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять —
Гл.2.Политическиеи правовые учения Древнего Востока23
значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан прояв лять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых об щинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.
Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохра нение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. "Если руководить народом посредством зако нов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать сты да. Если же руководить народом посредством добродетели и под держивать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится". Перечень конфуцианских правил поведения ох ватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и куль товых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные на ставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, су ществовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.
На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его после дователи не исключали, однако, что для наступления той счастли вой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по- отечески, т. е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограни чивало своеволие государя определенными моральными рамками.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом яв лялась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследствен ной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сосло вия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предпола-
24История политических и правовых учений
гала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристо кратией.
Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказа но, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести прежде всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности. Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры.
С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. до н. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо цзы". Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государ ственном аппарате, социальное положение которых было неустой чиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к кресть янским массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, — добившись определенного положения в обществе, стре мились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было
пронизано учение моистов.
Воспроизводя некоторые представления социальных низов, мо неты осуждали замещение государственных должностей по прин ципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба". На государ ственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врож денные знания у наследственных аристократов и ограничивала выд вижение мудрых своего рода цензом образования. Источником муд рости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности чело века к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в де лах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдви гать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником".
В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример древних. Первым правителем, согласно его концепции, люди избра ли самого достойного. Получив от неба и духов право на управление Поднебесной, он стал государем — "сыном неба". Древние пра вители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом, третий — каменщиком. Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 25
заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончае мые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма о выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосно вывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа.
Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению прин ципов и методов управления в идеальном государстве.
В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо- цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеко любие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основан ную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил не знающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части кон цепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаи мовыручке и имущественных переделах.
Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превра щалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумы вая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назнача ет высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для равенства и действительной любви к людям.
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской служ бой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же пол ного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хоро шем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совер шаемым поступкам.
26История политических и правовых учений
Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фак тически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспо тически-бюрократического государства, исключавшего всякую воз можность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное един ство приближались к идее централизации власти.
В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы за нимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержан ным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной тео рией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерас тания патриархальной общины в территориальную, развития отно шений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспро изводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдви жения простолюдинов на государственную службу при сохранении аристократических привилегий и т. п. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные, так и консерватив ные тенденции.
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали леги- сты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составлен ные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан").
Учение легизма существенно отличалось от предшествовавших концепций.
Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался уст ремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивав шихся ликвидации патриархальных порядков. От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобра зований. "Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставать ся человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы до биться хорошего управления Поднебесной". Успеха в политике до стигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.
Еще одну особенность легизма составили элементы историчес кого подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособствен-
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока27
нические интересы новой аристократии противоречили архаичес ким устоям общинной жизни, постольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние по рядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине. "Для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подра жать древности". Хотя легисты были далеки от изучения дейст вительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым противопоставлением современности прошлому, их исто рические взгляды способствовали преодолению традиционалист ских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки и подго тавливали тем самым условия для создания светской политической теории.
Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс эко номических и политических реформ. В области управления пред лагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превра тить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок". Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. "Если в народе есть люди, обла дающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляют ся чиновничьи должности и ранги знатности". Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуп равление, подчинить семейные кланы и патронимии местной адми нистрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службы чиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поста вить граждан под непосредственный контроль государственной вла сти. Реализация этих проектов положила начало территориально му подразделению граждан в Китае.
Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и администра тивные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. "Когда народ сильнее сво-
28История политических и правовых учений
их властей — государство слабое; когда власти сильнее своего наро да — армия могущественна". В образцовом государстве власть пра вителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гаран тиях и т. п. Закон выступает у него средством устрашающего превен тивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следу ет карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инако мыслия и оглупление народа.
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной объединить Китай путем зах ватнических войн.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объедине нии страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне нега тивные последствия. Практическое применение легистских концеп ций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед прави телем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широ ких масс легистскими порядками, последователи Щан Яна отказа лись от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм мораль ным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством. Во II— I вв. до н. э. конфуцианство, дополненное идеями легиз-
ма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Шко ла моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддиз мом и местными верованиями, приобретает черты магии и со вре менем утрачивает влияние на развитие политической и правовой идеологии.
Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911—1913 гг.
Заключение
Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших циви лизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позво ляют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира дли тельное время развивались изолированно друг от друга, и процесс зарождения политико-правовой идеологии протекал в них, что на зывается, в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подоб-
Гл. 2. Политические и правовые учения Древнего Востока 29
ная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпа ми социального развития. Значительное число памятников письмен ности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать доста точно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклас совых обществ.
Методологическое значение истории Востока определяется так же тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере от носится и к современному состоянию исследований по истории по литических и правовых учений. Подавляющее большинство вопро сов, связанных с формированием политико-правовой теории в госу дарствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на раз личных этапах истории и т. п.
В Новейшее время интерес к идейному наследию Древнего Во стока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободи тельное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, вхо дивших в состав древневосточного региона. Образование независи мых государств с древней и самобытной культурой усилило инте рес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Восто ка, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) тра диции, унаследованные от предшествующих эпох.
Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глу бокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрож дения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культур ной революции" вновь получило официальное признание конфуци анство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивалась во второй половине XX в. под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до из вестной степени связано и распространение восточных религиоз ных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.
Современное содержание религиозных и морально-политичес ких доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расхо-
30История политических и правовых учений
дится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т. п. Ведь, например, конфуцианские прин ципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай — это центр Под небесной, которому должны подчиняться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зароди лись, и не допускает их модернизации.
ГЛАВ А 3
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 728;