Политико-правовое учение Цицерона
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) был государствен ным деятелем, активным политиком, оратором, юристом, филосо фом, писателем. Он жил в бурный период истории, когда в острой борьбе за власть различных диктаторов, триумвиров, заговорщи ков Римская республика претерпевала углубляющийся кризис и по тенденции сменялась единовластием императора. Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления "сенатской рес публики", основанной на "заветах предков".
56 История политических и правовых учений
Политико-правовое учение Цицерона сложилось под сильным влиянием греческой философии. Свои основные труды он назвал "О республике" (De republica; чаще переводится "О государстве") и "О законах" (De legibus); оба произведения написаны в форме диалогов. Явное подражание Платону подчеркивается и названия ми этих произведений, и формой изложения. Но Цицерон — само бытный мыслитель, не только излагавший ряд идей греческих ав торов, но и полемизировавший с ними, и, главное, стремившийся выразить в политической и правовой философии острые проблемы своей страны и эпохи, построить практически осуществимую и ак туальную теорию. Литературное наследие Цицерона обширно. Он писал не только о политике и философии, но и об ораторском ис кусстве, о природе богов, о благе и зле, оставил сборники своих речей (наиболее знаменита обличительная речь против Катилины). Цицерона нередко упрекали за эклектицизм, за частое изменение взглядов. Тем не менее в истории философии и истории полити ческих и правовых учений он остался одним из виднейших (если не самым видным) мыслителей Древнего Рима.
Цицерону принадлежит знаменитое определение государства как дела народного (res publica est res populi): "Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".
Это определение имеет ряд существенных достоинств. Во-пер вых, в понятие государства включено понятие народа как особой общности людей; во-вторых, народ не отождествляется с "демо сом", способным переродиться в "охлос", а рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными пред ставлениями о праве и общими интересами; в-третьих, наконец, право рассматривается не как "веление государства", "признак го сударственной власти", а как основа объединения народа, "достоя нием" которого является государство.
В эпоху Цицерона термин "res publica" юридически означал имущество ("res"), находящееся в общем, всенародном пользова нии римской гражданской общины (civitas Romana). Можно заме тить, что к Римскому государству того времени это определение не подходило хотя бы потому, что границы Римского государства вышли далеко за пределы первоначальной римской общины, а население самого Рима все больше распадалось на враждебные и борющиеся политические группировки, имеющие разные понятия о праве и противоположные интересы.
Тем не менее данное Цицероном определение государства (точ нее — "республики") оставило глубокий след в истории политичес кой мысли. Уже христианские авторы, отвергавшие языческую фи-
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 57
лософию, утверждали, что это определение настолько хорошо, что оно подходит только к церкви (см. далее § 5). Политические теоре тики Нового времени (Боден, Гроций и др.) либо брали это опреде ление за основу собственного понятия государства, либо именовали республикой правильно устроенное государство, основанное на пра вовой общности граждан (Кант).
Цицерон придавал важное значение государственному устрой ству. Причиной объединения людей в государство он называл врож денную потребность жить вместе. Следуя Полибию, Цицерон писал о видах государственного устройства (монархия, аристократия, де мократия) и о неизбежности их вырождения: "Все виды государ ственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность, — вследствие чего царь ока зывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой тол пой". Вслед за Полибием, за сто лет до этого воспевшим Римскую республику, Цицерон пишет о смешанном государственном уст ройстве как о наиболее стабильном и прочном. "Из трех указанных видов государственного устройства, — писал Цицерон, — самым лучшим является царская власть, но царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства. Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенству ющих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа".
Цицерон писал, что прочность государства зависит от его уст ройства и от незыблемости законов — "подобно тому, как магист ратами руководят законы, так народом руководят магистраты; магистрат — это закон говорящий, а закон — это безмолвный ма гистрат". Однако, рассуждал Цицерон, не всякие законы и уста новления могут считаться правом. Справедливости противоречат законы тиранов, законы, установленные в расчете на выгоду. "Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями пер венствующих людей, приговорами судей, то существовало бы пра во разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получить одоб рение голосованием или решением толпы".
Источник законов и права Цицерон искал в природе человека и общества, так как вне семьи, гражданской общины, государства люди существовать не могут. Вслед за стоиками он рассуждал о божественном законе разума, образующем единую для всех спра ведливость: "Закон есть заложенный в природе высший разум, — писал Цицерон, — велящий нам совершать то, что следует совер шать, и запрещающий противоположное... Закон есть решение, от личающее справедливое от несправедливого и выраженное в соот-
58 История политических и правовых учений
ветствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с кото рой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных".
Нетрудно заметить, что справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости. Это, действительно, так — Цицерон порицал как несправедливые ряд законов его времени — таковы земельные и хлебные законы некоторых трибунов, обострявшие раскол римской общины, закон, дававший диктатору Сулле право без суда казнить граждан1, любые законы, ослабляющие единство римского народа. Цицерон был убежденным сторонником "сенат ской республики", основанной на солидарности римского народа: "Наилучшим является государственный строй, оставленный нам предками". Периодом процветания Римского государства, основан ного на единстве народа, Цицерон считал период примерно от со глашения патрициев и плебеев (V в. до н. э.) до выступлений крес тьянства за аграрную реформу (II в. до н. э.). Стремления и смерть трибуна Тиберия Гракха, писал Цицерон, "разделили единый на род на две части". Это разделение усилилось из-за несогласий в Сенате, из-за диктаторов и мятежных триумвиров.
Жизнь Цицерона закончилась трагично. Блестящий оратор и активный политический деятель периода становления "цезаризма" был казнен по приказу одного из претендентов на высшую власть, вскоре тоже павшего на поле политической борьбы.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1639;