Политические и правовые учения в Западной Европе

В период Средних веков

Введение

Падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало истории Средних веков. В странах Западной Европы периода раннего Средневековья (V— X вв.) постепенно складывался сословно-феодальный строй.

К IX— X вв. Западная Европа раздробилась на множество мел­ ких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая струк­ тура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (приви­ легии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обременен­ ного массой повинностей крестьянства.

Особое место в феодальном обществе Западной Европы зани­ мала католическая церковь1. Церкви принадлежало около трети земель, население которых находилось от нее в феодальной зави­ симости. Сама церковь была организована на началах строгой иерар­ хии. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое значение (каноническое право).

В период феодальной раздробленности Западной Европы ка­ толическая церковь была единственной централизованной органи­ зацией, во главе которой стоял римский папа — епископ города Рима, считавшийся преемником апостола Петра, которому Христос заповедал создание церкви. Церковь играла господствующую роль в идеологии средневекового общества. Занятия философией допус­ кались только в школах, созданных церковью, функционировавших под ее руководством и контролем, поэтому школьное (схоластичес-

 

1 Католическая (западная) церковь обособилась от православной (во­ сточной) в результате разделения церквей в 1054 г.


68История политических и правовых учений

кое) знание и образование были богословскими от начала до конца. Высшим источником истины признавалось Священное писание, тек­ сты которого были исходным пунктом и важнейшим аргументом в схоластических рассуждениях, причем схоластика ориентировалась даже не столько на Священное писание, сколько на догматы офици­ ального вероучения католической церкви, опирающиеся на строго определенные и истолкованные тексты, а также на церковное пре­ дание (сочинения отцов церкви, решения вселенских и некоторых поместных соборов).

Идеологическое господство религии и церкви обусловило то об­ стоятельство, что основные направления политико-правовой иде­ ологии феодального общества Западной Европы выступали в рели­ гиозном облачении. Идеологи господствующих сословий ссылками на Библию стремились обосновать сословное неравенство, привиле­ гии феодалов, зависимое положение крестьян. Этой цели служили тексты о "покорности рабов своим господам", "богоустановленности власти", "непротивлении злу насилием", содержащиеся в Новом завете. Крестьянство и горожане свой протест против феодального строя выражали в еретических движениях.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 567;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.