Политике-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский

В XI—XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна ере­ тических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и не­ зыблемость сословно-феодальных устоев (см. § 3). Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. Эту задачу стре­ мился осуществить крупнейший идеолог католицизма доминикан­ ский монах1 Фома Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.).

В духе средневековой схоластики Фома рассматривает фило­ софию как служанку богословия (ancila theologiae).

Первым из средневековых философов Западной Европы Фома Аквинский широко использовал труды Аристотеля. У Аристотеля Фома Аквинский взял прежде всего учение об "активной форме", дающей жизнь "пассивной материи". Согласно учению Фомы мир основан на иерархии форм (от Бога — чистого разума — к духовно­ му миру и, наконец, — к материальному), из которых высшие фор­ мы дают жизнь низшим. Во главе иерархии (земли и неба) стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. По тому же иерархическому принципу организовано и общество; под-

 

1 Целью доминиканского ордена была борьба с ересями "при помощи костров и силлогизмов".


74История политических и правовых учений

данные подчиняются царям и другим светским властям, рабы дол­ жны подчиняться господам.

Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности.

Закон определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержа­ нию от него.

Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они са­ моочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский допол­ нил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достиже­ ния "небесного блаженства"). Мз сочетания этих двух классифика­ ций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный есте­ ственный), естественный (человеческий естественный), человечес­ кий (человеческий положительный) и божественный (божествен­ ный положительный).

Вечным, законом Фома называет "сам Божественный разум, управляющий миром"; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества

Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы общежития, стрем­ ление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон, под которым Фома разумел действовавшее право, он рассматривал как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. Необходимость человеческого закона обосновывалась тем, что люди вследствие гре­ хопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; для обеспечения незыблемости требова­ ний естественного закона необходимо принуждение людей к добро­ детели путем применения силы и страха наказания.

Наконец, к божественному, или откровенному, закону Фома относил Библию.

По учению Фомы Аквинского, получилось так, что предписания действующего (человеческого) закона в конечном счете вытекают из воли и разума Бога; потому нарушение феодального закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом ("грехом неповиновения").

Большое внимание Фома Аквинский уделяет обоснованию со­ словного неравенства. Одним из главных лозунгов еретических дви­ жений была идея равенства во Христе, толкуемого как отрицание сословных привилегий, осуждение приниженного положения крес­ тьян. Обоснованию сословно-феодальных привилегий в учении Фомы служило возведение иерархии в ранг божественного установления. Для обоснования же феодальной зависимости крестьян исполь­ зовались не только тексты Священного писания, обращенные к ра-


Гл 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 75

 

бам, но и все вообще доводы в защиту рабства: "Рабство установле­ но природой", "оно необходимо для обеспечения досуга" (оба дово­ да взяты у Аристотеля), "рабство установлено "правом народов" (довод римских юристов), "источник рабства — грех" (Августин Блаженный).

По учению Фомы Аквинского, человеческий закон не должен противоречить естественному. Поскольку последний понимался толь­ ко как правила общежития (у людей нет другого средства самоза­ щиты, кроме общества), сохранения жизни и продолжения рода, необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запре­ щать жизнь, брак, деторождение.

Фома ставит вопрос о возможности противоречий закона чело­ веческого другим видам законов. Как быть, если правитель предпи­ сывает нечто, противоречащее естественному закону? Ответ Фомы категоричен: во избежание смуты надо подчиняться и таким пред­ писаниям, поскольку сохранение общежития основано на господ­ стве и подчинении; не исключено также, что произвольные дей­ ствия правителя — зло, ниспосланное подданным за грехи, в любом случае сопротивление — грех. "Ведь Петр учит нас смиренно под­ чиняться не только добрым и честным, но даже, — как сказано во втором послании Петра, — дурным господам".

Если, однако, произвол правителя направляется против церкви и ее учения — правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобожда­ ются от присяги. Тезис о верховенстве божественных (а по суще­ ству — церковных) законов использовался Фомой Аквинским для обоснования теократических притязаний католической церкви. Под­ чинение светских феодалов божественному закону, настойчиво под­ черкивал Фома, особенно важно в деле защиты религии. Главным средством борьбы против ересей Фома Аквинский называл физи­ ческое уничтожение еретиков. "Извращать религию, от которой зависит жизнь вечная, гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потреб­ ностей временной жизни. Следовательно, — писал Фома Аквин­ ский, — если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказывают смертью, еще справедливее каз­ нить еретиков, коль скоро они уличены в ереси".

Еретическому учению о двух богах, один из которых создал мир зла, богатства и порабощения, Фома Аквинский противопоставляет католическое учение о могущественном дьяволе, — "главе целого демонического царства", который, сказано в Священном писании, "ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить". Именно козни дьявола и являются, по учению церкви, источником ересей, смут, несогласий.


76История политических и правовых учений

Учение Фомы Аквинского о государственной власти давало тон­ кое обоснование теократическим теориям. Как отмечено, светские правители, ссылаясь на то же Священное писание ("нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены"), нередко оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть или судить о ее законности. Фома Аквинский стремился опроверг­ нуть эти ссылки своим учением об элементах власти.

В духе средневековой схоластики Фома Аквинский различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование.

Сущность власти, т. е. порядок управления (господства и под­ чинения), установлен Богом; именно так следует понимать слова апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены". Однако, продолжает Фома, отсюда, конечно, не следует, что каж­ дый отдельный правитель поставлен непосредственно Богом и Бо­ гом же совершено каждое действие правителя. Князь может ока­ заться узурпатором, тираном, безумцем; он, как и каждый человек, имеет свободную волю, т. е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на боже­ ственный принцип власти, необходимый для общежития.

Благодаря трудам Фомы Аквинского схоластически истолко­ ванное учение Аристотеля получило большую известность и рас­ пространение в идеологии Западной Европы. Аристотель, часто именуемый "Философ" (с большой буквы), ставился много выше других античных авторов. Изучение и комментирование его трудов, осмысленных и перетолкованных в духе католического богословия, заменяло средневековым схоластам исследование общества, приро­ ды, реального мира.

Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основа­ тельной апологией западноевропейского феодализма. Учение Фомы Аквинского сохраняет ведущее положение в католической идео­ логии.

Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католи­ цизма".

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1498;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.