Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского
К началу XIV в. относится ряд острых столкновений между римскими папами и Людвигом IV Баварским (1287—1347, герман ский король с 1314 г., император Священной Римской империи с 1328 г.).
78История политических и правовых учений
Наиболее яркое и своеобразное теоретическое выражение про тест против притязаний католической церкви на светскую власть нашел в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280—1343).
Итальянский философ, ученый и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу "Защитник мира" (1324 г.). Книга выдержана в схоластичес кой манере; автор рассуждает о небесных и земных целях челове ка, о законах, определяющих пути достижения этих целей; эти рассуждения были изложены в виде толкования модной тогда "Поли тики" Аристотеля и в духе времени сопровождались ссылками на Священное писание, труды отцов церкви, Фомы Аквинского и дру гих схоластов.
Марсилий Падуанский резко критикует теократические тео рии: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мир ному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных це лей), — неверные представления о соотношении церкви и государ ства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вме шаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира евро пейские государства, особенно Италию. Эта причина раздоров не описана Аристотелем, которому вообще не была известна высшая цель, определяемая божественным законом,
Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения.
Божественный закон указывает пути достижения вечного бла женства, определяет различия между грехами и заслугами перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Цель человеческого закона — справедли вость и общее благо, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, закон устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением.
Право — это установленное государством приказание, дозво ление или запрещение, обладающее принудительной силой. Право регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвола. Поскольку люди по-разному определяют в законах критерии справедливого и несправедливого, в разных стра нах и у разных народов право — разное.
Цель человеческого закона — "хорошая жизнь на земле". Цель божественного закона — вечное спасение.
Из различения двух видов законов проистекают разграничения целей, сфер и методов деятельности церкви и государства.
К ведению церкви относятся только божественные, но не чело веческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмеши ваться в "мирские дела". Христос не наделял апостолов светской властью, а папы — их преемники. Христос вообще говорил: "Цар ство мое не от мира сего". Духовенство имеет право лишь учить,
Гл 5. Политико-правовые учения в Зап. Европе в Средние века 79
проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только Бог, установивший этот закон (к тому же только Богу известны все деяния и помыслы, ему чужда человеческая логика и т. п.).
Из почти одинаковых с концепцией Фомы Аквинского посылок (деление законов на божественные и человеческие по их цели) вы текали прямо противоположные выводы: учение Марсилия Паду- анского отрицало правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, какого бы то ни было принуждения в делах религии. Даже еретик, по учению Марсилия Падуанского, может быть нака зан только Богом на том свете. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития; но и это (изгнание) может осуществить лишь князь, но никак не священ ник ("медик душ"), которому принадлежит единственное право — учить и увещевать. Отсюда же вытекало крайне радикальное для того времени требование свободы совести.
Весьма своеобразно для своего времени решает Марсилий Па- дуанский и вопрос о человеческом законе. Человеческий закон дол жен приниматься народом — под народом понимается "совокуп ность граждан или важнейшая их часть". Такой порядок принятия и изменения человеческих законов предопределяется их целью: принятые народом законы выражают общее благо; народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал; эти законы всем известны; большинству (общества) принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов; нако нец, каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения.
Столь же своеобразно Марсилием Падуанским решается про блема правительства, приводящего законы в исполнение. Во-пер вых, выдвигается и обосновывается принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы осуще ствлять правосудие и исполнять законы, определяющие цели и порядок общежития. Во-вторых, исполнитель законов должен из бираться тем же, кем закон установлен, т. е. народом, который имеет право наказать и даже низложить его.
Теоретическое обоснование принадлежности народу законода тельной власти, строгой подзаконности деятельности правительст ва, выборности народом главы исполнительной власти — все эти идеи исходили из практики управления в городских республиках (Марсилий Падуанский часто ссылался на статуты и постановления Падуанской коммуны), опирались на отдельные мысли Аристотеля, были созвучны порядку избрания императора Священной Римской империи, наконец, изложены были в схоластической манере.
Сложность содержания трактата "Защитник мира" обусловила многообразие оценок идей Марсилия Падуанского: от оценки его
80История политических и правовых учений
как прямого предшественника Руссо и других демократов XVIII в. до сдержанных суждений о нем как о стороннике городской респуб лики типа Падуанской коммуны или даже как только о друге и приверженце Людвига Баварского в его борьбе с римскими папами. В 1327 г. Марсилий Падуанский был отлучен от церкви и объяв лен еретиком; от инквизиции его спасло покровительство Людвига
Баварского.
Заключение
Средние века — период спада в истории политических и пра вовых учений по сравнению с Античным миром. Перемещение цен тра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого сознания к потусторон ним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты Священного писания и каноны церкви, — все это резко сужало тематику и содержание политико- правовых доктрин.
Но и в период Средневековья политико-правовая идеология была далека от застоя. Выведение на первый план проблемы соотношения церкви и государства неизбежно порождало споры о сущности, це лях и задачах государства, о его отличии от церкви. Логически это вело к постановке проблем государственного суверенитета. Споры о соотношении церкви и государства сопровождались также выявле нием различий между собственно правом как сферой государствен ной деятельности и законами совести, веры, морали, обращенными во внутренний мир человека. В наиболее радикальных теориях той эпохи уже провозглашались свобода совести и невмешательство церкви в государственные дела. Применяя к государству и праву тексты Священного писания о равенстве верующих перед Богом, радикальные ереси обосновывали равенство людей перед законом и их право участвовать в решении не только церковных, но и госу дарственных дел.
ГЛАВ А 6
Политическая и правовая мысль Киевской Руси
Введение
Киевской Русью в исторической науке называют Русское госу дарство с центром в Киеве, зародившееся приблизительно в VIII в. и окончательно сложившееся во второй половине IX в. Современ ники именовали его просто "Русь" или "Русская земля", о чем сви детельствует полное название "Повести временных лет" — "Се повЪсти времяньных лЪт, откуду есть пошла руская земля, кто въ КиевЪ нача первое княжити, и откуду руская земля стала есть".
Как единый политический организм Киевская Русь просуще ствовала до середины XII в., однако в качестве этнической, куль турной, религиозной и, до некоторой степени, правовой общности она продолжала существовать и после этого времени: вплоть до того/как в северо-восточной части ее территории сложился новый политический организм, сформировались новые политические и правовые традиции, возникла новая этническая и культурная об щность — Московское царство, или Московия. Раздробление еди ного государства Киевской Руси на ряд самостоятельных в полити ческом отношении княжеств не повлекло за собой распада сформи ровавшейся в его рамках древнерусской народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления церковной организации. Законодательство Киевской Руси продолжало дей ствовать на территориях обособившихся русских княжеств.
Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монар хию, которая в определенных своих чертах была сходна с ранне феодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в пос ледних, в Киевской Руси шло формирование феодальных отноше ний, возникали характерные для феодального общества классы фе одалов, крестьян и горожан, появлялись вотчины, складывались вассальные связи и т. д. Так же, как и в западноевропейских ран нефеодальных монархиях, центральное управление Киевской Ру сью сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опирав шегося в первую очередь на группу приближенных к нему профес сиональных воинов (дружину), а сама система центральной адми-
82История политических и правовых учений
нистрации была дворцово-вотчинной. "Русская Правда" — важ нейший правовой памятник Киевской Руси — явственно напоми нает характером своего юридического мышления, а во многом и содержанием своих норм правовые памятники раннефеодальных государств Западной Европы, называемые по этой причине в на шей исторической литературе "правдами" ("Салическая правда", "Бургундская правда", "Правда Этельберта" и т. п.).
Однако несмотря на то, что Киевская Русь имела в своем соци ально-политическом строе и правовой культуре немало общих черт с раннефеодальными монархиями Западной Европы, в целом она являла собой государство весьма самобытное, существенно отличав шееся от западноевропейского варианта раннефеодальной государ ственности.
По сравнению с раннефеодальными обществами Западной Ев ропы в Киевской Руси более значительную роль в общественных процессах играла государственная власть. Многое из того, что в Западной Европе обусловливалось главным образом формами соб ственности, землевладения, т. е. имущественным фактором, в Киев ской Руси определялось в основном фактором политическим — ин ститутами власти. В рамках Киевской Руси существовали свое образные, отличные от западноевропейского механизм властвова ния, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобраз ными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви.
Вся эта специфика государственной власти находила свое от ражение в политической и правовой мысли. Развитие последней определялось многими факторами.
Первым, важнейшим среди них была богатейшая политическая практика Киевской Руси. Дошедшие до нас памятники древне русской письменности показывают, что политическая жизнь в Ки евской Руси была чрезвычайно бурной, полной разнообразных кон фликтов. Острая борьба между различными группировками внут ри господствующего слоя за высшую государственную власть, проис ходившая на протяжении всей истории Киевской Руси, давала по чву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель — великий князь. Наличие в Киевской Руси, наряду с институтами светской власти, институтов православной церкви закономерно направляло политическую мысль к решению проблемы соотношения власти церковной и власти светской.
Задавая проблематику политической и правовой мысли, суще ствовавшая в рамках Киевской Руси практика властных отноше ний одновременно обусловливала и специфику самих политичес ких и правовых идей, выдвигавшихся в качестве ответа на постав ленные этой практикой вопросы.
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 83
Вторым важным фактором, определявшим содержание и ха рактер политической и правовой мысли Киевской Руси, был фак тор культурный. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к произведениям древнерусской ли тературы. "Появление русской литературы в конце X — начале XI века "дивлению подобно", — отмечал академик Д. С. Лихачев. — Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и со вершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствую щей о развитом национальном и историческом самосознании".
По степени развитости духовной культуры Киевская Русь зна чительно превосходила современные ей государства Западной Ев ропы. Последние не имели такого распространения грамотности и письменности среди населения, какое было в Киевской Руси, такой совершенной по своему стилю и содержанию литературы, как ли тература Киевской Руси. Русские летописи поют настоящий гимн книге и учености. "Велика бо бываеть полза от ученья книжно го; — говорит "Повесть временных лет", — книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рЪкы напаяюще вселенную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утЪшаеми есмы; си суть узда въздержанью".
Политическая и правовая мысль Киевской Руси — неотъемле мая часть ее духовной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом опре делялись характером этой культуры.
Третьим фактором, оказывавшим существенное воздействие на политическую и правовую мысль Киевской Руси, было православ ное христианство. Оно начало распространяться среди населения Киевской Руси с самого зарождения этого государства, т. е. с VIII в., окончательное же утверждение его в качестве господствую щей, официальной религиозной идеологии произошло во второй половине X в., т. е. после завершения процесса формирования Ки евской Руси как единого и самостоятельного политического орга низма.
Православное христианство несло с собой соответствующее ми ровоззрение, которое задавало определенные стереотипы и по литического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который в нее лился поток духовных ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии. Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византий ское идейное наследие обогащало и ее политическую и правовую мысль.
Христианизация Руси не влекла за собой полного искоренения в русском общественном сознании элементов традиционного язычес-
84История политических и правовых учений
кого мировоззрения. Даже правящий слой Киевской Руси, прини мая христианство, не отказывался полностью от языческих ценно стей, не утрачивал окончательно языческого мировоззрения. При чем не только в силу естественной приверженности ко всему тра диционному, устоявшемуся, но и во многом сознательно, стремясь посредством язычества своего сохранить независимость от пришед ших на Русь вместе с христианством греческих священников, кото рые считались ставленниками Византии, проводниками византий ской политики.
В народной же среде древнее славянское язычество господство вало по меньшей мере до XIII в. В начале XVB . кардинал Д'Этли доносил в Рим об увиденном на Руси: "Русские до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что трудно было ска зать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение".
Очевидно, что говоря о политической и правовой мысли того или иного общества, мы допускаем определенную условность — не общество само по себе является творцом политических и правовых идей, а индивиды. Политическая и правовая мысль Киевской Руси в этом смысле не исключение — она была непосредственным тво рением отдельных личностей. История сохранила для нас имена многих живших в Киевской Руси выдающихся мыслителей и тек сты их произведений. Каждый из них обладал неповторимой ин дивидуальностью, однако жили и мыслили они все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое придавало их поли тическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 851;