Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
Первыми по времени своего возникновения письменными ис точниками права Киевской Руси являлись договоры Руси с Визан тией. Наиболее же значительными были "Русская Правда" и цер ковные уставы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Кроме того, правовое наследие Киевской Руси включает в себя уставы и уставные грамоты ряда других русских князей, а также переведенные на русский язык и приспособленные к обще ственным условиям Руси сборники византийских правовых уста новлений, такие, как, например, "Номоканон".
Названные акты содержат правовые нормы, действовавшие в Киевской Руси. Эти нормы формулируются в большинстве своем путем описания какого-либо случая правонарушения с указанием соответствующего наказания. В юридических документах Киевской Руси отсутствуют определения правовых институтов, нет здесь и прямо выраженных теоретических положений. Тем не менее конк ретное, казуистичное содержание их текстов таит в себе совершенно определенные представления о праве, законе, законности, суде,
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 109
преступлении и наказании — представления, которые вполне можно выразить в виде правовых идей.
Идейный смысл имеет уже сам факт появления рассматрива емых юридических документов. Очевидно, что их создание было ответом на определенные общественные требования. Однако возник нуть они могли только после того, как в русском обществе утверди лась идея о законодателе, мысль о том, что властитель мо жет регулировать общественную жизнь, приводить ее в порядок посредством издания собственных законов.
Как показывает исторический опыт, отсутствие такой идеи в общественном сознании не препятствует развитию законодатель ства. Но государственная власть вынуждена в этом случае про исхождение собственных законов приписывать какому-либо мифи ческому существу или богу, изображая себя в глазах общества в качестве не творца, а всего лишь оракула данных законов.
Законодательство Киевской Руси предстает как результат за конотворческой деятельности конкретных властителей. Имена кня зей-законодателей содержат и "Русская Правда", и церковные ус тавы. "Се яз, князь Василии, нарицаемы Володимир, сын Свято- славль, внук Игорев...", — говорит ст. 2 первого русского Устава о церковных судах. Статья 5 продолжает: "И яз, съгадав с своею княгинею с Анною и с своими детми, дал есмь ты суды церквам, митрополиту и всем пискупиям по Русьскои земли".
Русские князья открыто выставляли себя в качестве законо дателей, творцов законов для всей Руси. Однако, как показывают юридические тексты, законодательные полномочия князей не да вали им возможностей для произвола. Законотворчество было для русского князя не правом, возвышавшим его над своими поддан ными, а обязанностью, возложенной на него богом. Не случайно княжеские уставы начинаются, как правило, со слов: "Во имя отца, и сына, и Святаго духа".
Возлагая на князя обязанность законодательствовать, бог пред писывал совершенно определенные рамки этой деятельности. Со держание издаваемого князем закона должно было соответство вать духу христианской религии, т. е. быть проникнуто милосерди ем и любовью.
Самое раннее выражение данной идеи встречается в Договоре Руси с Византией, заключенном в правление великого князя Олега. Текст его приводится в "Повести временных лет" под 6420 (912) г. Вот слова, с которых начинается основное содержание данного До говора: "Суть, яко понеже мы ся имали о Божьи вЪре и о любви, главы таковыа: по первому убо слову да умиримся с вами, грекы, да любим друг друга от всеа душа и изволениа, и не вдадим, елико наше изволение, быти от сущих подь рукою наших князь свътлых
110 История политических и правовых учений
никакому же соблазну или винЪ; но потщимся, елико по сил1з, на сохранение прочих и всегда лЪт с вами, грекы, исповеданием и написанием со клятвою извещаемую любовь непревратну и непос- тыжну. Тако же и вы, грекы, да храните таку же любовь ко кня- земъ нашим свЪтлым рускым и ко ВСБМ, иже суть под рукою свЪтлаго князя нашего, несоблазну и непреложну и всегда и во вся лЪта".
Русь на момент заключения цитируемого Договора не приняла еще христианства в качестве своей официальной религии — рус ский противопоставляется в тексте договора христианину как дру гой стороне правоотношения, — однако христианскую этику Русь уже признала как свою. Очевидно, что проповедовавшиеся христи анством этические ценности соответствовали духу русского обще ственного сознания, находились в гармонии с общим его настроем. Законодательство Киевской Руси отличается от законодатель ства других государств, пребывавших на аналогичной ступени ис торического развития, своим гуманизмом. Для него характерна срав нительная мягкость наказаний, которые, как правило, выражаются в денежном штрафе. Предписывая кары за нарушение правовых норм, русский законодатель исходил из идеи святости человечес кой жизни и не предусматривал смертной казни в качестве меры наказания. При этом термины "казнь", "казнить" довольно часто употреблялись в законодательных актах, но подразумевали они не
лишение жизни, а простое телесное наказание.
Митрополит Иоанн II (1080—1089 гг.) в одном из своих настав лений разъяснил суть кары, называвшейся на Руси "казнь". Он рекомендовал людей, занимающихся волхвованием, сначала отвра щать от греха словесным увещанием, а затем, если они не послу шаются, "яро казнити, но не до смерти убивати, ни обрезати сих телесе".
Развитие начал гуманизма в русском правосознании было свя зано с распространением на Руси православной христианской веры. Однако главные предпосылки этих начал коренились все же в са мом русском обществе, в его экономическом и социально-политичес ком строе и духовном складе.
На эту мысль наводит прежде всего характер законодатель ства Византии — государства, где православное христианство яв лялось господствующей религией. Этому законодательству были свойственны самые жестокие наказания за преступления, как-то: отсечение руки или носа, выкалывание глаз, оскопление и т. п. На Руси нормы византийского законодательства, предусматривающие такие кары, были хорошо известны, однако они не были восприня ты русскими законодателями.
Более того, как свидетельствуют летописи, редкие случаи при менения отдельными князьями практиковавшихся в Византии на-
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 111
казаний встречали резкий протест со стороны других русских кня зей. Характерна в этом плане реакция последних на ослепление в 1097 г. Василька Ростиславича, заподозренного в заговоре против великого князя Святополка Изяславича. Владимир Мономах, услы шав, как ослеплен был Василько, ужаснулся и, заплакав, сказал: "Се не бывало есть в РусьскЪй земьли ни при дЪдЪх наших, ни при отцихъ наших, сякого зла". То же самое сказали и князья Давыд и Олег Святославичи. Вместе с Владимиром Мономахом они послали мужей своих к Святополку с вопросом: "Что се зло створил еси в Русьстъй земли, и вверглъ еси ножь в ньгВ?"
Вывод о том, что гуманистические начала русского правосоз нания коренились в самом русском обществе, а христианство, рас пространяясь на Руси, не привносило эти начала с собой, но лишь придавало им более определенную форму, вытекает из целого ряда и других фактов. Вместе с христианской религией на Русь пришла христианская церковная организация, в рамках которой домини ровало, естественно, византийское правосознание. Из летописей хо рошо видно, что первые служители русской христанской церкви, прибывавшие, как правило, на Русь из Византии, были склонны скорее к ужесточению наказаний за правонарушения, нежели смяг чению. В частности, именно по их настоятельной рекомендации ве ликий князь Владимир Святославич ввел смертную казнь за раз бои, пусть и на короткое время. Иначе говоря, утверждавшееся на Руси в качестве господствующей религии христианство несло с собой одновременно два прямо противоположных типа правосозна ния: одно — проникнутое духом милосердия к правонарушителям и другое — отягощенное духом жестокости. Уже по одной этой причине христианство не могло стать главным фактором в форми ровании гуманистических начал русского правосознания. Оно ока зывалось не инструментом для выработки русского правосозна ния, а материалом, из которого последнее черпало соответствую щие духу русского общества мировоззренческие постулаты, поня тия, образы.
Характерной чертой законодательства Киевской Руси было пред ставление о преступлении как о деянии, причинившем материаль ный вред другому человеку. Наказание мыслилось при этом как возмещение данного вреда.
С усвоением русским обществом христианского мировоззрения к этому представлению о преступлении добавилась мысль о нем как о грехе. И, соответственно, усложнилось представление о нака зании. Последнее стало мыслиться, помимо прочего, и в виде ду ховной кары.
Тексты юридических документов Киевской Руси дают нам воз можность проследить, как по мере распространения христианства
112 История политических и правовых учений
на Руси углублялось идейное содержание концепции духовной кары и менялось словесное выражение данного рода наказания.
Первое ясное воплощение этой идеи встречается в Договоре Руси с Византией 945 г. "Аще ли же кто от князь или людий рус- ких, ли хрестеянъ, или не хрестеянъ, преступить се, еже есть пи сано на харатьи сей, будеть достоинъ своимъ оружиемъ умрети, и да будеть клять от Бога и от Перуна, яко преступи свою клятву". В другом месте данного Договора (хартии) говорится, что в случае, если князь или еще кто, крещенный или некрещенный, преступит ее, то не будет он иметь помощи от Бога и "да будеть рабъ въ весь в!жъ в будущий, и да заколенъ будеть своимъ оружьемъ".
Примечательно, что духовная кара за нарушение норм Дого вора предназначается в рассматриваемом юридическом документе и христианам, и нехристианам (язычникам). И это не случайно — идея духовной кары возникла на Руси еще в рамках язычества. Однако благодаря христианству она получает новое, более глубо кое содержание и более богатое понятийное и образное выражение. В Уставе Святого князя Владимира о церковных судах идея духовной кары выражается уже следующими словами: "Кто пре ступить си правила, яко же есмы управили по святых отець прави лом и пьрвых царев управленью, кто иметь преступати правила си, или дети мои, или правнучата, или в котором городе наместник, или тиун, или судья, а пообидть суд церковный, или кто иныи, да будуть прокляти в сии век и в будущий семию зборов святых отець
вселеньскых".
На Руси рано осознали высокую ценность права в обществен ной жизни. Оно мыслилось в русском обществе не только в каче стве орудия управления, инструмента для поддержания порядка, но и в виде средства воспитания души. Это представление о праве хорошо выражало понятие "правда", которое со времен Ярослава Мудрого стало все чаще использоваться в качестве замены поня тию "закон". Впрочем, и последнее употреблялось более для обозна чения нравственно-религиозных заповедей, нежели для названия нормативного акта, изданного властителем.
В современной историко-правовой науке получила распрост ранение тенденция называть "правдами" сборники правовых норм, возникшие в западноевропейских странах в эпоху раннего феода лизма, утвердилось даже такое словосочетание, как "варварские правды" ("Салическая правда", "Бургундская правда" и т. п.). Упот ребляя термин "правда" применительно к юридическим памятни кам Западной Европы, необходимо, однако, понимать, что он яв ляется термином сугубо русского происхождения, выражающим представление о праве, которое было присуще русскому правосоз нанию.
Гл. 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 113
Заключение
Рассмотренные идеи не исчерпывают всего богатства полити ческой и правовой мысли Киевской Руси. Тем не менее, составляя основу ее содержания, они дают вполне ясное представление о сущ ности русского политико-правового сознания в X—XII вв.
Факты показывают, что политико-правовая идеология Киев ской Руси была не просто отражением практики политических отно шений. Эта идеология создавалась для того, чтобы активно влиять на данную практику, определять характер политического поведе ния государственных деятелей.
Политическая и правовая мысль Киевской Руси была направлена на сплочение русского общества, сохранение единства его госу дарственного организма. В рамках этой мысли формулировались цели и смысл государственной деятельности, политические идеа лы, идеальные нормы политического поведения. Государственная деятельность представала при этом как служение Русской земле, а также началам правды, справедливости и добра, воплощенным в православной христианской религии.
К началу XIII в. Киевская Русь как единый государственный организм прекратила свое существование. Однако политическая и правовая мысль, выработанная в рамках данного государства, не исчезла. Она продолжила свою жизнь в последующих эпохах рус ской истории. Политические и правовые идеи Киевской Руси вли лись в политико-правовую идеологию Московского государства, вступив в симбиоз с новыми идеями, став в определенных случаях даже их корневой основой.
Более подробно "московская" судьба политических и правовых идей, выработанных в условиях Киевской Руси, рассматривается в следующей главе настоящего учебника.
ГЛАВ А 7
Политическая и правовая мысль Московского государства
§ 1. Введение
История Московского государства начинается со второй поло вины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно превращается из неболь шого княжества в мощное централизованное государство с сильной монархической властью. К концу XVI в. его территория расширя ется, прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское госу дарство все чаще именуется теперь "Россия" или "Великая Рос сия".
В начале XVII в. происходит крах общественно-политической системы Московского государства, который выливается в так назы ваемую Смуту. "Смутное время" заканчивается в 1613 г. утверж дением на русском монархическом престоле новой династии — Рома новых. И хотя в письменных памятниках XVII в. Русское государ ство продолжает именоваться Московским государством, многие факты социальной, политической и духовной жизни русского обще ства данного столетия явно указывают на то, что прежнее Москов ское государство уступило место новому государственному орга низму.
Таким образом, говоря о политической и правовой мысли Мос ковского государства, мы имеем в виду эпоху, длившуюся с конца XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи, опреде лявшими характер и государственной власти на Руси, и русского политико-правового сознания, были: объединение русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва 1380 г., Ферраро-Флорентий- ский собор 1438—1445 гг., принявший унию византийской православ ной церкви с римско-католической, окончательное крушение Визан тийской империи в результате взятия турками-османами Констан тинополя (Царьграда) в 1453 г., женитьба государя всея Руси Ива на III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 г., окончательное освобождение Руси от татаро- монгольского ига в 1480 г., опричнина Ивана IV.
Социально-экономический и политический строй Московского государства отличался от социально-экономического и политичес-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 115
кого строя Киевской Руси. Московия значительно дальше продви нулась по пути феодализации. Это было общество другой истори ческой эпохи — уже вполне зрелое феодальное общество.
Различия в социально-экономической и политической сферах общественной жизни Московского государства и Киевской Руси обус ловили в конечном итоге и различия в области политической и правовой мысли.
Политическая и правовая идеология Московского государства в сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит более сложной по содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках ее су ществуют идеологические течения, предлагающие прямо противо положные варианты решения одних и тех же проблем. Представи тели этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.
Пример Московии показывает, что сильная единоличная госу дарственная власть вполне может сочетаться с политическим раз номыслием в обществе, разнообразием политических и правовых концепций, с борьбой различных политических идеалов и мнений. Правда, для этого необходимо, чтобы в обществе были в достаточ ном числе люди, способные для торжества своих идей идти на ве ликие жертвы.
Нашествие татаро-монголов на русские земли нанесло огром ный урон русской культуре. Во время осады городов горели церков ные храмы, а с ними и различные произведения искусства, в том числе и книги. Множество литературных сочинений были навсегда утрачены. Специалисты высказывают предположение — то, что дошло до наших дней из литературного наследия Киевской Руси, вряд ли составляет более одного процента от того, что было. Боль шая часть утрат приходится при этом на эпоху татаро-монгольско го владычества на Руси.
Однако даже это великое бедствие не могло сдержать посту пательного развития русской культуры. После утверждения своего господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не препятство вали строительству здесь новых церквей и монастырей, открытию новых школ, распространению грамотности среди русского населе ния, созданию новых книг.
Русская политическая и правовая мысль в условиях Москов ского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развива лась в Киевской Руси.
В течение XIV—XV вв. впервые переводится на русский язык большое число произведений философской христианской литерату ры, таких, как творения св. Дионисия Ареопагита, Петра Дамаски- на, поучения св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студи- та, и многих других.
116 История политических и правовых учений
XIV—XVI вв. — это эпоха расцвета русского летописания. Почти все дошедшие до нас летописи происходят именно из этого вре мени.
§ 2. Формирование политической идеологии Московского государства
Эпоха Московского государства дала новое дыхание литерату ре Киевской Руси. В течение XIV—XV вв. создаются новые списки сочинений русских писателей XI—XII вв. Их идеи, образы, рече вые обороты и стиль широко используются в литературе Моско вии. Соответственно этому продолжает свою жизнь в рамках поли тико-правовой идеологии Московского государства политическая и правовая мысль Киевской Руси. Суждения Феодосия Печерского и митрополита Никифора, идеи Илариона и Владимира Мономаха, высказывания Кирилла Туровского и многих других русских мыс лителей XI—XII вв. становятся от.правной точкой размышлений о сущности власти и закона, об обязанностях правителей, о соотноше нии церкви и государства для русских идеологов XIV—XVI вв.
Это восприятие Московским государством культурного насле дия Киевского государства было вполне закономерным явлением. Оно обусловливалось прежде всего действительной исторической преемственностью.
Киевская Русь была колыбелью Московии. Возникновение Мос ковского государства предопределялось естественно-исторической эволюцией Киевского государства. Уже в XII в. шел интенсивный процесс перемещения русского населения с юга Руси на северо- восток. И тогда же наметился соответствующий переход центра русской государственности из Киева во Владимир, т. е. в географи ческий район будущей Московии.
Восприятие Московией идейного наследия Киевской Руси было, однако, не только следствием действительно существовавшей между этими государствами исторической преемственности, но и про явлением специфической особенности средневекового политико- правового сознания. С точки зрения этого сознания государствен ная власть, правовые нормы или политическая идеология могут эффективно действовать в настоящем и будущем только при усло вии, если они укоренены в прошлом. Отсюда проистекает харак терное для средневековых идеологов стремление представить вся кое новое политическое и правовое явление в качестве традицион ного, воплощающего собой историческую преемственность от явле ния, которое существовало в древности.
Историческая преемственность Московского государства от Ки евской Руси была реальным фактом, но благодаря усилиям москов-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 117
ских идеологов она стала еще и политической идеей, официальным идеологическим постулатом. Кратким выражением данной полити ческой идеи может служить формула: "Москва — второй Киев, московские князья — потомки киевских князей, наследники их доб лестей и земель". Именно в таких словах выражалась часто идея исторической преемственности Московского государства от Киев ской Руси в русской литературе XIV—XVI вв.
Частые и настойчивые напоминания о своем происхождении от Киевских великих князей Московские государи делали не только для придания себе большего авторитета, но и для обоснования сво их притязаний на земли Киевской Руси и в первую очередь на территорию самого Киевского княжества вместе с Киевом, пре бывавшую в рассматриваемое время под властью польского коро ля. В 1490 г. Московский царь Иван III откровенно писал герман скому императору Максимилиану I о том, что он собирается "отво евывать свою отчину — Великое княжество Киевское, которым владеет Казимир, король Польский, и его дети, а [это — часть] нашего Государства, русских земель".
Особенно часто при рассказах о Московских государях лето писи и литературные произведения XIV—XVI вв. называют имя Киевского князя Владимира Мономаха. Фигура последнего воплоща ла собой целый комплекс высоко значимых для Московского само державия политических идей.
Во-первых, Владимир Мономах был носителем образа идеаль ного монарха, почитаемого еще со времен Киевской Руси всеми слоями русского общества, как аристократией, так и простым на родом. В эпоху Московского государства этот образ получил разви тие в устном народном творчестве и литературе. Былинный Киев ский князь "Владимир Красное солнышко" соединил в себе народ ные мифы и о Владимире Святом, и о Владимире Мономахе, но в большей мере в нем угадываются черты именно последнего. В ус ловиях татаро-монгольского владычества на первый план в рус ском политическом сознании, естественно, выдвигался образ кня зя — защитника Русской земли, и Владимир Мономах, как никто из Киевских князей, подходил под этот политический идеал.
Во-вторых, Владимир Мономах воплощал своей личностью идею преемственности власти Московских государей от власти князей Киевских — памятники письменности Московии настойчиво внуша ют, что именно он является "прародителем" того или иного Москов ского великого князя или царя.
В-третьих, Владимир Мономах выражал собой идею преем ственности власти Московских государей от императорской власти "Империи Ромеев" — Византии. Причем для того, чтобы высту пать в данном качестве, Владимир Мономах имел двойное основа-
5 История политических и правовых учений
118 История политических и правовых учений
ние: он родился от дочери византийского императора Константина Мономаха и после своего восшествия на великокняжеский престол в Киеве получил его царский венец. Впоследствии этот венец пере шел по наследству к Московским государям, и факт его перехода сначала из Византии в Киев, затем из Киева во Владимир, а отту да — в Москву стал служить обоснованием идеи преемственности Московского самодержавия от власти Киевских князей и визан тийских императоров.
Первое ясное выражение данной идеи дает "Сказаше о кня- зехъ владим1рскихъ", созданное в начале XVI в. Здесь рассказы вается легенда о том, как византийский император Константин Мономах передал через своих послов Киевскому князю Владимиру Всеволодичу "животворящий крест" со своей шеи, "царскш ве- нецъ" со своей головы, "крабъйцу сердоликову", принадлежавшую по преданию римскому императору Августу, "святыя бармы" со своих плеч и многие другие "дары царьсшя". При передаче назван ных даров Владимиру Всеволодичу были сообщены якобы следую щие слова византийского императора: "Пршми отъ насъ, боголю- бивыи и благовЪрныи княже, сия честные дарове, иже отъ начатка вЪчныхъ лЪт твоего родства и поколЪша царьскихъ жребш на сла ву и честь на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствия..., да нарицаешися боговенчанный царь...". Но еще более важную иде ологическую нагрузку несли заключительные слова рассказа о цар ских дарах: "ОттолЪ и донынЪ тъмъ царьскимъ венцемъ венчаются великш князи владимерстш, его же прислалъ греческш царь Кон- стантинъ Манамахъ, егда поставятся на великое княжение росш- ское...". О том, какую большую роль играла эта легенда в офици альной политической идеологии Московского государства, свиде тельствует уже один только факт включения ее в середине XVI в. в состав чина венчания русских царей. В течение указанного сто летия приведенная легенда неоднократно использовалась для обо снования прав Московских государей на титул царя.
Придание легенде о царских дарах повышенного идеологичес кого значения в условиях Московского государства свидетельству ет о том, что здесь сложилось понимание сущности царской власти как явления традиционного, т. е. передающегося по наследству. Царем нельзя стать — им можно только родиться. Титул царя нельзя присвоить самому себе — этот титул исходит от высшего авторитета. В качестве последнего выступает в конечном итоге бог. Божественно и само слово "царь" — в священных текстах царем именуется сам бог, который выступает как "Небесный Царь". Ца рями называются государи Ветхого завета — царь Давид, царь Соломон. Самовольное объявление себя царем равнозначно само вольному объявлению себя святым.
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 119
Политико-правовая идеология Московии строго отличала ти тул царя от королевского титула. Последний, с точки зрения мос ковских идеологов, был менее почетным, стоял ниже царского зва ния. В 1489 г. посол императора Священной Римской империи гер манской нации Максимилиана I Николай Поппель, пребывая в Мос кве, предложил Ивану III от имени своего императора титул коро ля. В ответ великий князь Московии передал послу через дьяка Федора Курицына следующие слова: "...А что ты нам говорил о королевстве, [спрашивая,] желаем ли мы, [чтобы] Цезарь поставил нас королем на своей земле, то [следует тебе знать, что] мы Божь ей милостью Государи на своей земле изначала, [т. е.] от первых своих прародителей. А поставление имеем мы от Бога, как наши прародители, так и мы".
Развитие идеи царской власти в условиях Московского госу дарства привело к появлению понятия истинного, боговенчанно- го, христианского царя, с одной стороны, и противоположного ему понятия ложного, самозванного царя — с другой.
Впервые такое различие четко провел архиепископ Ростовский Вассиан в своей грамоте, посланной на Угру великому князю Ива ну III во время знаменитого стояния русских войск против войск татарского хана Ахмата. Как известно, владычествовавшие на Руси татаро-монгольские ханы с самого начала звались царями. Причем еще с Батыя повелось правило, согласно которому русские князья клялись татарским ханам не выступать против них. Вассиан в сво ей грамоте призвал Ивана III отказаться от клятвы своих прароди телей не поднимать руку на царя, ибо, во-первых, та клятва была вынужденной, а, во-вторых, татарские ханы являлись ненастоящими царями. Грамота призывала русского государя выступить против татарского хана "не яко на царя, но яко на разбойника и хищника и богоборца".
Истинный царь, по мнению идеологов Московии — это царь боголюбивый, охранитель православной христианской веры. Концеп ция царской власти в том виде, в каком она развивалась в полити ческой и правовой мысли Московского государства, включала в себя, помимо идеи богоустановленности и наследственности данной власти, идею служения ее православному христианству.
Вместе с тем истинный царь рассматривался и в качестве за щитника Русской земли. Как известно, эти две обязанности верхов ного властителя — охранять православную христианскую веру и защищать Русь от врагов — выделялись еще в политико-правовой идеологии Киевской Руси. В условиях Московии учение об этих обязанностях русского государя получило довольно необычное раз витие в творчестве монаха псковского Елеазарова монастыря Фи- лофея. Последний совместил эти две различные обязанности носи-
120 История политических и правовых учений
теля верховной государственной власти на Руси и представил их в качестве единого предназначения царствующей особы.
В своем послании дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину, написанном около 1523—1524 гг., Филофей связал судьбу государств, в кото рых официальная идеология покоится на православной христиан ской вере, с отношением власти и населения к данной вере. Такие государства гибнут только в том случае, если отступают от право славной христианской веры. Именно предательство православной веры привело к гибели Византию.
Московское царство, считал Филофей, приобрело вследствие этого особое значение. "Да вЪси, христолюбче и боголюбче, — пи сал он, — яко вся христианская царства приидаша в конець и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьскимь книгамь то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти". Отсюда проистекала идея особой ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом государства. Ибо судьба этого государства, а именно: "Русии" — Русской земли, накрепко связана отныне с судьбой православной христианской веры, так что сохранение его есть вместе с тем со хранение и данной веры.
Приведенное сочинение псковского старца Филофея было раз множено в течение XVI—XVII вв. во многих списках. Появилось оно и в иных вариантах, например, как "Послание Московскому великому князю Василию Ивановичу", "Послание к государю царю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии".
К тексту данного произведения Филофея была впоследствии привязана политическая концепция "Москва — Третий Рим", соглас но которой Россия есть наследница не только политической идео логии, но и территории Византийской империи. Именно псковского монаха стали рассматривать в качестве родоначальника этой кон цепции, и указанное мнение до сих пор господствует в трудах, посвященных русской политической идеологии эпохи Московского государства.
Между тем вдумчивое чтение сочинения Филофея позволяет увидеть в нем нечто, в корне отличное от концепции "Москва — Третий Рим". Безусловно, небольшое послание псковского монаха принадлежит к числу самых значительных идеологических сочине ний XVI в. Однако главная его идея — это идея "Ромейского цар ства" .
Филофей совсем не отождествляет "Ромеиское царство" с ре альными государствами — Византией (Вторым Римом) или Древ ним Римом (Первым Римом). В его представлении это царство Гос пода Бога — идеальное царство, которое называется "Ромеиское" только потому, что именно в Риме произошло впервые соединение
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 121
христианской религии с государственной властью. В отличие от реальных государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные же государства подвержены гибели. Древний Рим и Византия яв ляли собой лишь носителей образа идеального царства. После того, как они рухнули, образ "Ромейского царства" перешел на Москов ское царство. Таким образом, Русское государство предстает в со чинении Филофея не наследником реально существовавших и по гибших государств Византии и Древнего Рима, но в качестве ново го носителя идеала православного христианского государства. Иначе говоря, Филофей видел предназначение Русского государства быть не Империей, а Святой Русью, средоточием не материального, а духовного — воплощением не грубой материальной силы, а силы духовной.
Заявлением о том, что два Рима пали, третий стоит, а четвер тому не бывать, Филофей выражал не свою уверенность в несо крушимости Русского государства, но мысль о том, что в случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носи теля образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — последний земной носитель идеала православного христианского государства. Если Русь погибнет, "Ромейское царство" не умрет вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому идеал православного государства будет продолжать жить, однако стремиться к нему на земле станет уже некому.
Царский титул в свете такого представления о Русском госу дарстве приобретал особое значение — он становился титулом не просто главы государства, верховного властителя, но титулом хра нителя Святой Руси. Следовательно, царь начинал выступать в русском политическом сознании в качестве носителя не только го сударственной власти, но и устоев всего общества — его социаль но-политической организации и официальной идеологии. Таким образом, идею, внесенную Филофеем в русскую политическую иде ологию, можно выразить формулой: без царя нет Святой Руси, без Святой Руси нет царя.
Как известно, название "царь" употреблялось еще в литерату ре Киевской Руси применительно к таким русским князьям, как Владимир Святой, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский. В это название тогда не вкладывался какой-то особый смысл, оно исполь зовалось, скорее всего, по аналогии с библейскими текстами, в ко торых наиболее авторитетные властители именуются царями. По добным же образом и в литературных произведениях Киевской Руси слово "царь" призвано было лишь оттенить особые заслуги указанных русских великих князей в распространении и охране нии христианской веры. Поэтому употребление его было эпизоди ческим.
122 История политических и правовых учений
Первым из русских великих князей, наименование которого царем стало носить постоянный характер, был Василий II (Тем ный), правивший в Московском государстве в 1425—1462 гг. И это произошло не случайно. Именно при Василии II Московия прекра тила выплату дани татаро-монгольским ханам (в 1451 г.), т. е. стала по отношению к Золотой Орде в фактически независимое положе ние. Закономерно в этом плане и наименование царем Дмитрия Донского — победителя татаро-монголов на Куликовом поле. Во шедший в Воскресенскую летопись рассказ о его жизни, написан ный в конце XIV в., называется "О житии и о преставлении царя Рускаго, великого князя Дмитриа Ивановича". Эти факты свиде тельствуют, что царский титул стал пониматься в Московии как обозначение не зависимого ни от каких других земных властите лей государя. В этом смысле он по существу слился с титулом "самодержец", которым величался тот, кто сам, самостоятельно дер жит государство.
В течение XVI в. это значение титула "царь" как титула, ука зывающего на независимость его носителя от какого-либо земного владыки, еще более упрочилось в русском политико-правовом со знании. Появилось даже словосочетание "вольное царское само- держство". Последнее противопоставлялось "убогим королевствам" европейских стран, где государи не "коренные", не "вотчинные", как на Руси, а "посаженные" и, следовательно, не "вольные".
Политическая и правовая идеология Московии отражала состо яние крепнущего в своих материальных и духовных силах, расту щего в своих территориальных размерах гордого и независимого государства.
Это государство уже вполне осознавало свои великие возмож ности и перспективы. И соответственно проявляло стремление ут вердиться в качестве не только европейской или азиатской, но и мировой державы. В официальной идеологии Московии это стрем ление ярче всего выразилось в изменении содержания легенды о начале княжения на Руси династии Рюрика.
Как известно, легенда эта была создана в Киеве в первые годы правления Владимира Мономаха. Она повествовала о начале Рус ского государства. Согласно ей в лето 6370 (в 862 г. Христовой эры) славянские племена, селившиеся на северо-востоке Европы, устав от междоусобиц, решили призвать к себе на правление князя из варягов, руси. И обратились к варяжскому князю Рюрику и его братьям: "Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нТзтъ. Да поидЪте княжить и володЪти нами". Рюрик пришел и сел княжить в Новгороде, два его брата — в других местах. Так основалась династия русских князей, правивших сначала в Киевской Руси, а затем в Московии.
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 123
Стремление Московских государей стать если не выше, то хотя бы вровень с государями европейских держав, побудило москов ских идеологов внести в содержание легенды о начале Русского государства соответствующие изменения. Основателем династии Московских государей был объявлен не кто иной, как римский им ператор Октавиан Август. Чем дальше в будущее шла династия Московских государей, тем более удлинялось ее прошлое. В офи циальной Воскресенской летописи, созданной в середине XVI в., рассказ о начале династии русских князей был назван следующим образом: "Начало православныхъ государей и великихъ князей Рус- кихъ, корень ихъ изыде отъ Августа, царя Римскаго, а се о нихъ писание предлежить". По этому рассказу у Августа якобы имелся брат Прус, которого он поставил править землями между реками Вислой и Неманом. С тех пор эта территория называется Прусской землей. Сороковым коленом в потомстве Пруса явился Рюрик. "И въ то время, — говорит летопись, — въ Новегороде некыхъ старейшина, именемъ Гостомыслъ, скончеваетъ житие, и созва вла- далца сущаа съ нимъ Новагорода, и рече: "Советъ даю вамъ, да послете въ Рускую землю мудрыя мужа и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ, Римъска царя Августа рода"; они же шедше въ Прусьскую землю, обретоша князя Рюрика, суща отъ роду Римь- ска царя Августа, и молиша его съ посланьми всехъ Новоградець, дабы къ нимъ шелъ княжити".
Помимо Воскресенской летописи данный рассказ приводится в "Сказании о князьях Владимирских" (начало XVI в.), в "Степенной книге", составленной в 1563 г., в посланиях Ивана IV и других памятниках письменности XVI в. Царь Иван IV писал: "Великих Государей Царей Российских корень изыде от превысочайшаго Це- сарскаго престола и прекрасно-цветущаго и пресветлаго корени Августа Кесаря, обладающаго вселенною". Подобная формула с указанием на Августа, обладающего вселенной, чаще всего встре чается в документах эпохи Московского государства. Она во мно гом объясняет, почему московские государи избрали в родоначаль ники себе вместо византийского басилевса древнеримского импе ратора. Древний Рим во времена Августа был средоточием всего мира. Почти все европейские государства происходят из лона Древ неримской империи. Выводя свое происхождение от Августа, мос ковские цари утверждали мировое значение своей державы.
Параллельно с рассматриваемой династической переориента цией с Византии на Древний Рим в XVI в. в политической идеоло гии Московии возникла идея о том, что Русь получила христиан ство не из Византии, а из Древнего Рима, т. е. непосредственно из самого источника. В связи с этим в русском обществе установился культ Андрея Первозванного как святого апостола, принесшего на
124 История политических и правовых учений
Русь христианскую веру. Легенда о посещении русских земель Андреем Первозванным отражена еще в летописях Киевской Руси. В условиях Московии эта легенда получила дальнейшее развитие. При этом в изложении ее часто подчеркивалось, что русские при няли христианскую веру одновременно с другими народами и, во всяком случае, не позднее греков.
Все подобные факты позволяют сделать вывод, что общим мо тивом, пронизывавшим русскую политико-правовую идеологию эпо хи Московии, была идея самоценности Русского государства. Русь поднялась из руин татаро-монгольского погрома, вышла вновь на арену мировой истории в качестве независимой державы, дабы жить самостоятельной жизнью в соответствии со своим предназ начением. Русская политико-правовая идеология должна была в этих условиях способствовать осознанию государственными деяте лями Московии, а также правящими кругами европейских стран самостоятельности и мощи новой Русской державы. В свете этого становится более объяснимым смысл новых политических идей, появившихся в русском обществе в течение XIV—XVI вв., и тех метаморфоз, которые претерпели в рамках официальной идеоло гии Московского государства политические идеи Киевской Руси.
Решение Московией задачи своего самоопределения в качестве самостоятельного государства неизбежно обостряло проблемы ее внутренней политической организации. Это обострение нашло свое отражение в политической и правовой мысли. Следствием стало появление в рамках данной мысли самых различных идеологичес ких течений и воззрений. Наиболее значительными и интересными среди них были идеология "нестяжательства", политические идеи и концепции Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Андрея Курбско го и Ивана Пересветова.
§ 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства"
"Нестяжательство" — это идеологическое течение, оформив шееся в рамках русской православной церкви во второй половине XV — начале XVI в. В качестве главных проводников данного те чения выступили монахи Заволжья, поэтому в литературе оно час то именуется учением или движением "заволжских старцев". На звания "нестяжатели" они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие (нестяжание) и, в частности, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земель ными угодьями, селами, и превратиться в школы чисто духовной жизни. Однако призывом к освобождению монастырской жизни от
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 125
мирской суеты учение заволжских старцев далеко не исчерпыва лось. Проповедь нестяжания, хотя и была одной из главных в дан ном учении, не выражала его глубинного смысла. Идея бескорыст ной жизни, т. е. жизни, освобожденной от стремления к материаль ному богатству, вырастала у заволжских старцев из другой идеи, которая как раз и являлась корневой в их мировоззрении. Суть ее заключалась в понимании того, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая природе человека жизнь — это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей внут ренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, дос тижения определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от внешнего мира — отшель ничество в представлении заволжских старцев есть такая же край ность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний мир не мешал внутреннему самоусовершенствованию человечес кой натуры. Отсюда и проистекала проповедь нестяжания. Не бу дучи главной в учении заволжских старцев, она тем не менее в наибольшей мере затрагивала интересы иерархов русской право славной церкви, поскольку выливалась в призыв к последним от казаться от владения огромным материальным богатством. В связи с этим проповедь нестяжания оказалась самой заметной среди идей ных лозунгов движения заволжских старцев. Вот почему это дви жение получило название "нестяжательство".
Политическая сторона данного учения проявлялась не только в выступлении его представителей против монастырского землевла дения. Определяя свое отношение к внешнему миру, нестяжатели неизбежно должны были выразить собственное отношение и к го сударству, и к царской власти, и к закону. Они не могли уйти и от решения проблемы соотношения государственной власти и власти церковной — одной из важнейших политических проблем русского общества как в эпоху Киевской Руси, так и в эпоху Московии.
Многое в сущности нестяжательства раскрывается через лич ности и судьбы его идеологов и сторонников. Поэтому, прежде чем излагать содержание данного учения, обратимся к их биографиям. Главным идеологом нестяжательства был преподобный Нгш Сорский (1433—1508). О жизни его сохранилось мало сведений. Из вестно только, что происходил он из боярского рода Майковых. В юности своей обитал в Москве, занимаясь переписыванием бого служебных книг. Еще в молодые годы принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Был в ученичестве у знаменито го в те времена своими добродетелями старца Паисия Ярославова. После этого Нил Сорский много странствовал по Востоку, побывал
126 История политических и правовых учений
в местах, связанных с Иисусом Христом. Затем долго жил среди монахов русского скита на Святой Горе Афонской. Вернувшись домой, Нил Сорский некоторое время жил в келье возле Кирилло- Белозерского монастыря. Но потом, не удовлетворенный образом своей жизни, ушел в лесные дебри за 15 верст от монастыря и там на берегу речки Сорки (отсюда и прозвище его — Сорский) постро ил себе хижину и стал жить так, как хотел.
Неподалеку от хижины Нила Сорского построил себе домик ученик его Иннокентий, тоже происходивший из бояр (Охлеби- ниных). Потом стали приходить на поселение в это место и другие монахи. Так возник первый на Руси скит, или, по-другому, пус тынь — сообщество монахов, живущих в отдельных кельях, устро енных в лесных дебрях. Впоследствии Нил Сорский разработал для своего скита целый устав, в котором выразил многое из своего мировоззрения.
Эта Нилова пустынь, расположившаяся на Вологодчине, стала колыбелью движения нестяжателей. Жизнь в глухомани не меша ла Нилу Сорскому распространять свое учение посредством пись менных посланий и устных речей. С последними он выступал и на соборах русской православной церкви. Особенно большую извест ность приобрела речь Нила Сорского на Соборе, состоявшемся в Москве в 1503 г. Именно на нем он призывал монастыри отказаться от земель и деревень и добывать средства для существования только "рукоделием".
Умер Нил Сорский 7 мая 1508 г., составив перед тем удивитель ное по своему содержанию завещание — последнюю вспышку сво ей души. "Повергните тело мое в пустыни, — обращался он к сво им ученикам, — да изъядят е зверие и птица, понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения. Мне потщания, елико по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти... Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мене прощения. Бог да простит всех". Не только в жизни, но и в смерти своей Нил Сорский остался верен своему учению.
Продолжатели Нилова учения были не столь последовательны, как он.
Среди них необходимо выделить прежде всего Вассиана Косо го (ок. 1470 — до 1545). Мирское имя его Василий Иванович Пат рикеев. Он был князем, представителем знатного рода Гедимино- вичей, троюродным братом великого князя Василия III. До янва ря 1499 г. состоял на государственной службе. Из летописей вид но, что в 1494 г. тогдашний русский государь Иван III направлял Василия Патрикеева в качестве главного посла на переговоры к Литовскому князю Александру, а в 1496 г. назначил его главным
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 127
воеводой над войском, ходившим против шведов в Финляндию. В 1499 г. молодой князь по не вполне ясным из источников причи нам был обвинен вместе со своим отцом и младшим братом в госу дарственной измене. Благодаря заступничеству духовенства смерт ная казнь, назначенная боярам Патрикеевым, была заменена Ва силию и его отцу пострижением в монахи, а брату домашним за точением. В качестве места монашеского пострига и дальнейшего пребывания Василию Патрикееву был назначен Кирилло-Белозер- ский монастырь. Здесь он, став монахом Вассианом, познакомился с Нилом Сорским. Учение последнего увлекло новоиспеченного мо наха, и он поселился в Ниловой пустыни. Осенью 1503 г. Вассиан прибыл в Москву на церковный Собор, по окончании которого ос тался здесь, обосновавшись в Симоновом монастыре. Вскоре он ста новится самым ярым критиком церковной политики Иосифа Во- лоцкого и его сторонников — иосифлян. Как представитель родо витой знати Вассиан был вхож в великокняжеский дворец и впо следствии даже пользовался покровительством Василия III. Одна ко это не спасло его от печальной участи. На церковном Соборе 1531 г. Вассиан Косой был обвинен в богословских промахах и осуж ден на заточение в Иосифов монастырь в Волоколамске, где впос ледствии и кончил свою жизнь.
К числу видных сторонников идеологии нестяжательства сле дует отнести и Максима Грека (ок. 1470—1556). Он также происхо дил из знатной и богатой семьи, правда, семьи не русских, а гре ческих аристократов. Первоначальное его имя — Михаил Триво- лис. До прибытия своего в Московию он сумел получить добротное светское образование, слушая лекции в лучших итальянских уни верситетах (Флоренции, Падуи, Милана).
В 1502 г. Михаил Триволис становится монахом монастыря св. Марка. Однако в 1505 г. в его судьбе происходит коренной поворот: Михаил покидает Италию и поселяется в Ватопедском монастыре на Св. Горе Афонской. Здесь он обращается в православие и при нимает имя Максим.
В 1515 г. великому князю Василию III понадобился переводчик для переложения греческой толковой Псалтыри на русский язык. В Ватопедский монастырь митрополитом Варлаамом была направле на просьба прислать специалиста по таким переводам монаха Сав ву. Последний, однако, не смог по причине своей глубокой старости и немощи выехать в Москву. И тогда выбор пал на Максима Грека. За короткое время греческий монах сделался заметным явле нием культурной жизни Москвы. Незаурядный ум и широкие по знания в европейской философии и теологии привлекли к нему внимание образованных представителей русской аристократии. Келья Максима Грека стала местом, где регулярно собирались для
128 История политических и правовых учений
обсуждения сложных философских и богословских проблем многие из тех людей, которые прославятся впоследствии в качестве вид ных русских мыслителей.
В 1521 г. Максим Грек знакомится с Вассианом Косым, в ре зультате чего обнаруживается, что греческий монах вполне разде ляет основные принципы русской идеологии нестяжательства. Бо лее того, Максим Грек становится активным проповедником этих принципов. Он, в частности, открыто заявляет, что неприлично мо настырям владеть каким-либо недвижимым имуществом. Такие заявления не могли остаться без последствий. И в 1525 г. церков ный Собор обвиняет Максима Грека в деяниях против православ ной веры и русской церкви и осуждает его к монастырскому зато чению. Более четверти века Максим Грек живет в заточении: сна чала в Волоколамске, затем, после вторичного осуждения на Собо ре 1531 г., в Твери. Наконец в 1551 г. царь Иван IV, вняв "умоле- нию" игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия, освобождает уже дряхлого, больного Максима из заточения и разрешает ему прове сти остаток дней в этой знаменитой обители. Здесь Максим Грек и умирает в январе 1556 г.
Помимо Вассиана Косого и Максима Грека в числе сторонников нестяжательетва находился Артемий Троицкий. Судьба его оказа лась печальной. В 1553 г. он был обвинен церковным Собором в склонности к ереси и приговорен к заточению в Соловецком монас тыре. Вскоре после этого подверглась осуждению на заточение це лая группа заволжских старцев — нестяжателей. В результате к 60-м годам XVI в. нестяжательство как социальное движение фак тически прекратило свое существование.
Биографии идеологов нестяжательства ясно свидетельствуют, что церковные и светские власти Московии видели в этом движе нии опасную для себя духовную силу, сокрушить которую можно было только жестокими репрессиями. Причем данная опасность осо бенно увеличивалась вследствие того, что нестяжатели не только не выходили за рамки православной христианской идеологии, но и, напротив, именно себя считали истинными ее выразителями. Об винения в склонности к ереси, которыми обволакивалось преследо вание нестяжателей официальными московскими властями, Нил Сорский и его последователи напрочь отвергали. Более того, стро гое следование духу и букве православия все нестяжатели рас сматривали в качестве своей главной жизненной обязанности.
Духовная мощь нестяжательства во многом основывалась на личном авторитете его идеологов. Все они — и Нил Сорский, и Вас- сиан Косой, и Максим Грек, и Артемий Троицкий — были людьми в высшей степени деятельными, высокообразованными, умственно одаренными. Они умели красиво излагать свои мысли как в устной
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 129
беседе, так и на письме, т. е. были способны пршвлекать к себе все новых и новых сторонников. Идеологи нестяжательства были весь ма плодовитыми для своего времени писателями. На это указывает та часть их письменного наследия, которая дошла до нас.
Нестяжатели представляли собой тот редкий пример, когда люди, проповедуя какие-либо идеи, сами стремятся жить в полном соответствии с ними. Особенно удалась жизнь согласно своим иде ям Нилу Сорскому. Другим же идеологам нестяжательства очень помогли привести образ их жизни в более полное соответствие с проповедуемыми ими идеями официальные церковные и светские власти — помогли именно тем наказанием, которое им назначили, т. е. монастырским заточением, освобождающим человека от из лишних материальных благ и обособляющим его от внешнего мира. Максим Грек почти все свои произведения, в том числе "Исповеда ние православной веры", написал во время заточения в Тверском Отрочь монастыре.
Судьбы Нила Сорского и его сторонников — такое же реальное воплощение идеологии нестяжательства, как и их сочинения.
Потерпев поражение от последователей Иосифа Волоцкого — иосифлян — в земном мире, мире практической политики, нестя жатели одержали внушительную победу над ними в мире идеаль ном. Иосифляне вытеснили сторонников нестяжательства из сфе ры церковной иерархии, заняв в ней почти все ступени. Нестяжа тели же всецело возобладали над иосифлянами в пантеоне святых русской православной церкви. В этом пантеоне нашлось место само му Иосифу Волоцкому, но не нашлось никому из непосредствен ных его учеников. Нил Сорский же был канонизирован вместе со многими своими учениками. Канонизация Нила Сорского происхо дила постепенно, в течение XVIII—XIX вв., с ростом числа его почитателей. Синод вынужден был санкционировать ее в 1903 г. А Максим Грек был официально причислен к лику святых лишь недавно — в 1988 г. Венец мученика, которым официальные цер ковная и светская власти Московии одарили почти каждого из иде ологов "нестяжательства", превратился в конце концов в венец свя тости.
Но еще более значимым знаком победы нестяжательства в мире идеальном стало появление в русском обществе и широкое распро странение в течение XIX в. мнения о том, что именно оно является истинно русской и истинно православной идеологией.
Изучение письменного наследия нестяжателей показывает, что полного единомыслия среди них не было. Каждый из идеологов нестяжательства, будучи личностью незаурядной, самостоятельно мыслящей, привносил в это учение что-то свое, лишь ему прису щее. Однако в их произведениях нельзя не увидеть целого ряда
130 История политических и правовых учений
общих для всех этих людей идей, жизненных принципов, воззре ний на те или иные общественные явления. Знакомство с этими идеями, принципами и воззрениями позволяет понять, почему цер ковная и светская власти Московии относились к их выразителям как к своим злейшим врагам.
Как уже говорилось, для идеологов нестяжательства — и, в первую очередь, Нила Сорского, бескорыстие было лишь одним из необходимых условий праведной жизни, т. е. жизни "по закону Бо- жию и преданию отеческому, но по своей воле и человеческому помыслу". Подобная жизнь с их точки зрения может быть устроена человеком только внутри себя, в сфере своего духа. Внешний по отношению к человеку мир, будь то общество, государство, цер ковь или монастырь, организован таким образом, что праведно жить в нем невозможно.
По мнению Нила Сорского, чтобы устроить себе праведную жизнь, необходимо стать как можно более независимым от внешнего мира. Для этого следует прежде всего научиться приобретать "днев ную пищу и прочие нужные потребы" плодами "своего рукоделия и работы". Ценность указанного "рукоделия" состоит, помимо про чего, еще и в том, что "сим бо лукавыя помыслы отгоняются". "Стя жания же, яже по насилию от чужих трудов собираема, вносити отнюдь несть нам на пользу".
Призыв полагаться единственно на собственные силы идеологи нестяжательства относили не только к добыванию средств суще ствования. Нил Сорский и его последователи придавали большое значение личным усилиям каждого человека и в совершенствова нии собственного духа. Они считали, что духовное развитие чело века — это главным образом дело его самого. Нил Сорский никогда не называл своих учеников учениками, но собеседниками или же братьями. "Братиям моим присным, яже суть моего нрава: тако бо имейую вас, а не ученики. Един бо нам есть Учитель...", — обра щался он к ним в своем "Предании". В одном из своих посланий преподобный Нил бросился словами: мол, ныне же пишу, "поучая во спасение души", но тут же оговорился, что адресат должен сам избрать "угодное из того, что слышал устно или видел очами". И хотя Нил Сорский, бывало, советовал "повиноваться такому че ловеку, который будет свидетельствован, как муж духовный, в слове и деле и разумении", в целом он скептически смотрел на возмож ность достичь совершенства на путях духовного развития с помо щью наставничества постороннего человека. Ныне иноки "до зела оскудели", считал он, и трудно найти "наставника непрелестна".
Характерным для идеологов нестяжательства было критичес кое отношение и к церковной литературе. "Писания бо многа, но не вся божествено суть", — заявлял Нил Сорский. Достаточно вольно
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 131
относился к богословским книгам и Максим Грек, который неодно кратно говорил, что в этих книгах много ошибок, и по-своему ис правлял некоторые их тексты. Вассиан Косой на сей счет выражался со свойственной ему резкостью: "Здешние книги все лживы, а здеш ние правила — кривила, а не правила; до Максима мы по тем книгам Бога хулили, а не славили, ныне же мы познали Бога Мак симом и его учением".
Для таких заявлений имелись все основания: русские перепис чики богословских книг действительно часто допускали ошибки, а, бывало, и сознательно пропускали или изменяли какие-то слова в их текстах в угоду политической конъюнктуре. Однако критичес кое отношение нестяжателей к церковной литературе вытекало не столько из осознания данного факта, сколько из духа их учения, из коренных основ их мировоззрения. Идеологи нестяжательства ис кали опору, во-первых, в первоначальных текстах Священного пи сания, среди которых явное преимущество отдавали Новому заве ту, а, во-вторых, в разуме человека, без участия коего ни одного дела, по их мнению, нельзя совершить.
Знакомство с мировоззренческими корнями движения нестя жателей не оставляет сомнений в том, что они строили церковь, принципиально отличную от той, что официально существовала в Московии. Эта церковь должна была объединять людей, видящих в служении богу не средство достижения для себя материального богатства и высокого социального статуса, но путь праведной жиз ни, т. е. жизни по заповедям, провозглашенным Христом, по нрав ственным началам, соответствующим природе человека. Внутри этой церкви должен был господствовать культ человеческого разума и истинного Священного писания, а также дух личной свободы, отвер гающий подчинение человека человеком, признающий его ответ ственность только перед богом.
Утверждая принцип личной свободы в устройстве каждым че ловеком своей духовной жизни, нестяжатели были далеки от по нимания этой свободы в качестве личного произвола в вопросах веры. Свобода допускалась ими только в рамках православной христианской религии. Любая другая религия, а тем более ересь в среде православных христиан вызывали у нестяжателей резкое неприятие. Причем в осуждении ереси они были более последова тельны и убедительны, чем даже иосифляне. Не случайно Иосиф Волоцкий пользовался в своих обличениях еретиков рассуждения ми Нила Сорского. Нестяжатели расходились с иосифлянами лишь в вопросе об участи раскаявшихся еретиков. В то время, как иосиф ляне настаивали на необходимости казнить и таких еретиков, не стяжатели предлагали проявлять к ним милосердие. Но не по при чине жалости к раскаявшимся еретикам, а потому, что милосердие
132 История политических и правовых учений
соответствовало духу Святого Евангелия. Вассиан Косой писал по этому поводу в составленном им "Ответе кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков", что старцы из Кириллова монастыря, а с ними все заволжские старцы полага ют, что, согласно Божественному писанию, нераскаявшихся и не покорных еретиков предписано держать в заключении, а покаяв шихся и проклявших свое заблуждение еретиков Божья Церковь принимает в распростертые объятия: "Ради грешников облекся плотью Сын Божий, и пришел он погибших сыскать и спасти".
Милосердное отношение нестяжателей к раскаявшимся ерети кам официальная церковная власть изобразила как потворство ере си, создав тем самым основание для разгрома нестяжательства как движения. При этом была скрыта подлинная причина данного раз грома, которая таилась в том, что из идеологических принципов нестяжательства вырастали контуры новой церковной организа ции, альтернативной официальной, более привлекательной для простого народа, чем официальная церковь.
В условиях средневекового общества, где церковь выступала, помимо прочего, и в качестве института политической власти, лю бые идеи, затрагивавшие устои церковной организации, неизбежно приобретали политический характер. Именно поэтому идеология нестяжательства была понята официальной властью Московии, как церковной, так и государственной, в качестве всецело политичес кой идеологии. И с носителями ее поступила эта власть соответству ющим образом — как с опасными политическими противниками.
Следует отметить, что отношение Московских государей к не стяжательству было не столь однозначно враждебным, каким оно являлось со стороны церковных иерархов. Интересам государствен ной власти вполне соответствовало стремление нестяжателей осво бодить монастыри от роскоши, владения земельными угодьями и селами. Поддержку этому стремлению прямо выражал и государь Иван III, и преемник его Василий III. Тем не менее у государей Московии имелись серьезные основания опасаться идеологии и дви жения нестяжательства.
Из мировоззренческих начал нестяжательства вытекало отно шение к любому носителю государственной власти как к воплоще нию самых гнусных человеческих пороков. Именно такой взгляд на властителей выражается в сочинении с примечательным на сей счет названием — "Инока Максима Грека слово, пространне изла- гающе, с жалостию, нестроения и безчиния царей и властей после- дняго жития".
Нет уже ныне "царей благоверномудренных", говорится далее в рассматриваемом
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1151;