Политические идеи Андрея Курбского
Андрей Курбский (1528—1583) принадлежал к знатному кня жескому роду Рюриковичей. По отцовской линии он происходил от князя Смоленского и Ярославского Федора Ростиславича (около 1240—1299), который в свою очередь являлся потомком в десятом колене великого князя Киевского Владимира Святого. По материн ской же линии князь Курбский был в родстве с супругой Ивана Грозного Анастасией Романовной. Его прадед Василий Борисович Тучков-Морозов и прадед Анастасии Иван Борисович были родными братьями. "А тая твоя царица мнЪ, убогому, ближняя сродница", — отмечал князь Курбский в одном из своих посланий Ивану Грозному. Вплоть до 1564 г. Андрей Курбский являлся ближайшим спод вижником русского царя, влиятельным царским воеводой. Более того, он был одним из любимцев Ивана IV. По свидетельству са мого князя, в конце 1559 г. царь, посылая его на войну в Ливонию, сказал ему: "Я принужден или сам идти против ливонцев, или тебя, любимого моего, послать: иди и послужи мне верно". Однако к концу 1563 г. отношение Ивана Грозного к Андрею Курбскому изменилось. Князь пребывал в это время в Дерпте, но верные ему люди, находившиеся при царском дворе, сообщили, что царь бра нит его "гневными словами". Опасаясь, что за этой бранью пос ледует нечто более страшное для него, Курбский бежал весной 1564 г. в Литву и поступил на службу к королю Польскому и вели кому князю Литовскому Сигизмунду II Августу. Уже осенью ука
занного года он принимает участие в войне против России.
Желая оправдать свою измену, Курбский пишет послание Ива ну Грозному, в котором обвиняет царя в несправедливых гонениях на себя и других русских воевод, покоривших "прегордые цар ства", в заточении и истреблении без вины целых боярских семей. "Но вкупе вся реку конешне: всего лишен бых и от земли божия
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 153
тобою туне отогнан бых", — заявляет царю боярин-изменник, пред ставляя свое бегство из России как изгнание. Иван IV ответил на это послание Курбского. Так завязалась переписка, в которой и царь, и его бывший воевода, самозабвенно бичуя друг друга разно го рода оскорблениями, со страстью обвиняя один другого в тяж ких преступлениях и тем самым оправдывая себя друг перед дру гом, в общественном мнении и в... собственных глазах, высказыва лись о сущности царской власти, о способах и пределах ее осуще ствления, о взаимоотношениях царя со своими подданными и т. д.
Эта переписка, состоящая из двух посланий русского царя бо ярину-изменнику и трех посланий последнего бывшему своему го сударю, является для нас главным источником сведений о поли тических и правовых взглядах как Ивана Грозного, так и Андрея Курбского. Не только мировоззрение, но и стиль мышления, и уро вень образованности (весьма высокий для того времени), и степень литературного таланта каждого из них выразились в этой переписке так отчетливо, как ни в каком другом произведении.
Литературное наследие Андрея Курбского весьма обширно. По мимо трех сохранившихся посланий Ивану Грозному оно включает в себя десятки посланий различным государственным и церковным деятелям, созданное к концу 70-х годов XVI в. сочинение под назва нием "История о великом князе Московском", многочисленные пе реводы произведений таких авторитетных христианских писате лей, как, например, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др., а так же несколько компиляций, среди которых можно выделить "Исто рию Флорентийского собора". Некоторые из дошедших до нас ли тературных трудов Курбского были написаны им до бегства из России, однако большая их часть создана на чужбине — преиму щественно в 70—80-х годах, после того, как боярин-изменник пе рестал участвовать в военных походах против России.
По уровню своей образованности Андрей Курбский не уступал Ивану Грозному, и остается загадкой, когда успел прочитать столько книг воевода, почти все свое время проводивший в военных похо дах, причем с самых юных лет.
Будучи в эмиграции, Курбский писал о России, как о чужой для себя стране, однако и Литва не стала для него страной родной. Король Сигизмунд II пожаловал Курбскому в награду за его преда тельство России в качестве лена богатый и многолюдный город Ковель с местечками и селами на Волыни, а также поместья в Литве. Эта королевская щедрость к русскому боярину вызвала за висть у его соседей — польских панов. Между ними и Курбским разгорелись раздоры и тяжбы. Посол Ивана Грозного при королев ском дворе доносил царю в 1571 г.: "А ныне Курбской завалчился с ляхи в межах, и ляхи его все не любят, а зовут его все израдцою и
154 История политических и правовых учений
лотром (т. е. предателем и вором) и чают на него от короля опалы не вдолге, что полская рада вся его не любят".
В этих условиях единственной отрадой несчастного Курбского стали книги. "И утешающи ми ся в книжных делех и разумы высо чайших древних мужей прохождах", — признавался Курбский в одном из своих посланий. Чтобы читать в подлинниках древнерим ских писателей, он за короткое время выучил латынь. Отправляя около 1579 г. Ивану Грозному третье свое послание, Курбский при ложил к нему текст второго послания, который не смог отправить ранее; а также сделанный им перевод двух глав из сочинения Марка Туллия Цицерона "Paradoxa ad M. Brutum"1. В этих главах, ука зывает Курбский царю, премудрый Цицерон дал ответ "к недру гом своим, яже укаряще его изогнанцом и изменником, тому подоб но, яко твое величество нас, убогихъ, не могуще воздержати люто сти твоего гонения, стреляюще нас издалеча стрелами огненными сикованции (т. е. угроз) твоея туне и всуе".
Уже в первом своем послании Андрею Курбскому Иван Гроз ный обращается к нему как к "крестопреступнику честнаго и жи- вотворящаго Креста Господня, и губителю християнскому, и ко врагомъ християнскимъ слагателю (т. е. к христианским врагам примкнувшему), отступшему божественнаго иконнаго поклонения и поправшесу вся священная повеления, и святые храмы разоривше му, осквернившему и поправшему священныя сосуды и обра зы, яко Исавръ, Гноетезный, Арменинъ, и симъ всимъ соедините лю...". "Но ради привременныя славы, и самолюбия, и сладости мира сего, — укоряет далее царь боярина-изменника, — свое бла гочестие душевное со крестиянскою вЪрою и з закономъ попралъ еси...". Таким образом, Иван Грозный стремился представить из мену Курбского как отступничество от христианской веры и по прание канонов Священного писания. Царь уподоблял бывшего сво его воеводу византийскому императору-иконоборцу Льву Исавру и другим еретикам, замечая при этом, что Курбский их всех в себе соединил. Данная оценка Курбского не может быть признана соот ветствующей реалиям.
Конкретные факты жизнедеятельности Андрея Курбского в Литве, а также содержание его сочинений свидетельствуют о том, что он не только никогда не предавал христианской православной веры, но и был ее активным защитником.
По мнению Курбского, всякая ересь губительна для государ ства. Эту мысль он высказывал в послании старцу Вассиану Му-
1 "Брут" ("Парадоксы Брута") — одна из книг Цицерона об оратор ском искусстве. Курбский перевел главы: "Против Антония. Ответ" и "Про тив Клавдия".
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 155
ромцеву, написанном в начале 60-х годов XVI в., т. е. до его бегства в Литву.
В литературных трудах, созданных уже в Литве, Курбский про должал развивать данную мысль. Он писал здесь уже о том, что могущество и благополучие государств прямо зависят от распрост раненности в них знания Священного писания и от процветания философских наук.
Имение Андрея Курбского в Миляновичах (близ Ковеля) пре вратилось в настоящий центр православной духовной культуры в Литве. Курбский перевез сюда значительную часть своей довольно большой по тем временам библиотеки. Он собрал вокруг себя своих единомышленников, знатоков древних языков и организовал с ними перевод на церковно-славянский язык важнейших богословских произведений. Одновременно через свои послания Курбский развер нул критику католицизма и протестанства. Он выступил и против унии католической и православной церквей. Критике этой унии и был посвящен его компилятивный труд "Истор>ия Флорентийского собора".
По мнению Курбского, ослабление христианской веры и рас пространение ереси опасно прежде всего тем, что порождает у лю дей безжалостность и равнодушие к своему народу и отечеству. Эти странные свойства он в избытке замечал у польских и литов ских аристократов, с которыми довелось ему общаться после бег ства из России.
Именно как отступление от православия, попрание Христовых заповедей трактовал Андрей Курбский злодеяния Ивана Грозного. "Християнский, речешь, царь? — гневно обращается он в адрес своего бывшего царя в произведении "Сказание о великом князе Московском". — И еще православный, — отвещаю ти: христия- новъ губилъ и от православныхъ человЪков рожденыхъ и сосу- щихъ младенцовъ не пощадилъ!... Реку ти паки: поправши запове ди Христа своего и отвергшися законоположения евангелского, егда не явствено объщался диаволу и ангеломъ его, собравши воинъство полковъ дияволскихъ и учинивший над ними стратилаты окояных своихъ лоскателъй, и ведый волю царя небесного, произвел дЬломъ всю волю сатанинскую, показующе лютость неслыханную, никогда же бывшую в Русии, над церковью живаго Бога?"
Обвиняя друг друга в предательстве православной христиан ской веры, Иван Грозный и Андрей Курбский демонстрировали тем самым, как это ни странно, одинаковый стиль политического мышления: оба видели в государственной деятельности прежде всего соблюдение Христовых заповедей.
Подобно Ивану Грозному, Андрей Курбский трактовал верхов ную государственную власть как дар Бога. Россия для него не про-
156 История политических и правовых учений
стое государство, но — "Святорусская империя". "...Вся земля наша Руская от края до края, яко пшеница чиста, верою Божию обретается", — писал он в послании Вассиану Муромцеву. Русский царь, в понимании Курбского, это прежде всего праведный судия. По его словам, цари и князья на Руси "во православной вере от древних родов и поднесь от Превьшняго помазуются на правление суда".
Представляя государственную власть как дар божий, Курбский вместе с тем отмечал, что носители ее не исполняют в действитель ности предназначенного им Богом. Вместо того, чтобы вершить пра ведный суд, они творят произвол, "неслыханные смерти и муки на доброхотных своих умыслиша". Эти слова Андрея Курбского о но сителях государственной власти вообще, без указания их конкрет ных имен, содержатся в его послании старцу Вассиану Муромцеву, написанном в начале 60-х годов XVI в. Князь повторит их позднее, в первом своем послании Ивану IV, датируемом 1564 г. "Почто, царю, — обратится беглый князь к его величеству,— силных во Израили побил еси, и воевод, от Бога данных ти на враги твоя, различными смертьми расторглъ еси, и победоносную святую кровь ихъ во церквах Божиих пролиялъ еси, и мученическими кровьми праги церковные обагрил еси, и на доброхотных твоих и душу за тя полагающих неслыханные от века муки, и смерти, и гоненья умыслил еси..." (курсив мой. — В. Т.).
Таким образом, выступление Андрея Курбского против цар ского произвола не было только ответной реакцией князя на став шие ему известными конкретные угрозы царя Ивана Грозного в отношении лично его. Это была устойчивая мировоззренческая по зиция, которую Курбский выражал еще до своего бегства в Литву. В посланиях бывшему своему царю, написанных на чужбине, Курбский развивает тему царского произвола. Пребывая на безо пасном для себя удалении от мстительного царя, он может выра жаться предельно резко и определенно. Его послания обличают теперь беззаконие не властителя вообще, а конкретного носителя верховной государственной власти — русского царя Ивана IV. Но выводы, которые делает князь-обличитель, относятся ко всем во обще властителям. В третьем послании Ивану Грозному Андрей Курбский проводит мысль о том, что беззаконие, творимое власти телем, губительно не только для его подвластных, но и для самого
властителя и его семьи.
В этом же послании Ивану Грозному беглый князь прямо за являет, что царь утратил то, что ему подобает по царскому сану, а именно: праведный суд и защиту подданных. Причем Курбский называет причину этой утраты. Тебе, обращается он к царю, толь ко и остается, что браниться, как пьяной рабыне, "а что воистинну сану царскому належит или достоит, сирЪчь суд праведный и обо-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 157
рона, се уже подобно изчезла за молитвою и совЪтом прелукавые четы осифлянския Васьяна Топоркова, яже ти советовал и шептал во ухо не держати мудрЪйшие рады при собВ, и других таковых советников твоих вселукавых мнихов и мирских".
В представлении Андрея Курбского царская власть должна осу ществляться при содействии советников. Причем он понимал под ними не отдельных людей, время от времени дающих царю советы, но постоянно действующий совещательный орган при царе. Обра зец такого органа князь видел в Избранной раде — коллегии совет ников, действовавшей при Иване IV в 50-х годах XVI в. Создание ее Курбский считал одним из самых полезных дел тогдашних сорат ников молодого царя Алексея Адашева и попа Сильвестра. По сло вам Курбского, они собрали к царю "советников, мужей разум- ныхъ и совершенныхъ, во старости мастите сущих, благочестием и страхом божиимъ украшенныхъ, других же, аще и во среднемъ вЪку, тако же предобрыхъ и храбрых, и тЪх онЬхъ в военныхъ и в земских вещах по всему искусных". И внушили его величеству приязнь и дружбу по отношению к ним, дабы без их совета "ниче- соже устроити или мыслити". "И нарицалися тогда оные совЪтницы у него избранная рада, — продолжает Курбский. — Воистинну, по дйломъ и наречение имЪли, понеже всъ избранное и нарочитое советы своими производили, сиирЪчь суд праведный, нелицеприя тен яко богатому такъ и убогому, еже бываетъ во царствиЪ наи- лЪпшЪе...".
Царь же, удостоенный царства, но обделенный Богом дарова ниями, "должен, — отмечает Курбский, — искати добраго и полез- наго совета не токмо у совЪтниковъ, но и у всеродныхъ человЪкъ, понеже дар духа даетца не по богатеству внешнему и по силв царства, но по правости душевной, ибо не зрит Богъ на могутство и гордость, но на правость сердечную и даетъ дары, сирЪчь елико хто вместит добрымъ произволениемъ".
Мысль о необходимости для царя иметь при себе советников' Курбский обосновывал в первую очередь ссылками на Священное писание, приводя, в частности, такие изречения царя Соломона, как: "царь хорошими советниками крепок, как город крепкими баш нями" и "любящий совет хранит свою душу, а не любящий его совсем исчезнет". Вместе с тем князь прибегает и к заимствованно му у Дионисия Ареопагита логическому доказательству данного своего утверждения. Все бессловесные одушевленные существа, повторял Курбский мысль этого авторитетного христианского пи сателя, направляются и принуждаются своим естеством, а словес ные — не только плотские люди, но и бестелесные силы, т. е. свя тые ангелы, — управляются советом и разумом.
В своих мыслях о соотношении светской власти и церкви
Андрей Курбский был близок к идеологии нестяжателей. Реальное
158 История политических и правовых учений
состояние русской православной церкви, которое он наблюдал, бу дучи в России, вызывало у него вполне обоснованную тревогу. Опи сывая его в своем послании Вассиану Муромцеву, Курбский отме чал, что он не осуждает в данном случае, а "беду свою" оплакива ет. По его словам, современные ему церковные деятели "не вдовиц и сирот заступают, ни напаствованных и бедных избавляют, ни пленников от пленения искупают, но села себе устряют, и великие храмины поставляют, и богатьствы многими кипят, и корыстми, яко благочестием, ся украшают".
Андрей Курбский считал, что церковь должна являться пре пятствием разгулу беззакония и кровавого произвола властителей. К этому высокому предназначению поднимает церковь дух христи анских мучеников, принявших смерть в борьбе против преступных и неправедных властителей. "Где убо кто возпрети царю или влас- телем о законопреступных и запрети благовременно и безвремен но? -— восклицал Курбский за несколько лет до начала опрични ны. — Где Илия, о Науфеове крови возревновавыи, и ста царю в лице со обличением? Где ли лики пророк, обличающи неправедных царей? Где Амбросии Медиаламскии, смиривыи великаго царя Фео досия? Где златословесныи Иоанн, со зелным запрещением обли чив царицу златолюбивую? Где ныне патриархов лики и боговид- ных святителей и множество преподобных ревнующе по Бозе а нестыдно обличающих неправедных царей и властителей в различ ных их законопреступных делех, исполняюще и блюдуще слово Спасителя?"
В этих вопросах Курбского уже слышался и ответ: никто на этой грешной земле не заступится за униженных и оскорбленных, кроме самого Господа Бога. И только "Страшный суд" принесет им избавленье от преступных властителей.
"А писанейце сие, слезами измоченное, во гроб с собою повелю вложити, грядущи с тобою на суд Бога моего Исуса. Аминь". Так написал пустившийся от отчаяния в бегство из России и от России князь в послании своему бывшему царю.
А царь ответил: "А еже свое писание хощеши с собою во гробъ положити, се убо последнее християнство свое отложилъ еси. И еже убо Господу повелЪвшу еже не противитися злу, ты же убо и обычное, еже и невЪжда имуть, конечное прощение отверглъ еси; и по сему же нЪсть подобно и пытаю над тобою быти".
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 722;