Политические и правовые идеи И. С. Пересветова
Иван Семенович Пересветов (или, как сам он себя называл, Ивашка, сын Семена, Пересветов) — один из видных русских мыс-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 159
лителей XVI в. О жизни его сохранилось мало сведений. Известно только, что ранние свои годы он провел в Литве, где, по-видимому, и родился. Происходил он, вероятнее всего, из русской дворянской семьи. Его предки и прадеды, как он сам отмечал, служили "верою великим государям князьям русским", предкам царя Ивана IV.
Средства существования Пересветов обеспечивал себе исклю чительно военной службой. До приезда в Московию он служил в Венгрии, Чехии и, возможно, в других каких-нибудь государствах. В середине 30-х годов XVI в. (скорее всего, в 1537—1538 гг.) он попадает в Молдавию, где пять месяцев состоит на службе у мол давского воеводы Петра. После этого отправляется в Москву. Здесь ему посчастливилось заручиться покровительством знатного ари стократа — боярина М. Ю. Захарьина. При поддержке последнего Пересветов организует в Москве мастерскую по выделке защит ных щитов для пищальников. Однако в 1539 г. боярин умирает, и работа мастерской останавливается.
Оставшись без покровителя и средств существования, Иван Пересветов передает царю Ивану IV привезенные с собой бумаги с выписками из произведений древнегреческих философов и видных европейских богословов, так называемые "царские бумаги из мно гих королевств", а также собственные сочинения. Все это было по мещено в государственную казну, Пересветов же получил хоро шую, по его собственной оценке, награду.
Узнав, что его сочинения до царя так и не дошли, Пересветов пишет ему челобитную и, в сентябре 1549 г., воспользовавшись пребыванием Ивана IV в придворной церкви Рождества Богороди цы, подает ее вместе с копиями своих сочинений непосредственно в царские руки.
Дальнейшая судьба Ивана Пересветова неизвестна. Однако со чинения его сохранились — во многом благодаря тому, что они попали в царский архив.
Наиболее значительные из них — это "Повесть об основании и взятии Царьграда", "Сказание о Магмет-салтане", "Сказание о Кон стантине", "Первое предсказание философов" и челобитные Ива ну IV, получившие у историков наименования "Малая челобитная" и "Большая челобитная".
Содержание названных сочинений должно было прийтись по душе Ивану Грозному. Пересветов выступал в них против произ вола вельмож, обосновывает жизненную необходимость для обще ства сильной государственной власти, централизации администра тивной и судебной систем.
Свои мысли Иван Пересветов излагал, основываясь не на Свя щенном писании, как это было принято в ту эпоху, а на историчес ком опыте Византии и Турецкой империи. Пересветова можно по-
160 История политических и правовых учений
этому отнести к числу мыслителей светского направления в рус ской политической идеологии XVI в. Однако религиозные мотивы все же присутствуют в его творчестве, что вполне закономерно для эпохи господства в обществе религиозной идеологии.
Ключевыми категориями политико-правовой теории Ивана Пе- ресветова выступают понятия "правда" и "вера". Эти понятия ши роко используются в Священном писании. Ими часто оперировали, начиная еще с эпохи Киевской Руси, русские писатели. При этом в понятия "правда" и "вера" вкладывался довольно разнообразный смысл. "Правда" — это нечто, в соответствии с чем следует жить, совершать различные поступки, управлять, судить, наказывать. В этом смысле синонимом данного понятия выступают такие слова, как "мораль", "справедливость", "право", и др. Но словом "правда" в русской литературе обозначались одновременно и сами добрые дела — правду можно творить, осуществлять и т. п. Правда, в понимании русских мыслителей, это и совокупность определенных представлений о мире. В таком смысле она есть истина.
Что касается понятия "вера", то им в русской литературе чаще всего обозначалась система религизных (христианских) догматов, или религия. Однако вместе с тем и это понятие использовалось в значении истины и правила поведения, т. е. его содержание в не которой своей части как бы налагалось на содержание понятия "правда".
Иван Пересветов придавал правде значение самого важного яв ления в жизни любого государства. По его мнению, процветание государства зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря же в том или ином государстве правды влечет за собой его гибель. Эта мысль о правде как главном условии существования госу дарства была распространенной в русской политической идеоло гии. Ее высказывал, в частности, современник Пересветова госу дарственный деятель и писатель Федор Карпов (умер до 1545 г.). "Правда есть потребна во всяком градском деле и царстве", — писал он в послании митрополиту Даниилу (около 1539 г.). Однако если у Карпова данная идея покоилась на фундаменте философ ского наследия прошлого (главным образом на сочинении Аристо теля "Никомахова этика"), то у Ивана Пересветова она обосновы валась политическим опытом прошлого — конкретными фактами из истории реально существовавших и существующих государств. С потерей правды греками Иван Пересветов связывал, напри мер, падение Византии в 1453 г. В "Сказании о Магмет-салтане" им были названы причины, по которым правда ушла из этого государства. Главная из них, по его мнению, заключалась в поведе нии греческих вельмож, которые, пользуясь своим положением, "богатели от слез и от крови роду человеческаго, и праведный суд
порушали, да неповинно ссужали по мздам".
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 161
В "Повести об основании и взятии Царьграда" Иван Пересве- тов описал, каким образом правда уходила из этого города.
В "Сказании о книгах" Иван Пересветов писал, что после зах вата турками Царьграда "глас с небеси" возвестил патриарху, что Бог наслал на его жителей иноплеменников-турок не навеки, а "любячи" — на поучение цареградцам.
"Сказание о Магмет-салтане" описывало, в чем заключалось это поучение. Иван Пересветов вкладывал в уста турецкого влас тителя уроки, которые должен был извлечь из падения Византии русский царь. Вместе с тем на примере реформ, которые осуще ствил Магмет-салтан в завоеванной им стране, он демонстрировал программу действий по укреплению государства, предотвращению его гибели.
Первый урок заключается в том, что царю нельзя давать в сво ем государстве волю вельможам. Богатые и лживые, они опутыва ют царя ворожбой, улавливают своим великим лукавством и коз нями. Тем самым укрощают мудрость его и счастие и меч его цар ский унижают.
Второй урок состоит в том, что царь должен быть грозным царем. "Не мощно царю царства без грозы держати", — такие сло ва говорит Магмет-салтан своим подданным в пересказе Пересве- това.
Третий урок, изреченный Магмет-салтаном, следующий: "В котором царстве люди порабощенны, и в том царстве люди не храбры и к бою против недруга не смелы: порабощенный бо человек срама не боится, а чести себе не добывает, хотя силен или не силен, и речет так: однако есми холоп, иного мне имени не прибудет".
Эти уроки, отмечал Иван Пересветов, Магмет-салтан не только извлек из печальной участи византийского императора Констан тина, но и списал из христианских книг.
В соответствии с извлеченными уроками турецкий властитель осуществил следующие мероприятия в завоеванной им стране.
Во-первых, он велел, по словам Пересветова, "со всего царства все доходы себе в казну имати". Во-вторых, он "никому ни в кото ром граде наместничества не дал велможам своим для того, чтобы не прелыцалися неправдою судити". В-третьих, Магмет-салтан назначил своим вельможам жалованье из своей казны в размере, какового кто достоин. В-четвертых, он "дал суд во все царство и велел присуд (т. е. судебную пошлину) имати к себе в казну для того, чтобы судьи не искушалися и неправды бы не судили". В-пятых, турецкий властитель назначил по городам своих судей из верных себе служилых людей и велел им "судити прямо". "Да по мале времени обыскал царь судей своих, как они судят, и на них довели пред царем злоимство, что они по посулом судят. И
162 История политических и правовых учений
царь им вины в том не учинил, только их велел живых одрати. Да рек так: "естьли оне обростут опять телом, ино им вина отдатся". Да кожи их велел проделати, и велел бумагою набити, и в судеб- нях велел железным гвоздием прибити, и написати велел на кожах их: "Без таковые грозы правды в царство не мочно ввести. Правда ввести царю в царство свое, ино любимаго не пощадити, нашедши виноватого. Как конь под царем без узды, так царство без грозы".
Кроме того, Магмет-салтан навел порядок в своем войске. Он установил, что воинов судят командиры их полков — паши, при чем судят "беспошлинно и беспосулно, и суд их совершается вско ре". А чтобы государство его не ослабело, воины с коней не слеза ют и оружия из рук не выпускают. За это турецкий властитель веселит всегда сердце их своим жалованьем царским и продоволь ствием.
В "Большой челобитной" Иван Пересветов повторил многие мыс ли "Сказания о Магмет-салтане". "Хоть и неправославный был царь, а устроил то, что угодно Богу" — такая оценка турецкому власти телю давалась здесь устами молдавского воеводы Петра. "Турецкий царь султан Магомет великую правду ввел в царстве своем, хоть иноплеменник, а доставил Богу сердечную радость. Вот если б к той правде да вера христианская, то бы ангелы с ними в общении пребывали", — делал вывод Петр. В то же время молдавский вое вода усматривает некоторые явления, приведшие к гибели Визан тию, и в Русском государстве. "Сами вельможи русского царя бога теют и в лени пребывают, а царство его в скудость приводят", — говорил он. Тем не менее Петр выражал уверенность в том, что, благодаря благоверному великому царю русскому и великому кня зю всея Руси Ивану Васильевичу, будет в Русском государстве великая мудрость.
В "Сказании о Магмет-салтане" Иван Пересветов прямо связы вал судьбу православной христианской веры с судьбой Русского государства. Греки, отмечал он, правду потеряли и Бога разгневали и веру христианскую отдали неверным на поругание; "И ныне гре ки хвалятся государевым царством благовернаго царя русскаго от взятия Махметева и до сих лет. А иного -царства, волного християн- ского и закону греческаго нет, и надежду на Бога держат и на то царство Руское благовернаго царя рускаго" (курсив мой. — В. Т.).
В этих словах Ивана Пересветова слышится нечто близкое к идее старца Филофея о Русском государстве как последнем носи теле идеала православного царства. Такое повторение не было слу чайностью.
Светская по своему характеру политико-правовая теория Ива на Семеновича Пересветова уходила своими корнями в русскую православную идеологию. Понятие "правда" в сочинениях Пере-
Гл. 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 163
светова, в сущности, лишено религиозного содержания — оно трак туется им как сугубо светское, не связанное с какой-либо религией. Поэтому и оказывается возможным осуществление правды непра вославным и даже нехристианским государем. Однако Иван Пере- светов все же надеялся, что правда соединится с христианской верой, и произойдет это не где-нибудь, а в Русском православном государстве.
Заключение
XV—XVI века были временем формирования и упрочения Рус ского централизованного государства. Вместе с тем это была эпо ха накопления сил, создания предпосылок для нового взлета Рос сии — перехода русской государственности в качество империи. Этими предпосылками были и соответствующие экономические процессы, и перемены в государственном строе, и небывалое по масштабам расширение территории.
Указанные предпосылки для подъма русской государственно сти в новое качество формировались и в сфере русской политичес кой и правовой идеологии. Именно в этом заключался общий смысл эволюции русской политико-правовой мысли в XV—XVI веков. В русском общественном сознании утверждалась идея величия Рус ского государства, особой ответственности русских царей перед бо гом. Однако будущее России представлялось отнюдь не свободным от различных опасностей. Тревога за судьбу Русского государства, предчувствие в близком будущем глобальных потрясений его усто ев звучали где глухо, а где предельно громко в сочинениях почти каждого истинно русского мыслителя.
Г Л А В А 8
Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в.
§ 1. Введение
XVI век — век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) скла дывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней вла сти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолюти стские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение нации, народа, страны. Падал духовный и политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Централь ной Европы. Организация и деятельность церкви и духовенства критиковались не только еретическими сектами, но и многими ка толиками. Все большую известность приобретали идеи Уиклифа, Гуса, таборитов об очищении религиозных организаций от всего, что не соответствует Священному писанию. Назревало широкое движение за реформу церкви. Одновременно усиливалась и разви валась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространи лась в других странах Западной Европы.
Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.
В XVI в. естествознание, философия, реалистическое искусство достигли больших успехов. В том же веке общей для всех западно европейских стран стала культура Возрождения. Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм — стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, по становлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением челове ка, его психологии и морали.
Представители гуманизма противопоставляли церковно-схола- стической учености (studia divina) светские науки и образование (studia humanitatis). Светские (гуманитарные) науки изучали не
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 165
Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяе мый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.
Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Если Реформация апеллировала к первона чальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрожде нием античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толко валась как средоточие зла и греховности.
Гуманизм XV—XVI вв. не стал движением, охватившим ши рокие массы народа. Культура Возрождения была достоянием от носительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эсте тическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейско го языка того времени — латыни. Большинство гуманистов отрица тельно относилось к религиозным движениям, в том числе рефор- мационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму. Важное значение для широкого распространения и религиоз ных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в сере
дине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1006;