Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Ник- коло Макиавелли1 (1469—1527).
Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентий ской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн.
Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начав шегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. В северной и средней Италии еще в XII—XIII вв. сложились города-республики (Венеция, Флоренция, Генуя и др.) с развитой ремесленной и торговой экономикой. Промышленная и торговая верхушка этих городов сумела, опираясь на народ, подчи нись феодалов своего округа, создать свою коммунальную го сударственность. Однако перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других стра нах Европы вели к упадку итальянской промышленности и торгов ли, подрывали силы итальянских городов. Раздробленная Италия
1 В ряде изданий последних лет эта фамилия пишется — Макьявелли.
166 История политических и правовых учений
подвергалась нашествиям иноземных войск; в ряде городов-госу дарств силами феодальной реакции учреждались тирании, опирав шиеся на наемные войска.
После установления во Флоренции синьории Медичи Макиа велли был лишен должности. В последний период жизни он зани мался литературной деятельностью. Кроме сочинений на темы по литические ("Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Госу дарь", "О военном искусстве" и др.) и исторические ("История Фло ренции") его перу принадлежит ряд художественных произведений. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта го сударств Античного мира, на представлениях об интересах и стрем лениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, по лезных в настоящем. "Чтобы знать, что должно случиться, доста точно проследить, что было... Это происходит от того, — пояснял Макиавелли, — что все человеческие дела делаются людьми, кото рые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они
неизбежно должны давать одинаковые результаты".
Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того, чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы че ловека, его психологии и влечений.
Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассмат ривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыб лемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущени ям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь — в презрение. В творчестве Макиавелли мотивы социальной психо логии впервые осмыслены как важный факт политики.
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опас ное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа): "Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства".
Незыблемость частной собственности, как и безопасность лич ности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и осно вой прочности государства. По его учению, блага свободы наилуч шим образом обеспечены в республике. В свободных землях и стра-
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 167
нах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножа ет и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об обще ственных интересах и что общее их благосостояние на диво растет". Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении го сударства и круговороте форм правления; вслед за античными ав торами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, арис тократии и демократии) форме. Особенность учения Макиавелли в том, что смешанную республику он считал результатом и сред ством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп. "В каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно — народное, другое — высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах сво
боды".
Предпосланные всему учению о государстве рассуждения о при роде человека (индивида) Макиавелли существенно дополняет ис следованием общественной психологии социальных групп, борю щихся за влияние в государстве. В Древнем Риме смешанная рес публика сложилась в результате борьбы и компромиссов народа и аристократии, но их непримиримые распри вокруг аграрного зако на погубили республику. В истории Флоренции раздоры простого народа (пополанов) и знатных людей (нобилей) с самого начала носили бескомпромиссный характер; этим обусловлена непрочность Флорентийской республики.
Макиавелли стремился опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. Если единоличный правитель лучше со здает законы, устраивает новый строй и новые учреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй.
Народ нередко ошибается в общих вопросах, но очень редко — в частных. "При избрании должностных лиц, например, народ де лает несравненно лучший выбор, нежели государь". Даже взбунто вавшийся народ менее страшен, чем необузданный тиран: мятеж ный народ можно уговорить словом — от тирана можно избавиться только железом; бунт народа страшен тем, что может породить тирана, — тиран уже наличное зло; жестокость народа направлена против тех, кто может посягнуть на общее благо, "жестокость госу даря направлена против тех, кто, как он опасается, может посяг нуть на его собственное, личное благо".
От народа отличается знать. "Нет города, где не обособились бы эти два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, народ не желает находиться в подчинении и угнетении". Если бы не сопро тивление народа, аристократы Античного Рима погубили бы сво-
168 История политических и правовых учений
бодное государство лет на триста раньше; честолюбивые устрем ления знати — источник беспокойства и смут в государстве.
Макиавелли все же считал знать неизбежной и нужной частью государства. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военачальники; совершенное подавление пополанами флорентийских нобилей, писал Макиавелли в "Исто рии Флоренции", привело к угасанию воинской доблести и душев ного величия, а тем самым — к ослаблению и унижению Фло ренции.
Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что система государственных органов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защи щая интересы соответствующей части населения, сдерживает по сягательства на эти интересы другой его части.
Вместе с тем Макиавелли с ненавистью отзывался о феодаль ных дворянах и призывал к их уничтожению. "Дворянами име нуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных помес тий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо указанных помес тий владеют замками и имеют повинующихся им подданных". "Же лающий создать республику там, где имеется большое количество дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив всех их до единого".
На пути к созданию будущей свободной Итальянской респуб лики много препятствий — считал Макиавелли. Освобождение стра ны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и много численных дворян, от папского государства и интриг католической церкви, поддерживающей раздробленность страны, требует край них мер, проводимых абсолютной и чрезвычайной властью едино личного правителя, уничтожающего укоренившиеся пороки, учреж дающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме посвящено наи более известное произведение Макиавелли "Государь" (в иных пере водах — "Князь"; дословно — "О принцепсе").
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое зна чение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы.
Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хоро шего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы". Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из пер воочередных условий создания общенационального государства.
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 169
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Ре лигия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хоро шая религия, легко создать армию. В Древнем Риме "религия помо гала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать лю дей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать религию для руководства подданными.
Макиавелли не одобряет современное ему христианство, пропо ведующее смирение, самоуничижение, презрение к делам челове ческим: "Религия античная почитала высшее благо в величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными. А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совер шали мужественные деяния. Такой образ жизни сделал, по-моему, мир слабым и отдал его во власть негодяям: они могут безбоязненно распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая попасть в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о том, как бы за них расплатиться".
Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: "Дур ные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благоче стия и всякой религии". В канун Реформации Макиавелли прозор ливо предсказывал, что католическая религия "близка к своей ги бели либо к мучительным испытаниям".
Макиавелли считается одним из основоположников науки по литологии. В его произведениях политика (учреждение, организа ция и деятельность государства) рассматривалась как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из Священного писания или сконструированы умозрительно. Такой подход к изу чению государства был большим шагом вперед в развитии полити ко-правовой теории1.
Прогрессивное по методологической основе политическое уче ние Макиавелли несло на себе отпечаток эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы осуществления госу дарственной власти, способы и приемы политической деятельности. В произведениях Макиавелли политика противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и недолжном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, со циальных общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные нормам морали, регулирующей отноше
ния между частными лицами.
1 Известный немецкий государствовед Еллинек даже утверждал, что Макиавелли впервые ввел в научную литературу слово "государство" (stato).
170 История политических и правовых учений
Поступки основателей государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов, политических деятелей вообще, рас суждал Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения мора ли, а по их результатам, по их отношению к благу государства: "...Благоразумному государю следует избегать тех пороков, кото рые могут лишить его государства, от остальных же — воздержи ваться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удер жаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагуб но для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле достав ляет государю благополучие и безопасность".
Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман. "Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во- вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заклю чено в природе и человека, и зверя..., — поучал Макиавелли. — Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев бо ится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подоб ным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
Государственный деятель не должен быть всегда верен дого ворам: "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание".
Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли вос хищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа1, стремившийся рас ширить свои владения вероломными и жестокими способами, типич ными для феодалов эпохи позднего Средневековья. Ссылаясь на деяния романьского герцога и ставя их в пример, Макиавелли пи сал, что для укрепления и расширения государства политик дол жен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души.
В политике единственным критерием оценки действий прави теля государства являются укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен исполь зовать все средства, в том числе аморальные: "Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши".
1 Иногда пишется "Борджа" (итал. — Borgia).
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 171
При всем этом, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верхов ной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: "Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может". "Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им уверенность в безопасности".
Лучше убить, чем грозить, — грозя, создаешь и предупрежда ешь врага, убивая — отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают от дельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население. Лучше быть скупым, чем щедрым, — щедрый обирает многих, чтобы ода рить немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обре менен излишними поборами. Лучше внушать страх, чем любовь, — любят государей по собственному усмотрению, боятся — по усмот рению государей. Мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него.
Если для укрепления своей власти правителю пришлось каз нить много людей, то для блага государства после этого полезно казнить того из подчиненных, кто непосредственно руководил каз нями: этим правитель отведет от себя обвинение в жестокости (Че- заре Борджиа так поступил с Рамиро д'Орко — усмирителем Ро- маньи).
"...Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишенного престола". Все обиды и жестокости надо учинять разом: "Чем мень ше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же по лезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше". Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами.
Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер фортуны, "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей. В государственной деятельности, по учал Макиавелли, "всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером". "Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти после дние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство".
Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому "макиавел лизм" стал символом политического коварства.
172 История политических и правовых учений
Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на пос ледующее развитие политико-правовой идеологии. Наиболее про ницательные мыслители Нового времени высоко оценили методо логию Макиавелли, в особенности рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.
Названные положения Макиавелли были восприняты и разви ты последующими теоретиками (Спиноза, Руссо и др.). Камнем пре ткновения для этих теоретиков явились, однако, "макиавеллизм" и его оценка.
Делались попытки противопоставить наиболее известную книгу "Государь", в которой определяются "чрезвычайные меры" для объединения Италии, другим произведениям Макиавелли, усмот реть противоречие между ними. Попытки неудачны, поскольку дру гие его сочинения содержат такие же рекомендации, причем спе циально оговорено, что способы усиления могущества государей и республик тождественны. "Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, — писал Макиавелли, — не следует останавливаться ни перед каким соображением справедливости и несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, — но, отбросив всякие сообра жения, решиться на то, что спасает и поддерживает свободу".
Неудачны и попытки истолковать книгу "Государь" как обли чительный памфлет против тиранов, разоблачающий их повадки, либо представить "макиавеллизм" как искажение подлинных идей Макиавелли.
Макиавеллизм неотделим от произведений Макиавелли.
Макиавелли — превосходный писатель. Его произведения на политические темы написаны могучим, красочным, образным язы ком, свойственным эпохе Возрождения. В этих произведениях вы ражено искреннее, глубокое восхищение автора "невиданной жес токостью Ганнибала", "виртуозными злодеяниями Чезаре Борджиа", поразительным умением коварного папы Александра VI давать невыполнимые обещания и, наоборот, содержатся горькие сетова ния о политиках, потерпевших неудачу из-за того, что для совер шения очередного злодейства у них не хватило "мужества и вели чия духа".
Дело не в том, что автор смакует виртуозные хитрости и зло действа политиков, откровенно любуясь и восхищаясь ими; хуже, что читателю настойчиво и назидательно, в высокохудожественной манере, убедительнейше внушается мысль, что подлости и злодей ства в политике — дело обыкновенное, нормальное, повседневное, обыденное и даже заслуживающее уважения и восхищения.
Восторгаясь деяниями Борджиа и других беспринципных го сударственных деятелей, глубокий теоретик Макиавелли почему-
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 173
то не заметил, что его доводы о необязательности правил морали для правителей вполне применимы к отношениям между частными лицами, для которых, утверждал Макиавелли, мораль обязательна. Вот некоторые из этих доводов: "Необходимо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный случай". И еще: "Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недо стойным, — поясняет Макиавелли, — если бы люди честно держа ли слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется".
Если эти соображения верны для политиков, то почему они неприменимы к отношениям частных лиц между собой? Если пред положение о вероломстве, злобности и враждебности всех окружа ющих человека людей сделать основой правил его поведения, то получится не общество, а что-то вроде "войны всех против всех", в которой каждый стремится нанести окружающим первый удар или, по крайней мере, обмануть их в чем-нибудь, успев сделать это, пока они сами его не обманули. Однако из опыта истории достаточно известно, что мораль наряду с другими социальными регуляторами всегда оказывала сдерживающее влияние на человеческие страсти, удерживая людей в рамках общежития. Но не обнаружится ли "война всех против всех" в политике, если ее, как предлагал Макиавелли, освободить от моральных сдержек и оценок?
Конечно, Макиавелли далек от мысли о "войне всех (политиков) против всех (политиков)"; но он одобряет войну сильных политиков против слабых, хитрых — против простодушных, коварных — про тив честных политиков, властолюбцев — против тех, кто мешает им взять власть в 'свои руки. Поэтому его советы и рекомендации оказались полезными для политиков вероломных и жестоких, для тиранов, демагогов и узурпаторов власти.
Получилось так, что республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, практически ничем не помог народ ным движениям за республику и демократию; однако его произве дения оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Именно им приятна мысль о вседозволенности в полити ке: "Пусть государи стараются сохранить власть и одержать побе ду, — писал Макиавелли. — Какие бы средства для этого ни упот ребить, их всегда сочтут достойными и одобрят". К тому же многие конкретные рекомендации Макиавелли действительно полезны для укрепления власти беспринципных и аморальных политических дея телей.
Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверж дения своим идеям о сильной государственной личности, обоснова-
174 История политических и правовых учений
ние культа государства. В одном из своих строго секретных писем для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации Макиавел ли, содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех, кто при обретает власть злодеяниями"), называл его умным писателем по государственным вопросам, справедливо говорившим о способах дос тижения известной политической цели, и, в соответствии с его ре комендацией, требовал расстрелять возможно больше представите лей духовенства под предлогом голода и изъятия церковных цен ностей. Произведения Макиавелли "Государь" и "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин, сделав ший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по тексту первого русского издания этих произведений1.
Макиавелли, безусловно, — великий теоретик и ученый, сде лавший громадный шаг к созданию идеологии и науки Нового вре мени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.
Он, несомненно, блестящий писатель, автор художественных, политических, исторических произведений, созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения.
Но то и другое не обязывало его восхвалять политические под лости, коварства и жестокости, оставляя духовное наследие не только ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения вели кого итальянца не проиграли бы, если бы в них не было поучений и назиданий грядущим тиранам. К сожалению, без этого не обошлось.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1027;