Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" Т. Мора.
"Город Солнца" Т. Кампанеллы
Возрождение античного наследия повысило интерес к книге Платона "Государство". Развитие идей Платона об общности иму-
7 История политических и правовых учений
182 История политических и правовых учений
ществ привело к появлению произведений, заложивших основы коммунизма1 Нового времени. Существенным новшеством теорий раннего коммунизма было умозрительное распространение общно сти имуществ на всех граждан (а не только на философов и воинов, как у Платона), а также обоснование демократических учреждений в государствах, базирующихся на общественной собственности.
В 1516 г. была опубликована "Весьма полезная, а также и за нимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и крас- норечивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного горо да Лондона". Англичанин Томас Мор (1478—1535), правовед по об разованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парла мент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лон дона и другие должности. "Утопия" создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.
Сочинение написано в форме диалога: мореплаватель расска зывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопия.
В первой части сочинения Мор дал резкую критику огоражи вания и кровавого законодательства современной ему Англии. По рицая жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах пре ступности в современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Мор, — частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые "подвергаются ежедневной каре, но не обузданию", обще ство само "создает воров и одновременно их карает".
Взгляд на собственность как основу общества позволил Мору сделать ряд новых выводов о сущности государства и права. "При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств, — писал Мор, — я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратую щих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах". Богачи используют государство, "во-первых, для того, чтобы удер жать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими
1 До начала XIX в. частной собственности противопоставлялась "общ ность имуществ" (omnia sunt communia — все должно быть общим). Исхо дя из терминологии того времени, а также принципов организации труда, распределения, быта в проектах Мора, Кампанеллы и их последователей в XVI—XVIII вв. их идеалы по традиционной классификации являлись ком мунистическими. Отличные от них идеалы социализма, как указывал Ф. Энгельс, возникли в начале XIX в. (см. гл. 19).
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 183
хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами".
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жи телей острова Утопия, находящегося в Новом Свете, где-то в юж ном полушарии ("утопия" по-гречески — "место, которого нет"). В Утопии существуют общность имуществ и всеобщая обязатель ность труда; это коренным образом отличает общественный и политический строй утопийцев от порядков всех других государств. Утопия — своеобразная федерация 54 городов. Утопийский се
нат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова — перераспределение продуктов, рабочей силы, при ем иностранных посольств и др.
Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья за нимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной се мьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской мест ности образуются "деревенские семьи" (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока).
Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей из бирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа уче ных. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложен ных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
При описании государственных учреждений Утопии Мор во многом следовал античным Образцам (государство-город, смешан ная республика и др.). Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством и образованием. Именно поэто му должностные лица избираются из среды ученых (траниборы — члены городских сенатов); по той же причине создаются специаль ные учреждения для координации производства и потребления в масштабах страны (общеутопийский сенат).
Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. По скольку в Утопии нет частной собственности, споры между уто- пийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопий- цы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. "У уто пийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование".
184 История политических и правовых учений
Очень своеобразно для своего времени Мор решает проблему наказания. Протестуя против применения смертной казни за кражу, Мор противопоставлял жестокому законодательству современной ему Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым преступников не казнят, а присуждают к общественным работам. Аналогичное законодательство существует в Утопии; утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в "рабство".
Рабство, о котором идет речь в "Утопии", — совсем не то раб ство, которое было известно Античному миру, — оно не пожизнен но (князь или народ могут смягчить или прекратить рабство раска явшихся и исправившихся преступников) и не наследственно. "По мнению утопийцев, оно является достаточно суровым для преступ ников и более выгодным для государства, чем спешить убить ви новных и немедленно устранить их. Труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь, а, с другой стороны, пример их отпугивает на более продолжительное время других от совершения подобного по зорного деяния". Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, куплен ные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи (чтобы вос питать общественное презрение к драгоценным металлам) и вы полняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т. п.). Од нако рядом с ними трудятся свободные утопийцы, добровольно выполняющие грязные работы: "Чем более они несут рабский труд, тем больший почет получают от остальных". Основная мысль Мора сводится к тому, что принудительные работы — более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смерт ная казнь.
К войнам Мор относился отрицательно. Политике феодальных монархов, помышлявших в основном о завоеваниях и военной сла ве, он противопоставлял миролюбие утопийцев. "Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием воистину зверским... вопреки обы чаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени бесславным, как славу, добытую войной".
Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум (рационалистическое обоснование преимуществ обществен ной собственности, всеобщего равенства и общего труда) и случай (в сочинении Мора — философ Утоп, основавший новое государ ство и учредивший его законы).
Другие произведения Т. Мора не столь значительны, как "Уто пия". Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие госу дарственные должности вплоть до высшей — лорда-канцлера. Раз рыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отстав ки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был каз-
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 185
нен по обвинению в государственной измене, за отказ присягнуть королю как главе церкви. Поскольку Мор пострадал за веру, като лическая церковь канонизировала (1886 г.) автора "Утопии".
Последующие теоретики раннего коммунизма испытали на себе сильное влияние "Утопии", в том числе и новых идей о государстве и праве.
Эти идеи получили развитие в произведениях Томмазо (Джи- ана Доменико) Кампанеллы (1568—1639). Доминиканский монах Кам- панелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других про изведений, "Город Солнца" (издано в 1623 г.).
При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует "Утопии" Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим "вести философский образ жизни общиной". Здесь нет частной собствен ности, все трудятся в соответствии со своими природными склон ностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с произво дительным трудом, организуются и регулируются государством.
Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отлича ются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Го роде Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячес ки подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуж дает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присужда ют к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в "Утопии", сказались ка- зарменность и аскетизм, навеянные идеями Платона. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются рабо тать, питаться, отдыхать, развлекаться.
Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей соб ственности, сохранится государство. Однако государство, им описан ное, отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и государственных учреждений.
Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель — Солнце (Метафи зик) — всесторонне образованный человек, сведущий во всех на уках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибу там бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправите ля: Пон (Сила — ведает военным делом), Син (Мудрость — руково дит развитием наук), Мор (Любовь — управляет воспитанием,
186 История политических и правовых учений
деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).
Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведаю щие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Ско товод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Ас троном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существу ют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость и т. д.
В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Боль шом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.
Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими масте рами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может высказаться за избрание или про тив него; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соот ветствующих наук или ремесел, начальники отрядов).
Большому Совету принадлежит право поддержать или, наобо рот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц — здесь ему принадлежит решающее слово.
Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, зани маются научными изысканиями (в том числе модной тогда астроло гией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой). В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания.
Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Про цесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и ра ботают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные фео дальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по спра ведливости и соответственно проступку.
Кампанелла порицал аморализм политиков и тиранов, приду мавших понятие "государственная необходимость", которое сводится, как он писал, к выгодному только им правилу — "для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон". Кампанелла с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты".
Гл. 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 187
Заключение
В XVI веке обозначились правовые и политические основы граж данского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, мо рального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая в основе и новых политико-правовых концепций, и массовых рели гиозно-политических движений. Во-вторых, после почти полутора- тысячелетнего перерыва государство рассматривалось как обще ственное явление, не только самостоятельное по отношению к ре лигии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними.
Новая политико-правовая идеология основывалась на рациона листической методологии и изучении государственно-правовой прак тики. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и деятельность государства, бралась "природа человека", его склон ности и интересы. Государство и право логически выводились из этой посылки, рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Эти методологические положения были подчинены задаче обоснования антифеодальной программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея лично сти, освобожденной от феодальных оков и наделенной рядом прав и свобод. Концепция естественного права и прав человека сложилась на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в.
Многие программные идеи XVI в. получили развитие в буржу азной политико-правовой идеологии последующих веков. Таковы идеи незыблемости частной собственности и договорных отноше ний, свободы промыслов и торговли. Но в том же веке стали скла дываться теории, отрицавшие не только феодально-сословное об щество, но и любой строй, основанный на частной собственности и имущественном неравенстве. Взгляд на платоновскую общность имуществ как на основу рационально организованного общества с самого начала был коррективом к буржуазному образу граждан ского общества, содержал идею его социализации.
ГЛАВ А 9
Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период
ранних антифеодальных революций
§ 1. Введение
В XVII веке в Западной Европе началось революционное низ вержение сословно-феодального строя. От начала революции в Анг лии исчисляется Новое время — период истории, сменивший Сред невековье.
Идеологическим знаменем антифеодальных движений в Гол ландии, Англии и в других странах было протестантство. На основе кальвинизма сформировался особый тип личности — носитель но вой, протестантской этики, предписывающей личный аскетизм, тру долюбие и деловую честность. Сосредоточившись в городах, труже ники-кальвинисты, объединенные религией, общностью интересов и деловыми связями, стремились освободиться от гнета и посяга тельств на их жизнь и свободу католической церкви и дворянско- монархических государств.
Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Гол ландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), вы державшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Вторая революция произошла в Англии ("Великий мятеж" 1640—1649 гг. и "Славная революция" 1688—1689 гг.). Их концептуальным выражением и ито гом стали теории естественного права и общественного договора, основанные на рационализме.
Рационализм, т. е. оценка общественных отношений с позиций "здравого разума", применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных привилегий?) были могучим орудием критики феодальных отноше ний, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка природного равенства людей.
Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 189
восходят к трудам мыслителей эпохи Возрождения, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1111;