Учение Т. Гоббса о государстве и праве
В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парла мента, против ряда феодальных пережитков и своеволия короля.
192 История политических и правовых учений
Среди защитников королевской власти был английский фило соф, теоретик естественного права Томас Гоббс (1588—1679). В на чале революции он написал трактат в защиту королевской власти и был вынужден эмигрировать. В Париже Гоббс продолжил разра ботку своей философской системы; там же была издана его книга с осуждением революции и гражданской войны. После окончания гражданской войны Гоббс опубликовал в Лондоне свое основное произведение — "Левиафан, или материя, форма и власть государ ства" (1651 г.).
Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей че ловека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне песси мистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолю бие). Эти страсти делают людей врагами: "Человек человеку — волк" (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, державшей людей в страхе, они находятся в "состо янии войны всех против всех" (bellum omnia contra omnes).
Пагубность "состояния войны всех против всех" понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право — свобода делать все для самосохранения; ес тественный закон — запрет делать то, что пагубно для жизни).
Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".
Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность ко торого Гоббс определял как "единое лицо, ответственным за дей ствия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использо вать силу и средства всех их так, как оно сочтет необходимым для их мира и общей защиты".
Государство — это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть — душа государства, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы — разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные од ним концом к устам суверена, другим — к ушам подданных; награ ды и наказания — нервы; благосостояние граждан — сила, безопас ность народа — занятие, гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, гражданская война — смерть.
Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назна чение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены су верену — правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 193
В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал сму ты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Одна ко концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно противостоявшего теологической идеологии. Не менее важно, что консервативная политическая программа в концепции Гоббса сое динялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того време ни принципов частного права.
То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического пра ва. Обеспечение мира и безопасности требует, по Гоббсу, возложе ния на подданных в области политических отношений одних лишь обязанностей, предоставления суверену — только прав. Однако же в области частноправовых отношений подданным должны предо ставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий1. Гоббс — отнюдь не сторонник феодально-сословного деления общества на привилегированных и непривилегированных. В отношениях между подданными суверен должен обеспечить рав ную для всех справедливость ("принцип которой гласит, что нель зя отнимать ни у кого того, что ему принадлежит"), незыблемость договоров, беспристрастную защиту для каждого в суде, опреде лить равномерные налоги. Одна из задач государственной влас ти — обеспечение той собственности, "которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального пра ва". Частная собственность, по Гоббсу, является условием обще жития, "необходимым средством к миру". Собственность, не забы вает добавить Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий.
В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права де лать все то, что не запрещено законом. "Там, где суверен не пред писал никаких правил, подданный свободен делать или не делать согласно своему собственному усмотрению". Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им пра вильное направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено усмотрению подданных: та ковы "свобода покупать и продавать и иным образом заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу, свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и
1 Исключая право критики действий суверена и свободу совести (для подданных обязательна государственная религия).
194 История политических и правовых учений
т. д.". Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.
В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма: "Граждане пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставля ют на их усмотрение..., — писал Гоббс. — Граждане цепенеют, если не делают ничего без прямого предписания закона... Законы ус тановлены не для прекращения, а для направления человеческих действий, подобно тому как природа поставила берега не для задержания течения реки, а для того, чтобы направлять его".
По существу Гоббс обосновывал принципы гражданского обще ства, защищенного авторитарной властью. Особенность учения Гоб бса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к граждан ской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "вой ны всех против всех". Поскольку же такая война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в защиту королевского абсолютизма.
Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной монархии. "Там, где известная форма правления уже установилась, — писал он, — не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддержи вать и считать наилучшей существующую". Не случайно эволю ция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (про текторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свер жения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничто жаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля: "Солдат может ис кать своей защиты там, где он больше всего надеется получить ее, и может законным образом отдать себя в подданство новому госпо дину".
Вернувшись в Англию в 1651 г., Гоббс был с уважением принят Кромвелем, поручившим ему участие в реорганизации универси тетского образования. После реставрации Стюартов вернувшиеся в Англию эмигранты попрекали Гоббса его примирением с властью Кромвеля и обвиняли в атеизме. После смерти Гоббса "Левиафан" был публично сожжен по решению Оксфордского университета. Задолго до этого католическая церковь включила произведения Гоббса в "Список запрещенных книг".
Гл. 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии... 195
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 822;